Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Симонова Елена Сергеевна

В представленном материале разработаны конспекты по экспериментальной деятельности с детьми в подготовительной к школе группе. Тематика различная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_i_eksperimenty.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Волшебные стеклышки»

Программное содержание: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Материалы: лупы, микроскопы, различные мелкие предметы, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа, картинки с изображением клюва птицы, глазалягушки под лупой.

Ход занятия:На столе - микроскопы, лупы. Что сегодня приготовил для нас дедушка Знай? Какие из этих приборов вам знакомы? Для чего нужны эти приборы? Как вы думаете, что появилось раньше – лупа или микроскоп?

Воспитатель:  Людям всегда хотелось рассмотреть некоторые вещи поближе – лучше, чем это видно глазом. Стекло люди научились делать тысячи лет назад. Но даже у стекольных дел мастеров стекла вначале получались мутноватыми. И они заменяли стекло … камнем. Да – да, прозрачным камнем – отшлифованным горным хрусталем. Получалось круглое стеклышко – линза. А позднее линзы научились делать из стекла. Сначала появилась лупа. С помощью лупы ученые увидели то, чего не могли разглядеть раньше: строение цветка растения, ножки, усики и глазки насекомых и многое другое.

  Посмотрите и зарисуйте, какими вы видите в лупу листья, кору деревьев.

 - Дети рассматривают, зарисовывают. После этого им предлагается посмотреть на картинки и отгадать, что ученые рассматривали с помощью лупы.

Воспитатель:Позже появился микроскоп. Мы рассматривали в лупу, и маленькое становилось большим. В лупе только одно стеклышко, а если взять 2-3 стеклышка, они станут увеличивать сильнее. Все самое крохотное они сделают большим, видимым. Где же это волшебное стеклышко в микроскопе? Как нужно пользоваться микроскопом?

 (Дети вместе с воспитателем рассматривают строение микроскопа: окуляр, трубку, объектив, предметный столик, зеркало).

Воспитатель: Если ученому надо разглядеть под микроскопом каплю воды, он берет стеклышко, капает на него воду, кладет стеклышко на столик, прижимает глаз к верхнему концу трубки – окуляру, зажигает рядом настольную лампу и начинает поворачивать зеркальце. Когда луч света от лампы снизу осветит капельку, ученый увидит… Что он увидит? Посмотрите сами. Только нам настольная лампа не нужна, у нас микроскоп с подсветкой. Что мы увидели? ( Настоящее море, что-то плавает.)

  Мы помним, что в неочищенной воде могут плавать частички грязи, растений, разные живые существа. Поэтому сырую оду пить нельзя – можно заболеть. Рассмотрите листья растений под микроскопом, зарисуйте все, что увидите.

  Дети рассматривают листья растений и зарисовывают увиденное.

  А теперь рассмотрите все, что вам интересно.

  - Где еще применяются такие же волшебные стеклышки, как у лупы и микроскопа? Ученые-астрономы используют телескоп для наблюдений за небесными светилами. Моряки используют бинокль для наблюдения за морем. Через бинокль, подзорную трубу далеко видно. А нам дедушка Знай дает морской бинокль и предлагает понаблюдать на прогулке. Все, что мы увидим, мы нарисуем и принесем дедушке Знаю.

Тема: «Почему не тонут корабли?»

Программное содержание: выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.

Материалы: таз с водой; предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, пробка, кусок пластилина, перья; спичечные коробки, упаковка из-под яиц, фольга, стеклянные шарики, бусинки.

Ход занятия: В гости к детям пришел Почемучка и принес много разных предметов.

Почемучка. Я бросал эти предметы в воду. Одни из них плавают, другие тонут. А почему так происходит, не понимаю. Объясните мне, пожалуйста.

Воспитатель. Почемучка, какие предметы у тебя утонули?

Почемучка. Я теперь уже не знаю. Я, когда шел к вам, все предметы сложил вместе в одну коробку.

Воспитатель. Ребята, давайте проверим плавучесть предметов. Как вы думаете, какие предметы не утонут?

  Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель. А теперь проверьте свои предположения и зарисуйте результаты.

  Дети вносят результаты в таблицу 5: ставят любой знак в соответствующую графу.

  - Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одного ли размера? Все ли одинаково держаться на воде?

  -Что произойдет, если соединить предмет, который плавает, с тем, который тонет?

-Прикрепите небольшой кусочек пластилина к трубочке для коктейля, чтобы она плавала стоя. Постепенно добавляйте пластилин, пока трубочка не утонет. Теперь, наоборот, понемногу снимайте пластилин. Сможете ли вы сделать так, чтобы трубочка плавала у самой поверхности? ( Трубочка плавает у поверхности, если пластилин расположен равномерно по всей ее длине.)

  - Плавает ли пластилиновый шарик в воде? ( Проверяя, узнают, что тонет.) Будет ли плавать пластилин, если из него слепить лодку? Почему так происходит?

  Воспитатель. Кусок пластилина тонет. Потому что весит больше, чем вытесняемая им вода. Лодка плавает, потому что тяжесть распределилась на большую поверхность воды. И настоящие лодки так хорошо держаться на поверхности воды, что в них перевозят не только людей, но и разные тяжелые грузы. Попробуйте смастерить лодку из разных материалов: из спичечной коробки, из фольги, из коробки из-под плавленого сыра, из коробки из-под яиц, из пластмассового подноса или блюдца. Какой груз может перевести ваша лодка? Как нужно распределять груз на поверхности лодки, чтобы она не утонула? ( Равномерно по всей поверхности.)

Почемучка. А что легче: тащить лодку с грузом по земле или везти по воде?

  Дети проверяют и дают ответ Почемучке.

Почемучка. Почему же не тонут корабли? Они же больше, тяжелее лодки.

Воспитатель. Предмет плавает на поверхности воды благодаря равновесию сил. Если вес предмета соответствует его размеру, то давление воды уравновешивает его вес и предмет плавает. Форма предмета тоже имеет большое значение. Форма корабля удерживает его на воде. Это происходит потому, что внутри его много воздуха, благодаря этому он легкий, несмотря на огромные размеры. Он вытесняет больше воды, чем весит сам.

  Дети дарят Почемучке свои лодочки.

Тема: «Упрямые предметы»

Программное содержание: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.

Материалы: игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты, рабочие листы, простые карандаши.

Ход занятия:

 В гости к детям приходит Почемучка и рассказывает историю, которая с ним случилась.

  Почемучка. Сегодня я ехал в автобусе на заднем сиденье. У меня был мяч. Я его положил на пол возле себя. Вдруг на перекрестке загорелся красный свет. Водитель нажал на тормоз, и автобус стал останавливаться, а мой мяч покатился через весь автобус и остановился только у кабины водителя. Постоял автобус на перекрестке и поехал дальше. Автобус поехал вперед, а мяч почему-то покатился назад ко мне. Почему он не захотел оставаться на месте? Он что – живой?

  Выслушиваются ответы детей (можно записать интересные рассуждения).

Воспитатель.Давайте поможем разобраться Почемучке в этой истории. Попробуем создать похожую ситуацию. У нас сегодня много игрушек.

  - Возьмем машину, посадим в ее кузов мишку ( любую игрушку) и постепенно разгоним машину, не выпуская ее из рук.

  Дети выполняют действия вместе с воспитателем.

Воспитатель. Что происходит? (Машина едет, мишка в кузове.) А теперь резко остановим машину. Что изменилось? (Медведь от резкой остановки наклонился вперед и вывалился из машины.) Посадим нашего пассажира снова в машину и резко тронемся. Что происходит? (Медведь упал назад.) Какой же упрямый медведь, никак не хочет сидеть. Как вы думаете, почему? Попробуйте также покатить другие игрушки.

  Дети повторяют действия с машинкой, сажая в нее другие игрушки.

Воспитатель. Давайте зарисуем в рабочих листах, что у нас каждый раз получалось .

  Предметы не виноваты, что они «упрямые». И чтобы их не обижать, физики вместо слова «упрямство» говорят «инерция». Инерция есть у всех предметов. Мы убедились, что инерция проявляется не только когда движущиеся предметы останавливаются, но и в момент, когда покоящийся предмет начинает двигаться.

  Почемучка. Почему водитель не может мгновенно остановить машину, если увидит, что кто-то выскочил на дорогу? ( После нажатия на тормоз машина по инерции еще некоторое время будет двигаться.) А вы, ребята, где-нибудь встречались с инерцией?

  Если детям сложно ответить, то воспитатель может предложить вспомнить, какие игрушки используют силу инерции (юла, инерционные машины и пр.)

Воспитатель. Дед Знай хочет показать нам фокус. А вы скажете, есть здесь инерция или нет.

  - Воспитатель показывает фокус и озвучивает деда Зная, комментируя действия: «Я положу на ладонь открытку, а на нее сверху монетку. Резко выдерну открытку». Что произошло? (Монета не упала, осталась в ладони.) Почему не упала монета? Как называется это «упрямство»?

Упрямые вещи на свете живут,

Инерцией это упрямство зовут.

  -Дети повторяют фокус.

Понравился ли вам этот фокус?

Воспитатель предлагает им показать фокус дома мамам, папам, друзьям.

Тема: «Чем пахнет воздух?»

Программное содержание:  расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Материалы: сумка-холодильник, веер, листья бумаги, кусочек апельсина, духи (пробник), ванилин, чеснок, воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насосы.

Ход занятия:

Воспитатель  загадывает загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

                                   (Воздух)

   Дети отгадывают ее и объясняют, почему они догадались.

  - Для чего нам с вами нужен воздух? Сделаем глубокий вдох… и затем выдохнем. Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Можем ли мы его увидеть? (Нет, он невидим.) Можем ли мы его почувствовать? Возьмем салфетку или веер и помашем возле лица. Чем пахнет воздух?

 - Игра «Узнай по запаху». Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (апельсина, духов, ванилина, чеснока) – что вы чувствовали?

Дед Знай. Вы чувствовали запах того вещества, которое я вам предлагал понюхать. Если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? (Нет.) Посмотрите сегодня у нас в лаборатории много воздушных шариков. Как вы думаете, что внутри этих шариков? (Воздух.) А в не надутых шарах есть  воздух? Какой шарик тяжелее – надутый или не надутый? Как проверить? (Можно взвесить.)  Чем будем взвешивать? ( Чашечными весами.)

  -Дети берут шары, укладывают на весы. Какой шарик тяжелее? (Надутый.) Почему? (Воздух имеет вес.)

Воспитатель:  Как вы обычно надуваете шарики? Хотите, покажу, как можно надувать шарики по-другому?

Воспитатель достает из сумки-холодильника пустую открытую пластмассовую бутылку (необходимо поставить ее для охлаждения заранее), надевает ее на горлышко воздушный шарик. Затем ставит бутылку в миску с горячей водой. Что происходит? Почему шарик надувается? (Воздух при нагревании расширяется.) Как можно теперь сдуть шарик? Попробуем поставить его снова в холодильник. Пока шарик охлаждается, давайте вспомним, что мы узнали о воздухе.

  Дети рассказывают.

Воспитатель: А знаете ли вы, кто изобрел первый воздушный шар? Первый воздушный шар построили братья Жозеф и Жак Монгольфье. Это было очень давно, в 1783 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался восемь минут. После стали летать и люди, - первый человек летал двадцать пять минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты стали популярным видом спорта.

Пора нам посмотреть, что же стало с нашим шариком. (Шарик спустился.) Почему? (При охлаждении воздух сжимается.) Чем еще можно надувать шары? (Насосом.)

  Детям предоставляется возможность надуть шары насосом.

Тема: «Почему в космос летают на ракете?»

Программное содержание: Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. Учить выполнять образ кратера луны при помощи подручных материалов.

  Материалы: листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Все, что летает», изображение ракеты.

  Ход занятия:. В гости к детям приходит Незнайка и приносит фотографию ракеты.

Незнайка. Сегодня я принес вас фотографию ракеты, на которой летал на Луну. Мне понравилось путешествие на ракете. Но в следующий раз мне хотелось бы полететь в космос на самолете, потому что ракета летит очень быстро, и я не успеваю все рассмотреть в иллюминатор.

  Воспитатель. Можно ли летать в космос на самолете?

  Незнайка. Конечно можно.

  Воспитатель. А вы, дети, как думаете, можно ли полететь в космос на ракете? Помните, в энциклопедии мы читали, что самолет в космос не может полететь, потому что там нет воздуха? Для чего самолету воздух? Самолет взлетает и летит, как бы опираясь крыльями на воздух, как делают это птицы.

  - Чтобы это представить, давайте сильно подуем под листком бумаги.

  Дети выполняют.

  Воспитатель. Что видите?  (Листок начинает подниматься.) В космос попасть не так-то просто. Помните, мы говорили с вами о силе тяготения? Земля наша очень сильная: все притягивает к себе и никуда от себя не отпускает. Чтобы преодолеть земное притяжение, надо очень быстро лететь.  Ни автомобиль, ни самолет не могут так быстро передвигаться. И только у ракеты есть такой мощный двигатель, который может разогнать ее до такой скорости.

  Незнайка. Значит, ракета – пока самый быстрый вид транспорта на Земле?

  Воспитатель. Да, Незнайка, она самая быстрая, благодаря тому, что у ракеты особый двигатель – реактивный. (Рассматривание картинки с изображением ракеты.) Перед стартом баки ракеты загружают горючим. По команде «Зажигание!» горючее вспыхивает и начинает гореть, превращаясь в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в днище ракеты – сопло. Струю газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков – в противоположную. С помощью руля управляют струей вылетающих газов, и ракета летит в нужном направлении. Хотите увидеть, как работает реактивный двигатель?

  -Надуйте воздушные шарики и крепко сожмите горлышко.

 Дети выполняют.

  Что внутри шарика? (Воздух.) Воздух внутри шарика не может вырваться наружу (рис. 36, а) Разожмите пальцы. Что изменилось? Воздух устремился наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей из него воздушной струи (рис.36, б).

  Незнайка. Так работают все реактивные двигатели?

  Воспитатель. Да, Незнайка, именно так.

  Детям предлагается поиграть с шарами – «Чья ракета быстрее летит».

  В заключение дети зарисовывают принцип работы реактивного двигателя на примере опыта с шарами и дарят одну ракету-шар Незнайке.

Тема: «Что такое молния?»

 Программное содержание: познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину  образования молнии.

  Материалы: воздушные шары, шерстяная ткань, шарфики, пластмассовая линейка, пластилин, большая канцелярская скрепка.

  Ход занятия: Приходит Почемучка и приносит воздушные шарики.

  Почемучка. Я хочу вам подарить необычные шарики.

  Воспитатель. Что же в них необычного?

  Почемучка. Они у меня дрессированные. Хотите посмотреть?

  - Портите воздушный шарик о шерстяной свитер или шарф и приложите его к стене.

  Дети повторяют действия.

  Почемучка. Видите, какие они послушные - держаться за стену, не падают.

  Воспитатель. Почему они не падают?

  Дети высказывают свои предположения.

  Воспитатель. Шарики не падают потому, что они наэлектризовались. Что мы сначала сделали с шариком? (Потерли о шерстяную вещь.) Шарик таким образом получил большой заряд. Стена тоже имеет заряд, но другой. Заряды бывают разные: отрицательные и положительные. Разные заряды, так же как и полюсы у магнитов, притягиваются.

  Показывает схему (рис.37) (можно предложить детям ее зарисовать).

  Почемучка. Тогда одинаковые заряды должны отталкиваться? (Да.) Как это проверить?

  Ответы детей.

  Воспитатель. Давайте попробуем потереть два шарика о шерстяную ткань и затем положим их рядом.

  -Дети выполняют действия.

  Что произошло? (Шарики отодвигаются друг от друга.) Почему так происходит? (Одинаковые заряды отталкиваются друг от друга.) (рис.38)

  Дети зарисовывают результат опыта.

  Почемучка. Я слышал, что заряды могут издавать звук. Так ли это? Как можно услышать этот звук?

  Дети высказывают свои предположения.

  Воспитатель. Прикрепите большую металлическую скрепку к столу, чтобы она стояла. С помощью чего можно ее прикрепить?

  - Закрепите пластилином. Возьмите пластмассовую линейку. Оберните ее шерстяной тканью и потрите. Теперь быстро поднесите линейку к верху скрепки. Что услышали?

  Правильно, послышался треск.

  Дети повторяют опыт самостоятельно.

  Воспитатель. На что похож этот треск? А можете ли вы сказать, когда в природе случается электрическая буря?

Если дети затрудняются с ответом, то можно дать им подсказку в виде загадки:

Стучит без рук,

Горит без огня.

Это гром и …(молния).

  Почемучка. Неужели гром и молния вызываются электричеством?

  Воспитатель. Американец Бенджамин Франклин в 1752 году доказал, что молния – это электрический заряд. Он запустил воздушного змея с металлической пластиной в грозовую тучу. Когда молния ударила в пластину, из нее посыпались искры. Этот опыт очень опасный, и повторить его никто не смог. Внутри грозового облака дождевые капли и ледяные градины сталкиваются между собой, создавая в облаке мощный электрический заряд. Эти заряды, пробивая воздух, перескакивают с облака на землю или на соседнее облако. В результате возникает мощная искра. Это и есть молния.

  Почемучка. А почему мы сначала видим молнию, а потом слышим гром?

  Дети высказывают свои предположения.

  Воспитатель. Гром и молния рождаются одновременно, но, так как свет движется быстрее звука, мы видим сначала молнию, а потом слышим гром.

  Почемучка. Если гром и молния образуют мощный электрический заряд, то пусть они людям приносят пользу. Могут ли они зажигать лампочки в домах?

  Воспитатель. Хоть молния и могуча, расходует она свою силу очень быстро, запас электричества у нее очень маленький.

  Тема: «Радуга в небе»

 Программное содержание:Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющий белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму; развить внимание.

  Материалы: стеклянная призма, картинка «Радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала.

Ход занятия: В гости к детям приходит Художник.

Через речку – прыг да скок –

Перекинулся мосток.

Подружила берега

Семицветная дуга.

(Радуга)

  Художник. Знаете ли вы, отчего в небе бывает радуга? В какое время года мы чаще всего ее видим? При какой погоде? Обычно радуга появляется, когда во время дождя светит солнце. В воздухе много водяных капелек. Какие они по цвету? (Белые.) Какие они по форме? На какую фигуру похожи?

  Воспитатель показывает стеклянную призму.

  Художник. Около трехсот лет назад ученый Исаак Ньютон пропустил солнечные лучи через призму. Он открыл, что белый свет – это «чудесная смесь цветов». Вы можете назвать эти цвета?

  Показ картинки «Радуга».

  - Хотите попробовать разложить солнечный луч? (Опыт удается, если солнце стоит невысоко.) Возьмите небольшие миски, налейте воды чуть больше половины миски. Поставьте зеркало в воду под наклоном. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите все семь цветов. Дети выполняют опыт.

  Художник. Вода у нас выполняла роль призмы, которая раскладывала свет на семь цветов. У меня есть одна подсказка, которая поможет запомнить названия всех цветов радуги. Послушайте: «Каждый Охотник  Желает  Знать Где Сидит Фазан». Каждое слово начинается с буквы, которая указывает на цвет луча в радуге. Эти цвета всегда идут в одном порядке. Любите ли вы играть с мыльными пузырями?

  - Изготовьте их самостоятельно по схеме-алгоритму (рис.41).

  Дети самостоятельно подбирают необходимые материалы. Воспитатель наблюдает, оказывает по необходимости индивидуальную помощь. Дети играют с пузырями.

  Художник. Какого цвета пузыри? Почему они не белые? Ведь мыло-то белое? На солнце пузыри не белые, а переливаются радужными тонами. Какой формы пузырь? (Пузырь, летая, меняет форму, вытягивается.)

  В заключение Художник предлагает подарить мыльные пузыри малышам.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»

Детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качес...

Опытно — экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Уголек, как золото: и блестит и ценится».

Опытно — экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Уголек, как золото: и блестит и ценится». Цель: Содействовать расширению знаний детей о полезном ископаемом – угле....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Каждый день дети видят на столе хорошо знакомый продукт. Предлагаю удивить детей, предложив им провести опыты с сахаром! Проведенные...

Опытно – экспериментальная совместная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе: «Школа волшебных наук»

Опытно-экспериментальная совместная образовательная деятельность " Школа волшебных наук" предназначена для детей подготовительной к школе группе....

Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительная соль»

Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Cоль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без с...

Конспект НОД. Опытно экспериментальная деятельность детей. Подготовительная к школе группа №8 Школа 1015 СП№3. Тема: "Профессия - Строитель".

Расширять представление детей о профессии - строитель.Знакомство со строительным материалом - бетоном, со способом его приготовления....