Перспективный план по патриотическому воспитанию в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)

Ольга Борисовна Карамышева

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Патриотизм прослеживается в отражении регионального аспекта культуры Урала на основе ценностного подхода к пониманию культурных истоков.

Личностно - ориентированный подход к содержанию Перспективного плана обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней. В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Важнейшая задача современного российского общества - создание и поддержка такого социально - культурного и образовательного пространства, в рамках которого воспитывается ребенок, чтобы оно соответствовало культурным традициям и представлениям народов России о базовых жизненных ценностях, способствовало жизнеспособности и отдельной личности, и целой страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план по патриотическому воспитанию в старшей группе

Приложение к дополнительной

образовательной программе

социально-личностной направленности

«Росточки Урала»

Разработан

О.Б.Карамышевой, старшим воспитателем

Перспективный план по патриотическому воспитанию в старшей группе

СЕНТЯБРЬ: ТЕМА «ОСЕНЬ НА УРАЛЕ»

Программное содержание

  1. Формировать обобщённое представление об Уральской осени. Познакомить детей с тем, как раньше на Руси называли осенние месяцы; познакомить с народными приметами.
  2. Продолжать учить вести наблюдения за сезонными изменениями в природе Урала и труде людей. Сформировать представление о том, что постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием, недостатком света и тепла.
  3. Расширять представления детей об охране природы, закреплять знания правил поведения в природе.
  4. Закрепить знания детей о том, что 1 сентября все дети – школьники по всей России идут в школу, а в детском саду начинаются занятия.
  5. Воспитывать патриотизм, познавательный интерес.

образовательная деятельность по областям

 «Социально-коммуникативное развитие»

«Чтение художественной литературы»

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование «Золотая уральская осень»

Лепка «У медведя во бору грибы, ягоды беру».

Коллективная работа коллаж «Осень золотая в уральском лесу»

Заполнение альбома «Народные приметы».

Рассматривание репродукций картин, фотографий с изображением Уральских пейзажей.

Экскурсии: в школу, осенний лес, на огород.

Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Магазин».

Дидактические игры:  «Осенние приметы» - формировать обобщенное представление о сезоне, учить понимать причинно-следственные связи в сезонных изменениях природы, «Ошибка художника» - закрепить знания детей о жизни растений и животных на Урале осенью, развивать внимание, мышление, «Составь картинку из частей» (пейзажи Урала, школьные принадлежности и др.) – развивать целостное восприятие, закрепить знания детей, полученные на занятиях.

Д/игра «С какого дерева лист», «Кто

где живёт»

Заучивание стихотворений: об осени, грибах, овощах, фруктах, школе, лесе и др.

Чтение Н.Сладков «Осень на пороге»

Беседы с детьми:

- уточнить название родного края – Урала, города, в котором живём – Снежинск; упражнять в словообразовании: русский ,русские ребятишки, россияне; уралец – уралочка, снежинка – снежинец, снежинцы; учить на карте находить, показывать страну, уральский край, родной город.

- закрепить знания детей о с/х труде овощеводов – уральцев осенью, показать значимость труда; помочь понять  почему некоторые овощи и фрукты не растут на Урале; с какими трудностями сталкиваются уральские овощеводы, как продлевают лето (использование теплиц), чем и как заменяют дождь, как борются с вредителями, как уральская земля – матушка отблагодарит осенью за труд. Воспитывать уважение к труду овощеводов.

Учить передавать в рисунке образ осеннего уральского леса, отражать в рисунках свои впечатления от наблюдений за осенней природой, передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы.

Воспитывать любовь к родному краю.  

Закреплять умение лепить грибы, ягоды растущие в уральских лесах, передавая особенности их строения.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Учить детей работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Поддерживать самостоятельность творчество, инициативу, воспитывать дружелюбие.

Закреплять умение передавать образ Уральской природы различными приёмами.

Предметно-развивающая среда по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей

  • Репродукции картин и фотографии с изображением осенних пейзажей Урала;
  • Овощи, фрукты,  муляжи грибов, растущих в нашем регионе и картинки и муляжи овощей и фруктов, не растущих в нашем крае для сравнения;
  • Картинки с изображением школьников, идущих в школу, школьные принадлежности;
  • Дидактические игры «Осенние приметы», «Времена года», «Что сначала, что потом», «Ошибка художника», «Что растёт в лесу осенью», «Составь картинку из частей», «Времена года» и другие.
  • Музыкальный ряд: П.Чайковский «Осенняя песнь».
  • Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Школа»
  • Карта и герб города Снежинска.

Для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям

  • Экскурсия в осенний лес. Обратить внимание ребёнка на красоту осеннего Уральского леса, закрепить названия деревьев и кустарников. Продолжать учить различать деревья по цвету коры, форме листьев и кроны.
  • Чтение стихотворений и рассказов об осени, Урале, России.
  • Отметить особенности описания этого времени года разными авторами.
  • Сделать совместно с ребёнком альбом с фотографиями и рисунками «Уральская осень».

Итоговые мероприятия по теме:

Фольклорный праздник «Осенняя ярмарка»

Заполнение альбома «Народные приметы».

ОКТЯБРЬ: ТЕМА «МОЯ СЕМЬЯ»

Программное содержание

  1. Формировать представление о мире семьи.
  2. Актуализировать эмоциональный опыт семейных взаимоотношений.
  3. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.
  4. Продолжать знакомство с семьями воспитанников группы: интересными событиями, традициями, поступками близких людей.
  5. Воспитывать чувства гражданственности через любовь и уважение к своим близким.

образовательная деятельность по областям

«Познание», «Социализация»

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

«Художественное творчество»

Рисование «Моя семья»

Декоративное рисование «Роспись дымковской куклы»

Лепка «Три медведя»

Рассматривание фотоальбомов:

«Моя семья», «Где я провел лето», «Мой дом – моя крепость».

Развлечения: «Семейный герб»; «Самые любимые», - продолжать знакомство с семьями воспитанников группы: интересными событиями, традициями, поступками близких людей; учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир, воспитывать чувства гражданственности через любовь и уважение к своим близким.

Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Подбери картинку», «Составь картинку из частей», «Как помочь маме» и другие.

Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Дочки матери».

Изготовление сувениров для членов семьи.

Чтение стихотворений: Я. Аким «Мама!»,

 И. Косяков «Кто вас, дети, больше любит».

Заучивание стихотворений о маме, папе, бабушке, дедушке.

Чтение Р.Гамзатов

«Мой дедушка»,

С.Махоткин «Фотография»

Отгадывание загадок о семье,  исполнение песни «Семья», чтение рассказа Л. Толстого «Дед и внучек».

Беседы с детьми на темы:

Близкие люди», «Семейное древо» – дать детям понятие о том, что необходимо уважительно относится к прошлому своей семьи, рассказать, как можно составить генеалогическое дерево своей семья и для чего это нужно.

- «Делаем заготовки на зиму всей семьёй» - в сравнительной характеристике уточнить разницу между овощами и фруктами, условиями выращивания фруктов и овощей. Закрепить понятия: уральские и экзотические фрукты и овощи. Закрепить  название человека (садовод, овощевод), помогающего расти фруктам или овощам, какие условия необходимы для роста плодовых фруктовых деревьев, какие блюда и заготовки готовят из даров уральского сада.

Учить детей передавать в рисунке особенности внешнего вида своих близких людей.

Упражнять в рисовании цветными карандашами.

Воспитывать интерес к работе товарища, эмоциональную отзывчивость.

Формировать умение выбирать один из вариантов узора для юбки; передавать особенности узора на расширяющейся книзу юбке, соблюдать подбор цветов, характерный для росписи дымковской куклы.

Воспитывать настойчивость в достижении поставленной задачи, аккуратность, желание порадовать своей работой близкого человека

Развивать у детей  замысел, воображение, умение передавать сказочные образы трёх медведей.

Учить передавать в лепке разные по величине фигуры (мама, папа, сын) в движении (медведи идут), дополнять отдельными деталями (в лапах корзинки с грибами).

Предметно-развивающая среда по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей

  • Картинки или репродукции картин с изображением быта и отдыха семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, дети).
  • Репродукции картин Б.М.Кустодиева «Утро», В.Е.Маяковского «Варят варенье», Ф.П.Решетникова «Прибыл на каникулы».
  • Фотографии и альбомы «Моя семья», «Семейные традиции», «Отдыхаем всей семьёй», «Наши родители» и другие.
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Дом», «Семья» и других.
  •  Литературный ряд: стихотворения и рассказы о членах семьи, Я.Аким «Моя родня» и другие.
  •  Музыкальный ряд аудиозапись «Улыбка» В. Шаинского.
  • Разнообразный природный и бросовый материал, клей, бумага и т.д. для изготовления поделок и сувениров для членов семьи.

Для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям

  • Составить вместе с ребёнком семейное генеалогическое дерево. Оформить фотоальбомы «Моя семья», «Семейные традиции» или «Семья на отдыхе».
  • Совместно с ребёнком придумать и нарисовать герб семьи, составить к нему описание - пояснение, почему именно такой рисунок выбран.
  • Заучивание стихотворений о папе, маме, бабушке, дедушке, сестрёнках и братишках.
  • Изготовление атрибутов и сувениров в подарок для членов семьи.
  • Заполнение альбомов «Моя семья».

Итоговые мероприятия по теме:

Оформление фотовыставки: «Семейные традиции», «Традиции группы». Заполнение альбомов «Моя семья».

Мини-музей  семейного генеалогического дерева.

НОЯБРЬ: ТЕМА «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ САД»

Программное содержание

  1. Уточнить и расширить представления о профессиях всех людей, работающих в детском саду.
  2. Уточнить названия и назначение орудий труда и трудовые действия людей различных профессий, название их форменной одежды.
  3. Подвести к пониманию, что главное не то, какую работу выполняет человек, а то, как он её выполняет.
  4. Воспитывать уважение к людям любых профессий.

образовательная деятельность по областям

 «Социально-коммуникативное развитие»

«Чтение художественной литературы»

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Декоративное рисование «Кружка, украшенная цветочной гирляндой».

Аппликация «Мой родной детский сад «Лучик».

Панно

«Дерево жизни»

Тестопластика

Экскурсия по детскому саду – наблюдение за работой сотрудников.

Рассматривание картинок, фотографий о детском саде, людях, работающих в детском саду.

Просмотр видеокассет о жизни детского сада в течение года.

Дидактические игры: «Составь картинку из частей», «Четвёртый лишний», «Что изменилось?», «Найди 2 одинаковых предмета» и другие.

Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Школа».

Игра «Фоторобот».

Чтение художественной литературы о детском садике, дружбе и другие.

Чтение А.Линдгрен «Три повести о малыше и Карлосоне» (глава «Красивый, умный и в меру упитанный»).

Беседы на тему:

- «Кто работает в детском саду?» - закрепить знания детей о людях разнообразных профессий, работающих в детском саду.

- «Если не было бы воспитателя, повара или врача  в детском саду?» - уточнить трудовые действия людей различных профессий; воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий.

Закрепление навыка составления рассказа по плану:

  • что за профессии?
  • какую форменную одежду носят люди этой профессии?
  • какие инструменты нужны для работы?
  • с кем/ с чем работают люди этой профессии?
  • что делают люди этой профессии?

Учить передавать облик д/сада; опираясь на имеющийся опыт читать чертёж.

Побуждать самостоятельно дополнять недостающие части здания: фундамент, ступени, окна, двери, крышу; дорисовать восковыми мелками, фломастерами дорожки, детей; обрыванием крону сосны.

Воспитывать любовь к родному детскому саду.

Способствовать созданию панно методом тестопластики.

Закреплять приёмы лепки: раскатывание, лепка листьев и цветов, украшение с помощью стеки.

Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления.

Учить детей рисовать цветочную гирлянду с уменьшением величины элементов от центра к краям.

Закреплять представления о цветосочетании Городецкого узора.

Формировать у детей любовь к народному искусству.

Предметно-развивающая среда по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей-

  • Картинки, фотографии, иллюстрации и репродукции картин с изображением людей разнообразных профессий детского сада.
  • Фотоальбомы «Мой детский сад», «Кто работает в детском саду?» и другие.
  • Дидактические игры «Профессии», «Лото», «Собери картинку из частей», «Подбери инструменты», «Обведи трафарет и закрась получившееся изображение», «Ошибка художника» и другие.
  • Литературный ряд: стихотворения и рассказы о детском садике, дружбе и другие.
  • Музыкальный ряд: Г.Свиридов «Альбом пьес для детей».

Для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям

  • Предложить ребёнку нарисовать рисунок на тему «Мой любимый детский сад» для выставки в детском саду, составить рассказ о работниках детского сада.
  • Выучить стихотворение о людях разнообразных профессий, работающих в детском саду.
  • Вместе с ребёнком помочь в уборке и оборудовании участка детского сада (уборка листьев, изготовление инвентаря и т.д.).
  •  Заполнение альбомов «Мой любимый детский сад».

Итоговые мероприятия по теме:

Фотогазета с рассказами детей о сотрудниках детского сада.

Заполнение альбомов «Мой любимый детский сад»

ДЕКАБРЬ: ТЕМА «НОВЫЙ ГОД У ВОРОТ»

Программное содержание

  1. Уточнить представления детей о новогоднем празднике
  2. Продолжать знакомить детей с историей этого праздника, его значением для людей, атрибутикой.
  3. Дать первоначальное представление об обычаях и традициях разных народов. Российских праздниках.
  4. Познакомить с новогодними традициями России и других стран; продолжать приобщать детей к русской национальной культуре.
  5. Подвести детей к выводу о том, как важно уметь приносить радость другим людям (дарить подарки, составлять добрые пожелания, прощать обиды и др.), научить делать пожелания

образовательная деятельность по областям

 «Социально-коммуникативное развитие»

«Чтение художественной литературы»

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование «Наша нарядная ёлка».

Аппликация «Новогодняя открытка»

Лепка из солёного теста «Игрушки на ёлку»

Рассматривание Новогодних картинок, репродукций картин с изображением встречи Нового года в разных странах, новогодних традиций Руси, зимних пейзажей Уральской природы.

Дидактические игры «Угадай-ка» (по теме), «Сравни игрушки», «Укрась ёлку», «Составь картинку из частей», «Разложи по порядку», «Ошибка художника» и т.д.

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «В детском саду Новый год».

Отгадывание загадок по теме.

Показ вертепа со сценами рождения Христа. Беседа  о празднике «Рождество-Христово», «Крещение».

Беседы на темы:

- «Новый год шагает по планете» - дать детям знания о том, что на планете очень много стран и везде встречают Новый год; в каждой стране есть свои обычаи и традиции связанные с этим праздником; что не во всех странах сейчас зима и идёт снег, а значит в каждой стране существуют особенности встречи Нового года связанные с климатическими условиями;

- «Что можно пожелать в Новый год?» - закрепить знания детей о том, что очень важно приносить радость другим людям: родным и близким, друзьям и знакомым.

Составление описательного рассказа о ёлочной игрушке. Познакомить детей с Новогодними игрушками разных народов.

Учить детей передавать впечатления от новогоднего праздника.

Развивать образное восприятие, эстетические чувства (ритм, цвет).

Воспитывать любовь к традициям русского народа.

Учить детей делать поздравительную открытку, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение.

Продолжать учить одинаковые части вырезать из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные – из бумаги, сложенной вдвое.

Закреплять приёмы вырезания и наклеивания.

Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к родным, близким и друзьям.

Способствовать созданию ёлочных игрушек методом тестопластики.

Продолжать знакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями.

Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее.

Предметно-развивающая среда по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей-

  • Картинки и иллюстрации с изображением празднования Нового года, Снегурочки и Деда Мороза.
  • Новогодние поздравительные открытки.
  • Дидактические игры: «Составь картинку из частей», «Ошибка художника», «Сосчитай игрушки на ёлочке», «Готовимся к празднику» и другие.
  •  оборудование для показа, инсценирования новогодних обычаев разных стран.
  •  Музыкальный ряд: новогодние песни, П.И.Чайковский. Музыка из балета «Щелкунчик».
  •  Литературный ряд: стихотворения и рассказы разных народов о зиме, праздновании Нового года.

Для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям

  • Предложите своему ребёнку составить письмо Дедушке Морозу (с просьбой, с пожеланиями, с поздравлениями – по выбору ребёнка).
  • Предложить ребёнку выучить стихотворение для рассказывания Деду Морозу.
  •  Продолжать учить рассказывать стихотворение выразительно, чётко проговаривая слова.
  •  Составление описательного рассказа о ёлочной игрушке.
  • -Изготовление ёлочных украшений для ёлки, которую наряжают в группе и дома. Сделать своими руками вместе с ребёнком подарки для бабушек и дедушек.
  • Подписать поздравительные открытки.

Итоговые мероприятия по теме:

Изготовление сувениров и открыток для поздравления с новогодними праздниками родных и близких людей, друзей.

Оформление группы к Новому году  поделками, сделанными реками детей и родителей.

Развлечение «Пришла коляда накануне Рождества» Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа.

ЯНВАРЬ: ТЕМА «НАШ КРАЙ УРАЛЬСКИЙ»

Программное содержание

  1. Продолжать знакомить детей с историей возникновения родного города, с происхождении названий улиц.
  2. Дать знания о людях, которые создавали город и о том, что народ помнит о них и чтит их память.
  3. Воспитывать интерес к истории родного города, чувства привязанности, пробудить желание сделать его еще краше.
  4. Закрепить знания детей о том, что Урал – часть России – наш родной край; а город Снежинск один из российских городов. Подвести к пониманию, чем гордятся Уральцы (сказы Бажова, полезные ископаемые в Уральских горах сталь, станки, машины изготавливаемые в окрестных уральских городах Челябинск, Екатеринбург, Кыштым, Каслинское литьё, украшение из уральских камней-самоцветов.
  5. Вызвать у детей чувство гордости за свой город, желание следовать традициям, порядкам  установленным  горожанами.

образовательная деятельность по областям

 «Социально-коммуникативное развитие»

«Чтение художественной литературы»

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Аппликация «Народные забавные игрушки»

Рисование «Край мой любимый»

Лепка «Чугунное кружево»

Рассматривание изделий уральских мастеров. Составление описательных рассказов.

Рассматривание фотографий, картинок с изображением городов Снежинска и Челябинска, пейзажей Урала.

Составление рассказов «За что я люблю свой город».

Дидактические игры «Четвёртый лишний», «Составь картинку из частей», «Раскрась наряд Хозяйки Медной горы» и другие.

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Уральские мастера», «Строители», «Школа» и другие.

Драматизация отрывков из сказов Бажова.

Заучивание уральских частушек, припевок и т.д.

Д/игра «Кто больше улиц назовёт».

«Мой адрес»

Чтение сказа Бажова в сокращении  «Хозяйка медной горы» и др. Продолжать знакомить с творчеством П.П. Бажова, персонажами его сказов, обращая внимание детей на мастерство, упорство, смекалку, умение видеть красоту в казалось бы обычных предметах (травинке, жучке, прожилках), стремление к прекрасному – показать силу, красоту камня; помочь понять за что отличал, ценил Данилку мастер Прокопыч, почему он с радостью передавал Даниле своё мастерство. Воспитывать чувство гордости за родной край.

Разучивание поговорок, пословиц, потешек уральского народа.

Беседы на темы:

- «Наша родина Южный Урал»-  помочь понять, что Урал – часть России – наш родной край; а город Снежинск один из российских городов. Подвести к пониманию, чем гордятся Уральцы (сказы Бажова, полезные ископаемые в Уральских горах сталь, станки, машины изготавливаемые в окрестных уральских городах Челябинск, Екатеринбург, Кыштым, Каслинское литьё, украшение из уральских камней-самоцветов.

- «Каслинские мастера» - продолжать знакомить детей с изделиях Каслинских мастеров, рассмотреть их. Предложить детям составить описательный рассказ о понравившемся предмете.

- «Урало-сибирская роспись» -  продолжать знакомить детей с Урало-сибирской росписью: особенностями цветосочетания, композиции, элементами узора.

Продолжать знакомить детей с богородской игрушкой, историей возникновения и художественными особенностями.

Продолжать обучать навыкам силуэтного вырезывания фигурок животных с одним ребром жёсткости и создание подвижных конструкций.

Развивать эстетическое восприятие.

Воспитывать уважительное отношение к народным промыслам.

Формировать у детей навыков владения живописным материалом.

Продолжать учить работать над композиционным решением.

Воспитывать уважение к родной стране

Продолжать знакомить детей с каслинским литьём.

Формировать умение варьировать средства изображения.

Учить детей раскатывать пластилин на картоне ровным слоем и выкладывать на нём чёрными нитками «кованое» кружево

Предметно-развивающая среда по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей

  • Картинки с изображением изделий Городецких, Дымковских, Жостовских и других мастеров народного промысла.
  • Изделия  народных мастеров. Дидактические игры «Уральские мастера», «Русские узоры», «Составь картинку из частей» и другие.
  • Музыкальный ряд: М.Мусорский «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки».
  • Литературный ряд: рассказы об истории возникновения русских промыслов.
  • Иллюстрации к народным песенкам, пословицам, поговоркам. Книги с русскими народными песенками, прибаутками, поговорками.

Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям

  • Рассказать ребёнку о традициях семьи, которые передаются из поколения в поколение. Объяснить, почему к ним относятся с уважением.
  • Рассмотреть изделия умельцев народного промысла, которые находятся дома. Составление описательного рассказа об одном из предметов. Предложить ребёнку зарисовать его.
  • Чтение поговорок, пословиц, русских народных песенок.
  • Подобрать для выставки в детском саду изделия уральских мастеров.
  • Экскурсия по городу. Обратить внимание ребёнка на чистоту и красоту нашего города.
  • Вместе с ребёнком нарисовать рисунок на тему «Мой любимый Снежинск» для выставки в детском саду.
  • Познакомить ребёнка с искусством Каслинских мастеров. Показать в какой части города есть изделия, сделанные каслинскими мастерами (возле музыкальной школы, памятника солдату).
  • Чтение стихотворений и рассказов о Снежинске, Синаре.

Итоговые мероприятия по теме:

Спортивный праздник «Правила дорожные знать каждому положено». Викторина «Уральские сказы».

Заполнение альбомов «Наш край Урал». Речевое творчество: выпуск книги «За что я люблю свой город».

Выставка работ детей «Уральские мастера».

ФЕВРАЛЬ 1-2 НЕДЕЛЯ: ТЕМА «РОССИЯ»

Программное содержание

  1. Воспитывать любовь к Родине.
  2. Формировать представление, что наша Родина огромна, многонациональна.
  3. Дать информацию о главном городе России, о достопримечательностях Москвы.
  4. Продолжать знакомить с флагом и гербом, гимном России и их значением.
  5. Дать доступные сведения о природных богатствах и народно-прикладном искусстве, литературе и музыке.

Образовательная деятельность по областям

 «Социально-коммуникативное развитие»

«Чтение художественной литературы»

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование «Чародейкою зимою околдован лес».

Декоративное рисование «Гжель»

Аппликация «Народные забавные игрушки»

Рассматривание фотографий, репродукций картин с изображением Российских пейзажей, видами городов Москвы, Челябинска и Снежинска.

Драматизация русских народных сказок. Продолжать учить детей разыгрывать сказку. Развивать диалогическую речь.

Игра- путешествие

«Берёза- символ России»:

Раскрыть значение дерева в жизни человека.

Дать представление о неразрывной связи человека и природы. Продолжать учить бережному отношению к природе.

Дидактические игры «Сложи картинку из частей», «Что сначала, что потом», «Обведи по точкам и раскрась получившееся изображение» и другие 

Заучивание  пословиц, поговорок о Родине.

Чтение стихотворения о Родине Т.Коти «Моя первая книга о России».

Заучивание стихотворений о родине, Снежинске и др

Чтение рассказа А.Митяева «Свистулька».

Прослушивание мелодии песни «Незабудковая гжель» (музыка Ю.Чичкова)

Чтение рассказа Е.Каменевой «Золотые ложки»

Беседы на темы:

- «Наша родина  Россия» - продолжать формировать представление о своей большой Родине – России, её главном городе Москве, познакомить с символикой: гимн, флаг России; Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родной стране, краю, городу. На карте-самоделке обозначить главный город России.  

- «Традиции русского народа» - продолжать знакомить детей с русскими традициями, гостеприимством; объяснить смысл поклона, значение слов и выражений: спасибо, мир вашему дому; дать представление о традиционной русской пище.

Закрепить навык рисования различных пород деревьев зимой, растущих в наших лесах. Воспитывать художественный вкус, желание передавать красоту родной природы в рисунке.

Продолжать знакомить детей  с гжельской росписью.

Учить детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего), использовать приемы кистевой росписи.

Воспитывать интерес к народному декоративному искусству, эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость.

Продолжать знакомить детей с богородской игрушкой, историей возникновения и художественными особенностями.

Продолжать обучать навыкам силуэтного вырезывания фигурок животных с одним ребром жёсткости и создание подвижных конструкций.

Развивать эстетическое восприятие.

Воспитывать уважительное отношение к народным промыслам.

Предметно-развивающая среда по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей-

  • Карта России и Челябинской области.
  • Репродукции картин  или фотографии с изображением пейзажей Уральской природы, городов Москвы, Челябинска, Снежинска.
  • Изображение герба России, российского флага, герба Челябинской области, городов Челябинска и Снежинска.
  • Иллюстрации города и деревни.
  • Дидактические игры «Составь картинку из частей», «Народные костюмы» и другие по теме.
  • Образцы поэтапного рисования по теме.
  • Музыкальный ряд: Ю.Чичков «Родная песенка».
  • Альбомы «Русское народное творчество», «Уральские мастера» и другие.

Для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям

  • Нарисуйте с ребёнком рисунок на тему «Моя Родина» для выставки в детском саду.
  • Побеседовать с ребёнком о том, какие блюда русской кухни готовят у вас в семье. Приготовьте что-нибудь вместе с ребёнком.
  • Вспомнить русские народные песни, частушки, народные игры.
  • Предложить ребёнку вспомнить названия русских народных сказок. Обратить внимание ребёнка на то, что эти сказки сочинил народ, а не писатели.

Итоговые мероприятия по теме:

Изготовление макета Русской избы из природного и бросового материала.

Литературная викторина «Волшебные сказки».

Развлечение «Традиции русского народа».

ФЕВРАЛЬ 3-4 НЕДЕЛЯ: ТЕМА «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

Программное содержание

  1. Расширить представления детей о нашей армии
  2. Дать информацию о родах войск, военной технике; привлечь внимание детей к военной форме (по всем основным родам войск).
  3. Воспитывать чувство гордости за нашу армию. Продолжать учить последовательному рассматриванию картин и отдельных самостоятельных эпизодов – развивать целевое восприятие.
  4. Учить находить удачные сравнения для характеристики военных и техники.
  5. Формировать представление о героизме, воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам.

образовательная деятельность по областям

 «Социально-коммуникативное развитие»

«Чтение художественной литературы»

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование «Пограничник с собакой».

Аппликация «Наша армия сильна, охраняет мир она»

Лепка из соленого теста

«Парашютист»

Рассматривание фотографий, репродукций картин с изображением военных профессий, картин армейской жизни.

Дидактические игры

«Один - много» (образование множественного числа существительных в именительном падеже): танкист – танкисты, лётчик - … и т.д.

«Кто, что делает?»: моряк – плавает, лётчик - … и т.д.

«Кто где служит?», «Давай-ка посчитаем».

Сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Лётчики», «Пароход».

Утренник посвящённый «Дню Защитника Отечества».

Просмотр презентации «Наша армия сильна-охраняет мир она»

Заучивание стихотворений об армии, дружбе, родине.

 Чтение:

Л.Кассиль

«Твои защитники»,

В.Косовицкий

«Будущий мужчина».

Познакомить детей с понятием «былина», с героями былин – Ильёй

Муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем.

Вызвать интерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям.

Беседы на темы:

- «Что такое героизм» - формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них.

 - «Дмитрий Донской – освободитель земли русской» - на примере конкретных исторических событий формировать интерес детей к истории нашей Родины; познакомить с исторической личностью – князем Дмитрием Донским, сумевшим объединить князей русских.

Учить детей рисовать человека, передавая характерные особенности одежды и её цвет.

Закреплять умение рисовать собаку, используя ранее усвоенные приёмы создания выразительного образа в рисунке.

Учить детей располагать изображение на всём листе.

Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа.

Учить детей коллективно выполнять аппликацию, распределять работу.

Закреплять навыки вырезания круглых, овальных, треугольных форм, делать косые срезы.

Учить располагать изображение на листе, определяя место своей работы.

Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Способствовать созданию образа парашютиста  методом тестопластики.

Воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им. Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее.

Предметно-развивающая среда по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей-

  • Картинки  и иллюстрации с изображением различных родов войск, военной техники. Репродукции картин с изображением эпизодов из жизни военных разных родов войск.
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Пароход», «Моряки», «Семья».
  • Дидактические игры «Военная техника», «Чего не хватает?», «Ошибка художника», «Найди отличия», «Сосчитай военную технику» и другие.
  • Образцы поэтапного рисования по теме.
  • Музыкальный ряд: песни о военных, В.Агапкин марш «Прощание славянки».
  • Литературный ряд: С.Маршак «рассказ о неизвестном герое», Л.Барбас «Имя героя» и др

Для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям

  • Поиграйте с ребёнком в игру «Чем похожи, и чем отличаются?»:
  • самолёт – вертолёт
  • танк – бронетранспортёр
  • корабль – подводная лодка
  • Прочитать детям стихотворения и рассказы об армии. Беседа о прочитанном.
  • Предложить выучить понравившееся стихотворение наизусть.
  • Формировать представление о героизме, воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам

Итоговые мероприятия по теме:

Праздничный концерт, для приглашённых солдат, ветеранов ВОВ, посвящённый «Дню Защитника Отечества».

Литературная викторина «Былинные богатыри»

МАРТ: ТЕМА «МИЛАЯ МАМА МОЯ»

Программное содержание

  1. Уточнить и расширить представления детей о женском празднике;
  2. Продолжать учить поддерживать непринужденную беседу, правильно отвечать на вопросы воспитателя и детей;
  3. Дать дополнительную информацию о женском празднике; вызвать  у детей желание поздравить своих мам, бабушек, сотрудниц детского сада (чем и как).
  4. Выяснить у детей знания имени, отчества мам, бабушек, их профессии.
  5. Побеседовать с детьми о нелегком домашнем труде мам, о необходимости помогать им, заботиться о них всегда.

образовательная деятельность по областям

 «Социально-коммуникативное развитие»

«Чтение художественной литературы»

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование «Картинка маме к празднику 8 Марта»

Ручной труд «Подарок маме, бабушке»

Аппликация «Самые красивые цветы в кувшине – маме и бабушке»

Составление рассказов по серии картин «8 Марта – женский день».

Дидактические игры:

 «Скажи какая (какой)? Что делает?»: мама: весёлая, красивая, ласковая. Она готовит, стирает, работает и т.д. Папа: сильный, добрый, умный и т.д. Он помогает, ремонтирует, читает и т.д., Бабушка, дедушка, брат, сестра - …

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» и другие.

Расширять знания детей о народных традициях и обычаях, связанных с волосом.

Развивать желание участвовать в общих делах.

Воспитывать понимание красоты женственности, гордость за русскую народную культуру.

- Литературный ряд: стихотворения и рассказы о маме, бабушке, сестрёнках.

Беседы на темы:

- «Я и моя семья» -  развивать самопознание и воспитывать у ребёнка уважение к себе; помочь ребёнку осознать себя, свои достоинства и недостатки; вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье; вызвать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.

- «Женщины в семье» - закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в семье; воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек – заботливое отношение ко всем окружающим.

Вызвать у детей желание нарисовать красивую картинку о празднике 8 Марта.

Закреплять умение изображать фигуры взрослого и ребёнка.

Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление сделать ей приятное.

Закреплять умение самостоятельно использовать ранее усвоенные навыки работы с бумагой, поролоном, ножницами, клеем.

Воспитывать стремление доставить радость взрослым, изготавливая подарки своими руками, эмоциональную отзывчивость.

Учить детей вырезать цветы разного размера и окраски и составлять из них красивые букеты.

Закреплять умение вырезать из бумаги сложенной вдвое кувшинчики разной формы.

Развивать чувство колорита, композиции.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, внимательность к старшим.

Предметно-развивающая среда по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей-

  • Картинки, фотографии и иллюстрации с изображением празднования 8 Марта.
  • Фотографии бабушек, мам, сестрёнок. поздравительные открытки к празднику.  
  • Дидактические игры «Что можно подарить маме?», «Как можно поздравить бабушку?», «Составь картинку из частей» (поздравительная открытка), «Кем работают наши мамы?» и другие игры.
  • Музыкальный ряд: песни о маме, бабушке, празднике 8 Марта.
  • Литературный ряд: стихотворения и рассказы о маме, бабушке, сестрёнках.

Для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям

  • Почитайте стихотворения о маме, бабушке.  Предложите выучить стихотворение о бабушке наизусть. Продолжать учить ребёнка выразительно рассказывать стихотворения, чётко проговаривая слова.
  • Повторите с ребёнком имя, отчество мамы и кем она работает.
  • Предложите ребёнку нарисовать портрет бабушки или сестры в подарок на 8 Марта.

Итоговые мероприятия по теме:

Развлечение «Коса – девичья краса»: расширять знания детей о народных традициях и обычаях, связанных с волосом.

Коллаж «Профессии наших мам».

Оформить праздничное поздравление всем женщинам

Музыкальное кафе «Вместе с мамой».

АПРЕЛЬ: ТЕМА «КОСМОС»

Программное содержание

  1. Продолжать развитие эмоциональной отзывчивости, чувства причастности к жизни своей Родины;
  2. Пробуждать интерес к общественной жизни; познакомить с праздником Днем космонавтики, с первым космонавтом.
  3. Дать информацию о космосе, его значении для жизни людей.
  4. Рассмотреть иллюстрации о космосе, космонавтах, космической технике, ученых-создателях космической техники.
  5. Воспитывать чувство гордости  достижениями наших космонавтов, учёных, создателе космической технике.

образовательная деятельность по областям

 «Социально-коммуникативное развитие»

«Чтение художественной литературы»

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

«Что такое космос?»

Аппликация «Космический корабль летит к звездам»

Лепка

«Космонавт»

Изготовление макета «Солнечная система» из природного или бросового материала.

Дидактические игры  «Где находится космонавт?» (употребление предлогов: на, в под, из, по, над); «Космическое путешествие», «Солнечная система», «Найди отличия в космических кораблях» (развивать воображение, внимание, память) и т.д.

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».

Конструирование

космического

корабля.  

Чтение научно-познавательной литературы о космосе, космонавтах.

Беседы на темы:

- «Солнечная система» - закрепить знания детей о том, что в состав Солнечной системы входят 9 планет; дать понятие о том, что Солнце является звездой – горячим вращающимся шаром светящегося газа, планеты, расположенные близко к Солнцу, являются самыми горячими.

- «Роботы и люди в космосе»- дать детям знания о космическом челноке, рассказать о том, что в космосе проводят эксперименты и для чего это делают.

Продолжать формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера по теме «Что я видел на луне» или «Как я летал в космос», «Встреча с инопланетянином».

Продолжать развивать монологическую речь, активизировать словарь качественных прилагательных.

Учить детей создавать фантастические рисунки выразительными средствами.

Продолжать обучать детей навыкам владения графическими средствами: восковыми или акварельными мелками.

Развивать фантазию, воображение.

Воспитывать чувство гордости достижениями наших космонавтов.

Учить детей вырезать космический корабль, складывая бумагу пополам и делая плавные срезы одной части, косые срезы другой для получения необходимой формы.

Закреплять умение вырезать и наклеивать иллюминаторы и другие выразительные детали.

Помещать космический корабль среди небесных светил.

Продолжать учить детей лепить фигуру человека, отображать в лепке представления об особенностях одежды и труда космонавтов.

Воспитывать интерес к окружающей социальной действительности

Предметно-развивающая среда по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей-

  • Картинки с изображением космоса, планет, звёзд. Звёздные карты неба.
  • Картинки и иллюстрации с изображением разнообразных космических аппаратов.
  • Портреты космонавтов.
  • Дидактические игры «Придумай космический корабль», «Космос», «Найди отличия» (космические корабли), «Ошибка художника», «Обведи трафарет и закрась получившееся изображение», «Составь картинку из частей» и другие.
  • Музыкальный ряд: «Музыка во вселенной» группы «Зодиак».

Для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям

  • Познакомить ребёнка с символикой созвездий.
  • Побеседовать о первых космонавтах.
  • Выучите:

В детском саду и дома за книжкой

Мечтают девчонки, мечтают мальчишки.

Мечтают они побывать на луне

И даже летают туда, но только во сне.

        Продолжать учить выразительно рассказывать стихотворение, с естественной интонацией.

  • Предложите ребёнку нарисовать рисунок на тему «Путешествие к звёздам» или «Что я видел на Луне».

Итоговые мероприятия по теме:

Спортивное развлечение «Мы  — космонавты».

Выставка рисунков на тему: «Космические дали».

Изготовление макета «Солнечная система» из природного или бросового материала.

МАЙ: ТЕМА «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

Программное содержание

  1. Расширить представления детей о родной стране и всенародно общественно-политических праздниках.
  2. Рассказать о празднике, объяснить, почему он так назван, кого поздравляют в этот день.
  3. Воспитывать уважение к ветеранам войны.
  4. Рассказать о героях ВОВ (взрослых и детях).
  5. Дать информацию о том, как люди чтят память о героях ВОВ: памятники, улицы, песни, стихи, рассказы и т.д.

образовательная деятельность по областям

 «Социально-коммуникативное развитие»

«Чтение художественной литературы»

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

«Слава России»

Лепка

«Солдат на посту»

Ручной труд «Самолёт»

Дидактические игры:

 «Четвёртыё лишний»:

  • снайпер – танкист – артист – лётчик
  • пистолет – лётчик – автомат – пулемёт
  • танк – самолёт – вертолёт – автобус
  • граната – ракета – снаряд – солдат
  • и.т.д.,

«Чего не хватает», «Составь картинку из частей» и другие по теме.

Подготовка стенда:

«Награды

прадедушек,

прабабушек».

Чтение стихотворений и рассказов о Великой Отечественной войне, о героях войны.

Выучить пословицы и поговорки о дружбе, товариществе.

Беседы на темы:

- «Худой мир лучше доброй ссоры» - на конкретных примерах истории формировать правильное отношение детей к войне; учить рассуждать, договариваться с другими, решать всё сообща; воспитывать личные качества: патриотизм, справедливость, благоразумие, доброту.

- «Война с немецко-фашистскими захватчиками» - на примерах подвигов героев-школьников рассказать детям о войне с фашизмом; воспитывать чувство патриотизма, стремление быть похожими на героев.

Составление рассказа по картине. Продолжать учить детей придумывать середину и конец рассказа (на тему или по картине).

Познакомить детей с батальной живописью.

Продолжать учить выделять главное крупным планом, цветом.

Упражнять детей в умении определять содержание своего рисунка, самостоятельно выбирать формат и фон листа бумаги, материалы для рисования.

Добиваться выразительности рисунка.

Воспитывать творческую активность.

Продолжать учить лепить фигуру человека, передавать пропорции частей изображаемого.

Закреплять умение самостоятельно определять способы лепки.

Воспитывать интерес к окружающему, эмоциональный отклик.

Закрепить умение складывать прямоугольный лист бумаги пополам, сглаживать линии сгиба.

Проявить в работе творчество - самостоятельно украшать самолет.

Воспитывать самостоятельность, активность.

Предметно-развивающая среда по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей-

  • Картинки, иллюстрации и репродукции картин о Великой Отечественной войне, Дне Победы.
  • Литературный ряд: стихотворения и рассказы о Великой Отечественной войне, Дне Победы.
  • Дидактические игры «Защитники Отечества», «Кто, где служит», «Кому, что нужно для службы?», «Лабиринты», «Ошибка художника» и т.д.
  • Музыкальный ряд: Д.Шостакович «Ленинградская симфония»; песня «День Победы».

Для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям

  • Сходите с ребёнком на площадь Победы, рассмотрите памятник, побеседуйте.
  • Чтение стихотворений и рассказов о Великой Отечественной войне, о Дне Победы. Предложите выучить понравившееся стихотворение наизусть.
  • Предложить ребёнку сделать поздравительные открытки для ветеранов Великой Отечественной войны.

Итоговые мероприятия по теме:

Оформление стенда: «Награды прадедушек, прабабушек».

Выставка рисунков: «Они сражались за Родину».

Праздник, посвящённый Дню Победы, концерт для ветеранов ВОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по патриотическому воспитанию для старшей группы

Предлагаю перспективный план по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста....

Перспективный план по патриотическому воспитанию в подготовительной группе.

Перспективный план по патриотическому воспитанию в подготовительной группе....

перспективный план по патриотическому воспитанию в старшей группе

план будет полезен воспитателям  старшей группы компенсирующей направленности...

Перспективный план по патриотическому воспитанию в старшей группе

В перспективным плане по патриотическому воспитанию в старшей группе предоставлен материал работы с детьми на весь учебный год...

Перспективный план по патриотическому воспитанию в подготовительной группе

Перспективный план по патриотическому воспитанию в подготовительной группе...

Перспективный план по патриотическому воспитанию детей. Старшая группа.

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,потому, что и человеком его надо воспитать».В.А. Сухомлинский...