Перспективный план по патриотическому воспитанию детей. Старшая группа.
методическая разработка (старшая группа)

Рыжкова Татьяна Вячеславовна

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,

потому, что и человеком его надо воспитать».

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm_starshaya_gruppa_19-20_g.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план  

по патриотическому воспитанию детей.

 Старшая группа.

Месяц

Название раздела

Тема


Цель

Связь с другими видами деятельности

Используемая литература

СЕНТЯБРЬ

3-я неделя

«Дружная семья»

Формировать представление о мире семьи. Обобщить эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений.

Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи.

Воспитывать у ребёнка привязанность к семье.

Ознакомление с художественной литературой и
развитие речи.
Чтение сказки «Гуси-лебеди».

Работа над понятием
родня (чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня»)

С/р. игра «Семья».

Рисование «Моя семья»

Зеленова Н.Г.
Осипова Л.Е.
«Мы живём в
России»

4-я неделя

Беседа «На кого я похож»

Формировать интерес к своей семье. Желание узнать больше о своих родственниках.

Рассматривание фотоальбомов.

Беседа о профессиях своих родных.

Игра «Найди

свою семью»

ОКТЯБРЬ

1-я неделя

«Я и моё имя»

Закреплять знания детей об имени, отечестве, фамилии родственников.
Дать представление о родословной.

Познакомить детей со значением их имён,
имён их родителей.

Игра «Давайте познакомимся»


Чтение Я.Аким
«Кто кому кто»,

Л.Короткова «Висляткин ключ».

Д/игра «Назови ласково»

Составление
генеалогического древа семьи
(2-3поколения) совместно с
родителями.

Кондрыкинская Л.А.
«С чего
начинается
Родина?»

Короткова Л.Д.
«Сказкотерапия для дошкольников
и младшего школьного возраста»

2-я неделя

«Мои друзья»

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Расширять представления о дружбе.

Развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитание доброжелательных отношений между детьми.

Просмотр фрагментов мультфильма «Крокодил Гена».

Сюжетно ролевая игра «Путешествие на теплоходе»


Беседа «Что такое дружба».

Исполнение песен о дружбе.

Масалова Л.Л.

 «Я и мир»

3-я неделя

Проект «Все профессии важны, все профессии нужны»

Уточнить и расширить знания детей о том, где и кем работают взрослые, воспитание чувства уважения к труду взрослых.


Развитие положительных эмоций и впечатлений.

Воспитание доброжелательных отношений между детьми.

Чтение произведения С..Михалкова «Все профессии важны все профессии нужны».

Встреча с интересными людьми.

Рисование «Кем я хочу стать»

Лото «Профессии»

Сюжетные игры.

Выставка детских работ.

Арапова-Пискарева Н.А. «Мой родной дом»

4-я неделя

Осенняя ярмарка
«Что нам осень принесла»

Закрепление знаний детей о характерных для октября явлениях природы.

Воспитывать бережное отношение к родной природе города.

Использование пословиц и поговорок об октябре.

Исполнение детьми попевки «Восенушка-осень».

Рисование на тему «Наш город в октябре».

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

НОЯБРЬ

1- я неделя

«Золотая осень»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте;

Пробуждать эстетические чувства;

Воспитывать умение наблюдать явление природы и восстанавливать связь между ними;

Побуждать детей любоваться красотой
осенних деревьев;

Обогащать словарь детей: рябиновый,
берёзовый, липовый
кленовый.

Познакомить детей с поэтическими
представлениями русского народа об осени.

Занятие-беседа об осенних приметах,

Рассматривание осенних пейзажей.

Чтение А.С.Пушкин
« Уж небо осенью
дышало…»

И.Соколов-Микитов
«Осень в лесу»

Народные приметы об
осенних месяцах, пословицы о приметах
погоды.

Д/игры: «Овощи и
фрукты»,

«С какого дерева лист»,

Народная игра «Царь-картошка»,

Аппликация «Соберём
урожай»

 «Планирование занятий по экологии»

2-я неделя

Экскурсия-занятие красивым местам

Расширять представления детей об осенних изменениях в природе.

Воспитывать интерес и желание бережно относиться к объектам экологической тропы.

Коллективные наблюдения за признаками осени.

Сбор природного материала.

Выставка «Дары земли русской».

Л.Пантелеева «Играем в камешки».

Хабарова Т.В. «Планирование занятий по экологии»;

Т.И.Осокина «Игры и развлечения детей на воздухе»

3-я неделя

«Животные и птицы нашего края»

Расширять представления детей о животном мире родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения

Беседы о животных родного края.

 Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением животных, птиц, насекомых.

 Загадывание загадок.

Дидактические игры.

Совместно с родителями создание коллекции «Наши любимые животные»

4-я неделя

«Лес в жизни человека»

Дать представления о значении леса для человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

Уточнить представления о правилах поведения в лесу.

Воспитывать желание бережно относиться к лесу.

Экскурсия на выставку «Лес в жизни человека».

Пословицы о лесе.

Обсуждение правил поведения в лесу.

Рисование на тему «Самый красивый лес»

ДЕКАБРЬ

1-я неделя

«История возникновения родного города»

Познакомить с историей возникновения города.

Воспитывать интерес к истории родного города.

Подвести детей к пониманию того, что все мы живём в одном городе.
Рассказать о праздновании Дня города.

Обогащать речь детей
новыми словами: газон тротуар, проезжая часть, пешеходный переход.

Экскурсия по городу,
совместно с родителями.

Рассматривание фотоматериала
с изображением
памятных мест г.

Жердевка

Конкурс рисунков
«Наш город глазами детей»

Экскурсия в краеведческий музей г. Жердевка

2-я неделя

«Зачем нужно село?»

Познакомить детей с особенностями жизни людей в селе, характером их занятий, формировать у детей интерес и любовь к своей малой родине.

Беседы о жизни людей в селе.

Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворений и произведений о жизни в селе, красоте русской природы.

Дидактические игры.

Рисование «Мое село»

3-я неделя 

«Мой город самый красивый»

Закрепить представление о городе в котором мы живем, дать понятие «жердевцы», указывающее на принадлежность человека к городу. У каждого есть родной дом и город, в котором он родился и живет.

Показ слайд шоу

Чтение стихотворений Волчихина

Рисование «Мой любимый уголок»

Оформление альбома «Природа моего края».

4-я неделя

«Новый год у ворот»

Формировать первоначальные

представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско – патриотическое чувство. Пополнять словарь названиями стран.

Рассказ о  разных национальностей живущих в нашем городе.

 Рассматривание иллюстраций с празднованием Нового года.

 Чтение стихотворений про Новый год, о зиме.

Рисование «Новый год»

Конкурс поделок на лучшую новогоднюю игрушку. (совместная деятельность с родителями)

ЯНВАРЬ

2-я неделя

Развлечение «Рождест -
венские посиделки»

Знакомить детей с историей возникновения и
традициями празднования христианского праздника-Рождества.

Развивать речевые,
музыкальные, коммуникативные способности
детей.

Воспитывать уважение, интерес к традициям и культуре России.

Воспитывать желание дарить подарки своим близким.

Пение русских народных песен, частушек, колядок.

Народные игры

Изготовление открытки

Гаврилова И.Г.
«Истоки русской народной культуры в детском саду»

3-я неделя

«Как велика моя земля, как широки ее просторы»

Закрепить знания детей о названии страны, о ее природе.

Дать детям знания о богатствах России.

Воспитывать стремление беречь и приумножать их.

Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Использование иллюстраций с изображением лесов, рек, морей, гор.

Чтение стихотворения Н.Забила «Наша Родина».

Прослушивание русской народной песни «Березонька»

Смирнова Т.В.
Филиппова Т.Ю.
«Дошкольникам о Москве и родной стране».

4-я неделя

«Наша Родина-Россия!»

Расширять знания детей
о Родине.

Вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России.

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Чтение стихотворение М.Матусовского «С
чего начинается
Родина?».

Чтение и объяснение значения пословиц о
Родине.

Смирнова Т.В.
Филиппова Т.Ю.
«Дошкольникам о Москве и родной стране».

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя

«Государственные
символы
России:
герб, флаг,
и гимн»

Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России
гербе, флаге.

Сформировать уважительное отношение к государственным символам.

Познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага.

Использование макетов герба и флага России.

Прослушивание фонограммы гимна России



Зеленова Н.Г.,
Осипова Л.Е.
«Мы живём в России»

2-я неделя

«Герб города Жердевка»

Продолжить знакомить детей с историей родного города.

Познакомить с гербом города Жердевка
Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за него.

. Использование фотографий  города.

Рассматривание герба г. Жердевка
Рисование герба на фоне музыкального сопровождения

3-я неделя

«Защитники отечества»

Формировать чувство уважения к защитникам Отечества.

 Развивать патриотические чувства

Беседа «Что такое героизм?»

Чтение С.Маршак «Наша армия»,

Я.Аким «Земля».

Конкурс рисунков «Мой папа-солдат»

Спортивные состязания

Зеленова Н.Г.,
Осипова Л.Е.
«Мы живём в России»

4-я неделя

«Выдающие защитники Родины»

Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими Россию.

Развивать интерес к прошлому своей страны.

Воспитывать уважение к выдающимся людям и желание быть полезным своей Родине.

Рассказ воспитателя.

Использование репродукций портретов А.В.Суворова.

Антонов Ю.Е.
«Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших дошкольников»

МАРТ

1-я неделя

 

«Широкая Масленица»

Познакомить детей с русским народным фольклором: песнями и хороводами.

Продолжать знакомить детей с обрядовыми народными праздниками

Беседа о значении Солнца в жизни славянских народов
Разучивание малых фольклорных форм:
пословиц, загадок о весне.

Разучивание русских народных игр:
«Колышки», «Удочка»

Развлечение «Приди, Весна, с милостью…»

Гаврилова И.Г.

«Истоки русской народной культуры в детском саду»

2-я неделя

«Мама- первое слово»

Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой мамы, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства.

Развлечение с мамами. Разучивание стихотворений, рисование  портретов мамы, чтение произведений о маме.

Дидактические игры.

3-я неделя

«Дорогая моя столица! Золотая моя Москва!»

Закрепить знание детей о Москве (символика, расположение на карте страны).

Дать представление о том, что Москва-
главный город России.

Воспитывать чувство гордости и любви к своей стране.

Просмотр видеофильма «Москва-столица России».

Чтение стихов о Москве.

Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).

Оформление стенда «Москва-главный город страны» (вместе с родителями).

С/Р. игра «Экскурсия по Москве».

Смирнова Т.В.
Филиппова Т.Ю.
«Дошкольникам о Москве и родной стране»

4-я неделя

«Хозяйкины помощники»

Познакомить детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской и пр.

Воспитывать интерес к прошлому нашей страны.

Посещение детьми уголка «Русская изба».

Имитация детьми стирки белья.

Исполнение русских народных песен

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

АПРЕЛЬ

1-я неделя

«Шутку шутить – людей насмешить»

Познакомить детей с потешным фольклором.

Воспитывать интерес к истории свой страны.

Составление детьми потешного рассказа.

Использование скороговорок, небылиц, потешек.

Загадывание загадок о весенних явлениях

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

2-я неделя

«Праздник Весна красна цветами», посвященный Дню земли»

Повторение песен, закличек, пословиц о весне.

Использование пословиц и поговорок, загадок.
Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом».
Чтение сказки.

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

3-я неделя

«Ордена и медали»

Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.

Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Использование фотографий орденов и медалей.

Изготовление муляжей орденов и медалей.

Чтение рассказа «Зина Портнова» из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны

4-я неделя

«Этот День Победы»

Формировать чувство уважения к защитникам
Родины.

Воспитывать уважение к пожилым людям,
ветеранам Великой Отечественной войны;

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

Слушание и пение фронтовых песен.

Рисование на тему «Праздничный салют»

Утренник «День Победы»

Антонов Ю.Е.
«Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших дошкольников»

Итоговое НОД  

Викторина «Мы –Россияне»

Обобщить и систематизировать знания детей о России; формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; народов, населяющих РФ; названия народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

атрибуты для проведения викторины, изображения гербов и флагов, бумага, маркеры, разрезные картинки, кроссворд, экран, проектор,  магнитофон; сундучок

1.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живем в России. 

2.Запесочная Е.А. Мы живем в России. – М.: Дрофа, 2013. – 32 с.: - ил. – (Вокруг есть мир!)

Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ

3.«Моя Родина  - Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного  возраста.  Методические рекомендации. Издательство «Школьная Пресса». – 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по патриотическому воспитанию для старшей группы

Предлагаю перспективный план по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста....

перспективный план по патриотическому воспитанию в старшей группе

план будет полезен воспитателям  старшей группы компенсирующей направленности...

Перспективный план по патриотическому воспитанию в старшей группе

В перспективным плане по патриотическому воспитанию в старшей группе предоставлен материал работы с детьми на весь учебный год...

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей старшей группы

Дан план работы по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возрста...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы через использование проектной деятельности

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы через использование проектной деятельности...

Перспективный план по патриотическому воспитанию в старшей группе

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Патрио...