Педагогические чтения. Воспитывающее начало народного творчества
статья
Данные педагогические чтения посвящены тому,какие ценные педагогические свойства содержат народные детские игры, игрушки и какого их начало.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_chteniya.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические чтения. Воспитывающее начало народного творчества
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, к нему обращены взоры историков искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа.
Анализируя народное творчество, А.П. Усова убедительно и конкретно показывает, что родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка является незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребенок с малых лет.
Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – на языке своего народа, который усваивает ребёнок, в народных песнях играх и игрушках, которыми ребёнок забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.
Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве.
Почему народное творчество доступно детям?
Уже говорилось, что дошкольник нуждается в образах, звуках, красках. Всё это в изобилии несёт в себе народное творчество.
В народных детских и игрушках блестяще соединились художественное и педагогическое начало, устное народное творчество – представляет настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры. Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа. Трудно сказать какому виду народного творчества нужно отдать предпочтение в его влиянии на малыша.
С давних пор русская дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного творчества.
Начиная с 60 – 70 годов 19 столетия сказки, игры, песни систематически используются в дошкольной педагогике (правда на разных этапах в большей или меньшей степени). В народном творчестве, его содержании, заключены реальные воспитывающие начала. Важно чтобы воспитатели сами были проникнуты чувством народного творчества. Тогда они чутко и вместе с тем смело смогут использовать игры, песни, сказки, и увлечь ими детей. Ведь успех влияния сказок на детей заключается в том, чтобы воспитатель сам переживал эту сказку, то же можно сказать и о народной игре, которая требует от педагога живого интереса. Большинство воспитателей детских садов знают и народные сказки, и песни, и пляски. Но всё это национальное богатство они еще недостаточно ценят, так же как не ценят и свои способности, а иногда и подлинную талантливость в той или иной области народного творчества.
Несомненно, опасно и преувеличение воспитательного значения народного творчества в детском саду, было бы ошибкой полагать, что народное творчество в играх и сказках, песнях должно заполнять все содержание детской жизни. Всего должно быть в меру в соответствии с разнообразным содержанием.
Какие же ценные педагогические свойства содержат народные детские игры, какого их воспитывающее начало?
Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка. Каждая игра, если она по силам ребёнку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, действия организованны. Народные игры, как правило, образны. Поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного и младше школьного возраста. Характерно то, что образ в игре не статичен. Происходит это в силу того, что в игре есть случай событие, оно и составляет игру, именно его переживает ребёнок. В игре «Коршун и наседка» коршуну надо утащить цыплёнка, а курице- защищать своего цыплёнка. В игре «Гуси-лебеди» волку нужно поймать гусей, а гусятам - убежать от него. Этот признак роднит народные игры. Народные игры имеют такую особенность: игре предшествует игровой зачин (речь идёт о всем знакомой с детства «считалочке») и «игровая прелюдия». «Жеребьёвка» тоже относиться к игровому зачину, но проводится по-иному, она применяется в виде игры. Двое, условившись, кто как будет называться, берутся за руки, а остальные по одному проходят в образованные ими воротца и отвечают на вопрос, становятся на сторону того, чьё название выбрал. (Например)
Конь вороной
Остался под горой.
Какого коня,
Сивого или
Золотогривого?
Наливное яблочко
Или золотое блюдечко?
Сахару кусочек
Или красненький платочек?
Ниточку или иголочку?
Наблюдения показывают, что современная педагогика детского сада отбросила эту содержательную часть детских игр. Игровые прелюдии заменяются распределением ролей и партии взрослыми. Это утрата ценнейших традиций народных игр. О чем следует не только пожалеть, но и нужно стремиться вернуть. Народные игры сопровождаются песнями, припевками и переговорами.
Народная игрушка давно вошла в быт детей: шары, пирамидки, цилиндры, занимательные медведи-кузнецы, пильщики, дымковские или городецкие кони, свистульки. В народной русской игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны игрушки: ванька-встанька, волчки, дудочки, свистульки, клоуны.
Есть и такой тип игрушек, в котором познавательный момент выведен ясно и отчетливо. Однако, применение познавательного принципа в народной игрушке ограничено, что резко отделяет её от пособия, в то время как в фабричной игрушке это стирается.
Интересны также игрушки для развития движений – каталки, мячи, бабки, городки и т.д.
Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к детям: всё в ней обращено к ребёнку - её содержание, форма, окраска.
В практике воспитания детей наиболее широко используются токарные деревянные «бабенские» игрушки. Они обладают ценными дидактическими свойствами. Играя такой игрушкой, ребёнок учится различать цвета и их оттенки, знакомится с величиной, формой, количеством. Эти же игрушки служат хорошим средством развития речи, если с ребёнком займутся взрослые. Эти игрушки воспитывают вкус, развивают зрение, осязание. Игры с игрушками – вкладышами заставляют малыша активно действовать: вкладывать, расставлять, переставлять. Правильно усваивать цвет и величину.
Сюжетные игрушки: городецкие, дымковские, филимоновские, загородские, семёновские помогают получить верное представление о человеке, животных и других предметах. Сегодня эти игрушки не доступны широким массам детей, так как не перенесены в промышленное производство и рассматриваются сегодня как музейные экземпляры. Хотя не приходится отрицать, что если бы к детям попали игрушки: семеновский пароход, и расписная мебель, загородский серый конь в яблоках и дымковские петухи, наездники и свистульки и многое другое, разве дети охотно не приняли бы их?
Как и в области языка и музыки использование народного искусства в игрушке дает много интересного и ценного для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...
Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста...
Педагогический проект. Тема: "Устное народное творчество, как стимул социальной адаптации детей раннего возраста"
Педагогический проект в адаптационный период....
Педагогический проект «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора....
Педагогический проект «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет»
Педагогический проект «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет». Цель проекта: разработать систему мероприятий по развити...
Педагогический практикум «Значение устного народного творчества в формировании патриотизма»
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родной с...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет»совместная работа воспитателя и учителя-логопеда...