Педагогический практикум «Значение устного народного творчества в формировании патриотизма»
консультация (старшая, подготовительная группа)
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родной станице, к своей стране. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.
Фольклор (в переводе с английского народная мудрость) народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, потешки, драматические произведения, танцы, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_v_patriotizme.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 станицы Копанской муниципального образования Ейский район
Педагогический практикум
«Значение устного народного творчества
в формировании патриотизма»
Подготовила
учитель – логопед
Фролова Галина Ивановна
2024 г.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родной станице, к своей стране. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.
Фольклор (в переводе с английского народная мудрость) народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, потешки, драматические произведения, танцы, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Таким образом, нравственно – патриотическое воспитание детей – одна из самых основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Главной задачей является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.
Используя фольклорные средства в своей работе, перед педагогами стоят следующие задачи:
- познакомить детей с особенностями фольклора, культурой русского народа;
- прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям, традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
- развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников, привлекая к посильному участию в декоративно–оформительской деятельности при подготовке экспонатов и их размещении, в специально оборудованном месте-выставке;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т.д.;
В нашем ДОУ выделено небольшое помещение и оборудовано в виде комнаты в русской избе, где размещены предметы быта: коромысло, горшки, миски, лапти, самовар, стол, стулья, чугунный утюг, керосиновая лампа, ухват и т.д.
В группе создана соответствующая предметно-развивающая среда:
- оборудован уголок патриотического воспитания, где дети в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном крае, городе, стране; широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родной станицы, родной страны; иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага; дидактические игры по патриотическому воспитанию, куклы в национальном русском костюме;
- книжный уголок, где имеются книжки (сказки, потешки, загадки), настольные игры по мотивам этих же произведений. Дети с радостью и большим желанием просматривают книги.
Работа с детьми:
- Чтение сказок, показ кукольного, пальчикового, теневого, настольного театра, знакомство со сказочными персонажами, драматизации сказок, пока спектаклей;
- разучивание потешек, закличек;
Совместная деятельность с детьми:
1)режимные моменты: хороводные и народные игры
2) индивидуальная работа: раскрашивание русского национального костюма цветными карандашами
3) использование фольклора на занятиях;
4)знакомство с народными праздниками, обычаями и обрядами, связанными сними
- знакомство с русскими народными инструментами, их звучанием
- прослушивание музыкальных произведений.
- использование русских народных игр и сказок в воспитательно-образовательном процессе;
Экскурсии:
Посещая музейную комнату в ДОУ, оборудованной в виде комнаты русской избы, дети знакомятся с предметами быта, их предназначениями.
Посещение сельского музея в ДК позволяет почувствовать быт, в котором жили люди нашего края в начале прошлого века, ознакомиться с предметами старины.
Работа родителями:
- Чтение произведений малых форм фольклора детям дома;
- Заучивание стишков, потешек, прибауток вместе с детьми;
- в ДОУ неоднократно проводится акция «Читающая мама».
- выпуск буклета «Фольклор – кладезь народной мудрости»
- консультация для родителей «Значение книги в жизни ребенка».
Взаимодействие с педагогами ДОУ:
- Использование музыкальным руководителем фольклора на праздниках.
- игра на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре;
- проведение театрализованных постановок на основе произведений фольклора.
- игра в русские народные игры на занятиях физкультуры, на прогулке.
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что дети, как губка впитывают все, что им преподносят, все то, чему их учат и, самое главное, чтобы эти знания были положительными, чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. И именно сейчас, в наше время, нужно возрождать в людях чувство патриотизма, духовность, милосердие, гуманность. И этому способствует литература, фольклор, русское народное творчество для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, совести, чести и справедливости.
Обращение к народному творчеству, устному и песенному, способствует развитию познавательной и творческой активности дошкольников, формированию нравственно – патриотических чувств и качеств личности каждого ребёнка.
Список литературы:
1. Князева О. К. Маханёва Л.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». - Санкт - Петербург. -Детство -Пресс. 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...
Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста...
Педагогический проект. Тема: "Устное народное творчество, как стимул социальной адаптации детей раннего возраста"
Педагогический проект в адаптационный период....
Влияние устного народного творчества для формирования культурго-гигиенических навыков в младшей группе
Культурно-гигиенические навыки-важная составная часть культуры поведения. В воспитании этих навыков нашло широкое применение устное народное творчество....
Педагогический проект «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора....
Педагогический проект «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет»
Педагогический проект «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет». Цель проекта: разработать систему мероприятий по развити...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет»совместная работа воспитателя и учителя-логопеда...
- Мне нравится (2)