Педагогический проект. Тема: "Устное народное творчество, как стимул социальной адаптации детей раннего возраста"
проект (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа
«Детский сад №40 общеразвивающего вида»
Педагогический проект
Тема: Устное народное творчество, как стимул социальной адаптации детей раннего возраста.
Разработчик:
Пивоварова Ольга Владимировна
Должность:
Воспитатель
г. Полевской
Проект: «Устное народное творчество, как стимул социальной адаптации детей раннего возраста»
Структурные компоненты | Содержание |
1. фаза проектирования | |
Стадия: Концептуальная | |
Этапы: 1. Выявление противоречия. | . Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды. Перерастая рамки проблемы приспособления ребенка к новой социальной ситуации в ДОУ, она выходит в совершенно иную плоскость изучения. Адаптация и социализация ребенка рассматривается, как присвоение индивидом общественного опыта, культуры, так называемое «окультуривание» ребенка через взаимодействие с носителем социального опыта. При этом опыт перерабатывается и возвращается в культуру в виде определенных индивидуальных достижений. |
2. Формулирование проблемы | Проблема адаптации связана с относительной обособленностью ребенка, взрослого, культуры: акцент делается на биологической составляющей адаптации – процесс приспособления к воздействию различных средовых факторов. Освоение же культуры осуществляется ребенком при посредничестве взрослого. Общественный взрослый интерпретирует общекультурные ценности в контексте индивидуальных особенностях ребенка. |
3. Определение проблематики. | Исследования психологов (Л.Н.Павловой, Н.Н.Палагиной и др.) показывают, что народные песенки, потешки, пестушки оказывают на ребенка активизирующее воздействие, являются средством социализации, то есть с помощью малых фольклорных форм происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений. В основе этого проекта лежит построение этнической картины мира ребенка через обращённый к нему фольклор: колыбельные песни, пестушки, потешки и т. д. Они должны дать ребенку некую систему координат, помогающую самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром. |
4. определение цели. | На основе этого сформулировала цель проекта: стимулировать процесс адаптации вновь поступивших воспитанников через устное народное творчество. |
5. Задачами проектирования выделены: |
|
6.Ожидаемый результат | Планируется, что в результате целенаправленного использования устного народного творчества в период адаптации получить:
помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом. |
Технологическая фаза | |
Стадия реализация модели проекта | |
Этап подготовительный | |
научно-методическое обеспечение; | Изучить психолого–педагогическую, методическую, нормативно - правовую литературу; -изучить влияние устного народного творчества на адаптацию и социализацию детей раннего возраста. |
Оснащение материально-технической базы |
|
Реализация проекта | |
Преобразование предметной среды | 1. Оформление уголка русского быта: - куклы закрутки, - куклы из соломки, - убранство избы. 2. Оформление в группе подвесного панно «времена года»: - «Зима», «Весна» - «Лето», «Осень» 3. Оформление в приемной комнате: «Паровозик» - информационный уголок для родителей; «ромашковая поляна» - фотоуголок о жизни группы; «Цветной дом» - галерея детских работ. 4. Оформление участка деревянными скульптурами: -семейство грибов, -улитка, -собачка Жучка. 5. Оформление уголка театрализовано-речевого развития стендом «Театральный теремок»: 6. Расширение уголка театрализовано-речевого развития «Театральный теремок»: -театр-рукавичка по русским народным сказкам «Курочка ряба» «Репка» -пальчиковый театр «Этот пальчик-дедушка» -театр резиновой игрушки «Теремок» 7.Пополнение уголка сенсорного развития «Мир в цвете»: - сенсорный куб, - «сухой бассейн» (крупа: рис, горох, пшено, крышки) 8. Пополнение книжного уголка «Книжный дом»: Набором «Паровозик»: - Д /игра «Расскажи потешку», - Д / игра «Узнай и назови сказку» 9. Пополнение уголка ряжения «Матрешка» -шапочки для подвижной игры «Курочка с цыплятками» 10.модернизация игрового пространства «семья» |
Реализация проекта | |
Работа с детьми с целью: воспитания культурно- гигиенических навыков, навыков самообслуживания; расширения ориентировки в окружающей среде, развития речи, развития сенсорных способностей развития движений, музыкального воспитания и психологического развития детей; | ведение адаптационных карт: Организовать наблюдения за протеканием адаптационного периода каждого воспитанника, заполнять адаптационные карты по результатам наблюдения; Обеспечить проникновения элементов устного народного творчества во все составляющие воспитательно-образовательного процесса в группе 1..организация режимных моментов в игровой форме прием детей; утренняя гимнастика; гигиенические процедуры; прием пищи; прогулка; На сон грядущий(колыбельные); пробуждение; одевание.
2. Организация и проведение совместной и самостоятельной деятельности:
Создать атмосферу, обеспечивающую каждому ребенку физический и психический комфорт; Проводить разнообразные формы работы с детьми, которые помогут им установить положительные контакты с взрослыми и сверстниками. |
Реализация проекта | |
Работа с родителями | 1. Общее родительское собрание (установочное) 2. Групповое родительское собрание: «Мы пришли в детский сад» Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей раннего возраста. 3. Анкетирование родителей «Определение готовности поступления ребенка в ДОУ» 4. информационные стенды: «Адаптация в детском саду» «Скоро в ясли» «Как готовить ребенка к поступлению в детский сад» «памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка» «Фольклор для маленьких». 5. консультации и беседы: «Ребенок поступает в детский сад» «Все начинается с колыбельных песен, потешек, сказок…» «Советы родителям, чьи дети не могут долго заговорить» «Как играть с ребенком дома» «Влияние мелкой моторики на умственное развитие детей» «Пальчиковые игры помогают говорить» 6. выставки: «Герои сказок - своими руками» ; «Игрушка из прошлого» «Осень в гости к нам пришла». 7. Оформление красочного альбома «Всей семьей потешку любим» коллективная работа родителей и детей 8. фотовыставки: «Это мы» «На прогулке летом» 9. организация телефонной связи между родителями и воспитателями, специалистами ДОУ 10. Родительское собрание: «Адаптация ребенка в детском саду» 11. Анкетирование по итогам адаптации |
Взаимосвязь с другими специалистами | Тесное сотрудничество и помощь: Заведующая ДОУ Медработник Старший воспитатель Музыкальный руководитель Второй воспитатель Помощник воспитателя
|
Рефлексивная фаза | ||||||
«Определение готовности поступления ребенка в ДОУ» | ||||||
Анкетирование родителей | готовы к поступлению в детский сад - | 15% (3 ребенка) | ||||
условно готовы – | 50% (10 детей) | |||||
не готовы к поступлению в детский сад – | 35% (7 детей) | |||||
Диагностическая карта уровня адаптации к детскому саду детей 1-3 лет 2009 г. | ||||||
Анализ по адаптационным картам | Легкая адаптация составляет- | 80 % (16 детей) | ||||
Адаптация средней тяжести - | 20 %(4 ребенка) | |||||
Адаптация тяжелая - | 0 % | |||||
Сравнительный анализ заболеваемости детей в адаптационный период с заболеваемостью пошлым адаптационным периодом | ||||||
Анализ по заболеваемости | 2008 год | 18% | ||||
2009год | 16% | |||||
результат | Сравнительный анализ с предыдущим адаптационным периодом показал снижение уровня заболеваемости у детей на 2 % | |||||
Причины малого снижения заболеваемости | Дети с 3 группой здоровья, обострились хронические заболевания | 15% (3 ребенка) | ||||
«Адаптировался ли ваш ребенок к детскому саду?» | ||||||
Анкетирование родителей | Родители полностью удовлетворены деятельностью ДОУ | 95% (19человек) | ||||
Родители частично удовлетворены деятельностью ДОУ | 5% (1 человек) | |||||
заключение | |
.Ожидаемый результат |
помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом. |
результат | Критериями оценки педагогической деятельности являются результаты, которые были получены в ходе (диагностики). Задачи, которые были поставлены, реализованы, цель достигнута: было выявлено влияния устного народного творчества на оптимальный уровень адаптации детей: адаптация прошла в легкой форме и в оптимальные сроки; снизился уровень заболеваемости детей на 2% по сравнению с прошлым адаптационным периодом. Так же устное народное творчество способствовало позитивному развитию отношений в детском коллективе и раннему коммуникативному развитию воспитанников. |
Цели на учебный 2009-2010 гг. во 2-й группе раннего возраста: | продолжать использовать устное народное творчество для личностного развития детей раннего возраста в системе работы по ознакомлению с окружающим миром и развитии речи. |
задачи на перспективу своей педагогической деятельности: | 1. повысить культурно-правовой уровень и профессиональную компетентность;2. постоянно искать пути эффективности своей педагогической деятельности;3. учиться разрабатывать и осуществлять средства, способы и приемы обучения и воспитания, отличные от традиционных. |
Приложение № 1
Сущность и содержание адаптационного периода.
Адаптация - (от лат. аdaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям.
Адаптивность – способность ребенка самостоятельно достигать динамического равновесия с миром вне зависимости от институциональной принадлежности к конкретному образовательному учреждению и / или коллективу сверстников.
Социализация - процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации)
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптивность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).Как показывают исследования, постепенный переход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям.
Характеристика процесса адаптации детей в рамках дошкольного учреждения
В период адаптации к условиям детского сада очень часто отмечается регресс во всем развитии ребенка: в его речи, навыках, умениях, игровой деятельности.
Адаптация обычно проходит сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме (на всех уровнях и во всех системах), что проявляется в поведении ребенка. В силу несформированности адаптационных механизмов, работы функциональных систем организма в неблагоприятном режиме у ребенка возникает стрессовая реакция – в зависимости от того, какая система наиболее заинтересована в ней.
Характер протекания процесса адаптации в любом возрасте зависит от биосоциального анамнеза, представляющего совокупность сведений об особенностях индивидуального онтогенеза в перинатальный период и в возрасте до 3-х лет. Особенности анамнеза сказываются на протяжении всей жизни человека.
Показатели адаптации ребенка в условиях образовательного учреждения
Исследователи выделяют три периода привыкания ребенка к новым социальным условиям:
-ОСТРЫЙ (дезадаптации). Более или менее выражено рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В этот период происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребенка со взрослыми, сверстниками, в речевой активности, игре, функционировании нервной системы;
-ПОДОСТРЫЙ (адаптации). В рамках этого этапа ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывает соответствующие ей формы поведения. Отмечается постепенное уменьшение изменений в деятельности разных систем, их функционирование стабилизируется. Нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней), развивается игровая деятельность и речевая активность (в пределах 40-60 дней);
-КОМПЕНСАЦИИ (адаптивности к определенным социальным условиям). В этот период нормализуются и достигают своего исходного уровня, а иногда и превышают его все регистрируемые показатели процесса адаптации ребенка.
Характер и особенности первых двух описанных периодов позволяют классифицировать процесс адаптации по степени тяжести (легкая, средняя, тяжелая). У детей дошкольного возраста тяжесть адаптации проявляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявлении невротических реакций, вызванных ситуацией включения в новую социальную среду.
-ЛЕГКАЯ АДАПТАЦИЯ (для детей ран. возраста в пределах месяца, дошкольного – 10-15 дней):временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней), аппетита (норма до 10 дней); неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20 -30 дней; характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течении месяца (2-3 недели нормативно).
Если данный этап растягивается до 30-40 дней, то это СРЕДНЯЯ АДАПТАЦИЯ, характерная для детей до 1,5 лет, у более старших детей – при условии слабого здоровья, неустойчивости нервной системы, ошибок семейного воспитания. Все нарушения выражены более ярко и длительно: сон и аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная длительность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30 – 35 дней. Взаимодействия со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
ТЯЖЕЛАЯ АДАПТАЦИЯ (от 2 до 6 мес.) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации отмечается у 8-9% детей: характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечаются проявления агрессии, подавленное состояние в течении долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевом и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых десяти дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
Приложение № 2
Сущность и содержание устного народного творчества.
Фольклор – художественное творчество широких народных масс, преимущественно устное поэтическое творчество.
Фольклор – (англ. Folklore), буквально - народная мудрость.
Фольклор – это народное творчество. Объединяет в себе художественные произведения (устное народное творчество) или, реже, предметы искуства созданные народом и имеющие не конкретного, а коллективного автора.
К фольклору относятся такие жанры, как пословицы, поговорки, потешки, сказки, загадки, былины, частушки.
Детский фольклор – специальная область устной традиционной культуры, включает два основных пласта.1. Фольклор, исполняем взрослыми для детей (колыбельные песни, пестушки, потешки), 2. Фольклор – функционирующий непосредственно в детской среде, в некоторой своей части дифференцированный по возрасты и полу его носителей.
Народное творчество – художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрение, идеалы в созданной им: поэзии: придания, песни, сказки, эпос; музыке: песни, инструментальные наигрывания, пьесы.
Основная цель - показать детям красоту русского языка – языка, за которым стоит высокая культура великого народа.
Сказки, песни, потешки, загадки, поговорки, считалки являются незаменимым средством побуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость у малыша. Именно чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, заботу, любовь, веру в него.
В течение многих веков малые фольклорные формы любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые фольклорные формы таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Список литературы.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.Васильевой, В.В., В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. И доп. – М.; Мозаика-Синтез, 2010.
Смирнова Е.А., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М., Мозаика – Синтез, 2007.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.; Мозаика – Синтез, 2008.
Л.Н. Павлова Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2000.
Маханева М.Д., Рещикова С.В. игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет; Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.; ТЦ сфера, 2005. (Ранний возраст)
Ветрова В.В. Вочто играть с ребенком до 3 лет. – М.; ТЦ Сфера, 2009.(Ранний возраст)
Игры с детьми раннего возраста; Методические рекомендации/ Сост. М.А. Аралова. – М.; ТЦ Сфера, 2008.
Затулина Г.Я. Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа. Учебное пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008.
Сорокина Н.Ф. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3лет средствами кукольного театра/Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. 2-е изд. – М.; Айрис –пресс,2008.
Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/ Авт. – сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2004.
Сотникова В.М. Первые шаги. Модель воспитания детей раннего возраста. – М.: Линка-пресс,2002.
Составитель Русаков А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник-СПб.; Речь. Образовательные проекты; М.; Сфера 2010 г.
Каплунова И.М. Новоскольцева И.А. «Ладушки». Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Младшая группа. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Издательство «Композитор. Санкт-Петербург»,2009.
Занятия с малышами в детском саду(Модель воспитания детей раннего возраста). – М., ЛИНКА – ПРЕСС, 2004г. Составитель сборника к. п. н. К.Белая
Колесникова О.В. Развитие ребенка от двух до трех лет. Тематическое планирование, конспекты занятий, игры и сценарии. – М.; Школьная пресса, 2007.
Картухина М.Ю. Развлечения для самых маленьких. Сценарии досугов для детей первой младшей группы. – М.; ТЦ Сфера, 2010.
Картухина М.Ю.Забавы для малышей; Театрализованные развлечения для детей 2-3лет.- М.; ТЦ Сфера, 2006.
Доронова Т.Н., Доронова С. Г. Игрушки для развития детей раннего возраста. Предметно – методический комплекс для занятий и игр с детьми раннего возраста.- М.; Детям ХХ! века, 2005.
Волкова Е.М. Рекомендации по адаптации детей в детском саду. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №2 август/2007.
Н.А.Картухина Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж; ЧП Лакоценин С.С. 2007.
Метенева Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. – Ярославль, Издательство - полиграфический комплекс «Индиго».-2010г.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.; Лань, 2000.
Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3 лет/ Галанова Т.В..- Ярославль; Академия развития, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль устного народного творчества в развитии речевой активности детей раннего возраста
Дана система работы по использованию устного народного творчества с детьми раннего возраста....
Роль народного творчества в развитие речи у детей раннего возраста
Цель обучения родному языку – развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуац...
Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...
Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
В презентации представлены такие вопросы, как Социальная адаптация, как она протекает....
Устное народное творчество в развитии речевой активности детей раннего возраст
Педагогическая копилкаПлан:1. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни2. Условия и задачи развития речи3. Значение произведений устно...
Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО
Социализация и социальная адаптация детей раннего возрастав контексте ФГОС ДО Звягина Ольга Николаевна, воспитатель ...
Выступление на Городском фестивале инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством "Театра в чемоданчике»
Выступление на Городском фестивале инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством &q...