Экологический проект «Вода – это жизнь! Берегите воду!»
проект (подготовительная группа)
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Именно с детьми подготовительной возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями А. В. Запорожец отмечал, что дети подготовительного дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-7 лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 258.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Таштагольского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 «Аленушка»
Экологический проект
«Вода – это жизнь! Берегите воду!»
Разработчик:
Паляй Я.С., воспитатель
Петрова Л.М., воспитатель
Таштагол, 2024г
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………… | 3 |
Паспорт проекта……………………………………………………... | 4 |
Этапы реализации проекта…………………………………………. | 5 |
Исследовательская деятельность…………………………………… | 8 |
Приложение 1(Беседы с детьми о воде) …………………………… | 10 |
Приложение 2(Загадки о воде) ……………………………….......... | 15 |
Приложение 3(Игровая деятельность с детьми) …………………. | 16 |
Приложение 4(Опыты и эксперименты) …………………………... | 18 |
Приложение 5 (Пальчиковая гимнастика) ………………………… | 20 |
Приложение 6 (Экологические рассказы Н.А. Рыжовой) ………... | 22 |
Приложение 7 (Сказка о круговороте воды) ……………………… | 26 |
Приложение 8 (Стихи) ……………………………………………… | 27 |
Приложение 9 (Наблюдения) ………………………………………. | 28 |
Пояснительная записка
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Именно с детьми подготовительной возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями А. В. Запорожец отмечал, что дети подготовительного дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-7 лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта | Вода – это жизнь! Берегите воду! |
Руководитель проекта | Паляй Яна Сергеевна, Петрова Любовь Михайловна |
Участники проекта | Воспитатели, дети подготовительной группы, родители |
Срок реализации проекта | До 22 марта |
Вид проекта | краткосрочно, исследовательско-практический |
Цель проекта | Обобщить и расширить познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода -источник жизни. |
Задачи | Развивать представления о свойствах (вкус, цвет, запах, текучесть) и состояниях воды (твердое, жидкое, газообразное); Сформировать у детей знания о значении воды для всего живого на земле; Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу; Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности; Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса, творческого воображения и мышления, а также коммуникативных навыков. |
Проблема | Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о свойствах и качествах воды и бережном к ней отношении. |
Обоснование проблемы | Недостаточный объем знаний по вопросу физических свойств воды, а также ее значимости; Ухудшение экологической обстановки |
Ожидаемые результаты: | Дети: Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде. Овладеть элементарными навыками экспериментирования Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам. Повышение знаний с области исследовательских умений (устанавливают причинно- следственные связи). Родители: Формировать целостный взгляд на природу и место человека в ней. Родители станут активными участниками проекта. Оценят важность и необходимость формирования у детей ценностного отношения к природе. Родители в результате деятельности в образовательном проекте расширят свои знания о родниках нашего района, важности знакомства с ними детей, а также о сохранении природы |
Этапы реализации проекта
I этап: подготовительный
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Уголок экологии и экспериментирования в группе
2. Методический инструментарий подборка и составление (картотек дидактических игр, конспектов занятий, сценарии развлечений и т. д.).
3. Подборка литературы по теме (энциклопедии, карты, схемы, сказки, стихи, ребусы, поговорки и т. д.).
4. Подборка опытов и экспериментов «Опыты с водой»
5. Сбор иллюстративного материала
6. Оформление стенда по проведенной акции «Давайте беречь воду»
II этап: основной-исследовательский
I блок – Социально-коммуникативное развитие
Беседа «Вода, вода – кругом вода»
Цель: Дать представление детям о значении воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде (состояния воды – жидкое, газообразное, твердое)
Беседа «Кому нужна вода?»
Цель: Уточнить представление детей о том, что вода очень нужна для всех живых существ: растений, животных, человека.
Беседа «Берегите воду»
Цель: Закрепить знания о значении воды в жизни людей растений животных сформировать представление о необходимости ее экономичного расходования.
II блок – Познавательное развитие
Загадки «О воде» игра «Подскажи словечко»
Эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Способствовать активному развитию образности речи, обогащать словарь углубляя и уточняя знания о предмете. Помогать овладеть образностью слов, усвоить знания о словообразовании, развивать поэтический слух и поэтическое восприятие Картинки с изображением ответов
Опыт №1: «Свойства воды». Цель: Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета, поверхностное натяжение и др.). Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода, три стакана, соль, сахар, ложечка, пахучий раствор, краситель разного цвета
Опыт № 2 «Испарение». Цель: Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.
Опыт № 3 «Агрегатные состояния воды»
Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар. Блюдце, снег
Опыт № 4 «Очистка грязной воды».
Цель: Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами. Пластмассовые трубки, пластмассовая воронка, пластмассовая крышка, пластмассовая чашка, пакетик камешков, пакетик шариков, бумажных фильтра, губка, измерительная чашка; два стаканчика, бинт, вата, стакан с грязной водой, тарелочка, клеенки, мерная ложка.
Опыт № 5 «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».
Цель: Продолжать знакомить со свойствами и качеством воды; развивать наблюдательность, усидчивость.
III блок – Речевое развитие
Экологические рассказы Н. А. Рыжовой: «Как люди речку обидели», «История одного пруда», «Жила – была Река»;
Чтение стихов:
Г. Люшин «Капелька»;
В.Фетисов «Речка зимой»;
А. Тараскин «Сколько знаю я дождей?»;
С. Погорельского «Весенний разговор»;
Сказка Надежда Болтачева «О круговороте воды в природе».
Пальчиковые игры: «Водичка – вода», «Моем руки», «Речка и рыбка», «По воду»;
Познакомить детей с новой пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик.
Набор карточек с изображениями лужа, капли, цветы, пар, горы и т. д.
IV блок – Художественно-эстетическое развитие
- Рисование по точкам «Морские обитатели» Формирование элементарных математических представлений
- Коллективная работа «Красивые рыбки в аквариуме»
- Прослушивание аудиозаписей: «Шум моря», «Прибой», «Музыка дождя», «Гром», «Звонкий ручей»;
- Совместно с родителями в группе был создан искусственный аквариум, оформлен стенд по экологическому воспитанию детей «Давайте беречь воду».
V блок – Физическое развитие
Подвижная игра: «Мы капельки» Развивать воображение детей, активность в игре.
Подвижная игра: «На болоте» Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.
Подвижная игра «Мы – большие киты» Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.
Игра с мячом «Воздух, земля, вода» Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Создание снежных фигурок.
Закрепить приёмы: скатывания, создания шара, а также знания о свойствах снега; побуждать к декоративному оформлению созданного образа; развивать эстетический и художественный вкус детей.
III этап: Заключительный
В ходе реализации проекта «Вода – это жизнь!» у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи). Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Результат работы:
1. Обогащенные и систематизированные знания детей о воде, ее свойствах, значении и т. д. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы
2. Повышение компетентности воспитателей по представленной теме
3. Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному вопросу
4. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе
Исследовательская деятельность
Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды становится все меньше и меньше.
От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Без воды нет жизни на Земле. Вода — это не только источник жизни, которой питает нас энергией. Ее сила почти безгранична, а люди так небрежно ведут себя по отношению к этому подарку природы. Вода — это бесценный дар природы, который нужно бережно охранять.
Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой. Очень важно научить детей, наше будущее поколение - бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Макет разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - это огромный потенциал их всестороннего развития.
Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Цель наглядного пособия: Расширение и углубление знаний и представление ребёнка об окружающем мире.
Задачи:
- Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
- Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов. Приоритетная образовательная область познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.
Способ реализации проекта: Что знаем – вода голубая, можно мыться, можно пить, можно поливать растение, бывает горячая и холодная, лужа, река, море, дождь — это вода, в воде живут рыбы и растения.
Что хотим узнать - почему замерзает, почему не всю воду можно пить, есть ли в яблоке вода, почему звучит вода.
Макет «Круговорот воды в природе»
Предполагаемые результаты:
- Для детей - получили представления о свойствах воды, значении воды в жизни человека, животных, растений; развитие исследовательских умений, повышение мотивации к занятиям, развитие речи детей, развитие творческих способностей, активности и самостоятельности.
- Для педагогов - повышение профессиональной компетенции в области организации проектной деятельности дошкольников, использования экспериментирования в формировании экологических представлений детей старшего дошкольного возраста, знания по планированию проектной деятельности дошкольников.
- Для родителей - участие родителей в деятельности детского сада, повышение педагогических знаний родителей по формам и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, развитие творчества, фантазии, заинтересованности родителей в проводимой работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вода источник жизни, береги ее!"
Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе...
Проект по экологическому воспитанию детей 4–5 лет «Вода — это жизнь»
Проект направлен на углубление знаний детей о воде и ее свойствах. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном сос...
«ВОДА-ЭТО ЖИЗНЬ, БЕРЕГИТЕ ВОДУ»
Беседа с детьми: для чего нужна вода...
Экологический проект в подготовительной группе «Мечтатель» «Вода – источник жизни»
АКТУАЛЬНОСТЬ Окружающие нас водоемы загрязняются людьми. Вода становится непригодной для жизни животных и растений, а также для использования ее человеком. ЦЕЛЬ ПРОЕ...
Экологический проект во второй младшей группе "Водичка, водичка..."
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с...
Конспект экологического занятия в старшей группе «Волшебная вода, круговорот воды в природе, берегите воду!»
Цели и задачи:Образовательная область: «познание»- Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.- Закреплять представления об источниках загрязнения в...
Конспект занятия в подготовительной группе «Вода в жизни человека»«Вода в жизни человека» Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде. Задачи: • дать знания детям о воде, как об источнике жиз
laquo;Вода в жизни человека»Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.Задачи:• дать знания детям о воде, как об источ...