План работы по самообразованию на 2024-2025у.г
материал (старшая группа)

Кузнецова Ольга Яковлевна

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: Формирование у детей дошкольного возраста знаний основ безопасного поведения на дороге»

на 2024-2025 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovanie_na_24-25_u.g.docx44.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: Формирование у детей дошкольного возраста знаний

 основ безопасного поведения на дороге»

на 2024-2025 учебный год

 

http://xn--2-7sbejbevih9cpddf.xn--p1ai/images/22-06-15.gif

 

Подготовила: Кузнецова О.Я

План самообразования

Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах».

Работа начата: сентябрь 2024 г.

Предполагается закончить: май 2025 г.

Пусть движутся потоками машины,

Водители спокойствие хранят

Ведь правила движения едины-

Для взрослых пешеходов и ребят

Актуальность

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране.

Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Много в нашем городе широких, красивых улиц, дорог; большой поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети.

Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.

Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания — это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Поэтому очень важно, как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.

В обучении детей безопасному поведению на улицах, должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Важно еще, что данная тема тесно переплетается с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все это составляет основу воспитания грамотного и уверенного в себе пешехода и водителя.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка.

Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию - «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах».

Проблема: Так как у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы понятия о собственной безопасности, как в социуме, так и в окружающем мире.

Цель:

1.Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

2.Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

3.Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде безопасного поведения на дорогах города

В соответствии с целью выделены следующие задачи самообразования:

Задачи:

1.Расширять, совершенствовать и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения детей на улице, знакомить с назначением дорожных знаков.

2.Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.

3.Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4.Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.

5.Познакомить с действиями инспектора ГИБД.

6.Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

7.Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

8.Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.

    Предполагаемый результат:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и основных правилах поведения на улице и в общественном транспорте.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Умение детей проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле).

5. Умение понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.);

6. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

   Формы работы с детьми:

*Совместная деятельность воспитателя с детьми (экскурсии, наблюдения, прогулки, досуги, игры).

*Индивидуальная работа с детьми.

*Образовательная деятельность.

*Свободная самостоятельная деятельность детей (игры: настольные, театрализованные, строительные, подвижные).

*Работа вне образовательной деятельности.

Формы работы с родителями:

*Консультации для родителей, беседы по теме.

*Оформление папки-передвижки.

Этапы работы:

Организационный этап: сентябрь-октябрь 2024г

*Переработка теоретических материалов.

*Разработка перспективного плана

*Создание развивающей предметно- пространственной среды.

Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

*Подборка консультаций для родителей по данной теме.

Основной этап: ноябрь-апрель 2024-2025г

*Проведение развивающих занятий, дидактических игр, сюжетно ролевых игр, пальчиковых игр с детьми.

*Расширение  и пополнение предметно- развивающей среды группы атрибутами к сюжетно-ролевым и подвижным  играм.

Заключительный этап: май 2025г

*Итоговое мероприятие с детьми: Игра- путешествие  по правилам дорожного движения.

*Итоговое мероприятие с родителями: подготовка мультимедийной презентации «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах».

*Анализ результатов работы в рамках данной темы самообразования.

Перспективный план работы по самообразованию

в старшей группе№1 на 2024 – 2025 учебный год.

Месяц

   Работа с детьми              

    Работа с родителями

Развивающая среда

Сентябрь

Беседа: «Знакомство с городским транспортом»,

Постройка из конструктора «Наш участок», обыгрывание постройки.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Рассматривание картинок о видах транспорта. Рисование на данную тематику.

Целевая прогулка: наблюдение за движением пешеходов.

Чтение рассказа "Машины на нашей улице" М. Ильин, Е. Сегал.

Рисование: "Безопасные места для перехода улицы

Просмотр презентаций: «Дорожные знаки»

Беседа «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют»

Рекомендация для родителей: «Если вы купили ребёнку велосипед».

Папка-передвижка «Шагаем осторожно!».

Легковой автомобиль для рассматривания

Оборудование для игры «Воробушки и автомобиль»

Октябрь

Беседа с детьми «Виды светофоров и их назначение»

Рассматривание макета светофора. «Правила поведения в транспорте»,

Конструирование из цветной бумаги и картона модели светофора.

Постройка из конструктора «Улица с перекрестком» и обыграть это.

Беседа с детьми «Перекресток - что это? Что и кто помогает регулировать перекресток?»

Подвижная игра «Цветные автомобили» «Жезл»

Просмотр презентаций: «Наша улица»

Привлечь родителей к изготовлению фотоальбома «Дорожные знаки».

Памятка для родителей «Дети и дорога».

Грузовой автомобиль для рассматривания.

Совместное изготовление атрибутов к сюжетно –ролевым играм (жезл)

Оборудование для игры «Цветные автомобили»

Ноябрь

Беседа с детьми о запрещающих знаках «Правила поведения в транспорте»,

Чтение стихотворения "Для чего нам светофор" О. Тарутина

Экскурсия в игровую комнату "Правила для пешеходов"

Рассматривание картин с изображением грузовых и легковых автомобилей. Сравнение грузового и легкового автомобиля.

Дидактические игры: «Путешествующие машины»

Чтение: С. Волков "Про правила движения"

Сюжетно-ролевые игры "Гараж"

Подвижная игра «Мы – водители»

Папка-передвижка «Дидактические игры в ходе ознакомления детей с ПДД»,

Оборудование для игры «Мы – водители»

Совместное изготовление атрибутов к сюжетно –ролевым играм (руль)

Декабрь

Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций, которые могут встретиться на дороге.

Показ мультипликационного фильма «Смешарики. Азбука безопасности –светофор»

Постройка из строительного материала «Железнодорожный вокзал» и обыграть его.

Чтение стихотворения "Бездельник светофор" С. Михалков

Дидактические игры  «Светофор»

Беседа "Правила перехода улиц и дорог"

Чтение рассказа "Машина, которую рисовать научили" И. Серяков

 Консультация «Безопасность детей – забота взрослых!»

Картина «Светофор»

Мозаика

 Оборудование для игры «Светофор»

Выставка детских работ «Мой веселый светофор»

Январь

Беседа о том, где можно и где нельзя играть.

Психогимнастика «Мы едем едем за рулем»

Чтение стихотворения А. Ганюва «Гололёд».

Аппликация «Починим автобус»

Беседа на тему «Осторожно, скользкая дорога! »

Просмотр презентаций: «Пассажиром быть не просто».

Папка - передвижка

«Обучаем ребёнка безопасному поведению на дороге»

Оборудование для аппликации(ножницы, картон, бумага, карандаши)

Февраль

Беседа на тему «Регулировщик и его работа»,

Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка».

 Дидактические игры «Отвечай быстрей» «Бегущий светофор» «По дороге»

 Подвижные игры «Автобусы» «Зебра»

Заучивание стихотворения Михалков С. "Постовой"

Конструирование "Улица города"

Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»

«Азбука маленького пешехода»

Атрибуты к сюжетно/р игре.

Выставка детских рисунков «Нарисуй пешеходный переход»

Март

Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».

 Рисование специальных видов транспорта

Дидактические игры: «ПДД» «Водители»

Заучивание стихотворения "Запрещается – разрешается" В. Семурина.

Рассказ об опасных ситуациях на дороге и объяснение, где должны сидеть в автобусе дети и взрослые. Предложить детям, используя игрушки, рассказать о поездке в транспорте.

Просмотр мультфильмов «Азбука безопасности»

Папки – передвижки: «Безопасность дорожного движения».

Выставка детских работ «Автомобиль»

 Оборудование для игры «Водители автобусов»

Апрель

«Просмотр презентаций правила дорожного движения»

Беседа «Предписывающие знаки»

Загадывание загадок по правилам дорожного движения.

Целевая прогулка "Покажи и назови известный дорожный знак"

Игра "Чья команда назовет больше дорожных знаков", "Движение по спирали"

Чтение рассказа "Ученый дружок" И. Серяков

Пальчиковая игра «Светофор»

Памятка для родителей: «Правила поведения на остановках общественного транспорта»,

Пополнение дидактической игрой «Дорожные знаки»

Май

Чтение: А. Дорохова «Подземный переход».

Инсценирование песни «По улице, по улице».

Целевая прогулка «Пешеходный переход»

Беседа «Информационные знаки и знаки особых предписаний»

Дидактическая игра «Светофор» «Найди нужный знак»

Раскраска«Детское кресло для автомобиля»

Памятки для родителей: «Детское кресло для автомобиля», «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения».

Оборудование для игры «Светофор»

 Пополнить картотеку «Подвижные игры по ПДД»

Литература для изучения

1.Авдеева Н.Н; О.Л. Князева; Р.Б.Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста»- М.: Просвещение 2007

2. Майорова Ф.С. «Изучаем дородную азбуку»

3. Рублях В.Э «Правила дорожного движения»

4.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под .ред. Н.Е.Вераксы.

5. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...