План работы по самообразованию. Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения». 07.10.2024 г.
занимательные факты (старшая группа)
Актуальность
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.
В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 142.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Мамонтёнок»
План работы по самообразованию.
Тема самообразования: «Формирование у детей старшего
дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через
ознакомление с правилами дорожного движения».
Работа начата: октябрь 2024 г.
Предполагается закончить: май 2025 г.
Воспитатель: Дернова Т.О.
Актуальность
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.
В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране.
Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Много в нашем городе широких, красивых улиц, дорог; большой поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации. Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания — это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Поэтому очень важно, как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.
В обучении детей безопасному поведению на улицах, должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Важно еще, что данная тема тесно переплетается с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все это составляет основу воспитания грамотного и уверенного в себе пешехода и водителя. Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников. С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка. Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию - «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков
безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами
дорожного движения».
Цель:
1. Повышение своего профессионального мастерства и
компетентности.
2. Совершенствование условий для формирования у детей
дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в
окружающей дорожно-транспортной среде.
В соответствии с целью выделены следующие задачи
самообразования:
Задачи:
1. Расширять, совершенствовать и систематизировать знания детей о
правилах безопасного поведения детей на улице, знакомить с
назначением дорожных знаков.
2. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об
улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей
дорожной среды.
4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение
правил дорожного движения, культуру поведения в дорожнотранспортном процессе.
5. Познакомить с действиями инспектора ГИБД.
6. Развивать логическое мышление, произвольное внимание,
зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
7. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
8. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и
безопасности детей.
В результате работы предполагается, что дети узнают об:
● об основных источниках и видах опасности на улице;
● о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о
правилах перехода проезжей части, о дорожных знаках;
● об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения
опасных ситуаций на улице;
● о безопасном поведении в дорожно-транспортной среде;
● о правилах дорожного движения.
Предполагаемый результат:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и
основных правилах поведения на улице и в общественном транспорте.
2. Формирование навыков спокойного, уверенного, культурного и
безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Умение детей проявлять осторожность и предусмотрительность в
потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе
улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле).
5. Умение понимать смысл общепринятых символических обозначений
(дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и
др.);
6. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности
дорожного движения.
Формы работы с детьми:
● Мониторинг детей.
● Совместная деятельность воспитателя с детьми (экскурсии,
наблюдения, прогулки, досуги, игры).
● Индивидуальная работа с детьми.
● Образовательная деятельность.
● Свободная самостоятельная деятельность детей (игры:
настольные, театрализованные, строительные, подвижные).
● Работа вне образовательной деятельности.
Формы работы с родителями:
● Консультации для родителей, беседы по теме.
● Оформление папки-передвижки.
● Проведение анкетирования.
● Выступление на родительском собрании.
Действия и мероприятия, которые будут проводиться мною в
процессе работы над темой:
● Изучение методической литературы по теме.
● Изготовление картотек, оборудования и игр по ПДД.
● Разработка перспективного плана по теме самообразования.
● Создание условий для формирования у детей дошкольного
возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожнотранспортной среде.
● Проведение открытых мероприятий.
● Подборка консультаций для родителей по данной теме.
● Круглый стол с родителями по теме.
● Самоанализ и самооценка своей деятельности в группе.
Форма отчётности:
● Выступление по теме самообразования на педагогическом совете.
● Обобщение результатов на педсовете.
Этапы работы:
1 этап - информационно-аналитический.
Изучение научной и учебно-методической литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность», - СПб.:
«Детство-Пресс», 2002
3. Л.Б. Баряева, В.Л. Жевнеров, Е.В. Загребаева «Азбука дорожного
движения»,-М.: «Дрофа», 2008.
4. Г.Д. Беляевскова, Е.А. Мартынова «Правила дорожного движения
для детей 3-7 лет», - Волгоград: «Учитель», 2012.
5. П.В. Быстров «Формирование представлений о здоровом образе
жизни и основам безопасности жизнедеятельности», - М.: ООО
«Группа Компаний «Активное обучение», 2014.
6. Т.И. Данилова «Программа Светофор» Обучение детей
дошкольного возраста ПДД.» - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2012.
7. И.А. Лыкова, В.А. Шипунова «Дорожная азбука», - М.:
Издательский дом «Цветной мир». 2015.
8. О. Ю. Старцева «Школа дорожных наук: Профилактика детского
дорожно-транспортного травматизма», - М.: ТЦ Сфера, 2008.
9. Н.В. Коломец «Формирование культуры безопасного поведения у
детей 3-7 лет. «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры»,
- Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.
10. Под ред. Л.Л. Тимофеевой «Формирование Культуры
Безопасности. Планирование образовательной деятельности в
подготовительной группе», - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс»,
2014.
11. Е. Я. Хабибулина «Дорожная азбука в детском саду», - СанктПетербург: «Детство-Пресс», 2011.
На этом этапе проводится мониторинг знаний детей по ПДД (с
использованием иллюстраций).
2 этап – практический (формирования знаний у детей по ПДД).
Оформление предметно- развивающей среды:
1. Изготовление макета «Наша улица».
2. Изготовление дорожных знаков, макетов домов, макет светофора.
3. Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр («Шофер»,
«Автобус», «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик»,
«Автосалон», «Автобаза»).
4. Подобрать наглядный дидактический материал, дидактические и
настольно-печатные игры по правилам дорожного движения.
5. Составление картотек: дидактических игр, сюжетно-ролевых игр.
6. Пополнить книжный уголок литературой по ПДД для детей.
7. Оформление фотоальбома «Дорожные знаки».
8. Подбор материала для презентаций.
9. Составление плана работы с детьми и родителями.
Работа с детьми:
Беседы:
- «Знакомство с городским транспортом»,
- «Правила поведения в транспорте»,
- «Улицы города»,
- «Опасный перекрёсток»,
- «Пешеходный переход. Поведение пешехода на перекрёстке»,
- «Посмотри налево, посмотри направо»,
- «Правила пешехода»,
- «Регулировщик и его работа»,
- «Зачем нужны дорожные знаки»,
- «Запрещающие знаки»
- «Предписывающие знаки»
- «Информационные знаки и знаки особых предписаний»
- «Знаки сервиса»
- «Велосипед на улицах города»,
- «Правила поведения пешеходов»,
- «Зачем нужны правила дорожного движения?».
Дидактические игры: «Внимание дорога!», «Правила дорожного
движения», «Светофор и пешеходы», «Разложи правильно дорожные
знаки», «Собери светофор», «Подумай, отгадай», «Весёлый жезл»,
«Говорящие знаки», «Угадай, какой знак», «Улица города».
Настольные игры: «Викторина по правилам дорожного движения»,
«Лето. Дорожные знаки», «Дорога. Детское домино»,
«Простоквашино. ОБЖ. Обучающая настольная игра», «Опаснобезопасно», «Большая прогулка», «Законы улиц и дорог»….
Сюжетно-ролевые игры: «Водители и пешеход», «Улица»,
«Регулировщик», «Шофёр», «Автосалон», «Автобаза», «Семья».
Чтение стихов, рассказов; отгадывание загадок по ПДД.
Рассматривание иллюстраций, плакатов, картинок «Безопасность на
дороге», «Как избежать неприятностей?», «Безопасное общение»,
«Азбука безопасности», «Дети на улице».
Подвижные игры:
- «Цветные автомобили»
- «Светофор»
- «Автомобили» и др.
Просмотр презентаций: «Дорожные знаки», «Наша улица»,
«Пассажиром быть не просто».
Участие в конкурсе рисунков по ПДД.
Целевые прогулки и экскурсии (к дороге, к светофору, на
перекресток, на остановку общественного транспорта).
Развлечения: «Дорожная азбука», «Остановка общественного
транспорта» - эстафета, «Правила дорожного движения» - викторины,
«Азбука дорожного движения».
Встреча с инспектором ГАИ.
Образовательная деятельность:
1. Художественно-эстетическое развитие:
- «Пешеходы идут по улице» - рисование
- «Знаки ПДД» - рисование
- «Светофор» - рисование
- «На чем ездят люди» - рисование
- «Внимание, светофор!» - аппликация
- «Улица города» - конструирование
- «Транспорт» - конструирование
- «Светофор» -лепка
2. Познавательное развитие:
- «Работа светофора»
- «Мы - пешеходы»
- «Путешествие по стране дорожных знаков»
- «Правила дорожного движения»
Работа с родителями:
● Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко
ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»
● Анкетирование родителей «Грамотный пешеход».
● Родительское собрание «Роль семьи в воспитании
грамотного пешехода».
● Консультации: «Азбука дорожного движения», «Дети и
дорога», «Безопасность детей в автомобиле», «Мама за рулем:
основы безопасности», «Дидактические игры в ходе ознакомления
детей с ПДД», «Обучаем ребёнка безопасному поведению на
дороге», «Безопасность детей – забота взрослых!», «Ребенок в
автомобиле».
● Памятки для родителей: «Как обучать ребенка правилам
безопасного поведения на дороге», «Причины дорожнотранспортного травматизма», «Правила поведения на остановках
общественного транспорта», «Детское кресло для автомобиля»,
«Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного
движения».
● Папки – передвижки: «Безопасность дорожного
движения».
3 этап – заключительный.
Проведение мониторинга.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
На 2024-2025 учебный год
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Октябрь | 1. Постройка из конструктора «Наш участок», обыгрывание постройки. 2.Составление с детьми рассказа о своём пути из дома в детский сад. 3. Рассматривание картинок о видах транспорта. Рисование на данную тематику. 4.Целевая прогулка: наблюдение за движением пешеходов. 5. Чтение рассказа "Машины на нашей улице" М. Ильин, Е. Сегал. 6. Рисование: "Безопасные места для перехода улицы" 7. Подвижная игра 8. Обыгрывание ситуаций на макете улицы города. | 1. Беседа «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют» 2. Рекомендация для родителей: «Если вы купили ребёнку велосипед». 3. Папка передвижка «Шагаем осторожно!». |
Ноябрь | 1.Беседа с детьми «Виды светофоров и их назначение». Рассматривание макета светофора. 2. Конструирование из цветной бумаги и картона модели светофора. 3.Постройка из конструктора «Улица с перекрестком» и обыграть это. 4.Беседа с детьми «Перекресток - что это? Что и кто помогает регулировать перекресток?» 7. Дидактические игры 8. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте. | 1.Привлечь родителей к изготовлению фотоальбома «Дорожные знаки». 2. Памятка для родителей «Дети и дорога». |
Декабрь | 1.Беседа с детьми о запрещающих знаках 2. Чтение стихотворения "Для чего нам светофор" О. Тарутина 3. Тематическая прогулка "Правила для пешеходов" 4. Рассматривание рисунков со знаками "Движение запрещено", "Опасность", "Поворот. Рассматривание картин с изображением грузовых и легковых автомобилей. Сравнение грузового и легкового автомобиля. 5. Дидактические игры 6. Беседа " Поведение детей на дорогах и улицах" 7. Чтение: С. Волков "Про правила движения» | 1. Папка передвижка «Красный, жёлтый, зелёный». |
Январь | 1.Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций, которые могут встретиться на дороге. 2.Рисование дорожных знаков по желанию. 3.Постройка из строительного материала «Железнодорожный вокзал» и обыграть его. 4. Чтение стихотворения "Бездельник светофор" С. Михалков | Консультация «Безопасность детей на улицах города» |
Февраль | 1.Беседа о информационно указательных знаках 2. Изготовление из картона (бумаги) предписывающих знаков 3. Чтение рассказа "Светофор" Б. Житков 4. Дидактические игры 5. Подвижные игры 6. Беседа на тему «Осторожно, скользкая дорога!» | Проведение тематической недели «Школа дорожных наук» |
Март | 1. Беседа на тему «Как безопасно перейти дорогу?» 2. Беседа о том, где можно и где нельзя играть. 3. Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка». | Папка передвижка «Зимние игры на улице: чем они опасны?» |
Апрель | 1. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль». 2. Рисование специальных видов транспорта 3. Дидактические игры 4. Заучивание стихотворения "Запрещается – разрешается" В. Семурина. 5.Рассказ об опасных ситуациях на дороге и объяснение, где должны сидеть в автобусе дети и взрослые. Предложить детям, используя игрушки, рассказать о поездке в транспорте. | 1. Выставка детской литературы для чтения по ПДД. 2. Папка передвижка «Добрая дорога детства». |
Май | 1.Чтение: А. Дорохова «Подземный переход». 2.Инсценирование песни «По улице, по улице». 3.Целевая прогулка «Пешеходный переход» 4.Беседа «Виды дорожных знаков» 5.Изготовление указательных знаков для игр с макетом 6. Дидактическая игра 7. Рисование дорожных знаков: "Пешеходный переход", "Подземный пешеходный переход", "Наземный пешеходный переход", "Движение пешеходов запрещено" | 1. Памятка «Улица – лучший учебник» (Правила дорожного движения). 2. Консультации на тему: “Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице”. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».
План по самообразованию...
План по самообразованию «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».
План по самообразованию...
Самообразование «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения» на 2019-2020 уч. год
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...
План самообразования " Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной пром...
План самообразования Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, ув...
Проект по самообразованию по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»
Проект по самообразованию по теме:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»...