Проектная деятельность «С чего начинается Родина»
проект (старшая группа)
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
1. Родительское собрание на тему:«Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
2. Доклад для воспитателей на тему «Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности».
3. НОД в старшей группе на тему: «Моя Родина».
4. Сценарий утренника посвящённый-9 мая «День Победы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_rodina.docx | 59.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «С чего начинается Родина»
Вид проекта:
Информационно-творческий, долгосрочный
Сроки реализации:
сентябрь- май 2023-2024 г.
Участники проектной деятельности:
Воспитатели, дети старшей группы, родители.
Общая характеристика проекта:
Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:
- «Мой дом, моя семья»
- «Мой детский сад»
- «Моя улица, достопримечательности, замечательные люди»
- «Мой край»
- «Моя страна Россия»
Итоговое мероприятие: Утренник посвящённый –Дню Победы 9 мая.
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном городе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи:
* Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде,
о городе, в котором они живут, о стране.
* Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих
становление ребенка как субъекта разнообразных видов
деятельности
* Воспитание нравствено-эстетических чувств, эмоционально-
ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру
* Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и достопримечательностей.
*Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.
Проблема: Выяснить с детьми – с чего начинается Родина?
Актуальность проекта.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Общая характеристика проекта
Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:
1. «Мой дом, моя семья»
2. «Мой детский сад», «Мой город Нарткала»
3. «Моя малая Родина Кабардино –Балкария Республика»
4. «Моя страна Россия»
Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования:
- Познавательно-речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Социально - личностное развитие
Планирование носит тематический характер, тема одного дня включает содержание одного образовательного блока.
Этапы реализации проекта
1 этап- подготовительный
*подборка художественной литературы, мультфильмов;
* оформление стендов в группе и раздевальной комнате.
Основные формы: Беседы, непосредственно организованная деятельность, игры, выставки, родительское собрание, консультации для родителей.
2 этап- организационно-практический
- Реализации проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями.
- Создание условий для выражения дошкольниками, педагогами, родителями своего отношения к ознакомлению детей с Родиной;
- Совместно с родителями создать предметно-развивающую среду «Патриотический уголок».
- Доклад для воспитателей на тему «Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности»
- Родительское собрание на тему: «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
- Основные формы: занятия, мероприятия
- Мероприятие Флешмоб «Поздравление к Дню защитника Отечества»
3 этап- заключительный
* Анализ деятельности по реализации проекта
Утренник посвященный Дню Победы.
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
• образовательная деятельность;
• совместная деятельность детей и педагогов;
• чтение художественной литературы;
• беседы, ситуативные разговоры;
• слушание музыки;
• игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)
• Рассматривание иллюстраций и предметов по теме.
Формы взаимодействия с родителями:
• консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
• сотворчество детей и родителей.
Формы и методы реализации проекта
Первый раздел: «Мой дом, моя семья»
• Познавательная беседа «Моя семья»
• Беседа «Мой дом»
•Составление рассказов на тему: «Моя семья»
• Фотовыставка «Наши мамы» «День матери»
• Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…»
• Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня» А. Кешоков «Нальчик»
•Рисование: «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты) выставка детского рисунка
• Пальчиковая гимнастика «Семья»
• Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы"
• Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
• Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?
• Сотворчество детей с родителями: « Древо -Моя семья»»
Второй раздел «Мой детский сад», «Мой город Нарткала»
Беседа « День города» -рассматривание иллюстраций
•Словотворчество на тему: «Детский сад – это…»
• Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»
• Экскурсия по детскому саду
•Прослушивание аудиозаписей: «Наш детский сад», «Чудеса в саду»
• Коммуникативная игра «Кто в домике живет?»
• Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
• Выставка рисунков и поделок «Мой любимый детский сад»
• Занятие «Труд взрослых в детском саду»
Третий раздел «Столица КБР город Нальчик»
Беседа «Как и почему называется наш город», « День государственности КБР», «День Адыгов и адыгского костюма».
• Знакомство с символикой КБР.
• Рассматривание альбомов, иллюстраций о природе родного края, животных, растениях.
Прослушивание: гимна КБР, народных песен
• Показ иллюстраций «Моя малая родина »
• Изготовление фотостенда «Город, в котором я живу»
•Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице»
• Конкурс рисунка на асфальте «Я гуляю по Нарткале»
Четвертый раздел «Моя страна Россия»
• Беседа о Москве
• Рассматривание кукол в народных костюмах
• Иллюстрации «Русский народный костюм»
• Познавательное занятие «Россия – Родина моя»
•Лепка: «Флаг России»
•Рисование: «Русская березка»
•Прослушивание: гимна РФ, народных песен
•Русские народные игры : «Гуси лебеди», «Карусель, «У медведя во бору»
• Д/И «Народные промыслы»
• Просмотр мультфильма «Мы живём в России»
•Драматизация русских народных сказок: «Маша и медведь, «Теремок», «Репка»
• Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»
Пятый раздел Открытое занятие «Моя Родина»
Предполагаемый результат:
- У детей будут сформированы и расширены представления по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица, достопримечательности, замечательные люди», «Мой край», «Моя страна Россия».
- У детей будут сформированы нравственные качества, необходимые для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, достойных граждан России.
- Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность дошкольников.
- Установится взаимодействие между всеми участниками проекта.
- Обогатится предметно-пространственная развивающая среда группы, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Результаты деятельности
По прошествии первого учебного полугодия намечены положительные тенденции в повышении заинтересованности родителей данной темой. Часть родителей постоянно участвует в педагогическом процессе, оказывает посильную помощь в реализации проекта, в пополнении РППС группы и участка. Хотелось бы привлечь всех родителей. Дети с интересом участвуют в проекте, предлагают свой темы для исследований, готовят рисунки, учат стихи, участвуют в изготовлении лэпбуков («Моя семья». «Мой город»), праздников (День Матери, Международный женский день, День защитника Отечества) и пр. Родители высказывают положительные отзывы о проделанной работе, отмечают заинтересованность детей, повышение их уровня самостоятельности и чувства уверенности в себе, ответственности. Коллеги отмечают ценность опыта данной работы.
Было решено продолжать работу по данному проекту, включая подготовительную группу. Дальнейшее развитие проекта представляется в использовании инновационных форм работы (использование метода проектов, лэпбуков), семейных развлечений, викторин, соревнований.
Дети усвоили основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве предполагает:
- Освоение представлений о своем городе— названия родного города, его особенностях (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях).
- Освоение представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений города— магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил поведения в общественных учреждениях города. Проявление интереса к родной стране.
- Освоение представлений о ее столице, государственном флаге и гербе.
- Освоение представлений о содержании основных государственных праздников России, ярких исторических событиях, героях России.
- Понимание многообразия россиян разных национальностей — особенностей их внешнего вида, одежды, традиций.
- Развитие интереса к сказкам, песням, играм разных народов.
- Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей.
- Понимание того, что все люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну богатой и счастливой.
Родительское собрание на тему:
«Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Цель: Акцентирование внимания родителей на роли семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей.
Задачи:
Укрепление семейных ценностей.
Рассмотреть основные нравственно-патриотические ценности, формирующие гражданские чувства у ребенка.
Дать сведения о знаниях, которые доступны для освоения детьми дошкольного возраста в рамках патриотического воспитания.
Формировать бережное и доброе отношение к родному краю.
Воспитывать чувство любви и привязанности к своей семье, к малой Родине.
Повестка дня:
1. Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
2. Подготовка к Новогоднему празднику.
3. Разное.
Ход собрания.
Вступительная часть
(звучит тихая музыка, родители располагаются в группе)
- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады вас видеть. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашей встречи, надо название темы собрать из фрагментов пословицы. На трех столах разложены фрагменты пословиц. Родители собирают пословицы. Звучит тихо песня «Родительский дом».
Зачитываются родителями пословицы:
1. Нет лучше дружка, чем родная матушка (семейное воспитание).
2.Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).
3.Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).
Итог разминки.
- Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить.
Тема нашей встречи «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
2.Давайте, вначале вспомним, что такое:
- Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
- Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д.
- Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.
- Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т.д.
3.Введение в проблему
- Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.
- Воспитатель: Как вы считаете, какова роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка?
- Правильно, всё начинается с семьи, с её традиций. Мама и папа – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение.
- В семье, где правильно поставлено воспитание детей, родители знают: «Главное не то, кем станут сын или дочь по профессии, а главное, чтобы были они настоящими людьми». В этих словах выражается забота родителей о нравственном облике своих детей.
- Что включает в себя понятие «нравственный человек»? Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом, то есть трудиться на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество, с любовью и уважением относится к людям всех рас и наций. Он правдивый и честный, ненавидит эгоизм, стяжательство, тунеядство и несправедливость. Нравственному человеку присущи такие черты характера, как дисциплинированность, организованность, стойкость, мужество, честность, благородство и т. д. Нравственный человек не допустит сделок с совестью. Он не отступит от того, во что верит, в чем убежден. Нравственная чистота – это верность слову, верность дружбе и верность любви. Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течение всей его жизни, но основные нравственные черты закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте. Первые годы жизни ребенка проходят главным образом под воздействием семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали. Если же в семье придерживаются высоких моральных принципов, опираются на библейские заповеди, определяющие поведение человека в обществе, дают высокую оценку нравственных поступков других и сами поступают нравственно, то и дети усваивают положительные черты характера, учатся поступать с другими людьми и окружающей природой милосердно и благородно, учатся жить по совести. В семье надо не только говорить о том, как надо жить, но и вырабатывать у детей привычки правильного поведения. Слово родителей, сказки о добре и зле, первые книжки о жизни животных и растений – все это порождает первоначальные представления детей о морали. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.
4. Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Ваш ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Продолжением данной работы является знакомство детей с гимном, флагом и гербом государства. Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных;
- рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают
- друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
- Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Сейчас давайте с вами поиграем:
Рефлексия «Волшебный клубочек»
- Уважаемые родители! Сейчас я предлагаю поиграть в волшебный клубочек – передавая и удерживая свою нитку, отвечать на вопрос о малой Родине.
- Мы живем в ….(Россия. КБР)
- Столица России. КБР …( Москва. Нальчик)
-Президент, Глава республики… (В.В. Путин. В.В. Коков)
- Год основания города Нарткала. А раньше он как назывался? (Докшукино .1955)
- Жители Нарткалы называются…(Нарткалинцы)
- Городу Нальчик присвоено звание.. (2010г. присвоено звание «Город воинской Славы»)
- Почему назвали город Нальчик? (Так как он окружён с трёх сторон горами в виде подковы)
- Назовите улицы нашего города
- Что изображено на гербе КБР?
- Какие цвета на флаге КБР и что они обозначают?
- Какие особенности нашего города символизирует герб?
- Полезные ископаемые нашего края?
«Собери пословицы и поговорки (“рассыпались” на слова)
- Золоту – старости нет, Родине – цены нет.
- Всякому мила своя сторона.
- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
- Родина – мать, умей за нее постоять.
- Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
- Человек без Родины – что соловей без песни.
- Нет милее дружка, чем родная матушка.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Когда в семье лад, не нужен и клад.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Задание-тренинг
Продолжите фразу – «Я горжусь своим краем, потому что…
Доклад для воспитателей на тему «Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Поэтому моей задачей, как воспитателя является:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах;
- знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: непосредственной образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.
В.В.Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами – Кремлем, достопримечательностями.
Задача воспитателя — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Трёхлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств используется и наглядный материал, и беседы, и знакомство с природой.
Главным орудием воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является речь педагога, неравнодушного человека, разделяющего с детьми радость узнавания нового, восхищение великим и прекрасным. Одно из важнейших средств – это художественное слово, все разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и созданных талантливыми авторами.
Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
1. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.
2. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.
3. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему поострить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.
4. Воспитывайте у детей уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.
5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.
Достигнуть поставленных задач можно посредством тематического планирования, так как оно способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Планирование данной работы наиболее целесообразно проводить по следующим темам:
- «Моя семья»,
- «Я люблю свой детский сад и район, где я живу»,
- «Мой город»,
- «Наша Родина – Россия», наша малая Родина КБР.
- «День народного единства»,
- «Новогодние праздники»,
- «Москва – столица нашей Родины»,
- «Наши космонавты»,
- «День защитника Отечества»,
- «Моя мама»,
- «День Победы».
Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, чтение художественной литературы, работу в уголке книги, свободную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия, так как они повышают детскую мыслительную активность.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по ознакомлению с социальным миром, но и по ознакомлению с миром природы, по ознакомлению с предметным окружением, художественно-эстетическое развитие: рисование, аппликацию, лепку, музыку (например, «Мой город», «Москва – столица нашей Родины»)
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.
Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование, аппликация).
Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Список литературы
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007.
- Корчажинская С. Воспитываем патриотов //Дошкольное воспитание. – 2006. № 6. – С. – 27.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 36 -46.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
- Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: – Мозаика – Синтез, 2014.
НОД в старшей группе на тему: «Моя Родина».
1Организованный момент. В: Ребята, сегодня у нас необычный день. Посмотрите к нам пришли гости. Вы знаете, есть очень хорошая традиция – всем с утра дарить свои улыбки и желать мира, здоровья. Давайте мы так и сделаем, улыбнемся и поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются.)
В: Шар большой, на нем страна,
Город в ней, а в нем дома.
Дом на улочке одной
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля-
Это Родина моя!
- Кто скажет, о чём говорится в этом стихотворении?
Д: О Родине, в которой мы живём.
В:- Мы живем в огромной прекрасной стране. Как она называется? (Россия).
- А какая она наша Россия? (Очень большая, любимая, богатая, сильная.) - Россия - наша Родина.
- Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»? (Родина — место, где мы родились; страна, в которой мы живём).
У каждого человека есть Родина. И у каждого она своя. У одного – это большой город, у другого – это небольшое село. И трудно сказать, чья родина лучше, красивей, дороже. - А что значит любить Родину? (Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное беречь Родину).
- Родина — это и дом, в котором мы живём, и наши предки, наши мамы, папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь. И город, со своими улицами и парками. - А как называют людей, живущих в нашей стране? (Россияне).
Все мы – жители России – россияне, но народов в России проживает великое множество. Назовите, какие народы вы знаете?
(Кабардинцы, балкарцы, русские, осетины, ингуши, чеченцы, турки…)
Сейчас нам Ильдар расскажет и покажем схематично при помощи кругов, что такое наша Родина, наша Малая Родина?
(Ребёнок берёт 4 круга: большой синий, поменьше – красный, ещё меньше – зелёный, маленький - белый. И кладёт их по порядку один на другой с пояснениями. Что синий круг — это наша планета Земля, красный – страна Россия – наша большая Родина, зелёный – наша малая Родина Кабардино-Балкария, белый – город Нарткала, в котором мы родились и живём.)
В: А как называется столица России? Столица нашей республики?
Д: Москва. Нальчик .
В. Вот посмотрите, какие красивые эти две столицы.(иллюстрации).
В:- Ребята, нашей страной Россией управляет президент.
Д- Президентом нашей страны является (В. В. Путин)
В.- а глава Кабардино-Балкарской республикой? Д. (К. В. Коков)
- У каждой страны, республике есть три обязательных официальных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь.
- Какие это символы? (Флаг, герб, гимн). Ребята, будь это праздник, или какое-то соревнование, всегда выставляют флаги. Флаг-это символ гордости, чести, славы.
1. Задание – «Найди флаг России и КБР»
Один ребёнок ищет среди множества других флагов флаг России. Другой ребёнок флаг КБР.
- Сколько полос на флаге России? (3) - Какого цвета полосы на флаге? (Белая, синяя, красная). Белый - мир, чистоту.
Синий – верность, честность.
Красный – смелость, мужество, героизм.
У флаг КБР сколько полос (3): какого цвета полосы на флаге (Синий, белый, зеленый). В центре на Сине- зеленом фоне изображена гора Эльбрус.
Эти цвета имеют свое значение :
-Синий : честь, верность, искренность.
- Белый: символ миролюбия, добра и чистоты.
-Зеленый: символ свободы, надежды и понимания.
2. Задание – «Найди герб России и КБР»
Вот герб нашей страны. (Показывает воспитатель). Давайте рассмотрим его. Что вы видите на гербе. (Рассматривание.)
В: На нашем гербе мы видим птицу - это орёл с двумя головами, что означает, объединение народов, живущих на европейской и азиатской территории нашей страны. В центре орла — всадник воин-змееборец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом.
На Гербе Кабардино-Балкарской Республике - мы видим птицу золотого орла, в центре орла щит, на щите изображены гора Эльбрус и орнамент трилистник.
В: А что же такое - гимн?— Это торжественная песня или мелодия, которая исполняется на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях. Гимн слушают стоя. Этим мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране, родине.
Физкульт-минутка: «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре Руки в стороны и с силой к плечам.
Будем всех сильнее в мире.
Будем мир мы защищать, Поднимают прямые руки и скрещивают
Будем маму обнимать. Руки над головой.
На носочки встанем, Поднимаются на носочках.
Солнышко достанем.
До пяти считаем, Приседают пять раз.
Дружно приседаем.
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.
В: Ребята давайте вспомним, как называется столица Кабардино-Балкарской Республики. (Нальчик) Стих про Нальчик читает (Эмилия)
Видел я поля и горы
Обошел я белый свет
Но прекрасней, чем наш Нальчик
Города на свете нет. В: Это стих-е написал А. Кешоков.
Как в переводе с кабардинского языка означает слово «Нальчик»?
Д. В переводе с кабардинского языка - Нальчик означает маленькая подкова,
В. Если смотреть на Нальчик с высоты птичьего полёта, видно, как территория вытянулась между гор в виде подковы. “Подкова и стала одним из символов столицы Кабардино -Балкарии. Решением совета местного самоуправления КБР был утверждён герб Нальчика. 3. Задание – «Собери пазл» (герб Нальчика) Подкова в форме чаши, образующая полумесяц, означает удачу, защиту, знания, Зелёный цвет подковы символизирует духовное просветление. Гора Эльбрус это символ вечности, чистоты, Лучи восходящего солнца – означают дороги, символизируют силу, творческую энергию. Лазоревый цвет лучей символизирует источники лечебной минеральной воды. Ветви серебристо голубой ели – это визитная карточка города. В городе много зелёных насаждений деревьев и голубых елей. Нальчик один из самых - экологически чистых городов России.
В. Ребята, вам знакома сказка Валентина Катаева «Цветик - семицветик»? Д. Это волшебный цветок. Лепестки цветка были разных цветов.
В. Наша республика не только очень красива, но и в ней много достопримечательностей её можно сравнить с цветком семицветиком.
А что же написано на этих лепестках сейчас мы узнаем. Каждый лепесток – это одна из сторон богатства нашего края.
Давайте узнаем, чем же богат наш край? (отрываю лепесток и читают)
лепесток — фабрики, заводы, фермы- они нужны для изготовления необходимых вещей, продуктов. Чтоб родителям было, где зарабатывать деньги и покупать необходимые вещи и продукты, обеспечивать семью.
лепесток - школы, училища, колледж, университеты. Чтобы хорошо работать, необходимо быть мастером своего дела, а для этого надо учиться.
лепесток – музеи, театры, библиотеки – нужны нам, для пополнения знаний .
лепесток – минеральные воды, лечебные санатории, курорт Долинск- чтоб у нас было крепкое здоровье.
лепесток – парки, Атажукинский сад, зоопарк, канатная дорога, вокзалы - чтоб мы могли отдохнуть в выходные дни и полюбоваться красотой природы.
лепесток - памятные арки, памятники, скульптуры - чтоб мы с вами помнили историю нашей родины.
лепесток – зерно, фрукты, овощи, мясо, молоко -эти продукты питания нужны нам для здорового образа жизни.
В: Красив наш край! Прекрасны Кавказские горы. Наша земля дает богатые урожаи. Будущее нашей страны России и нашей Кабардино-Балкарской республике во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно любите свою родину, что хорошего сможете для неё сделать, когда встанете взрослыми людьми. Ребята на этом занятие подошло к концу. Вы большие молодцы. О чём мы сегодня говорили на занятие? Что нового вы узнали о своем крае? Что особенно запомнилось? Гостеприимство – это национальная черта кавказских народов «С гостем приходит счастье»- гласит адыгская пословица - «ХьэщIэм насып къыдок1уэ». К нам пришло много гостей, и мы не можем проводить без подарка. От наших деток примите магнитики с эмблемой столицы нашей республике. Подкова это символ счастья, благополучия и удачи.
Сценарий утренника посвящённый-9 мая «День Победы».
Командир-воспитатель
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть — не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
отряд слушай мою команду. За мной на передовую шагом марш
Выход детей остановка в 2 колонны
Ком- отряд смирно. Здравия желаю товарищи бойцы
Все хором-здравия желаю товарищ майор
Ком-отряд вперед шагом марш
Перестроение в 4 колонны
Стихи только девочки
1 Что случилось, скажи мне ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?
Почему люди все на свете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это ВОЙНА?
3 Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Радио нам объявило,
Что началася война!
4 Летней ночью, на рассвете,
Когда мирно спали дети
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских –
это значит против нас.
5 Он хотел людей свободных
Превратить в людей голодных
Навсегда лишить всего,
А упорных и восставших
На колени не упавших,
Истребить до одного.
Ком-отряд вольно. Разойтись.
Собирают костер из палок под стульями и садятся у костра
Песня, а закаты алые
Ком- Что загрустили, бойцы, а ну давай повеселее
Все достают котелки и ложки
Шумовой оркестр под песню катюша
Звук сраженья
Ком-отряд.боевые позиции занять
Девочки за кулисы вместе с котелками .переодеваемся на медсестер.мальчики по местам на стулья котелки под стулья
Стих про медсестер на войне только мальчики
1 Мы знаем девушек с пугливым, робким взглядом,
Боявшихся в лесу простого пня;
Теперь они в шинели — с нами рядом:
На поле битв, на линии огня.
2 Лесные пни их больше не пугают,
У них теперь спокойный, твердый взгляд.
Они теперь под пулями шагают.
Несут в объятьях раненых солдат.
3 На поле битв, где пули хлещут градом.
Где оставляет бой кровавый след,
Она идет в шинели с нами рядом
Для подвигов, для славы, для побед.
Танец медсестер. После танца за кулисы .сняли сумки.одели пилотки и выходят после стихов мальчиков сразу на сценку
Стихи (мальчики) 1 Я ухожу, товарищи, на фронт,
Чтоб стариков текла спокойно старость,
Что нашим девушкам краса осталась,
Чтоб наш Кавказ стоял могучий,
Над ним чтоб не сгущались тучи
2 Ухожу на фронт я добровольцем,
Завтра, рано утром, на заре….
Я вернусь, когда разгоним немцев,
И наступит мир на всей Земле!
3 Я ухожу, чтоб жили наши дети
И внукам не устали повторять,
Что Родина важней всего на свете
И долг мужчин –все это защищать!
Отходят, готовые идти на фронт
Выходят из-за кулис все девочки и строятся
Ком-отряд.слушай мою команду.к линии фронта за мной шагом марш.
с тканью имитация боя или вся группа сразу воюет под песню вставай страна огромная
Выходят дети в костюмах с элементами военной формы.
Телефонист (с телефоном):
Алло, алло, Юпитер, я Алмаз.
Почти совсем не видно вас.
Мы с боем заняли село,
А как у вас, алло, алло.
Моряк (смотрит в бинокль):
На горизонте самолет.
По курсу полный ход, вперед!
Готовься к бою, экипаж,
Отставить, истребитель наш.
Автоматчик:
Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг.
За домом очищаем дом,
Врага повсюду мы найдем.
Летчик (с картой):
Пехота здесь, а танки тут.
Лететь осталось пять минут.
Понятен боевой приказ.
Противник не уйдет от нас.
Рядовой (в пилотке, с орденом):
Я пехотинец молодой.
С фашистом дрался под Москвой.
Не раз в разведку я ходил,
Меня полковник наградил.
Песня и все о той весне
Победа левитан.радость
Стихи о победе
1 День Победы, как он был от нас далёк,
Как в костре потухшем таял уголёк.
Были вёрсты, обгорелые, в пыли,
Этот день мы приближали, как могли.
2 Этот День Победы. Порохом пропах,
Это праздник с сединою на висках.
Это радость. Со слезами на глазах.
Все вместе
День Победы! День Победы! День Победы!
Песня принимаю я парад
Ком-за мной домой шагом марш
По кругу и на стульчики
Танец мальчиков-у солдата выходной
Стих. Расскажи, расскажи, вальс Великой Победы,
как сражались за жизнь наши славные деды,
как в последней атаке они погибали,
но врагу нашу Родину вы не отдали.
Вальс. После вальса идут по кругу и им раздают цветы .строятся в 4 колонны
Стих. Десятки лет легли меж нами,
Ушла в историю война.
Мы в сердце вечными словами
Погибших пишем имена.
Возложение цветов
Стихи. Мы — поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов!
Мы — будущие защитники Отечества, помним о цене Великой Победы!
КОМ: Дню Победы слава!
Дети: Слава!
КОМ: Слава нашим генералам!
Дети: Слава!
КОМ: Слава нашим адмиралам!
Дети: Слава!
КОМ: И солдатам рядовым!
Дети: Слава!
КОМ: Пешим, плавающим, конным,
В жарких битвах закаленным,
Слава павшим и живым!
дети: От души спасибо им!
КОМ : Еще раз поздравляем всех с великим праздником Победы, желаем мирного неба над головой, здоровья, счастья и низко кланяемся всем ветеранам, которые дожили до этого дня. В честь Великой победы троекратное: ура, ура, ура!
Под песню «День Победы» дети торжественно уходят
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности "С чего начинается Родина?" для детей старшей группы
занятие с использованием ИКТ, направлено на воспитание патриотических чувств и любви к своей малой Родине - Кубани....
Проектная деятельность в детском саду. Долгосрочный проект "С чего начинается Родина?"
Долгосрочный проект « С чего начинается Родина» ГБОУ СОШ № 1994 СП №2( детский сад 2485) Срок реализации: 3 года...
проектная деятельность в первой младшей группе "С чего начинается Родина?"
Пояснительная записка к проекту «Патриотизм формируется в процессе воспитания на основе тесного взаимодействия объектов и субъектов воспитания… » - Концепция патриотического воспитания граждан РФ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "С чего начинается Родина"" ( средняя группа)
Знакомство с символикой Российской федерации- флагом...
Конспект образовательной деятельности "С чего начинается Родина"
Методическая разработка образовательной деятельностиПо нравственно - патриотическому воспитанию в средней группедля детей средней группытема: «С чего начинается Родина?»...
проектная работа С чего начинается Родина
проектная работа С чего начинается Родина...
- Мне нравится (1)