Дополнительная образовательная программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Ловкие ручки» (Веселые пальчики) для детей второй младшей группы №2 «Смешарики» (3-4 года) 2023 – 2024 учебный год.
учебно-методический материал (младшая группа)

Белянинова Ирина Николаевна

Дополнительная образовательная программа

кружка по нетрадиционной технике рисования

«Ловкие ручки» (Веселые пальчики)

для детей второй младшей группы №2 «Смешарики» (3-4 года)

2023 – 2024 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_lovkie_ruchki.docx64.37 КБ

Предварительный просмотр:

0Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №30 комбинированного вида»

Утверждаю заведующий

МБДОУ «Детский сад №30»

                       Л.Д. Расинская

Дополнительная образовательная программа

кружка по нетрадиционной технике рисования

«Ловкие ручки» (Веселые пальчики)

для детей второй младшей группы №2 «Смешарики» (3-4 года)

2023 – 2024 учебный год.

Воспитатель: Белянинова И.Н.

г. Михайловск, 2023 год.

Цель:

Создание условий для развития личности, способной к творчеству и самореализации через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, методом тычка, ватными палочками и т.д.)

-формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз;

-формировать практические умения и навыки;

-обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, крупами, вата.

-формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Развивающие:

-развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

-совершенствовать движений рук;

-развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

-развивать речь детей.

Воспитательные:

-воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

-воспитывать и развивать художественный вкус;

-воспитывать усидчивость, целенаправленность;

-воспитывать умение организовать свое рабочее место и убрать его.

Программа кружка разработана для детей 3-4 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия 15 минут.

Методы, используемые в работе кружка:

-словесные (рассказы, объяснения, беседы)

-наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)

-практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)

Предполагаемые результаты:

1. У детей сформировались навыки самообслуживания: могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма;

2. Повысился интерес к различным упражнениям, играм с мелкими предметами;

3. Дети с удовольствием используют пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью.

Основные принципы  программы:

1. Принцип по-этапности «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Начинать работу следует с простых, несложных техник например: пальчиковая живопись, а затем художественный образ создается с помощью сложных техник: кляксография, монотипия и т.п.

2. Принцип динамичности. Каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

 3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, воображения.

4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких либо определенных и обязательных ограничений.

5. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

6. Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

Актуальность

Кружок «Ловкие ручки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

В ходе реализации программы дети познакомятся со следующими нетрадиционными художественными техниками:

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску, ладошку делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка)до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

-Рисование манкой и гречкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (гречку) (по рисунку) .

-Пластиллинография: ребенок закрепляет кусочки пластилина на картон способом сплющивания.

-Тестопластика: ребенок, работая с тестом использует различные приёмы: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, прищипывание и т. д

В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, нитки, крупы, вата и др.)

К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно, держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, дети научились самостоятельно и творчески работать.

Работа с родителями:

1. Ознакомить родителей с задачами кружка, с перспективным планом работы на 2023-2024 учебный год;

2. Приглашение родителей на выставки детских работ;

3. Руководитель кружка организует совместные занятия для детей и родителей. Родители на практике видят, каких результатов добились их дети и приобретают знания для дальнейшего их развития в семье.

Учебно-тематическое планирование.

Подготовительный этап:

• Первичное диагностирование детей. Цель – выявить уровень развития мелкой моторики;

• Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий;

• Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»

Сентябрь – 1 неделя

Вводное занятие.

Задачи:

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Соблюдение правил по технике безопасности.

Сентябрь – 2 неделя

«Чудесный мешочек»

Задачи:

Познакомить детей с различной крупой. Создание условия для развития тактильных ощущений, упражнения в умении рисовать на манке, выкладывать изображения с помощью счетных палочек.

Оборудование: Мешочек, мелкие игрушки, крупа.

Сентябрь – 3 неделя

«Коза-дереза»

Задачи:

Обыгрывание с помощью театральных игрушек. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

Оборудование: Игрушки с настольного театра.

Сентябрь – 4 неделя

Рисование ватными палочками. «Дождик»

Задачи:

Продолжить знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ватные палочки, Учить детей при помощи ватных палочек наносить ритмические маски. Учить передавать в рисунке впечатление от окружающей среды. Развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать интерес к рисованию.

Оборудование:

Картинки с дождем, альбомный   лист, гуашь синяя, стаканчик, кисточки.

Октябрь   - 1 неделя

Рисование пальчиками «Веселый мухомор»

Задачи:

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование:

Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы, гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов.

Ход занятия.

Воспитатель загадывает загадку:

Этот гриб в лесу растет,

Не клади его ты в рот!

Он совсем не сладкий,

Крапинки на шляпке,

Красный, словно помидор,

Несъедобный …(Мухомор)

Воспитатель показывает иллюстрации мухомора: «А вы знаете, что это за гриб? Как он называется? »

Дети: Это мухомор!

Воспитатель: Правильно! Это мухомор. Он такой красивый, но его трогать нельзя, потому что он ядовитый, им можно отравиться! Но зато он полезен для животных. Поэтому когда вы в лесу встретите мухомор, не трогайте его!

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ребята! К нам в гости в детский сад прискакал заяц.

Заяц: Беда! Беда! Ребята, помогите, Лось заболел, а в лесу ни одного мухомора не осталось.

Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем мухомор, поможем животным.

Воспитатель раздает заранее нарисованные грибы, без белых пятнышек, краску и салфетки.

Воспитатель: Ребята! Чего не хватает на этих мухоморах?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, не хватает белых пятнышек, давайте мы их нарисуем! Окунайте пальчик в краску и ставьте пятнышки на шляпку мухомора, не забудьте вытереть пальчики салфеткой!

Заяц: ребята! Какие вы молодцы, какие красивые получились мухоморы, теперь мы вылечим Лося!

Дети дарят свои рисунки Зайцу.

Октябрь - 2 неделя

Рисование пальчиками «Ветка рябины».

Задачи:

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить различать и называть цвета. Развивать внимание, самостоятельность, воображение, эстетический вкус. Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, любовь к природе.

Оборудование:

Лист бумаги формата А 4, нарисована ветка рябины без ягод, гуашь,тряпочка, стакан.

Ход занятия:

Прилетает  к детям  птичка.  Птичка: «У меня рядом с гнездом, растет красивое  дерево рябины. Но на этом дереве не осталось ни одной ягодки, все склевали птички. Вот здесь и нужна ваша помощь, нарисуйте мне, пожалуйста, ягодки рябины»

Воспитатель:

-Давайте подготовим ваши ручки к работе, сделаем небольшую разминку.

 Разминка для пальцев рук

           Улетела птица – мать

           Малышам жуков искать.

           Ждут малютки – птицы,

            Мамины гостинцы.

Ребята давайте мы пальчики правой руки соединим вместе, к большому пальчику, а левой рукой обхватим все пальчики правой руки. Посмотрите что у нас получилось, как гнёздышко с птенчиками, а если мы ещё и пошевелим пальчики, то получиться, что птенчики ждут мамочку и просят кушать. Молодцы.

Воспитатель:

-Ребята,  размяли свои пальчики, можем приступать к рисованию ягоды рябины для нашего гостя.

Воспитатель показывает и рассказывает детям этап работы.

Перед детьми лежит лист белой бумаги, и  стоят баночки с красной краской. При показе у детей уточняются названия тех или иных цветов.

 Дети рисуют красной краской гроздь рябины пучками пальчиков и  вытирают руки влажными салфетками.

Октябрь - 3 неделя

Рисование  пальчиками  «Осенний лес».

Задачи:

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования  пальчиками. Учить детей рисовать в технике «Рисование пальчиками» листья дерева. Учить внимательно, рассматривать образец и следовать ему. Развивать чувство композиции и ритма. Воспитывать интерес к новым методам рисования.

Оборудование:

Иллюстрации осенних деревьев, альбомный лист с изображением ствола дерева, гуашь красного, желтого  и зелёного  цвета, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, когда сегодня я пришла, то корзиночку нашла. А в корзинке мишка спит. ( Дети присели.Предлагаю посмотреть, что за корзинка стоит, подношу к ним.) Давайте попробуем его разбудить:

Мишка, Мишка, просыпайся,

Косолапый, поднимайся.

Что принес ты нам в корзинке

Расскажи нам поскорей,

Любопытные ребятки

Знать хотят, что в ней.

Мишка просыпается, дети здороваются с ним, гладят его.

 В.: Мишка, что за корзинку ты нам принес, что в ней такое?

(Подношу мишку к своему уху.) Ребята, Мишка говорит, что он подарок принес от своих друзей из осеннего леса: желтые и красные листочки, и  хотел, чтобы вы с ними поиграли, полюбовались.

 Дети рассматривают листочки.

 В.: Ребята, какого цвета листики?

 Д.: Желтого, красного.

 Ответы детей.

 В.: Мы с вами Мишке тоже сделаем подарок. Нарисуем листочки.

Ребята посмотрите, что стоит на столе.

Д.: Краска для рисования.

 Воспитатель показывает листочки, вырезанные из цветной бумаги.

 В.: Дети посмотрите на листики и найдите такой же цвет краски.

 Дети сравнивают цвет листиков с цветом краски.

 В.: Мы сейчас попробуем нарисовать листочки. Окунаем кончики пальцев в краску желтого цвета, и ставим отпечатки на листе бумаги. Это листочки – полетели, полетели!

 Дети окунают пальчики в краску и ставят отпечатки, воспитатель контролирует и помогает совместными действиями. Затем повторяют с красной краской.

 В.: А теперь возьму салфетку

Этот пальчик я протру.

 Дети вытирают пальчики влажными салфетками. Беру Мишку в руки, говорю от имени Мишки.

 В.: Послушайте, что говорит Мишка.

«Ребята, мне очень понравились ваши листочки, спасибо».

 В.: Дети, давайте подарим наши рисунки мишке, и отнесет он наш подарок в лес своим друзьям, они будут очень рады.

 Прощаемся с мишкой.

 В.: До свидания, мишка!

Октябрь  - 4 неделя

Отпечаток ладошки «Веселые рыбки»  (коллективная работа)

Задачи:

Продолжить знакомить с новым способом изобразительной техники – отпечаток ладошкой. Учить детей делать отпечатки, дорисовывать их до определенного образа. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движений рук. Воспитывать аккуратность, терпеливость, усидчивость.

Оборудование:

Картинка с рыбками, эскиз аквариума, широкие мисочки с разведенной водой гуашью красного, желтого, синего, зеленого цвета, кисточки, салфетки, стаканчик с водой.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям готовую подложку — лист А3 с голубым фоном, контурами водорослей и пр. «Ребята, окуните ладошку в тарелочку с краской». «Подойдите к столу с нашим аквариумом и оставьте свой отпечаток большим пальчиком вверх или вбок. Только будьте внимательны: не нужно ставить отпечаток на тот, что уже поставил ваш товарищ, и не стоит располагать рыбок слишком близко друг к другу». «Теперь окуните большой пальчик в белую краску и сделайте своей рыбке глазик». «Указательный пальчик окунаем в чёрную краску, делаем зрачок и аккуратно проводим линию рта». Рот, зрачок может сделать воспитатель толстой кисточкой. «А теперь вытираем ладошку салфеткой и отправляемся мыть ручки, пока наш аквариум подсохнет».

Ноябрь - 1 неделя

 Рисование пальчиками «Горошинки на зонтике»

 Задачи::

формировать представления детей о назначении зонта, закреплять знания о характерных особенностях осенней погоды; учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни; учить детей наносить пальцем ритмичные мазки на поверхности зонта, не выходя за контур; продолжать знакомить с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый); развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование:

Альбомный лист с нарисованным изображением зонта, гуашь: красная, желтая, зеленая, синяя картонная туча сине-фиолетового цвета с прикрепленными к ней каплями на нитке, зонтик, мольберт, гуашь и бумага для показа детям способов изображения.

Ход занятия:

Педагог входит в группу с зонтиком в одной руке и тучей с каплями – в другой руке, и читает стихотворение:

- Посмотрите-ка, ребята,

Что это за штучка?

Это в небе голубом

Появилась тучка.

Тучка плачет,

Дождик скачет –

Тоненькие ножки.

Оставляет за собой

Мокрые дорожки.

- Ребята! Вам понравилось стихотворение? О чем оно?

Дети: О дождике.

- А что это за тоненькие ножки и мокрые дорожки?

Дети размышляют, педагог одобряет их ответы.

- Да, ребята, наступила хмурая, дождливая осень. Дождик идет все чаще и чаще. Во дворе сыро и холодно, кругом лужи. А какие вещи пригодятся нам, чтобы мы не промокли?

Дети: Куртка, резиновые сапоги, зонтик.

- Ребята, а что же нам поможет спрятаться от дождика? Правильно зонтик!

Рассматриваем с детьми разные зонтики - взрослые, детские. Зонты бывают разного размера и разной расцветки. Они изготовлены из специального материала, который не пропускает воду. Чтобы вода не собиралась на нём, а скатывалась, верхняя часть у зонта имеет обтекаемую, округлую форму, а удерживаем его с помощью ручки.

-Зонтик у нас уже есть, поэтому предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко и дождик».

Проводится игра. Правила игры: по сигналу взрослого: «солнце» - дети «гуляют», прыгают, бегают; по сигналу «дождик» - собираются под зонтиком рядом со взрослым. (2-3 раза)

- Ребята, вам понравилась игра? Правда, тучка и дождик у нас совсем не грустные, а веселые? Дети отвечают.

- Ребята, я сегодня для всех вас принесла подарок – это зонтик! Но зонтики у меня грустные, потому я не успела их украсить. Вы мне поможете? Украсим зонтики вместе? Скорее занимайте свои места за столами.

Педагог объясняет и показывает последовательность и способы рисования:

- Украшать зонтик мы будем маленькими горошинками указательным пальчиком. Покажите свой указательный палец.

Дети показывают указательный палец.

Показываю, как украсить горошинками зонтик пальчиком.

- Лист бумаги придерживаем рукой-помощницей. Аккуратно макаю указательный палец правой руки в краску и оставляю отпечаток на бумаге, вот так у меня получилась одна горошинка, и еще одна, и еще одна. Что я сделала, Саша? (Ответ ребенка) .

Опрашиваю каждого ребенка.

-А теперь и вы также сделайте.

Дети выполняют задание.

В процессе работы напоминаю, что краску наносить пальчиком нужно только на верхнюю часть зонтика. Затрудняющимся детям помогаю вопросами, совместными действиями, побуждаю детей рисовать больше горошинок, чтобы зонтик был веселее.

Ноябрь - 2 неделя

Отпечаток ладошки «Морковки  для зайчат».

Задачи:

Познакомить с новым способом нетрадиционной техники – отпечаток ладошкой. Обогащать представление детей об овощах. Закрепить знание цветов. Развивать мелкую моторику, творческие способности, сенсорное восприятие. Воспитывать аккуратность.

Оборудование:

Игрушка зайчик, морковка муляж, эскиз морковки, широкие мисочки с разведенной водой гуашью зеленого цвета.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям готовую подложку — лист А4 с нарисованной морковкой  и предлагает детям дорисовать  к ней зелёные листочки, игрушка заяц.

В гости к детям приходит заяц и просит нарисовать для него и его друзей зайчат  морковку.

Воспитатель:  «Ребята, окуните ладошку в тарелочку с зелёной  краской». «Подойдите к столу с нашим  рисунком моркови  и оставьте свой отпечаток  пальцами вверх,  как бы «рисуя» листочки у морковки.    

Воспитатель предлагает угостить зайчат морковками.

Дети угощают зайчат морковками.

Дети закрепили знания о доброжелательном отношении к животным.

Ноябрь - 3 неделя

Отпечаток ладошки «Цветок для мамочки» -  ко дню Матери

Задачи:

Продолжать знакомить с новым способом нетрадиционной техники – отпечаток ладошкой. Обогащать представление детей о цветах. Закрепить знание цветов. Развивать мелкую моторику, творческие способности, сенсорное восприятие. Воспитывать аккуратность,бережное отношение к природе, любовь и заботу к самому близкому человеку - маме.

Оборудование:

Лист бумаги (половина альбомного листа), широкие мисочки с разведенной водой гуашью  красного и зеленого цвета, рисунки  цветов.

Ход занятия:

Рассматривание иллюстраций с изображением  цветов.

Воспитатель: Посмотрите на цветок, какой он красивый. Какого он цвета? (Красный). Вот ножка, на которой он стоит. Она называется «стебель». А это листики. Какого цвета стебелек и листики? (зеленые).

- Мы сегодня с вами будем волшебниками, ни кисточкой рисовать, а ладошками.

Посмотрите внимательно, как я буду рисовать.Рисовать цветок я буду ладошкой. Для этого я опущу ладошку в  красную  краску и приложу ее к верхней части листа. А теперь я вытру ладошку тряпочкой. Дальше мне понадобится зеленая краска. Я обмакну кисточку в краску зеленого цвета и нарисую от цветочка сверху вниз зеленую линию – стебель. Вот и получился цветок.

- Давайте с вами потренируемся, как будто краска стоит возле нас

- Обмакиваем ладошку в краску, прикладываем к листу бумаги.
Ноябрь - 4 неделя

Рисование ватными палочками:  «Град, град!»

Задачи:

Учить детей изображать тучу и град ватными палочками  с изменением цвета и частоты размещения пятен (пятнышки на туче-близко друг к другу, а  град на небе  более редко). Развивать чувство цвета и ритма.

Оборудование:

Листы бумаги голубого цвета, ватные палочки, гуашь синего и белого  цвета, салфетки бумажные и влажные, стаканчики с водой.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение про  тучи и град, что дождевые капельки превращаются в  ледяные шарики и предлагает нарисовать  тучки, из которых на землю падает град.

Показ воспитателя  рисование ватной палочкой.  Обращают внимание на цвет туч (синий) и града (белый), а затем на частоту размещения пятнышек.

Декабрь - 1 неделя

Аппликация с использованием ваты «Выпал первый снег».

Задачи:

Учить детей создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционной техники аппликации- с помощью ваты. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, обогащать представления детей о времени года- зима. Вызвать интерес к созданию образа снегопада. Развивать композиционное умение равномерно располагать комочки по всему рисунку. Воспитывать любознательность, интерес к аппликации, любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

Иллюстрации с пейзажем зимы, лист бумаги А 4, эскиз дерева на каждого ребенка, кисточки, клей ПВА, комочки ваты, тряпочки, игрушка зайчик.

Ход занятия:

Воспитатель: С приходом зимы выпадает первый снег. Он падает на землю со снежного облака, а на земле от этого появляются пушистые сугробы. Посмотрите в окошко: сегодня пасмурный зимний день. Солнышко замерзло, спряталось, небо темно-синее, почти серое, идет белый, пушистый снег!  Снегом замело дороги. Воспитатель: Вам  нравится  смотреть на снежинки? Как они падают?

Дети : Да.

 Воспитатель: Мы изобразим первый снег, выпавший на березку и на елочку. Воспитатель: А каким цветом будет снежок?

Дети: Белым.

 Воспитатель: Почему белым? Дети: Потому что снег белого цвета.

Демонстрация образца. Воспитатель: А снежок мы изобразим так: посмотрите, я беру комок ваты и отщипываю маленький кусочек – вот так. И слегка опускаю его в клей, приклеиваю его на веточку, но снежок можно приклеивать на всю картинку, тогда у нас получится снегопад. Воспитатель: Сначала мы попробуем на моем рисунке. Покажи, Динар, как ты будешь приклеивать снежок. А теперь я смотрю, как приклеит Маша. А теперь  Егор  покажет, как он умеет приклеивать снежок. А теперь каждый будет приклеивать снежок на своем рисунке. Возьмите все кусок ваты и отщипните от него маленький кусочек, слегка окунайте его в клей и приклеивайте на свои картинки. Воспитатель следит за тем, как дети равномерно приклеивают «снег» на картинку.

Декабрь - 2 неделя

Рисование ватными палочками «Снежок порхает, кружится»

Задачи:

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; закреплять знание цветов; расширять знания детей о явлениях природы, учить детей рассуждать. Развивать мелкую моторику, мышление. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней.

Оборудование:

Снежинки, вырезанные из бумаги по количеству детей, гуашь белого цвета, ватные палочки, листы тонированной синей бумаги или синий картон, на которых схематично изображены снежинки, стаканчики с водой, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель вместе с детьми рассматривают картину  «Зимний пейзаж», затем предлагает  детям  нарисовать  зимний пейзаж, где снег похает и кружится, ватными палочками.

Воспитатель: Дети! Сейчас вы садитесь за стол. И мы начнём рисовать снегопад.

Воспитатель: Аккуратно обмакиваем ватную палочку в краску и прикладываем её к картону ниже облаков. Будьте аккуратны, набирайте побольше краски, что бы снежинки были чёткими, круглыми точечками. Теперь у вас получился снегопад. Ребята, а кто скажет какого цвета краска? (белого) .Молодцы!Ой, какая красивая зимняя картина получилась у вас! Давайте полюбуемся!

Декабрь - 3 неделя

Аппликация из салфетных шариков «Елочные шары».

Задачи:

Учить мять и сжимать пальцами обеих рук кусочки салфетки.

Развивать мелкую моторику, цветное восприятие, тактильное восприятие, воображение. Воспитывать, эстетический вкус и культуру труда.

Оборудование:

Картинка с елочкой украшенная шарами, вырезанная из картона елочка,бумажные салфетки разных цветов.

Ход занятия:

Рассматривание иллюстраций с изображением елок.

Воспитатель: - Во всех домах, в детском саду, школах, на улицах, площадях стоят елки украшенные людьми.(Дети рассматривают иллюстрации)

Воспитатель: -А чем украшают елочку?

Дети: -Игрушками, гирляндами, лампочками, елочными шарами.

 Дидактическая игра «Елочные игрушки».

- Ваши родители и вы, очень постарались порадовать елочку и сделали красивые елочные игрушки.

Дети рассматривают елочные игрушки, которые лежат на столе.

Воспитатель:  -А в этой коробке лежат очень красивые елочные шары. А из какого они материала сделаны. (из стекла)

-А как надо обращаться со стеклянными предметами?

Дети: держать очень аккуратно, не бросать.

-Верно, они только для украшения елок и должны висеть на ветках ели. Играть елочными игрушками нельзя.

- Ребята, а какой они формы? (Круглые). Какого цвета? Что на них нарисовано? А как можно ими украсить елку? (Повесить на ниточки). Давайте, повесим шарики наёлочку. (дети развешивают шарики). Сколько шаров на елке? Сколько желтых? Сколько синих? Сколько красных? Сколько зеленых?

- Нарядная наша ёлочка? Вот только мало на ней шариков. Давайте, мы с вами изготовим ёлочные шары, но не из стекла, а из картона и салфеток. Вот такие (воспитатель показывает готовые шары). Такими шарами мы украсим нашу елочку.Воспитатель объясняет и показывает, как  нужно мять, сжимать и  скатывать салфетки в шарики и приклеивать на ёлочную игрушку.

Полюбоваться готовыми ёлочными  игрушками.

Декабрь - 4 неделя

Рисование  ладошками  с элементами  аппликации «Ёлочка нарядная».

Коллективная работа.

Задачи:

Продолжать  знакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование ладошками);

Формировать навык передавать в рисовании образ ели, располагать изображение по всему листу бумаги; продолжать учить детей пользоваться клеем, развивать эстетическое восприятие;

Оборудование:

гуашь, ватман, заготовки из цветной бумаги в виде различных предметов (дерево, домик, машинка и т.д.), клей ПВА кисти для клея, клеёнка, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, посмотрите нам зайчик принес елочку! Ребята скажите какая ёлочка?

Дети: зеленая, колючая, пушистая, красивая.

Воспитатель: молодцы ребята! А давайте мы с вами нарисуем такую же красивую елочку?

Дети: да! Давайте!

Воспитатель: какого цвета краска нам нужна?

Дети: зеленая.

Открываем коробку с красками и дети сами вынимают баночку с зеленой краской.

Воспитатель: ребята, что бы наши пальчики лучше рисовали,  мы для них сделаем зарядку?

Воспитатель вместе с детьми делает пальчиковую гимнастику. Педагог показывает, а дети повторяют.

«Большой палец встал один.

Указательный - за ним.

Средний – будет безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали все - «Ура!»

На работу им пора! »

Воспитатель: теперь наши ручки готовы рисовать. Но рисовать мы с вами сегодня будем не кисточками, а ладошками.

Воспитатель красит ладошки детей зеленой краской и ребята прикладывают свои ладошки к ватману (с помощью воспитателя) так, чтобы на листе получился отпечаток в виде веточки елки. Так все дети оставляют свой отпечаток на листе. Получается елочка.

Воспитатель: посмотрите ребята, какая красивая елочка у нас получилась. Мы хорошо потрудились, а теперь немного поиграем.

Физкультминутка «Зайчик»

Вышел зайчик погулять.

Начал ветер утихать.

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зелёный.

И несётся меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов.

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах.

Замер зайчик средь травы

А теперь замрём и мы!

.

Воспитатель: а теперь посмотрим на нашу елочку.

Дети вместе с воспитателем идут к мольберту на котором стоит рисунок елочки.

Воспитатель: ребята, посмотрите, что не хватает нашей новогодней елочке?

Дети: новогодних игрушек.

Воспитатель достает маленькую коробку с заранее приготовленными фигурками из цветной бумаге.

Воспитатель: а теперь мы нарядим нашу елочку!

Дети берут клей и с помощью воспитателя приклеивают на елку фигурки.

Воспитатель: вот теперь наша елочка готова к празднику! Давайте споем песенку про елочку?

Воспитатель с детьми поют песню «В лесу родилась елочка»!

Январь - 2 неделя

Рисование тычком жёсткой кистью «Снеговик»

Задачи:

Вызвать у детей интерес к образу Снеговика, продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком жесткой кистью.  Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, память, воображение. Воспитывать сопереживание, аккуратность в работе с гуашью.

Оборудование:

тонированная бумага ,гуашь белого цвета, жесткие кисти, салфетки, фломастеры, "снежки", игрушка снеговик.

Ход занятия:

Воспитатель заносит игрушку снеговика и говорит вместо него.

Снеговик: Здравствуйте, дети!

Воспитатель: Здравствуй, Снеговик! Почему ты такой грустный?

Снеговик: Да, я грущу. Вон вас сколько, и все такие дружные, веселые. А я скучаю один.

Воспитатель:Ребята,а как же нам помочь Снеговику? Может нам с ним поиграть?Проводится игра "Снежки"

"Один,два,три,четыре,

Мы с тобой снежок лепили.

Круглый,белый,очень гладкий,

Раз - подбросим,

Два поймаем

И друг с другом поиграем.

Поиграем мы в снежки

Кто тут смелый выходи!"

Дети бросают "снежки" и начинается игра.

Снеговик:Спасибо,ребята!Но все равно мне грустно.

Воспитатель:Снеговичок,мы знаем как тебе помочь. Правда ребята?

Нарисуем тебе друзей -снеговиков.

Снеговик:Я буду рад,если у меня появятся друзья.

Воспитатель:Ребята,а из чего лепят снеговиков?На что похожи снежные комочки?Какого они цвета?

Давайте вспомним,как мы лепили снеговика. Ответы детей.

Сейчас я вам покажу,как мы будем рисовать снеговиков. Показ воспитателя.

Проходите за столы и начинайте рисовать снеговичков при помощи тычка.

Дети под музыку рисуют снеговиков.

Снеговик благодарит детей за друзей  и уходит.

Январь - 3 неделя

Рисование жесткой кистью, ватными палочками «Волшебный лес».

Коллективная работа.

Задачи:

Познакомить детей с нетрадиционной техникой «тычок», рисование полусухой жесткой кистью. Учить держать кисточку вертикально. Делать тычки внутри контура. Закрепить украшать рисунок, используя рисование пальчиками или ватными палочками. Развивать чувство композиции и ритма. Воспитывать чувства радости к результату своего труда.

Оборудование:

Картинки с изображением зимнего пейзажа, ватман на котором на голубом фоне нарисованы деревья, ели, гуашь белая, жесткая кисть.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми рассматривают зимний пейзаж.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас необычной техникой рисования. Техника рисования, с которой я вас сегодня продолжу знакомить рисование ватной палочкой. Посмотрите как выполняется работа по этой технике.

Берем ватную палочку и макаем в белую краску и методом тычка мы рисуем дерево. Вокруг дерева мы рисуем снег также ватной палочкой и снежинки которые падают с заснеженных облаков.

Воспитатель: Но сначала подготовим пальчики к работе.

 Пальчиковая гимнастика

Закрутились, завертелись белые снежинки (фонарики)

Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки (руки вверх-вниз, шевеля пальцами)

Чуть затихла злая вьюга – улеглись повсюду (руки вниз)

Заблистали словно жемчуг – все дивятся чуду (пальцы в щепотку, разжать)

Заспешили на прогулку дети и старушки (пальцами одной руки проходим по ладони другой.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте приступим к работе и попробуем нарисовать свой сказочный лес. Коллективная работа детей.

Все вместе любуются сказочным зимним лесом.

Январь - 4 неделя

Игра «Соберем матрешку».

Задачи:

Формировать у детей представление о народной игрушки –матрешки. Учить в правильном порядке собирать матрешку (от маленького к большой). Развивать мышление, воображение. Воспитывать любовь к народному искусству.

Оборудование: Матрешки.

Февраль -1 неделя

Аппликация из ваты «Овечка»

Задачи:

Закрепить умение рисовать в технике " объемная аппликация из  ваты Развивать творчество и фантазию, мелкую моторику рук, речь детей. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Оборудование:

Игрушка овечка, эскиз овечки на картоне, вата, клей, подставки под кисточки, салфетки.

Ход занятия:

Загадывание загадки:

Блеет жалобно: «Б-е-е, б-е-е!» Травку щиплет во дворе, Шубка в завитых колечках, А зовут её … (овечка)

- Как вы думаете, овечка это домашнее или дикое животное? Чем питается овечка? Где живет? Какую пользу приносит людям? А каких еще домашних животных вы знаете?

У овец имеется толстый слой шерсти, который предохраняет их от холода и жары. Из шерсти овечек делается пряжа, а из пряжи вяжутся разные вещи. Например: рукавички, свитера.

Сегодня мы попробуем с вами сделать овечку. Готовы?

Посмотрите перед собой. Как вы думаете, что мы будем использовать для изготовления поделки? (вату, клей) Из ваты мы сделаем овечке шубку.

Ребята, скажите какая шерстка у овечки? (кудрявая) Чтобы сделать такую шерстку мы с вами вату будем катать в небольшие шарики и только потом приклеивать, заполняя шубку для нашей овечки.

Изготовление поделки по примеру педагога под его руководством.

- Какие чудесные овечки у вас получились, с красивой кудрявой шерсткой.Молодцы!

Февраль - 2 неделя

Рисование манкой «Снежинка»

Задачи:

Учить детей передавать в рисунках особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционную технику. Развивать творческие способности, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать любовь к природе, аккуратность при выполнение работы.

Оборудование:

Иллюстрации с зимним пейзажем, синий тонированный лист бумаги или синий цветной картон с эскизом снежинки, манная крупа, клей, кисточка, салфетка.

Ход занятия:

Воспитатель: Снег на полях, лед на реках

Ветер гуляет, когда это бывает?

Дети: Зимой.

В: Правильно. Ребята,Зима нам принесла коробочку,посмотрим что же в ней. (Обнаруживаем в коробке снежинки).Тут снежинки лежат!Какие они красивые! Хотите раскрасить их по волшебному? Мы будем рисовать их манной крупой,ведь она похожа на крупинки снега. Сначала мы будем раскрашивать снежинку голубым клеем, а потом посыплем манки на нее.

А теперь приступаем к работе. Возьмите кисти, и начинайте рисовать. Не забывайте, рисовать нужно быстро, чтобы клей не успел высохнуть.

Индивидуальная работа с детьми.

Готовые работы мы поместим на нашем зимнем окне.

В: Посмотрите,какие красивые снежинки получились! Снежинки на наших окнах переливаются и искрятся как настоящие! Вам понравилось рисовать по –волшебному!Что использовали для этого? (Ответы детей).

В: Молодцы!Теперь они будут украшать наши окна!

Февраль - 3 неделя

Рисование ладошками «Стая птиц»

Задачи:

Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек;

продолжать знакомить с техникой «принт» (печать);вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования;подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком – красочным силуэтом; воспитывать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми.

Оборудование: лист бумаги формата А4 белого цвета, пластиковые ванночки с гуашевой краской, разведенной до консистенции жидкой сметаны, салфетки бумажные и матерчатые, клеенка.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям игрушечную птичку с раскрытыми крыльями и читает стихотворение А. Барто «Птичка»:

Дети изображают птичек, сидя на корточках:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Подожди, не улетай!

Улетела птичка, ай!

После окончания слов дети –птички улетают, помахивая крылышками – руками.

Воспитательдети посмотрите, какой лист бумаги нам принесли птицы. Это небо, по которому летели птицы. Давайте нарисуем птиц!

Окунаем ладонь в краску и ставим на бумаге сначала один отпечаток, затем смежно с ним – другой:

Воспитательэто птичка, вот как крылышками машет, быстро-быстро летит!».

Воспитатель еще раз показывает способ создания изображения с помощью отпечатков ладоней: «Еще одна птичка прилетела. Весело птичкам. Летают, крылышками машут!».

Воспитатель вовлекает детей в экспериментирование с отпечатками ладошек. Поочередно помогает детям окунуть одну или обе ладошки в краску и поставить отпечатки так, чтобы они соприкасались (крылышки птички).

В конце занятия воспитатель читает детям стихотворение А. Толстого «Птичка»:

Птичка летает, Птичка играет, Птичка поет.

Птичка летала, Птичка играла, Птички уж нет.

Где же ты птичка? Где ты певичка? В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты, Там и поешь ты песню свою!

Воспитателькакие замечательные птички у вас получились!

Воспитатель: какого цвета краску вы использовали?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть их композицию.

Февраль - 4 неделя

«Бусы из макарон для куклы».

Задачи:

Познакомить детей с новым видом творчества. Учить слышать и слушать устные инструкции. Развивать мелкую моторику, творческие способности, познавательный интерес. Воспитывать усидчивость, внимательность.

Оборудование:

Нить для нанизывания макарон, макароны.

   Март - 1 неделя

Рисование оттисков печатками из картофеля «Светофор».

Задачи:

Познакомить детей с техникой печатания печатками из картофеля. Учить правильно называть цвет. Напомнить и закрепить правила дорожного движения, уже знакомые детям, вспомнить, что такое светофор. Развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев. Воспитывать отзывчивость и доброту. Воспитывать культуру поведения детей на дорогах.

Оборудование:

Макет светофора, прямоугольник из картона, печатки из картофеля, мисочки с вложенным тонким поролоном, пропитанным гуашью зеленого, желтого и красного цвета.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:

Днем и ночью я стою

всем сигналы раздаю

есть три глаза у меня как же зовут меня друзья?

Ответы детей:

Воспитатель показывает детям макет светофора.

Раздаётся стук в дверь. Приходит Котенок с перевязанными лапками. Здоровается с детьми и рассказывает о том, что у них в городе "Цветных правил", не горят глазки у светофоров и просит помочь.

Воспитатель предлагает детям помочь и нарисовать глазки для светофоров. Чтобы светофоры помогли переходить улицу и не было аварий. Но будем мы рисовать с вами необычным способом- способом отпечатком поролона.

Воспитатель показывает на доске способ рисования- проговаривая с детьми где и какой глаз (цвет) горит у светофора. Дети повторяют.

Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь у всех светофоров горят глазки!

Котенок: Спасибо ребята что помогли! До свидания!

Март - 2 неделя

«Мимоза» к 8 марта.

Задачи:

Учить мять и сжимать пальцами обеих рук кусочки салфетки.

Развивать мелкую моторику, восприятия цвета. Воспитывать любовь к маме, порадовать ее.

Оборудование:

Ход занятия:

Картон с нарисованным контуром мимозы, салфетки желтого цвета, доска.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Лиса. Давайте с ней поздороваемся.

Дети: Здравствуй, Лиса!

ЛисаЗдравствуйте, ребята!

Воспитатель:

(обращает внимание на то, что лиса грустит)

Лиса, почему ты такая грустная? Что с тобой случилось?

Лиса: Весна пришла, птички поют, красота. Шла я по весеннему лесу и мне захотелось себя порадовать. Я шла мимо и на поляне увидела большой, красивый кустик, на котором росли большие, жёлтые цветочки. Так они мне сильно понравились, что мне захотелось их сорвать. Но ворон не дал мне их сорвать, я даже не знаю почему?

ВоспитательРебята, как вы думаете, почему?

Дети: (ответы детей)

Лиса: Ну, подумаешь, хоть одну веточку можно же было сорвать?

ВоспитательНет, лиса, нельзя. Нужно беречь всё живое, ничего не срывать, иначе всё погибнет.

ЛисаДа, ну ладно. А мне так хотелось сорвать его, так хотелось. Ой, а я забыла название этого кустика.

Воспитатель: Лиса, а я по - моему догадываюсь, о чём сейчас пойдёт речь. Мы с детьми знаем загадку, послушай.

Цветик желто-золотистый,

Как цыпленочек пушистый,

Сразу вянет от мороза

Наша неженка (Мимоза)

Воспитатель:

Ребята, обратите внимание на наши картинки, посмотрите, какая красивая веточка мимозы. Посмотрите на её внешний вид. Какого цвета цветки?

Дети: Желтого цвета.

Воспитатель: Скажите, какие цветки по размеру - крупные или мелкие?

Дети: Мелкие цветки.

Воспитатель: Цветы мелкие, но их много, они плотно сидят на веточках, поэтому веточка выглядит пышно. А какого цвета листья?

Дети: Зеленого цвета

Воспитатель: Давайте еще раз полюбуемся на веточку мимозы. Листья у мимозы красивые, зеленого цвета, а цветки ярко-желтые, маленькие и пушистые на веточке их много-много. Красивая веточка?

Дети: ДА!

Воспитатель: (снова замечает, что Лиса грустит)

Не грусти, Лиса, а сейчас тебе наши дети покажут, как могут распускаться весенние цветочки.

 Воспитатель: Ребята, проходите за столы, присаживайтесь. Сейчас я вам расскажу, как мы будем делать нашу мимозу. Берем кусочек салфетки, сминаем ее в руках и катаем небольшой шарик между большим и указательным пальцами, чтобы получился красивый и ровный шарик. Молодцы, ребята, у всех получаются шарики?

А теперь давайте возьмем клей, намажем на листе наши ориентиры и приклеим много-много шариков, чтобы получилась красивая и пушистая веточка мимозы. Дети выполняют работу, звучит тихая музыка (пение птиц).

У всех получились красивые веточки мимозы?

Дети: ДА!

Воспитатель: А сейчас нам с вами нужно сделать листочки на нашей веточке. Посмотрите, у вас есть прямоугольники цветной бумаги, они сложены пополам, цветной стороной внутрь, нужно взять заготовку за место сгиба и способом симметричного вырезания вырезать листок. А теперь намазываем листочки с белой стороны и приклеиваем их.

Март –  3 неделя

Рисование гречкой «Ёжик»

Задачи:

Познакомить с методом изображения с помощью нанесения клея и насыпать на него гречку. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к новым методам рисования.

Оборудование:

Картинка с ежиком, лист бумаги А 4 с нарисованным контуром ежика, клей ПВА, гречка, поднос под гречку.

Ход занятия:

Вос-ль: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Показывает картинку ёжика).

А, давайте, пошевелим носиком, как ёжик (дети выполняют за воспитателем).

Но сегодня наш ёжик пришел не один, а с подарком, и он хочет, чтобы мы с вами отгадали, что у него в мешочке.

Воспитатель предлагает детям на ощупь определить, что же там.

Дети по очереди подходят и ощупывают его и высказывают свои предположения. Воспитатель помогает найти слова для сравнения:

• Сыпучий (как песок)

• Рассыпчатый (как сахар)

• Крупинками (как крупа).

А как вы думаете, какая это может быть крупа?

Дети высказывают предположения.

Вос-ль: Ребята, это гречневая крупа. А еще её называют гречка. Из неё готовят много интересных и вкусных блюд. А какие, вы мне сейчас сами расскажете.

Дети дают разные ответы.

Вос-ль: Ребята, сегодня ёжик хочет, чтобы мы нарисовали с помощью крупы емудрузей. Вы знаете, что у него колючие иголки и их мы нарисуем с помощью гречневой крупы, а он нас научит как это делать.

Вос-ль: Давайте вспомним, где живёт наш ёжик?

Дети: В лесу.

Вос-ль: Молодцы! Вот как-то раз шел ёжик по лесу и встретил своего друга (показывает картинку зайчика, который играл с необычным мячом. Ребята, а как вы думаете, что это был за мячик?

Дети: Массажный.

Вос-ль: Правильно. Наш ёжик тоже любит играть с такими мячиками. А давайте посмотрим на ёжика и мячик, и найдём, что у них общего?

Дети: У мячика такие же колючки, как у мячика.

Вос-ль: Ну а теперь мы с вами, готовы работать. Давайте займем свои места и приступим (звучит тихая, медленная музыка). Дети берут лист бумаги с изображением ёжика, намазывают его клеем ПВА, при помощи кисти, и посыпают гречневой крупой.

Ребята, посмотрите, сколько друзей мы нарисовали для нашего ёжика. Я думаю, что наш ёжик будет очень рад.

Март - 4 неделя

Лепка «Веселые неваляшки».

Задачи:

Учить детей лепить фигуры состоящие из одной формы, но разного размера. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать любознательность и самостоятельность.

Оборудование:

Цельные бруски пластилина красного, жёлтого, синего, зелёного цвета, стеки, доски для лепки, пуговицы, бусинки, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям игрушку-неваляшку и читает стихотворение.

Предлагает детям слепить весёлых неваляшек. Обращает внимание  на то, как она выглядит (туловище большой шар, голова-средний, ручки-маленькие одинаковые шарики). Показ и объяснение воспитателя способа деления бруска пластилина на части. Далее дети лепят самостоятельно, используя для глаз бусины.

Апрель - 1 неделя

Рисование ладошками и пальчиками «Осьминожки»

Задачи:

Закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой, рисование пальчиками;развивать чувство композиции;

Воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках; развивать графические навыки, моторику рук.

Оборудование: баночки с водой, листы бумаги с морским фоном, гуашь в тарелочке (зеленая, желтая, оранжевая); гуашь в палитре (розовая, белая, черная); салфетки. Презентация с морской тематикой, изображения дельфина, ската, морской звезды, морской черепахи, акулы, осьминога, иллюстрации к рассказу «Семья осьминожков».

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, здравствуйте. Сегодня я предлагаю вам отправиться в морское путешествие. А для этого нам надо переодеться в настоящих моряков (воспитатель одевает бескозырки, морские воротнички) и скорее занимайте свои места(дети садятся на стулья) на подводной лодке.

Воспитатель: а теперь мы с вами будем погружаться в море на нашей подводной лодке.

Воспитатель: там в глубине, в пучине вод живет большой скат, морская звезда, большая морская черепаха и благородные дельфины, и хищница акула, и необыкновенный осьминог. Я вам хочу рассказать одну историю, которая произошла в одной семье осьминогов (изображение семьи осьминогов):

Жил осьминог со своейосьминожкой

И было у них осьминожков немножко

Все они были разного цвета:

Первый зеленый, второй фиолетовый

Третий, как спелая ягода красный

Словом не дети, а тюбики с краской.

Они как хотели, меняли цвета

Каждый мог сделаться цвета любого,

Воспитатель: нам ребята, предстоит раскрасить осьминожков, чтобы папа смог их найти. Наши ручки нам уже много раз помогали. Что мы рисовали при помощи наших ладошек?

Дети: елку.

Воспитатель: а сегодня я покажу вам как ладошками нарисовать осьминожков.

Воспитатель: присаживайтесь на свои места.

Перед вами лежат тарелочки с краской у каждого своя краска, покажите мне свою ладошку, а теперь окуните свою ладошку в тарелочку, вся ладошка должна поместиться в краске. Теперь этой ладошкой мы ставим печать на листочке. Вытираем, как следует ладошки об салфетку. Перевернем листок пальчиками вниз.

Воспитатель: вот какие у нас получились осьминожки! А теперь покажите мне большой пальчик. Этот большой пальчик на палитре окунаем в белую краску и ставим два глаза. Вытираем пальчик об салфеточку.

Воспитатель: сейчас погрозите мне своим указательным пальчиком. Вот так! Окуните свой пальчик в краску розовую. Поставим печать вот здесь – это будет носик.

Воспитатель: теперь покажите мне самый маленький пальчик на вашей руке - мизинец. Окунем его в черную краску и оживим глазки. Поставим печать прямо в белые кружочки. Вот теперь осминожки посмотрели на нас своими глазками.

Воспитатель: вот ребята, осминожков мы нашли, вот они и очутились дома.

Воспитатель: нам пора возвращаться в группу.

Апрель - 2 неделя

Аппликация из ваты «Веточка вербы».

Задачи:

Учить приемам нетрадиционной аппликации веток вербы, расположения «почек» справа и слева на ветке. Закрепить и расширить знания детей о вербе. Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. Развивать воображение детей, фантазию, эстетическое восприятие, самостоятельность при выборе изобразительного материала. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе родного края.

Оборудование:

картинка с изображением вербы, картонный лист на каждого ребенка с эскизом ветки вербы, ватные шарики.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, какие красивые веточки я принесла на занятие. (Показ веточек вербы.)

- Что на них вы видите? (Пушистые почки.)

- С какого они дерева? (Вербы.)

С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Прикоснитесь к веточке. (Дети прикасаются к веточке).

В: - Потрогайте пушистые почки, и проведите ими по ладошке, по щеке, пощекочите носик. (Дети выполняют.)

Верба – первая из деревьев в наших краях пробуждается от зимнего оцепенения. Народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от болезней, а посевы – от града и болезней.

В. -А сейчас мы с вами будем выполнять аппликацию ветки вербы. Для этого у вас на столах приготовлен разный материал. (Объяснение воспитателя.)                

В. - Сначала мы вырезаем и наклеиваем ствол дерева, намазываем клеем и приклеиваем, не забываем использовать салфетку. Затем наклеиваем ветки. Как только наклеите ветку, скатываете небольшие комочки ваты и приклеиваете к ветке. Всем понятно, как выполнять, тогда приступаем. Самостоятельная деятельность детей.  После того, как все дети закончат свою работу, раскладываем аппликации на столах и рассматриваем их.   

Апрель - 3 неделя

Аппликация из салфетных шариков «Цыпленок».

Задачи:

Учить детей выполнять аппликацию, используя нарезанные салфетки, мять и сжимать пальцами обеих рук кусочки салфетки. Продолжать отрабатывать навыки аккуратного наклеивания. Вызывать эмоциональный отклик на созданное изображение. Развивать мелкую и общую моторику, творческие способности. Воспитывать чувства радости к результату своего труда.

Оборудование:

Игрушка цыпленок, желтые салфетки, клей ПВА, эскиз цыпленка на каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель:

-Ребята,сегоднясегодня к нам в гости пришла курочка,она рассказала нам что у неё случилась большая беда,её маленькие детки цыплятки,потерялись.

Курочка просит нас,что бы мы помогли отыскать её цыпляток.

Посмотрите (показ картинок цыплят)

А теперь отгадайте загадку:

Весь я золотистый,

Мягкий и пушистый,

Я у курицы -ребёнок,

А зовут меня. (цыплёнок)

Давайте мы сегодня с вами сделаем,маленьких жёлтеньких цыплят для нашей курочки из цветных салфеток!Посмотрите у вас на столах лежат листы картона с нарисованными контурами цыплят. Для того,чтобы изображение цыплёнка получилось красивым и объёмным,нужно аккуратно наносить клей внутри контура цыплёнка,взять кусочки салфетки,смять пальцами неплотные комочки и приклеивать их плотно друг к другу,вначале по краю контура,затем заполняя середину. Когда цыплёнка выложили салфетками.делаем ему гребешок красными салфетками. Какие красивые цыплята у вас получились. Молодцы!Курочка нам говорит большое спасибо!

Апрель - 4 неделя

Лепка  « Дождик – дождик, кап, кап, кап».

Задачи:

Учить детей создавать изображение приемом размазывания одного элемента к другому. Развивать мелкую моторику, воображение, снятие мышечного напряжения. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Оборудование: Лист картона, пластилин, лист картона с эскизом тучки , доска, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: Вот какой дождь идет на улице! Он намочил все деревья, кустарники. На земле образовались лужи. Слышите, как стучит в наши окошки дождь? Как он стучит? (кап-кап). Гулять в такую погоду нельзя, сразу намокнешь и простудишься. А вот для деревьев, травы дождь нужен. Чтобы дождик не заканчивался, дети во время дождя кричат закличку.

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей

Только нас не замочи

Зря в окошко не стучи

Брызги в поле гуще

Станет травка гуще!

Воспитатель. Что просят дети? Они просят дождик, чтобы он не намочил их, а поливал поля, леса, парки, луга. Чем лучше дождик намочит землю, тем гуще вырастит трава.

Воспитатель. А сейчас, ребята, подготовим наши пальчики к лепке.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Воспитатель. Посмотрите, на моей картинке цветочки, травинки так ждут дождя. Туча уже нависла над моим лужком, а дождя так и нет. И вот одна капля, вторая, (показать детям пластилин, сказать, что он мягкий, его можно сжимать, можно отщипывать маленькие комочки пластилина, сплющивать их пальчиками. Предложить всем ребятам завернуть рукава, чтобы не испачкать их, затем взять комок пластилина, помять его в ладошках, потом помять пальчиками. Объяснять, что пластилином нужно пользоваться аккуратно, класть комочки на доску.) посмотрите, какой сильный пошел дождь!

Во время процесса лепки контролировать приемы работы, активизировать деятельность детей приговаривая: «Вот одна капелька, другая… кап-кап-кап. И вот уже сильный дождь пошел, а теперь все слабее кап-кап-кап».

Май - 1 неделя

Рисование жесткой, полусухой кистью «Поляна весенних цветов».

Задачи:

Закрепить умением пользоваться методом «тычка». Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Оборудование:

Гуашь красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего фиолетового цвета, лист А-4, бумажные салфетки; картинки с изображением солнца, тучи с дождём, радуги, салфетки для рук; магнитная доска.

Ход занятия:

В:  Сегодня мы будем рисовать в необычной технике. Техника называется «по мокрому листу». Для этого нам понадобиться лист бумаги, он закреплен на картоне, чтобы наш листок не помялся, кисть, палетки, баночка с водой, акварельные краски и губка. Все это у вас на столах. Сначала нам нужно намочить лист бумаги губкой, но смотрите, что бы ваш лист не был слишком сухим или очень мокрым. После чего мы закрасим фон светло зеленым цветом, как его можно сделать (правильно смешать зеленый цвет с белым, это будет поле. После этого начнем рисовать весенние цветы. Мы знаем, у цветка есть стебель, листья и цветок. Начнем рисовать со стебля, вот например подснежник стебель у него тоненький и изогнутый, его мы рисуем зеленой краской кончиком кисти, после этого мы возьмет голубую краску для цветка, в конце рисуем овальные листья. Чтобы нарисовать мать-и-мачеху, мы так же рисуем стебель он у нее прямой и короткий, после этого рисуем цветок примакиванием по кругу и после чего рисуем круглые резные листья. Если же вы хотите нарисовать поляну с тюльпанами. Нужно нарисовать длинный стебель зеленой краской, после чего рисуем цветок, а какие цветом бывают цветы у тюльпанов (ответы детей). Правильно, я например, хочу нарисовать розовый цветок, для этого смешаю на палетке красный и белый цвет. После чего рисую овальные лепестки. И заканчиваю длинными овальными листьями. Теперь представьте свою весеннюю поляну и ее нарисуйте.

Май - 2 неделя

Рисование ватными палочками «Дождик».

Задачи:

Продолжить знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования ватные палочки. Учить детей при помощи ватных палочек наносить ритмические маски. Учить передавать в рисунке впечатление от окружающей среды. Развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать интерес к рисованию.

Оборудование:

Картинки с дождем, альбомный лист, гуашь синяя, стаканчик, кисточки.

Ход занятия:

Воспитатель: - Наступила хмурая, дождливая осень. Дождик идет все чаще и чаще. Во дворе сыро и холодно, кругом лужи. А какие вещи пригодятся нам, чтобы мы не промокли?

Воспитатель предлагает детям выбрать необходимые картинки, расположенные на столе и поместить на мольберт.

Дети показывают: Куртку, резиновые сапоги, зонтик.

Воспитатель: - Ребята, а что же нам поможет спрятаться от дождика?

Ответы детей: - Зонтик.

Воспитатель: - Правильно зонтик!

Далее, воспитатель вместе с детьми рассматривает разные зонтики – детские и взрослые.

Воспитатель: - Зонты бывают разного размера и разной расцветки. Они изготовлены из специального материала, который не пропускает воду. Чтобы вода не собиралась на нём, а скатывалась, верхняя часть у зонта имеет обтекаемую, округлую форму, а удерживаем его с помощью ручки.

Воспитатель обращается к детям: - Зонтик у нас уже есть, поэтому предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко и дождик».

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Правила игры. По сигналу взрослого на слова «солнце» - дети «гуляют» (под сопровождение бубна, прыгают, бегают. Как только воспитатель произносит слова «дождик» - собираются под раскрытым зонтиком рядом со взрослым (игра проводиться 2-3 раза).

Воспитатель: - Ребята, вам понравилась игра?

После игры воспитатель приглашает детей сесть на свои места.

Далее воспитатель обращается к детям: - Сегодня я вас научу рисовать дождик при помощи ватной палочки. Воспитатель подробно объясняет последовательность рисование гуашевыми красками. Дети наблюдают за действиями воспитателя.

Воспитатель: - Сначала следует обмакнуть ватную палочку в синюю краску и приложить к бумаге, лист бумаги придерживаем рукой-помощницей и рисуем капельки дождя. Ритм рисования капелек воспитатель сопровождает ритмом слов: «кап-кап-кап, кап-кап-кап». Затем воспитатель предлагает детям нарисовать дождик «как у меня». Дети выполняют самостоятельно. Педагог индивидуально помогает тем детям, у кого возникают затруднения. Поощряет детей, которые сопровождают ритм отпечатков ритмом слов: «кап-кап, кап-кап, кап-кап». Во время всего занятия воспитатель следит за осанкой детей и за правильностью приёмов рисования. В случае необходимости, воспитатель берет руку ребенка в свою, и рисует вместе несколько точек.

По окончанию рисования, воспитатель размещает работы детей в уголок творчества.

Май - 3 неделя

Рисование тычком жёсткой полусухой кистью «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик»

Задачи:

Продолжать знакомить детей с техникой рисования методом тычка жесткой полусухой кистью;Закрепить названия основных цветов (желтый, зеленый), развивать эстетические представления, воспитывать аккуратность.

Оборудование: картинки с изображением одуванчика, желтая гуашь, тонированные зеленым цветом листы бумаги, жесткая кисть для рисования, тряпочки, клеенка.

Ход занятия:

Воспитатель: представьте, что вы – маленькие одуванчики. Теплые солнечные лучи согрели землю. Вы – маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли (руки наверх) стебель стал крепким (руки вниз, стоим прямо, вы тянетесь к свету, к солнцу (руки наверх). Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон (изображаем бутон). Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки (ладошки в стороны). Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали пушистый, желтый цветок (показываем бутон, похожий на солнышко).

Воспитатель: мы видели с вами одуванчики много раз, а теперь рассмотрим этот цветок на картинке. На ней одуванчик изображен крупным, большим, поэтому мы сможем лучше его рассмотреть. (Показ иллюстрации).

Воспитатель: как называется этот цветок?

Дети: одуванчик

Воспитатель: покажите, где у него листочки, стебель, цветок, корешки. Какого цвета его листья и стебель?

Дети: зеленого.

Воспитатель: цветок?

Дети: желтого.

Воспитатель: одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.

Воспитатель: ребятки, Пчелка узнала, что у нас в группе появился одуванчик. Она рано проснулась, а цветы еще нигде не расцвели. Пчелке так хочется нектара попробовать. Вот она к нам и прилетела, но прилетела она к нам не одна, со своими друзьями – пчелками. Ребята, пчелок много, цветок один. Насекомым так хочется цветочного нектара. Где нам его взять?

Дети: нарисовать.

Воспитатель: пройдите за столы. Перед вами лежит зеленая полянка, на ней мы будем рисовать одуванчики.

Я беру кисточку, окунаю ворс кисточки в краску, лишнюю краску снимаю об край баночки, затем беру кисточку, прикладываю всем ворсом и убираю, и так по кругу.

Кисточки сполосните, высушите салфеткой и положите на подставку. А теперь наши цветы мы отнесем на полянку.

Воспитатель: какие цветы выросли на нашей полянке?

Дети: одуванчики.

Пчелка радуется, говорит вам спасибо.

Май - 4 неделя

Отпечатки ладошек «Солнышко»

Коллективная работа.

Задачи:

Учить детей творить, фантазировать, видеть образ солнышка. .Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей. Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к изобразительному искусству.Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: Изображение солнышка лист ватмана с нарисованным посередине желтым кругом.

Ход занятия:

В: - Ребята, но наше солнышко какое-то не яркое, не веселое. Чего ему не хватает? Да, у него нет лучиков. Мы ему поможем сделать лучики? (Ответы детей)

Мы сделаем необычные лучики – нарисуем их ладошками.

А рисовать мы будем яркое веселое солнце с теплыми добрыми лучами, которые согревают землю и людей.

А теперь надо приступить к работе. Проходите за столы. Закатайте рукава и внимательно смотрите, как мы будем рисовать лучи солнышка. Свою ладонь обмакиваю в краску и прикладываю ее к желтому кругу - это солнышко без лучей. И убираю - у желтого круга получился мой отпечаток ладони.

-Теперь мы нарисуем лучи солнышку! Аккуратно, по одному обмакиваем ладошку в краску, и прикладываем ее к кругу! Работаем аккуратно. Набирайте на ладошку краску хорошо, чтобы лучи у солнышка были яркие.

- А какого цвета у нас краска (желтая). Молодцы.

Воспитатель помогает в процессе работы).

- Когда заканчиваете, вытирайте ладошки салфетками.

- Ой, какое веселое весеннее солнышко у нас получилось!

Литература, используемая педагогом:

1. Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Развиваю мелкую моторику. – СПб.: «Питер»,2000.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – Ь. ТЦ Сфера, 2008.

3. Урмакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб.:»Литера», 2008.

4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду (младшая группа): планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ», 2010г.

5. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». – СПб: ООО «Детство-Пресс», 2013.

6. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3 -4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей первой младшей группы»

Рисование поролоновым тампоном. «Лунная ночь»Программные задачи:- учить детей ставить отпечатки поролоновым тампоном;- развить память, мышление;- развить моторику рук;- приучать к аккуратности в...

Методическая разработка «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей первой младшей группы»

Введение.       Воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим...

"Игры с красками!" Нетрадиционные техники рисования в детском саду (родительское собрание во второй младшей группе)

Показать родителям, что рисование нетрадиционными методами формирует интерес к творчеству, совершенствует наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус. Научить родителей методам и пр...

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования мыльной пеной: «Мыльные цветы». (для детей второй младшей группы)

Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования мыльной пеной; способствовать развитию художественно -творческих способностей детей; совершенствовать умение детей доводить работу до результата, ...

Образовательная программа кружка по нетрадиционной технике аппликации "Умелые ручки"

Развитие мелкой моторики у детей дошкольногог возраста через использование нетрадиционных методов аппликации....

Конспект открытого занятия по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования (манная крупа и клей) для детей 2 младшей группы

Конспект открытого занятия по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования (манная крупа и клей) для детей 2 младшей группы...

Дополнительная образовательная программа «Мир красок» Нетрадиционной техники рисования с детьми в ДОУ для развития их творческих способностей.

Пояснительная записка Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способност...