Образовательная программа кружка по нетрадиционной технике аппликации "Умелые ручки"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Развитие мелкой моторики у детей дошкольногог возраста через использование нетрадиционных методов аппликации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapisk1.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребуют использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна, так как способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в аппликации – ножницы и кисть).
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Аппликация – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. Специфика этого вида деятельности дает детям возможность активней усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения. Обучая дошкольников различным методам аппликации из разнообразных материалов, можно создать основу для творческого самовыражения ребенка.
Творчество – очень важный момент в развитии ребенка. Хорошо когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но еще лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит ее. Полученный результат эмоционально привлекателен для ребенка, поскольку ту или иную вещицу он сделал сам. После того, как ребенок своими руками начнет создавать красоту, он непременно начнет с любовью и заботой относиться к окружающему миру.
Актуальность - в настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционных видов аппликации. Это привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Новизна - В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, изыскивает новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент можно сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, мелкую моторику пальцев рук, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности.
Цель - развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов аппликации.
Задачи:
-образовательные:
- Формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;
- Познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками аппликации;
- Освоение приемов и методов практической работы с различными материалами;
- Изготовление художественных изделий самостоятельно и с помощью воспитателя;
- Усвоение правил безопасности при работе с ножницами.
-воспитательные:
- Воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству;
- Воспитание у дошкольников таких качеств как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях;
- Воспитание эстетических чувств при восприятии действительности
-развивающие:
- Развитие у детей навыков работы с различными материалами и средствами;
- Развитие творческой деятельности, эстетических чувств, воображения, самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;
- Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения; развитие познавательной активности и познавательных интересов
Методы и приемы: наглядный, практический, словесный, метод сотворчества поисковых, игровых и творческих ситуаций.
Средства: бумага и бросовый материал, ножницы, кисточка, клей, салфетки, технические средства, ИКТ.
Аппликация — один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.
Виды аппликации как изобразительной деятельности
1. Предметная аппликация – это изображения отдельных предметов
2. Сюжетная аппликация отображает совокупность событий, явлений, состоит из нескольких разных фигур
3. Декоративная аппликация – это преподавание орнаментальных композиций на основном материале
Нетрадиционные техники аппликации
Обрывная аппликация
Эта техника один из видов многогранной техники аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Накладная аппликация
Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Модульная аппликация (мозаика)
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Симметричная аппликация
Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
Ленточная аппликация
Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
Силуэтная аппликация
Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
Квиллинг
Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Коллаж
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) —это техника, при которой из разных кусочков, вырезанных из журналов, фотографий, цветной бумаги и других предметов составляются композиции, картины, открытки.
Оригами
Оригами (от яп. сложенная бумага) — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц. Из полученных фигурок можно делать самые различные аппликации. Данный вид творчества развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы пальцев руки, развивает логическое мышление.
Аппликация из салфеток
Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:
• возможность создавать шедевры без ножниц;
• развитие мелкой моторики маленьких ручек;
• развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
• широкие возможности для проявления креатива.
Гофрированная бумага
Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.
Аппликация из крупы
Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Аппликация из засушенных растений
В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев — так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
Аппликация из ваты и ватных дисков - прекрасный способ сделать объёмную поздравительную открытку или же мягкую рельефную картинку. Для аппликаций можно использовать не только вату, но и ватные диски, что иногда сильно облегчает работу с аппликацией. Например, самым маленьким обязательно понравится делать простейшие аппликации – снеговика, гусеницу, цветы из кружочков. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребёнка. Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство для художественных экспериментов существенно расширяется.
Аппликация из конфетти - еще один из способов нетрадиционной аппликации. Нащелкать дыроколом кружочки из цветной бумаги. Нарисовать рисунок, намазать клеем, можно посыпать, а можно выкладывать по одному кружочку. Аппликации получаются яркие и интересные.
Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы - бумага, ткани, крупа, салфетки, гофрированная бумага, засушенные растения, вата, ватные диски и др., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности – карандаш, клей, кисть, краски, ножницы. Все эти действия способствуют умственному развитию детей.
Этапы изготовления аппликации
Процесс аппликации осуществляется в 2 этапа:
1. Первый – вырезаются отдельные фигурки.
2. Второй – прикрепление деталей к подходящему фону.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.
В реализации данной дополнительной образовательной программы, рассчитанной на 1 год, участвуют дети 4 – 5 лет. Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю, с октября по май, по 15 минут.
Общее количество образовательной деятельности в год | Количество занятий в неделю | Длительность | Форма организации | |
диагностические | практические | 1 | 25 минут | Групповая и индивидуальная |
2 | 30 |
Принципы построения и реализации программы:
- Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- Принцип развивающего характера;
- Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных особенностей, а данный момент времени;
Программой рекомендуется использование информационных компьютерных технологий (ИКТ). Применение их необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Именно наглядно – образное мышление является отличительной чертой детей дошкольного возраста, в связи с этим, очень действенно использование презентаций, наглядности, которые позволят педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятие сюрпризный момент.
Предполагаемый результат:
- Занятия в кружке будут способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации, а также творческих способностей.
- Дети научатся планировать свою работу и доводить его до конца.
- Занимаясь у ребенка разовьется умелость рук, движения обеих рук станут более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
- В ходе творческой работы дошкольник научится наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы.
- В интересной игровой форме обогащается словарь. Ребенок знакомится с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
- Появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
- Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
- Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности.
- Развивается мелкая моторика пальцев.
Перспективный план работы кружка «Умелые ручки»
№ занятия | Тема занятия | Цель |
1. | Вводное занятие | Познакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации; с различными материалами; со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т.д.; показать что можно сделать из бумаги, крупы, ватных дисков, салфеток, засушенных растений и т.д. Рассказать детям о технике безопасности при работе с ножницами и клеем. |
2. | Мозаичная аппликация «Грибочки» | Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали. |
3. | Мозаичная аппликация «Осенний ковер» | Закреплять умение разрезать полоску бумаги по прямой, учить подбирать цвета, правильно располагать части аппликации, аккуратно наклеивать. Развивать композиции, творческие способности, воображение, самостоятельность. |
4. | Мозаичная аппликация «Цветы» | Продолжать закреплять умение разрезать бумагу. Учить формировать из частей целое. Правильно наносить клей, аккуратно наклеивать детали. |
5. | Аппликация из осенних листьев «Осенние картинки» | Учить создавать сюжетные композиции из засушенных листьев. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали. |
6. | Мозаичная аппликация «Наш огород» (коллективная работа) | Формирование положительного эмоционального отношения к созданным работам. Учить работать в коллективе, уметь договариваться. |
7. | Обрывная аппликация «Барашек» | Познакомить детей с новой техникой. Научить отрывать от целого листа кусочек. Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание. |
8. | Обрывная аппликация «Ежик» | Закреплять умение детей отрывать кусочки бумаги и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе. |
9. | Аппликация из ватных дисков «Веселый снеговик». | Познакомить детей с новой техникой-ватными дисками. Научить детей создавать объемные поделки. Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения. |
10. | Аппликация из ватных дисков «Елочные шарики» | Закреплять умение детей работать с ватными дисками. Научить раскрашивать их красками, составлять целое из частей. Закреплять приемы наклеивания. |
11. | Аппликация из ватных дисков «Снегири на ветках» (коллективная работа) | Формирование положительного эмоционального отношения к созданным работам. Учить работать в коллективе, уметь договариваться. |
12. | Аппликация из манной крупы «Зимний пейзаж» | Познакомить детей с новой техникой аппликации из круп. Воспитывать аккуратность в работе с крупой и клеем. Развивать мелкую моторику рук. |
13. | Аппликация из ниток «Новогодняя елочка» | Учить детей аппликации из шерстяных ниток разрезанной на мелкие части; развивать фантазию, воображение. Закреплять приемы наклеивания. |
14. | Объемная аппликация «Волшебные снежинки» | Учить детей делать объемную аппликацию; развивать чувство композиции. Воспитывать усидчивость, аккуратность и самостоятельность. |
15. | Аппликация в технике квиллинг «Зимний лес» | Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой – квиллинг. Показать основные приемы. Научить детей накручивать узкую длинную полоску на карандаш или палочку и использовать для аппликации. |
16. | Аппликация в технике квиллинг «Золотая рыбка» | Продолжать учить детей накручивать на палочку длинную полоску с основной формой «таблетка». Учить плотно накручивать, аккуратно наносить клей, прижимать. |
17. | Аппликация из ваты «Пушистый зайка» | Учить детей из ваты скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете зайчика. Воспитывать усидчивость и терпение. |
18. | Коллаж « Валентинка» | Учить детей делать коллаж из разных кусочков вырезанных из журналов, фотографий, подарочных пакетов и других предметов составлять поздравительную валентинку. Воспитывать желание делать приятное близким. |
19. | Модульная аппликация «Открытка папе» | На фоне ракеты наклеиваем множества одинаково вырезанных кружков. Продолжать учить аккуратному обращению с ножницами. Воспитывать патриотизм, гордость и любовь к своей Родине. |
20. | Аппликация из ватных дисков «Лев – царь зверей» | Закреплять умение детей работать с ватными дисками. Научить раскрашивать их красками, составлять целое из частей. Закреплять приемы наклеивания. |
21. | Аппликация из ватных дисков и ватных палочек «Открытка маме. Каллы» | Продолжать учить детей работать с ватными дисками, скручивать их и аккуратно приклеивать на картон, ватные палочки закрасить и приклеить посередине цветка. Воспитывать желание делать приятное маме и бабушке. |
22. | Аппликация из крупы национальная якутская посуда “Чороон” | Закреплять умение работать с крупой, аккуратно наклеивать на трафарет. Вызвать интерес к национальной культуре и к традиционной якутской посуде. Формирование чувства сопричастности к культуре своего народа. |
23. | Аппликация из крупы «Цыпленок с пшеном» | Закреплять умение работать с прямоугольникии крупы. |
24. | Симметричная аппликация национального музыкального инструмента «Хомус» | Для симметричных изображений заготовку хомуса – прямоугольник из бумаги нужного размера-складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения. Вызвать интерес к национальному музыкальному инструменту. |
25. | Аппликация силуэтная «цветные ладошки» | Познакомить с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых элементов. |
26. | Аппликация из гофрированной бумаги «Воздушные шарики». | Познакомить с новым материалом, учить аккуратно вырезать и наклеивать на фон. |
27. | Оригами «Лиса» | Продолжать учить выполнять поделку на основе базовой формы-треугольник. Учить проговаривать свои действия и знакомить детей с условными знаками оригами. |
28. | Оригами «Лягушонок» | Продолжать учить технике оригами, учить детей аккуратно сгибать квадрат по диагонали и в определенной последовательности, четко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. |
29. | Оригами «Тюльпаны» | Учить выполнять поделку на основе базовой формы-треугольник, учить аккуратно сгибать квадрат, четко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. |
30. | Накладная аппликация «Мать и мачеха» | Учить аккуратно вырезать детали и наклеивать слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа кружка по нетрадиционной технике рисования в ДОУ.
Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию программу кружковой работы по нетрадиционной технике рисования в ДОУ.1. Поя...
Рабочая программа кружка по нетрадиционным техникам рисования средняя группа.
Паспорт программы,пояснительная записка....
программа кружка по нетрадиционным техникам рисования
программа кружка...
Дополнительная образовательная программа кружка художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Актуальность.Развитие логического мышления, речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показ...
Программа кружка по нетрадиционной технике рисования в младшей группе: «Волшебные ручки»
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно н...
Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию "Волшебные ручки" (4-5 лет)
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования....
Дополнительная образовательная программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Ловкие ручки» (Веселые пальчики) для детей второй младшей группы №2 «Смешарики» (3-4 года) 2023 – 2024 учебный год.
Дополнительная образовательная программакружка по нетрадиционной технике рисования«Ловкие ручки» (Веселые пальчики)для детей второй младшей группы №2 «Смешарики» (3-4 года) 202...