Дополнительная образовательная программа «Мир красок» Нетрадиционной техники рисования с детьми в ДОУ для развития их творческих способностей.
рабочая программа (средняя группа)

Шайдабекова Зарият Эрзимановна

Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_plan_raboty_kruzhka_mir_krasok.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа «Мир красок»

 Нетрадиционной техники рисования с детьми в ДОУ для развития их творческих способностей.

Подготовила: Шайдабекова Зарият Эрзимановна.

Г. Нижневартовска

 Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

 Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.

Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Мир красок» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

 Актуальность

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.

Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Работа с детьми направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.

Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуация

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных.

Творчество для детей — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души.

Творческий процесс - это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.

В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Новизной и отличительной особенностью программы «Мир Красок» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

1. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

3. Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

4. Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

- практические

- игровые

Используемые методы:

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Режим занятий:

Количество занятий в неделю 2, в месяц 8 занятия. В год проводится 60 занятий (октябрь – май). Длительность занятия - 30 мин

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

- Проведение выставок детских работ

Ожидаемый результат:

посредством данной работы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению цветовосприятия;

- концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

- расширение и обогащение художественного опыта.

- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

- сформируются навыки трудовой деятельности

-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Техника исполнения

Теория

Практика

Оттиск

Печатки      

Поролон

Пробки

                           

                           

6

3

2

2

Ладошка

-

7

Акварель

-

3

Пальчик

-

2

Пластилинография

-

4

Кляксография

1

3

Декоративно-прикладное творчество

2

3

Рисование свечой

                                     

1

Рисование солью

1

3

Ватопластика

-

3

Граттаж

1

3

Воздушные краски

1

1

Восковые мелки

1

3

Ватные палочки

-

2

Календарный учебный план кружка «Мир красок»

Дата

Тема

Примерное содержание

07.09 - 11.09.

1 час

«Листья в вазе» натюрморт

 Познакомить детей с натюрмортом. Учить рисовать натюрморт с помощью отпечатка листьев, яблок. Познакомить с новым материалом – пастель. Учить создавать фон пастелью.

14.09 – 18.09

1 час

«Домик у реки» пейзаж

Познакомить детей с техникой – монотипия. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность.

21.09 – 25.09

1 час

«Фрукты в вазе» натюрморт

Познакомить с техникой пуантилизм (рисование точками), учить работать в данной технике. Воспитывать аккуратность. Продолжать учить тонировать бумагу пастелью.

28.09 – 02.10

1 час

«Осеннее дерево»

Знакомство с техникой «набрызг». Продолжать учить рисовать деревья. Развивать чувство цвета.

05.10 – 09.10

1 час

«Дождик за окном»

Познакомить с рисованием с помощью шарика. Учить рисовать листья с помощью штампа. Развивать воображение, мелкую моторику.

12.10 – 16.10

1 час

«Кленовый лист»

Познакомить с рисованием с помощью губки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

19.10 – 23.10

1 час

«Белочка в дупле»

Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. 

26.10 – 30.10

1 час

«Грибы»

Продолжать учить рисовать с помощью поролона, совершенствовать технику печатания. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. 

02.11 – 06.11

1 час

«Ежик»

Совершенствовать технику печатания, учить дорисовывать детали фломастером.

09.11 – 13.11

1 час

«Моя любимая игрушка»

Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета. 

16.11 – 20.11

1 час

«Мое любимое животное»

Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность.

30.11 – 04.12

1 час

«Зонтик»

Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.

07.12 – 11.12

1 час

«Портрет зайчонка»

Знакомство с данной техникой. Развивать наглядно-образное мышление.

14.12 – 18.12

1 час

«Елочка»

Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования.

21.12 – 25.12

1 час

«Новогодняя открытка»

Совершенствовать умения рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.

11.01 – 15.01

1 час

«Зимний пейзаж»

Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность.

18.01 – 22.01

1 час

«Зимний вечер»

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Учить передавать настроение тихого зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

25.01 – 29.01

1 час

«Морозные узоры»

Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление.

01.02 – 05.02

1 час

«Снеговик»

Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность.

08.02 – 12.02

1 час

«Вьюга»

Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

15.02 – 19.02

1 час

«Белая береза под моим окном»

Совершенствовать умение рисовать в данной технике. Продолжать учить изображать дерево. Развивать чувство композиции

22.02 – 26.02

1 час

«Снегирь»

Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. Учить изображать птицу.

01.03 – 05.03

1 час

«Забавные животные»

Учить рисовать с помощью пены, создавать образы животных. Развивать творческое воображение.

09.03 – 12.03

1 час

«Цветок для мамы»

Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения.

15.03 – 19.03

1 час

«Дивные цветы»

Познакомить с техникой выдувания трубочкой (рисование цветов). Учить рисовать стебель, листья.

22.03 – 26.03

1 час

«Волшебные цветы»

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление

29.03 – 02.04

1 час

«Весенний пейзаж»

Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. Продолжать учить создавать образ дерева.

05.04 – 09.04

1 час

«Звездное небо»

Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения.

12.04 – 16.04

1 час

«Веточка вербы»

Закреплять навыки рисования данными материалами. Учить изображать ветку вербы.

19.04 – 23.04

1 час

«Пасхальное яйцо»

Воспитывать интерес к народной культуре. Учить элементам декора, цветовосприятия.

26.04 – 30.04

1 час

«Цветущая ветка»

Учить детей рисовать в данной технике. Познакомить со способом изображения венчика цветка из 4-5 лепестков приемом «примакивание». Создавать условия для экспериментирования с цветом для получения розового оттенка путем смешивания белого с красным. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

03.05 – 07.05

1 час

«Праздничный салют»

Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона.

10.05 – 14.05

1 час

«Бабочки на лугу»

Учить рисовать бабочек, используя печатки из ластика. Развивать внимание, точность движений, умение ориентироваться на листе бумаги.

17.05 – 21.05

1 час

«Ромашки»

Учить изображать цветы на рельефной бумаге. Развивать чувство цвета, композиции.

24.05 – 28.05

1 час

«Чистая планета» плакат (коллективная работа)

Закрепить технику рисования ладошками. Учить дополнять композицию деталями, используя разные изобразительные средства и материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические материалы ДОУк дополнительной образовательной услуге "Веселая кисточка"(нетрадиционные техники рисования)

Нетрадиционные техники рисования.Тычок жесткой полусухой кистьюСредства выразительности: фактурность окраски, цвет.Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный ...

Дополнительная образовательная программа технической направленности "Юный техник"

Статус программы: Дополнительная образовательная программа «Юный техник» - стартовый уровень, модифицированная, составлена на основе методического пособия «Лего-конструирование в дет...

Дополнительная общеобразовательная программа – художественно – эстетической направленности декоративное рисование с детьми 6-7 лет «Перо-жар птицы»

Пояснительная запискаПрограмма дополнительного образования для детей 6-7 лет имеетхудожественно-эстетическое направлениеНовизна и оригинальность программы заключается в целенаправленнойдеятельности по...

Нетрадиционная техника рисования с детьми ОВЗ как средство развития творческих способностей

Особое внимание я уделяю нетрадиционным техникам рисования, как средству развития творческих способностей и мелкой мотрики у детей с ОВЗ - это рисование ладошками, пальчиками, штампами и т.д....

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ ОВЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ ОВЗКАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.Одна из важных задач воспитания дошкольников - является формирование творческой личности. Чем разнообра...

Дополнительная образовательная программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Ловкие ручки» (Веселые пальчики) для детей второй младшей группы №2 «Смешарики» (3-4 года) 2023 – 2024 учебный год.

Дополнительная образовательная программакружка по нетрадиционной технике рисования«Ловкие ручки» (Веселые пальчики)для детей второй младшей группы №2 «Смешарики» (3-4 года) 202...