Дополнительная образовательная программа «Мир красок» Нетрадиционной техники рисования с детьми в ДОУ для развития их творческих способностей.
рабочая программа (средняя группа)
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_plan_raboty_kruzhka_mir_krasok.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа «Мир красок»
Нетрадиционной техники рисования с детьми в ДОУ для развития их творческих способностей.
Подготовила: Шайдабекова Зарият Эрзимановна.
Г. Нижневартовска
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.
Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Мир красок» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Работа с детьми направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.
Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуация
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных.
Творчество для детей — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души.
Творческий процесс - это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.
В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Новизной и отличительной особенностью программы «Мир Красок» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
1. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
3. Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
4. Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
- практические
- игровые
Используемые методы:
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Режим занятий:
Количество занятий в неделю 2, в месяц 8 занятия. В год проводится 60 занятий (октябрь – май). Длительность занятия - 30 мин
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
- Проведение выставок детских работ
Ожидаемый результат:
посредством данной работы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Техника исполнения | Теория | Практика | ||
Оттиск Печатки Поролон Пробки |
| 6 3 2 2 | ||
Ладошка | - | 7 | ||
Акварель | - | 3 | ||
Пальчик | - | 2 | ||
Пластилинография | - | 4 | ||
Кляксография | 1 | 3 | ||
Декоративно-прикладное творчество | 2 | 3 | ||
Рисование свечой |
| 1 | ||
Рисование солью | 1 | 3 | ||
Ватопластика | - | 3 | ||
Граттаж | 1 | 3 | ||
Воздушные краски | 1 | 1 | ||
Восковые мелки | 1 | 3 | ||
Ватные палочки | - | 2 |
Календарный учебный план кружка «Мир красок»
Дата | Тема | Примерное содержание |
07.09 - 11.09. 1 час | «Листья в вазе» натюрморт | Познакомить детей с натюрмортом. Учить рисовать натюрморт с помощью отпечатка листьев, яблок. Познакомить с новым материалом – пастель. Учить создавать фон пастелью. |
14.09 – 18.09 1 час | «Домик у реки» пейзаж | Познакомить детей с техникой – монотипия. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность. |
21.09 – 25.09 1 час | «Фрукты в вазе» натюрморт | Познакомить с техникой пуантилизм (рисование точками), учить работать в данной технике. Воспитывать аккуратность. Продолжать учить тонировать бумагу пастелью. |
28.09 – 02.10 1 час | «Осеннее дерево» | Знакомство с техникой «набрызг». Продолжать учить рисовать деревья. Развивать чувство цвета. |
05.10 – 09.10 1 час | «Дождик за окном» | Познакомить с рисованием с помощью шарика. Учить рисовать листья с помощью штампа. Развивать воображение, мелкую моторику. |
12.10 – 16.10 1 час | «Кленовый лист» | Познакомить с рисованием с помощью губки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. |
19.10 – 23.10 1 час | «Белочка в дупле» | Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. |
26.10 – 30.10 1 час | «Грибы» | Продолжать учить рисовать с помощью поролона, совершенствовать технику печатания. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. |
02.11 – 06.11 1 час | «Ежик» | Совершенствовать технику печатания, учить дорисовывать детали фломастером. |
09.11 – 13.11 1 час | «Моя любимая игрушка» | Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета. |
16.11 – 20.11 1 час | «Мое любимое животное» | Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность. |
30.11 – 04.12 1 час | «Зонтик» | Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. |
07.12 – 11.12 1 час | «Портрет зайчонка» | Знакомство с данной техникой. Развивать наглядно-образное мышление. |
14.12 – 18.12 1 час | «Елочка» | Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. |
21.12 – 25.12 1 час | «Новогодняя открытка» | Совершенствовать умения рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. |
11.01 – 15.01 1 час | «Зимний пейзаж» | Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность. |
18.01 – 22.01 1 час | «Зимний вечер» | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Учить передавать настроение тихого зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
25.01 – 29.01 1 час | «Морозные узоры» | Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление. |
01.02 – 05.02 1 час | «Снеговик» | Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность. |
08.02 – 12.02 1 час | «Вьюга» | Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление. |
15.02 – 19.02 1 час | «Белая береза под моим окном» | Совершенствовать умение рисовать в данной технике. Продолжать учить изображать дерево. Развивать чувство композиции |
22.02 – 26.02 1 час | «Снегирь» | Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. Учить изображать птицу. |
01.03 – 05.03 1 час | «Забавные животные» | Учить рисовать с помощью пены, создавать образы животных. Развивать творческое воображение. |
09.03 – 12.03 1 час | «Цветок для мамы» | Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения. |
15.03 – 19.03 1 час | «Дивные цветы» | Познакомить с техникой выдувания трубочкой (рисование цветов). Учить рисовать стебель, листья. |
22.03 – 26.03 1 час | «Волшебные цветы» | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление |
29.03 – 02.04 1 час | «Весенний пейзаж» | Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. Продолжать учить создавать образ дерева. |
05.04 – 09.04 1 час | «Звездное небо» | Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения. |
12.04 – 16.04 1 час | «Веточка вербы» | Закреплять навыки рисования данными материалами. Учить изображать ветку вербы. |
19.04 – 23.04 1 час | «Пасхальное яйцо» | Воспитывать интерес к народной культуре. Учить элементам декора, цветовосприятия. |
26.04 – 30.04 1 час | «Цветущая ветка» | Учить детей рисовать в данной технике. Познакомить со способом изображения венчика цветка из 4-5 лепестков приемом «примакивание». Создавать условия для экспериментирования с цветом для получения розового оттенка путем смешивания белого с красным. Развивать воображение, ассоциативное мышление. |
03.05 – 07.05 1 час | «Праздничный салют» | Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона. |
10.05 – 14.05 1 час | «Бабочки на лугу» | Учить рисовать бабочек, используя печатки из ластика. Развивать внимание, точность движений, умение ориентироваться на листе бумаги. |
17.05 – 21.05 1 час | «Ромашки» | Учить изображать цветы на рельефной бумаге. Развивать чувство цвета, композиции. |
24.05 – 28.05 1 час | «Чистая планета» плакат (коллективная работа) | Закрепить технику рисования ладошками. Учить дополнять композицию деталями, используя разные изобразительные средства и материалы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические материалы ДОУк дополнительной образовательной услуге "Веселая кисточка"(нетрадиционные техники рисования)
Нетрадиционные техники рисования.Тычок жесткой полусухой кистьюСредства выразительности: фактурность окраски, цвет.Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный ...
Дополнительная образовательная программа технической направленности "Юный техник"
Статус программы: Дополнительная образовательная программа «Юный техник» - стартовый уровень, модифицированная, составлена на основе методического пособия «Лего-конструирование в дет...
Дополнительная общеобразовательная программа – художественно – эстетической направленности декоративное рисование с детьми 6-7 лет «Перо-жар птицы»
Пояснительная запискаПрограмма дополнительного образования для детей 6-7 лет имеетхудожественно-эстетическое направлениеНовизна и оригинальность программы заключается в целенаправленнойдеятельности по...
Нетрадиционная техника рисования с детьми ОВЗ как средство развития творческих способностей
Особое внимание я уделяю нетрадиционным техникам рисования, как средству развития творческих способностей и мелкой мотрики у детей с ОВЗ - это рисование ладошками, пальчиками, штампами и т.д....
НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ ОВЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ ОВЗКАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.Одна из важных задач воспитания дошкольников - является формирование творческой личности. Чем разнообра...
Дополнительная образовательная программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Ловкие ручки» (Веселые пальчики) для детей второй младшей группы №2 «Смешарики» (3-4 года) 2023 – 2024 учебный год.
Дополнительная образовательная программакружка по нетрадиционной технике рисования«Ловкие ручки» (Веселые пальчики)для детей второй младшей группы №2 «Смешарики» (3-4 года) 202...