Консультация для воспитателей ДОУ «Современные технологии раннего обучения чтению»
консультация
Цель данной консультации – обобщить существующий опыт раннего обучения чтению, выделить плюсы и минуса каждого метода в рамках образовательной работы в ДОУ, отметить наиболее подходящий метод раннего обучения чтению в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaytsev.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей ДОУ
«Современные технологии раннего обучения чтению»
Дуленко Анжелика Николаевна, воспитатель
МКДОУ ЦРР – детского сада № 21 г. Россоши
Цель данной консультации – обобщить существующий опыт раннего обучения чтению, выделить плюсы и минуса каждого метода в рамках образовательной работы в ДОУ, отметить наиболее подходящий метод раннего обучения чтению в детском саду.
Звуковой (фонетический) метод:
Это система обучению чтению, по которой учили нас в школе. Она базируется на алфавитном принципе. В основе её – обучение произношению букв и звуков, и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, образующихся от слияния звуков, а потом к целым словам.
Плюсы метода:
Этот метод обычно используется для обучению чтения в школах, поэтому ребенку не придется «переучиваться».
Родители очень хорошо понимают этот принцип обучения, так как сами так учились.
Метод развивает фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению.
Логопеды рекомендуют этот метод обучению чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи.
Учить ребенка читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице. Малыш с удовольствием поиграет в словесные игры и дома, и на даче, и в поезде, и в долгой очереди в поликлинике.
Минусы метода.
Этот метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше 5-6 лет. Поскольку обучение чтению таким образом, довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, начинать заниматься по этому методу слишком рано – просто бессмысленно. Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.
Поэтому нам этот метод не подходит.
Метод обучения по кубикам Зайцева.
Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Склад – это пара согласной и гласной, или из согласного и твердого или мягкого знака, или одной буквы. Обучение чтению по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры в кубики.
Плюсы метода:
Ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Он не запинается и быстро осваивает чтение и логику построения слов.
На кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний с ЖЫ. Поэтому ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например никогда не напишет ЖЫрыф или ШЫна).
Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чтению хоть с годовалого возраста. Но даже пятилетним начинать не поздно. Система не привязана к определенному возрасту.
Если ребенок не успевает за темпом современных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной «скорой помощью».
Занятия не занимают много времени, они проводятся как бы между делом.
Кубики Зайцева воздействуют на многие органы чувств. Они развивают музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта.
Минусы метода.
Дети, выучившиеся читать по Зайцеву, часто проглатывают окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе).
Детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонетический разбор слова.
На кубиках нет сочетания ЖЫ ШЫ, но есть сочетания согласного с гласной Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т. д). Значит, ребенок привыкает к этому сочетанию как к возможному в языке. Между тем, в русском языке почти нет слов, в которых буква Э пишется после согласного (кроме сэр, мэр, пленэр).
Пособия Зайцева достаточно дорого стоят. Или же родители должны сделать кубики из кусочков дерева и картонных заготовок, а это целых 52 кубика. При этом они недолговечны, малыш легко может их помять или погрызть.
Обучение по карточкам Домана:
Этот метод учит детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В это методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку несколько раз в день показывается определенное количество карточек с четким проговариванием слов. В итоге ребенок воспринимает и прочитывает слово сразу, и учится читать очень быстро и рано.
Плюсы методики:
Возможность обучать чтению почти с рождения. Все обучение будет для него игрой, возможность пообщаться с мамой, узнать что-то новое и интересное.
У малыша будет развиваться феноменальная память. Он без труда будет запоминать и анализировать огромное количество информации.
Минусы методики:
Трудоемкость процесса. Родителям придется напечатать огромное количество карточек со словами, а потом найти время, чтобы еще показывать их ребенку.
Дети, обучавшиеся по этой методике, потом испытывают трудности со школьной программой. У них чаще возникают проблемы с грамотностью и разбором слова.
Часто малыши, которые без проблем читали слова на домашних плакатах, не могли прочесть слово, если оно было написано по-другому.
Методика Марии Монтессори
По системе Монтессори малыши учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок и только затем изучают буквы. Дидактический материал состоит из букв, вырезанных из шероховатой бумаги и наклеенных на картонные таблички. Малыш называет звук (повторяет за взрослыми, а затем обводит контур буквы пальчиком. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.
Плюсы методики
В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.
Дети, учившиеся читать по методу Монтессори, очень быстро начинают читать гладко, без разделения слов на слоги.
Ребенок сразу приучается читать самостоятельно и про себя.
Упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику.
Многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта (например, этому способствуют игры с шершавым алфавитом).
Минусы методики
Занятия трудновыполнимы в домашних условиях, так как требует колоссальных затрат времени для подготовки занятий и дорогостоящих материалов.
Громоздкость материалов и пособий: вам придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды.
Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.
Мама в этой системе играет роль наблюдателя, а не учителя.
Методика Ольги Соболевой
Этот метод построен на «двуполушарной» работе головного мозга. Изучая новую букву, ребенок познает ее через узнаваемый образ или персонажа. Главная цель метода – не столько научить читать, сколько научить любить читать. Все занятия построены в форме игры, поэтому обучение чтению проходит незаметно и увлекательно. В методике есть 3 потока информации: для визуалов, аудиалов и кинестетиков. Механическое запоминание сведено к минимуму, так как применяется ассоциативная методика запоминания.
Плюсы методики
В результате такого способа чтения у детей уменьшается количество ошибок, а речь становится более свободной и красочной, расширяется словарный запас, активизируется интерес к творчеству, исчезает страх перед необходимостью письменного изложения мысли.
Правила, законы, упражнения выполняются, словно шутя и непроизвольно. Ребёнок учится концентрироваться и расслабляться, так как это полезно для усвоения новой информации.
Методика очень хорошо развивает воображение, фантазию, учит логически мыслить, развивает память и внимание.
Можно начинать учить почти с рождения.
Подходит для детей с различными каналами восприятия информации.
Минусы
Нет привычной системы, для родителей, которым нужно, чтобы все было четко и последовательно. Больше подходит для “творческих” детей.
Программа «От звука к букве» Колесниковой Е. В.
И наконец, на наш взгляд, наиболее подходящий метод обучение чтение для реализации в условиях ДОУ. Он неразрывно связан с обучением грамоты.
Программа - результат многолетней работы автора с детьми (более 30 лет). Она является парциальной образовательной Программой и решает одну из задач в области «Речевое развитие» - формирование аналитико-синтетической активности у детей 2-7 лет.
Ее содержание и объем отбирались так, чтобы школа могла опереться на достаточно высокий уровень речевого развития ребенка, достигнутый в процессе дошкольного обучения. В Программе органически сочетаются традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике развития речи детей.
Программа не является застывшим документом. На протяжении многих лет ее содержание и методическое обеспечение дополнялись и перерабатывались на основе опыта работы не только автора, но и педагогов, работавших по ней, вносивших и свои предложения по дополнению ее содержания и методики реализации, что позволяет использовать ее в настоящее время.
Вариативность Программы связана с конкретными особенностями детей данной группы.
Реализация Программы позволяет педагогу обеспечивать единство воспитательных, развивающих и образовательных задач, что обусловливается ее содержанием, наличием наглядно-методического обеспечения.
Программа Колесниковой включает в себя комплект методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Она составлена в доступной и интересной форме, включает в себя дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Наряду с основными задачами программа включает задачи по подготовке руки ребенка к письму на данном возрастном этапе с учетом его психолого-возрастных особенностей, развитие графических навыков, формирование устной разговорной речи. Программа включает в себя использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки. Это очень важно, педагогам, обучающим детей по этой программе, не придется подбирать словесный материал по разным пособиям и книгам. В этом пособии уже все продумано, подобрано, вам остается только обучение.
Чтобы проверить усвоение материала программы рекомендуется в конце каждого учебного года по каждому возрасту провести тестирование. Для этой цели в методических пособиях есть показатели развития звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукопроизношения и элементов звукового анализа графических навыков. Для этой цели существуют тесты из серии «Умные книжки» Земцовой О. Н.
Плюсы:
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).
Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.
Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие» интегрируется с образовательными областями: «Социально – личностное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Развивающий и воспитательный характер обучения – на речевое развитие, расширение кругозора, развитие познавательных интересов.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.
Выбор программы остается за педагогом.
Самое главное необходимо соблюдать следующие принципы при обучении чтению:
1) Регулярность занятий
2) Соответствие возрасту
3) Личностно-ориентированный подход
4) Игровую форму подачи материала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование современных технологий обучения детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей«Использование современных технологий обучения детей дошкольного возраста»...
Консультация для воспитателей «Использование современных технологий в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
В современном мире невозможно устоять на месте, необходимо идти в ногу со временем. Изменения, происходящие в данный момент в образовании, предъявляют серьезные требования к педагогическим работникам,...
Консультация для воспитателей.Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника
Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника...
Консультация для воспитателей "Использование современных технологий оздоровительной направленности в педагогическом процессе"
Консультация для воспитателей раскрывает использование фитнес технологий в педагогичеком процессе....
Консультация для воспитателей Тема : «Методы и приёмы обучения чтению детей с нарушениями слуха»
Консультация предназначена для воспитателей групп для детей с нарушением слуха. В консультации раскрыты основные методы и приёмы работы для формирования навыка чтения у детей с нарушением ...
Мастер-класс для воспитателей «Использование современных технологий при обучении дошкольников правилам дорожного движения»
мастер-класс...
Консультация для воспитателей ДОУ «Современные технологии раннего обучения чтению»
Цель данной консультации – обобщить существующий опыт раннего обучения чтению, выделить плюсы и минуса каждого метода в рамках образовательной работы в ДОУ, отметит...