Мастер-класс для воспитателей «Использование современных технологий при обучении дошкольников правилам дорожного движения»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Доскинский детский сад»
Мастер-класс для педагогов
«Использование современных технологий
при обучении дошкольников правилам дорожного движения»
подготовила: Родионова И.М.
воспитатель
с.Доскино, 2020 г.
Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение современных технологий как формы работы с детьми по формированию знаний о правилах безопасности дорожного движения.
(слайд 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть Вас на моём мастер – классе!
План проведения мастер класса:
1. Представление педагогического опыта по теме «Организация работы по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения в соответствии с ФГОС ДО»
2. Использование современных технологий при обучении дошкольников правилам дорожного движения.
3. путешествие по станциям «Виды игр»
4. творческая мастерская.
5. Рефлексия.
(слайд 2) Презентация педагогического опыта.
Систему работы по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения я строю с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Формирование навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах охватывает все виды деятельности в ДОУ для того, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Решение этой проблемы только одно: с раннего дошкольного возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, дети будут воспринимать и чужую как безусловную ценность.
Видео («Осторожно» ролик по ПДД) Страшные цифры статистики, а изменятся ли они, зависит и от нас с вами.
(слайд 3) Цель обучения детей ПДД состоит не только в том, чтобы они получили знания в области дорожного движения, но и в том, чтобы на базе этих знаний они выработали устойчивые практические навыки безопасного поведения на улице, научились анализировать дорожные ситуации и принимать правильные решения. Чем лучше дети освоят эти навыки, тем больше у них шансов сохранить и обезопасить свою жизнь.
(слайд 4) Задачи:
Расширять знания детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее (уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора);
Расширять знания детей о ПДД для пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице;
Продолжать знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями;
Закреплять знания детей о видах транспорта;
Развивать у детей способности чувства самосохранения при возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
Воспитывать в детях грамотных пешеходов;
Привлечь родителей к деятельности направленной на охрану жизни и здоровья детей.
(слайд 5) Ведущая педагогическая идея моего опыта работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
В основу моего опыта работы легли следующие принципы:
• Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, видеть в ребенке полноценного партнера.
• Принцип интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
• Принцип этапности, то есть построение работы от простого к сложному.
• Принцип доступности, подразумевающий подачу материала в понятной форме, с учетом возрастных возможностей детей.
• Принцип системности, который подразумевает четко спланированную систему образовательной деятельности с различными формами работы, объединенных общей целью.
(слайд 6) Для реализации поставленных целей и задач использую современные образовательные технологии
- (слайд 7, 8, 9) Технология создания условий для развивающей игровой деятельности детей (Согласно требований ФГОС, развивающая предметно-пространственная среда групп должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.)
- Технология проектной деятельности (слайд 10,11,12)
- Личностно-ориентированные технологии (это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса)
- Здоровьесберегающие технологии;
- Информационно-коммуникационные технологи (слайд 13)
- Технология портфолио дошкольника (слайд 14, 15)
- Игровые технологии (слайд 16)
Сегодня я хочу обратить Ваше внимание на Игровые технологии
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В условиях реализации ФГОС говорится об исключении из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Указывается на то, что обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Право играть зафиксировано и в 31 статье Конвенции о правах ребенка.
Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Ни к какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, как к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием. Вот в чём секрет воспитательных возможностей игры.
Игры (по игровому оборудованию) делятся на:
(слайд 17) • сюжетно - ролевые игры;
(слайд 18) • настольные (дидактические);
(слайд 19) • с использованием макетов;
(слайд 20) • театрализованные и игры-драматизации;
• интерактивные;
• интеллектуально-познавательные
Сейчас я Вам предлагаю отправиться в путешествие по разным видам игр по формированию у детей правил дорожного движения. Представим, что мы с вами пассажиры, кто хочет быть водителем?
- Итак! Все готовы?!
Первая остановка «Сюжетно-ролевая игра».
Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Это игры «во что-то», «в кого-то», они «зеркало общества». В ситуативных и ролевых играх мы с детьми разыгрываем самые разнообразные проблемные ситуации («Пешеходы и водители», «Мы – пассажиры», «Регулируемый перекрѐсток» и др.).
Сейчас мы с вами тоже являемся участниками сюжетно-ролевой игры «Автобус»
О чём можно поговорить с детьми в ходе такой игры?
Логоритмика
Мы по улице шагаем, этажи в домах считаем:
Раз этаж, два этаж – двухэтажный домик наш.
По бульвару мы шагаем, липы с клёнами считаем:
Одна, два, три, четыре, пять… трудно нам их сосчитать.
Поспешим, прибавим ходу, подойдём мы к переходу.
К светофору подошли, красный свет мигнул нам: «Жди!»
Вот уж желтый свет погас, зелёный – пропускает нас.
Следующая остановка «Подвижная игра».
Что это за вид игр вы все знаете. Существует много подвижных игр по ПДД, например: «Стрелка, стрелка покружись», «Светофор», «К своим знакам!», «Автогонки», «Красный, желтый, зеленый!», «Тише едешь - дальше будешь!», «Быстро шагай, смотри, не зевай!» и так далее.
Я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Светофор».
Игровые правила таковы: нужно выполнять определенное действие на цветовые сигналы (кружки):
- когда я показываю красный кружок, вы стоите на месте без движения;
- когда я показываю желтый кружок - вы хлопаете;
- когда я показываю зеленый кружок - вы шагаете на месте.
(Игра проводится 2-3 раза.)
Следующая остановка «Игры по правилам».
«Настольно – печатная игра».
«Дидактическая игра». Обратите, пожалуйста внимание на лэпбук по ПДД. Очень компактный, но вместительный содержит несколько дидактических игр «Сигналы светофора», «Собери картинку, дорожный знак», «Опасные и безопасные ситуации на дороге», «Расскажи, что за знак», содержит «игры - ходилки», легко трансформируется. На этом перекрёстке дети ставят светофор, знаки и играют маленькими машинками и фигурками людей, закрепляя знания о перекрёстке, сигналах светофора, пешеходном переходе.
Внимание на экран - остановка «Интерактивные игры»
Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка. Предлагаю Вам рассмотреть проблемную ситуацию в компьютерной игре «Приключения Нолика в стране Светофория». Определите, кто нарушает правила дорожного движения, и аргументируйте свой ответ.
И как всегда после игры предлагаю Вам выполнить Гимнастику для глаз
Вот трёхглазый молодец, до чего же он хитрец!
Кто откуда ни поедет, подмигнёт и тем и этим.
Знает, как уладить спор разноцветный светофор!
Остановка «Театрализованные и игры – драматизации»
Встреча с героями сказок несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. В своей работе по формированию знаний о правилах дорожного движения у дошкольников мы используем различные виды театра:
кукольный, настольный, пальчиковый, театр игрушек, театр картинок.
Детям старшей и подготовительной группы нравится импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки это очень сложная, но и интересная игра.
Обратите внимание на шапочки с изображением героев сказки.
- Как вы думаете из какой сказки эти звери? («Теремок»)
- Правильно. Сказку эту мы знаем. Предлагаю придумать сказку «Теремок» на новый лад. Как вы думаете, зачем нам дорога и дорожные знаки? (ответы)
- Молодцы! Мы придумаем сказку «Теремок» с правилами дорожного движения. Итак, помогайте мне.
Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок, не высок, не высок
Вдруг по дороге Мышка бежит, увидела дорожный знак и стоит
(дорожный знак «Пешеходный переход»)
Воспитатель: «Подскажите, что нужно сделать Мышке?»
(перейти дорогу по пешеходному переходу)
- Правильно. Молодцы! Перешла Мышка по пешеходному переходу
дорогу и пришла к Теремку. Стучит в дверь.
-Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Никто не ответил Мышке. Зашла она в Теремок и стала жить
поживать.
Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок, не высок, не высок.
Вдруг по дороге Заяц бежит, увидел дорожный знак и стоит…
(дорожный знак «Автобусная остановка»)
Воспитатель: «Подскажите, ребята, что нужно сделать Зайке?»
(встать на остановке, дождаться автобуса и доехать на нем до Теремка)
- Правильно. Молодцы! Сел Заяц в автобус и приехал к Теремку.
Стучит в дверь.
Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
А Мышка ему отвечает: «Я Мышка-норушка. А ты кто?»
Заяц: «А я Зайка-попрыгайка»
Мышка: «Заходи! Давай вместе жить».
Зашел Зайка в Теремок и стали они жить да поживать. А мы дальше
сказку продолжаем.
Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок не высок, не высок.
Вдруг по дороге Лисичка бежит, увидела дорожный знак и стоит…
(дорожный знак «Велосипедная дорожка»)
Воспитатель: «Подскажите, что делать Лисичке?» (ответы)
-Правильно. Села Лисичка на велосипед и поехала к Теремку. Стучит в дверь.
Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Мышка ей отвечает: «Я Мышка-норушка»
Зайка: «Я Зайка-попрыгайка. А ты кто?»
Лиса: «А я Лисичка-сестричка. Давайте вместе жить»
Зашла Лисичка в Теремок и стали они вместе жить да поживать. А мы
дальше сказку продолжаем.
Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок, не высок, не высок.
Вдруг по дороге Волк бежит, увидел чудо трехглазое и стоит…
(светофор)
Воспитатель: «Помогите, Волку. Подскажите, что ему надо
делать? (ответы детей).
Правильно. Перешел Волк дорогу на зеленый свет светофора и
пришел к Теремку. Сучит в дверь.
Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Мышка ему отвечает: «Я Мышка-норушка»
Заяц: «Я Зайка - попрыгайка»
Лиса: «А я Лисичка-сестричка. А ты кто?»
Волк: «А я Волк - зубами щелк. Давайте вместе жить».
Зашел Волк в Теремок и стали они жить да поживать. А мы дальше
будем сказку рассказывать.
Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок, невысок, невысок.
Вдруг по дороге Медведь на машине мчится. Увидел знак…
- Какой знак увидел Медведь? (дорожный знак «Проезд запрещен»)
Какой это знак, ребята? (запрещающий).
- Но не обратил внимания Медведь на запрещающий дорожный знак
«Проезд запрещен» и помчался дальше. Да так быстро, что со всего маху
врезался в Теремок. Теремок пошатнулся и развалился, а из него выскочили испуганные звери. Стали Медведя ругать, что он не соблюдает ПДД.
Стыдно стало Косолапому. Попросил Медведь у всех прощения. Предложил построить новый Теремок.
Воспитатель: «И стали они жить поживать и дорожные знаки и
правила соблюдать. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
Я приглашаю Вас в творческую мастерскую.
Наша с Вами задача - защитить жизнь детей на дороге, используя СВ – отражатель, или фликер. Светоотражатель обеспечивает видимость объекта более чем за 150м. Возможности использования СВ – элементов очень широки: значки, брелки, подвески, наклейки, самофиксирующиеся браслеты, повязки на руку. Сейчас мы с Вами сделаем своими руками фликер.
Наш фликер представляет собой аппликацию из световозвращающей ткани.
Перед Вами лежат шаблоны из картона и светоотражающие ленты. Накладываем шаблон -фигурки на СВ – ткань и обводим по контуру. Затем вырезаем. Приступайте к работе!
(Видео «Песенка о фликерах»)
Фликер готов, одежда с ним становится ярче, интереснее. А главное фликер обеспечивает безопасность передвижения ребёнка в сети улиц.
Позаботьтесь о своей безопасности и безопасности ваших детей сами, помогите водителям вовремя заметить Вас на дороге, носите фликеры: они видны издалека в любую погоду.
Такой мастер – класс Вы можете провести с родителями, а в старшей и подготовительной к школе группе, фликеры можно изготовить вместе с детьми.
5. Рефлексия.
Вот и наша остановка «Конечная».
Я надеюсь, что вы будете применять современные игровые технологии, которые являются одной из интересных форм обучения, и позволяют сделать интересной и увлекательной работу по изучению Правил дорожного движения.
Уважаемые коллеги! У Вас на столах лежат круги: красный, зеленый, желтый.
Если на протяжении всего пути Вам было все понятно и интересно – положите на стол круг зеленого цвета.
Если Вы пришли к решению: информация бесполезна, напрасно потрачено время – положите круг жёлтого цвета.
Если было не понятно и не интересно – положите круг красного цвета.
Спасибо за внимание!
Творческих Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по использованию компьютерных технологий в обучении дошкольников правилам дорожного движения
Для родителей воспитанников детских дошкольных учреждений "Рекомендации по использованию компьютерных технологий в обучении дошкольников правилам дорожного движения"...
Современные технологии при обучении детей правилам дорожного движения
Ежегодно увеличивается количество автотранспорта и вместе с этим, к сожалению, растет количество ДТП с участием детей. Тот факт, что необходимо с детства обучать детей правилам дорожного движения, уже...
«Использование игровых технологий в обучении детей правилам дорожного движения»
Цель: расширить знания педагогов в вопросе использования игровых технологий при работе по обучению детей правилам безопасного поведения на улице, способствовать развитию профилактической работы ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В детском саду ребенок усваивает основные понятия дорожного движения, учится важнейшим правилам поведения на дороге. В соответствии с ФГОС остается актуальным поиск эффективных современных ...
Использование игровых технологий в обучении дошкольников Правилам Дорожного движения
Игра – что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. В процессе взаимодействия с детьми можно использовать разнообразные игровые технологии,...
Мастер класс для педагогов на тему: «Квест – технология при обучении детей правилам дорожного движения.»
Одной из главных задач, прописанных в ФГОС дошкольного образования, является задача по укреплению физического и психического здоровья детей. С развитием техники в нашей стране увеличилось количес...