Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с применением билингвальных технологий
статья
Аннотация: Статья посвящена совместной деятельности участников образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию. Затронута тема билингвального образования. Авторами описаны средства и методы для развития двуязычия у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_2024_godu.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с применением билингвальных технологий
Кожевникова Ирина Геннадиевна,
Лоцманова Галина Вячеславовна,
Борисова Надежда Николаевна
воспитатели МБДОУ «Детский сад №27 «Путене»
Моргаушского муниципального округа
Аннотация: Статья посвящена совместной деятельности участников образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию. Затронута тема билингвального образования. Авторами описаны средства и методы для развития двуязычия у дошкольников.
Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, билингвальное образование, дошкольное учреждение, образовательная деятельность, дети дошкольного возраста.
В группах нашего дошкольного учреждения есть дети, которые говорят на чувашском и есть те, кто с раннего возраста привык разговаривать на русском языке. На этом фоне много сложностей в общении между воспитанниками, так как они являются носителями разных языков. Именно поэтому мы стараемся организовать воспитательно-образовательный процесс с применением билингвальных технологий. Мы считаем, что раннее знакомство со вторым языком хорошо поможет дошкольнику в дальнейшей жизни. Так же из анализа литературы нам удалось узнать о том, что многоязычие отлично отражается на быстроте реакции и логического мышления воспитанников, на развитии их памяти и внимания.
Мы считаем, что развивать билингвальность личности ребенка нужно начинать как можно раньше. Мы живем в многонациональной стране и республике. Хотим выделить важность обучения детей родному и русскому языку. Родную речь он слышит с рождения в семье, а русский язык как государственный, ему будет необходим для межнационального общения и дальнейшего освоения социального пространства.
Правильно воспитать двуязчие у детей дошкольного возраста и воспитывать нравственно-патриотические качества могут педагоги, которые владеют теоретическими знаниями. Именно в дошкольном возрасте важно формировать у ребенка интерес к прошлому своего народа, культуре, традициям и духовным ценностям, а так же национальное самосознание и пробуждение генетической и культурной памяти через обучение чувашского языка и произведения национальной культуры. В процессе изучения языка в детях зарождается чувство любви к родному краю, уважения к национальным традициям и обычаям чувашского народа.
С целью воспитания билингвальной, нравственно-патриотической личности мы разработали программу и рекомендации к ней для обучения дошкольников родному языку. Она предназначена для работы с детьми 4-7 лет, образовательный процесс осуществляется на русском и чувашском языках. Нами предлагается система обучения дошкольников, в основе которой лежит интеграция культурно-нравственных особенностей народа и речевого содержания. В качестве средства нами используются малые фольклорные формы в виде сказок, поговорок и пословиц.
Хотим отметить, что в ходе работы по нравственно-патриотическому воспитанию ребенок погружается в атмосферу народного творчества, накапливает опыт самостоятельного творчества в различных видах деятельности, а так же сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Выделяем важность применения речевых дидактических игр на словообразование и словотворчество. Наряду с усвоением речевых способностей на чувашском языке у детей происходит нравственное развитие. Без знакомства с культурой невозможно выработать тот словарный запас, который соответствует реальному употреблению речи. Это не только заучивание и исполнение определенного запаса стихов, песен, надевание национальных костюмов, традиционная еда и фольклорные игрушки, но и способы рассуждения, проявление дружбы и симпатии, построение рассказов и многое другое, связанное с речевым поведением человека.
Задачи изучения чувашского языка решаются не только в ходе ООД, но и в повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей в детском саду. Вся работа проходит в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников, часто бывают задания выучить дома чувашские слова и стихи. Освоение семейных ценностей происходит посредством рассказов об обычаях, связанных с жизнью взрослых и детей, обрядах, знакомство с трудом женщин и мужчин в семье.
Обучая детей разговорной речи, организуем образовательную деятельность по лексическим темам. Стараемся чтобы они были доступными и интересными для детей. Большой интерес у детей вызывают тематические и сюжетные занятия, в ходе которых происходит знакомство и общение детей с персонажами чувашских литературных произведений и народных сказок. В процессе изучения этих тем вовлекаются чувашские слова, которые закрепляются в режимных моментах. С некоторыми словами знакомимся в утренние и вечерние часы, во время кормления и одевания проговариваем действия на чувашском языке.
Особое внимание уделяем началу образовательной деятельности, с целью заинтересовать и подготовить детей к восприятию материала мы активно используем дидактические и подвижные игры. Применяем фонематические упражнения для выработки правильного произношения звуков. Всегда поддерживаем, и поощряем тех, кто пытается говорить на чувашском языке. Считаем что доступность учебного материала, индивидуальный подход и хорошее владение воспитателем чувашской речью будут эффективными в работе по обучению родного языка.
В методических рекомендациях к программе нами предлагаются различные решения вопросов организации образовательного процесса в условиях двуязычия и сохранения родного языка.
Хотим выделить то, что игра является формой организации обучения детей родному языку, методом проведения непосредственно организованной образовательной деятельности, а так же способом закрепления накопленного опыта. Опора на игровую деятельность позволяет нам сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания и обеспечить мотивацию речи дошкольников на чувашском языке.
Таким образом, рассматривая проблему билингвального воспитания детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что для дошкольного образования она очень актуальна. При этом необходимо правильно организовать педагогический процесс обучения и общения на чувашском языке, создавать адекватную развивающую языковую среду для детей.
Систематическая работа с использованием правильно подобранных форм, средств и методов имеет высокую эффективность в сохранении родного языка в условиях билингвальной речевой среды в детском саду. Разработанная нами программа обучения чувашскому языку приобщает детей к культуре чувашского народа, создает благоприятные условия для сохранения и развития родной речи, воспитывает в детях нравственно-патриотические качества.
Список литературы:
1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е. Ю. Александрова. − Волгоград: Учитель, 2007. − 207 с.
2. Махалова, И. В. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие / И. В. Махалова, Е. И. Николаева. − Чебоксары, 2003. − 255 с.
3. Михайлова, С. Г. Учимся говорить по-чувашски: учебно-методическое пособие / С. Г. Михайлова. − Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. − 99 с.
4. Парникова, Г. А. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства // Воспитатель в ДОУ. – 2017. – № 2. С. 6-8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (группа детей 5-6 лет) по теме: СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ при воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
"Игровые технологии,как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в рамках билингвального образования"
В своей практике при разучивании с детьми татарских национальных песен, танцев, игр со словами, сталкиваюсь с тем, что дети из татарских семей не владеют родным татарским...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....