С момента своего появления на свет ребёнок познаёт мир. Сначала его внимание сосредоточено на самых простых вещах: погремушках, красочных картинках, ярких игрушках. По мере взросления детские приоритеты становятся шире. Малышу уже интересны не только окружающие предметы, но и абстрактные понятия и явления. Родители, бабушки и дедушки, няни ежедневно отвечают на вопросы маленьких почемучек: почему дует ветер? Откуда берётся дождь? Куда прячется по вечерам солнце? Почему зимой холодно, а летом жарко?
А многие ли из нас сегодня вспомнят, как мы сами когда-то узнали обо всём этом? Вряд ли. Ведь в представлении взрослых эти знания были с нами всегда. Хотя это совсем не так. Например, о временах года нынешним мамам и папам рассказывали их родители. А то, как зиму сменяет весна, наверняка не раз обсуждали в детском саду. И вот теперь настала очередь объяснить это нашим маленьким крохам.
Но как сделать так, чтобы знакомство с временами года было интересным? Просто рассказать про все сезоны и их признаки недостаточно. Важно, чтобы информация запомнилась крохе на всю жизнь. А значит, нужно использовать увлекательные обучающие методики. Поговорим подробнее об играх и упражнениях, которые рекомендуется использовать во время занятий.
Учим времена года: в каком возрасте начинать знакомство?
Все детские психологи и педагоги дошкольного образования считают, что самый оптимальный возраст для обучения – 4-4,5 года. Ребёнок уже достаточно взрослый, чтобы запоминать большой объём информации. Более того, в этом возрасте он запоминает осознанно, то есть уже может понять реальную разницу между зимой и летом, осенью и весной.
Но было бы неправильным вообще не знакомить малыша с временами года до четырёх лет. Напротив, есть масса игр и занимательных упражнений для детей 1,5-2 лет, благодаря которым он сможет усвоить базовые понятия. Это самое лучшее время для формирования представлений об окружающем мире. Каждый раз, выходя на улицу, комментируйте погоду. Например, идёт дождь или выпал снег, светит солнце или появились тучки, холодно или тепло. Используйте ассоциации: осенью листья жёлтые, а весной они только распускаются, летом растут ягоды, а зимой вокруг только белые сугробы. Эта информация будет откладываться в памяти ребёнка.
В возрасте 2,5-3 лет дети с удовольствием рассматривают картинки. Возьмите любую детскую книжку с красочными иллюстрациями, покажите ребёнку картинку и постарайтесь простым языком объяснить ему, что там изображено. Возможно, он уже и сам сможет это сделать. Но если вы видите, что малыш совсем не проявляет интереса к книге и картинкам, лучше не заставлять его, а дождаться подходящего момента.
В 3,5-4 года кроха уже должен понимать разницу между зимой и летом, осенью и весной. Если регулярно рассказывать ему о природных явлениях, то он сможет описать погоду за окном: например, на улице жарко или, наоборот, холодно, дует ветер или идёт дождь, солнечно или небо затянуто тучками. Многие из этих явлений он в буквальном смысле может потрогать руками. Не нужно запрещать ему пройтись по луже или снять сосульку с крыши. Пусть лепит снеговика, ловит бабочек или собирает цветы на поляне – так он лучше запомнит признаки каждого из четырёх сезонов.
Наверняка к этому возрасту у крохи уже сформировались и свои собственные ассоциации, связанные с забавами и играми: зима – это санки и снежки, лето – бассейн и велосипед. Осенью можно собрать букет из красивых листьев, а весной запустить кораблик по ручью. Если до 3-4 лет вы ещё не начинали изучать времена года, не тратьте драгоценное время и как можно скорее приступайте к знакомству с сезонами. К 5 годам ребёнок уже должен хорошо разбираться в природных явлениях, чтобы можно было сосредоточиться на более информативном погружении в тему.