Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Они сражались за Родину»
Цель: Формировать чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну, за свой народ, способствовать расширению представлений дошкольников о ВОВ
Программное содержание:
Обучающие задачи:
1. закреплять представления детей о Великой Отечественной войне;
2. познакомить детей с героем войны, защищавшим наш город;
3. расширять словарный запас детей (новые слова «подвиг», «герой»);
4. закреплять умение детей мастерить из бумаги самолёт способом оригами.
Развивающие задачи:
1. развивать память, внимание, активизировать мыслительные процессы;
2. развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Воспитательные задачи:
1. воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам-героям;
2. воспитывать аккуратность в работе с бумагой.
Оборудование:
1. листы бумаги прямоугольной формы;
2. Цветные карандаши;
3. схема складывания самолёта;
4. магнитофон;
5. иллюстрации о Великой Отечественной войне;
6. Плакат «Родина – мать зовет!», фото памятника летчикам, фотографии лётчика В. Н. Колесниченко.
7. Аудиозаписи: Голос Молотова с объявление о нападении Германии на СССР, песня «Священная война»
Ход НОД:
В нашу страну Великая Отечественная Война пришла в воскресенье утром, 22 июня 1941 года. Никто и не думал, что придет беда. Люди, как всегда, отдыхали, собирались на работу и просто радовались жаркому лету. И вдруг… ( включить аудиозапись «Голос Молотова с объявлением о нападении Германии на СССР») (Дети слушают песню «Священная война», показ плаката «Родина-Мать зовет» слайд №1)
Была остановлена мирная жизнь народа. Война разрушила судьбы миллионов людей, она и разрушила и наш город Воронеж. Дыхание войны ощутил каждый человек: протяжный вой сирен, залпы зениток, разрывы бомб.
Будто на город надвинулась черная туча. Но люди не испугались, поднялись и пошли навстречу тёмным силам. Жертвуя жизнью, они становились защитниками Отечества.
На войне сражались лётчики, десантники, ракетчики, танкисты, пограничники, моряки, простые мирные жители и даже дети.
Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями.
Как вы думаете, что такое «подвиг»?
Дети. Это смелый, отважный, хороший поступок.
Воспитатель: Как называется человек, совершивший подвиг?
Дети. Герой.
Воспитатель: Ребята, кого можно назвать защитниками Отечества (ответы детей). Да, тех, кто защищал свою Родину от врагов. Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свой город, свою страну. Как он о них помнит? (Слагает песни, стихи, возводит памятники, хранит материалы о защитниках Отечества в музеях.)
Воспитатель: Вам знаком этот памятник?
Слайд №2. (фото памятника)
-Да, это памятник летчикам второй воздушной армии, сражавшимся за воронежское небо в годы войны. Он находится возле Дворца имени 50-летия Октября. 9 мая, в День Победы, люди ходят к этому памятнику советским летчикам. Это устремлённый в небо боевой реактивный самолёт. На постаменте надпись: "Лётчикам, отстоявшим воронежское небо в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
На воронежской земле во время войны велись ожесточенные бои. Лётчики помогали наземным войскам. Бомбардировщики наносили удары по танкам противника, по железнодорожным станциям. А истребители не давали фашистам господствовать в воздухе. Несколько лётчиков направили подбитые, но ещё управляемые самолёты на скопления вражеской техники - это Н. С. Фирсов, М. А. Демьянов, В. Н. Колесниченко. (фото № 3, фото В. Н. Колесниченко )
В. Н. Колесниченко на горящем истребителе протаранил вражеский бомбардировщик. У летчика хватило сил выброситься из самолёта с парашютом, но врачи не спасли его. Слишком сильные ожоги он получил в горящем самолёте. В. Н. Колесниченко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем названа улица нашего города.
Воспитатель: Сегодня летчики, так же как и раньше стоят на страже границ нашей Родины. Они испытывают новые самолёты, покоряют высоты.
Физкультминутка «Лётчик»
Быть шофёром хорошо, (дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль)
А лётчиком – лучше. (бегут, расставив руки, как крылья)
Я бы в лётчики пошёл,
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин, (останавливаются, наклоняют воображаемый сосуд)
Завожу пропеллер. (выполняют круговые движения правой рукой)
В небеса, мотор вези, (бегут, расставив руки)
Чтобы птицы пели.
Воспитатель:
Ребята, а вы бы хотели стать лётчиками?
Дети. Да
Воспитатель: Но чтобы быть лётчиком, надо хорошо знать свой самолёт.
Сейчас я предлагаю вам самим смастерить самолёты из бумаги.
Давайте рассмотрим схему и вспомним способ изготовления самолёта.
Дети поэтапно показывают и рассказывают приемы складывания листа.
1. Складываем лист бумаги пополам.
2. Распрямляем и загибаем верхние углы к линии сгиба.
3. Далее загибаем верхнюю часть к низу.
4. Теперь нам нужно загнуть углы к центру еще раз, но сделать это так, что бы остался небольшой треугольник.
5. Загнем этот треугольник вверх так, чтобы он держал два верхних слоя.
6. Следующий шаг – согнем пополам наш будущий самолетик.
7. Отгибаем сначала одно крыло, не забывая провести пальчиком по линии сгиба.
8. Переворачиваем, проделываем то же со вторым крылом.
Самолет готов!
Воспитатель: Как вы думаете, как надо складывать бумагу, чтобы самолёты получились красивые?
Дети: Аккуратно.
Воспитатель: Правильно, точно совмещая уголки.
Дети самостоятельно складывают самолёты. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель: А теперь возьмите карандаши и украсьте свои самолёты.
Организуется выставка поделок. Дети самостоятельно проводят анализ работ: рассматривают самолёты, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями, выслушивают мнения товарищей.
Воспитатель: Молодцы, вы все выполнили правильно.
Я хочу пожелать вам, чтобы вы помнили о тех людях, которые отдали много сил для того, чтобы мы с вами сейчас жили мирно и спокойно. Давайте скажем спасибо героям Великой Отечественной Войны.
«Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство, за весну
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!»
Под песню песни «Солнечный круг» дети запускают самолеты.