Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бусинка»
рабочая программа

Назарова Алена Ивановна

Цель: развитие творческих способностей детей через освоение техники бисероплетения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_businka_nazarova.doc266.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №90 «Айболит»

                                                                                 

                 

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий _______М.А.Селезнева

Приказ №_806_ от 14.09.2023г.                        

 

        

ПРИНЯТО:

Протокол Педагогического совета №1

№ 01 от 31.08 2023 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

 «Волшебная бусинка»

Возраст: дети от 5 до 6 лет

Срок реализации: 1 учебный год- 2023-2024 гг.

                                                                   Составитель программы: воспитатель Назарова А.,И.

г. Нижневартовск

Содержание

Страница

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Актуальность программы

3

1.2.

Цели и задачи программы

4

1.3.

Планируемые результаты программы

4

1.4.

Характеристика особенностей развития детей  от 6 лет до прекращения образовательных отношений

 5

1.5.

Основные принципы реализации программы

6

2.

Содержательный раздел

6

2.1.

Учебный план от 6 лет до прекращения образовательных отношений

6

2.2

Календарный учебный график

9

2.3.

Перспективный план для детей от 6 до прекращения образовательных отношений

 10

3

Организационно-педагогические условия

11

3.1.

Кадровые условия

11

3.2.

Материально-техническое обеспечение

12

4.

Оценка качества освоения программы

  13

  1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «ВОЛШЕБНАЯ БУСИНКА» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242);  Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".

Программа разработана на основе на основе методических пособий «Фигурки из бисера» Н.В.Белова, «Игрушечки из бисера» Ю. Лындина.

 

1.1. Актуальность  программы

В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. 

Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Бисерные работы - живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом.

Дополнительная общеобразовательная программа "Бисероплетение", являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение дошкольниками основными приемами бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Занятия по бисероплетению развивают память, внимание, мелкую моторику рук, приучают ребенка думать, анализировать, соизмерять, сравнивать, что создает предпосылку к успешному обучению в школе.

Программа направлена на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей. Выполняя поделки и сувениры из бисера (бусин), дети развивают художественный и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции. Дети научатся выполнять из бисера (бусин) украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные сувениры, панно. Кроме того, эти поделки – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники.

1.2. Цели и задачи программы.

Цель: развитие творческих способностей детей через освоение техники бисероплетения.

Задачи программы:

1. Знакомить с основными этапами технологического процесса изготовления изделий из бисера.

2. Формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения.

3. Учить разрабатывать творческие проекты (самостоятельный выбор изделия, разработка эскизов, схем, подбор цвета и размера бисера, плетение и оформление готового изделия).

4. Развитие образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического художественного вкуса.

5. Развитие трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, экономичного отношения к используемым материалам, привитие овнов культуры труда.

Уровень сложности программы – стартовый. Предполагает освоение первоначальных знаний и знакомство со спецификой данного направления.

Сложность материала – минимальная.

Направленность программы – художественная.

Объем освоения программы – 60 часов.

Срок освоения программы – 1 учебный год.

Форма обучения – очная, групповая.

Количество детей в группе – 6 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут с детьми от 5 лет до прекращения образовательных отношений.

1.3. Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты:

-умение выполнять основные элементы бисероплетения и изготовление различных украшений.

- умение  читать схемы, сочетать цвета.

- развиты творческие способности, воображение, художественный вкус, эстетических чувств.

 - развиты такие качества как усидчивость, трудолюбие, аккуратности, усидчивость, терпения, умения довести начатое дело до конца.

  1. Характеристика особенностей развития детей

от 6 лет до окончания образовательных отношений

В старшем дошкольном возрасте восприятие приобретает целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще не велик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления. Ребенок 6-7 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения. Продолжает развиваться наглядно-образное мышление, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы. Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения. К шести годам ребенок владеет достаточным запасом навыков и способен употреблять их сознательно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении новых предметов. Старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет изображать по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начинать, как расположить изображаемый предмет. В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Развиваются навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат художественной деятельности.

1.5. Основные принципы реализации программы

Уровень сложности программы – общекультурный (стартовый). Предполагает освоение первоначальных знаний и знакомство со спецификой данного направления. Формы обучения общедоступные и универсальные, сложность материала – минимальная.

При определении содержания деятельности учитываются

следующие принципы:

- доступности и посильности (с учетом возрастных и психологических особенностей);

- научности (соблюдение технической терминологии, символики, установленной размеренности);

- связи теории с практикой (практике отводится 75% учебного времени);

- систематичности и последовательности;

- комплексности, системности и последовательности (образовательный процесс тесно связан с воспитательной работой);

- сознательности и активности (заинтересованность детей);

- наглядности (мышление опирается на восприятие);

- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

  1. Содержание программы

2.1. Учебный план  для детей от 6 лет до окончания образовательных отношений

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

2

0

2

Знакомство с цветоведением.

2

1

1

3

Простое плетение

4

1

3

4

Петельное плетение

4

1

3

5

Параллельное плетение

6

1

5

6

Параллельное плетение. Объемные игрушки

9

2

7

7

Смешенная техника параллельного и петельного плетения.

6

1

5

8

Плетение крестом.

4

1

3

9

Смешенная техника параллельного и петельного плетения и плетения крестом.

6

2

4

10

Плетение полотном.

5

1

4

11

Создание своей схемы

11

2

9

12

Итоговая выставка.

1

0

1

Итого:

60

14

46

2.3. Календарный учебный график

№ занятия

Месяц

неделя

Название раздела, темы

Количество занятий

Всего

Теория

Практика

1-2

Октябрь

1

Вводное занятие.

2

2

0

3-4

2

Знакомство с цветоведением.

2

1

1

    5-8

3,4

Простое плетение

4

1

3

9-12

Ноябрь

Декабрь

1,2

Петельное плетение

4

1

3

13-18

3,4

Параллельное плетение

6

1

5

19-26

5

Параллельное плетение. Объемные игрушки

9

2

7

1,2,3

27-32

Январь

1,2,3,4

Смешенная техника параллельного и петельного плетения.

6

1

5

33-36

Февраль

1,2

Плетение крестом.

4

1

3

41-45

Февраль

Март

3,4

Смешенная техника параллельного и петельного плетения и плетения крестом.

6

2

4

1

46-51

Март

Апрель

2,3,4

Плетение полотном.

5

1

4

1,2,3

53-59

Апрель  

Май

4

Создание своей схемы

11

2

9

2,3

60

4

Итоговая выставка.

1

0

1

Итого:

60

14

46

Годовой календарный график к программе «Волшебная бусинка» определяет: начало обучения  – 1 октября и окончание обучения – 31 мая.

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество занятий/ часов

Режим занятий

День проведения услуги

1 год

октябрь

май

30

60/30

2 раза в неделю по 30 мин

Понедельник/среда

2.3. Перспективный план для детей от 6 до окончания образовательных отношений

Тема занятия

Кол-во занятий

Содержание занятия

1

1

Познакомить детей с историей бисероплетения, классификацией и свойствами бисера.  Вызвать у детей желание изготавливать поделки из бисера.

2

Вводное занятие.

1

Организация рабочего места, которая облегчит труд и сохранит здоровье. Знакомство с материалами и инструментами. Порядок их хранения. Беседа о правилах техники безопасности.

3-4

Знакомство с цветоведением.

2

Дать  представление о цветоведении. Закрепить знание цветов и их оттенков. Развивать чувство ритма, умение нанизывать бисер на леску.

5-6

Браслет.

2

Закрепить представление о законах цветоведения, разновидности бисера. Набор бисера из двух цветов - браслет.

7-8

Бусы.

2

Знакомство со схемой плетения. Набор на леску. Чередование по  цвету и форме (бусы).

9

Петельное плетение.

1

Рассматривание поделок – украшений из бисера.

Познакомить детей с техникой петельного плетения. 

10-12

Цветок.

3

Знакомство со схемой плетения цветка. Выполнение работы в технике петельное плетение.

13

Параллельное плетение.

1

Рассматривание поделок из бисера.

Познакомить детей с техникой параллельное плетение.

14-18

Овощи.

5

Знакомство со схемами  плетения  овощей. Выполнение работы в технике параллельное плетение.

19

Параллельное плетение. Объемные игрушки

1

Рассматривание поделок из бисера.

Познакомить детей с техникой параллельное плетение.

20-26

Новогодний хоровод

8

Знакомство со схемой плетения поделки. Создание объемных поделок в технике параллельное плетение.

27-32

Человечек

1

Знакомство со схемой плетения поделки.

5

Создание поделок в смешенной технике параллельного и петельного плетения

33

Плетение крестом

1

Знакомство с техникой плетения крестом. Составление схемы  для плетения.

34-36

Бусы

3

Создание поделок в технике плетения крестом плетения.

37-42

Подарок. для мамы

6

Знакомство со схемой плетения поделки. Создание поделок в смешенной технике параллельного и петельного плетения, плетения крестом.

43 -47

 

Плетение полотном.

1  

Знакомство с техникой плетения полотном.

4

Знакомство со схемы плетения поделки. Создание поделок в технике плетения полотном.

48-49

Создание своей схемы.

2

Самостоятельное составление схем.

50-52

3

Выполнение работы по собственной схеме.

53-59

Бабочка.

7

Составление схемы плетения поделки в  трех разных техниках плетения. Создание поделки по своей схеме.  

60

Итоговая выставка.

1

Подведение итогов работы кружка.       Оформление выставки.

  1. Организационно-педагогические условия

3.1. Кадровые условия

Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

ФИО педагога

Назарова Алена Ивановна

Образование

Уровень образование

Высшее

Место обучения

НВГУ «Нижневартовский государственный университет»

Стаж работы и квалификационная категория

Общий

9 лет

Педагогический

9 лет

В данном учреждении

6 лет

Курсы повышения квалификации

«Бисероплетение как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста», 2023 год,72 часа

ООО Цент повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний»

  1. Материально-техническое обеспечение

Помещение

Наименование помещение

Многофункциональный кабинет

Расположение

3этаж

Площадь (кв. м2)

Учебное оборудование

Оснащения помещения

Материалы для непосредственной работы с детьми

Столы, стулья, компьютер, проектор, интерактивная приставка Mimio.

        бисер мелкий, средний, крупный,

бусины, разные по форме, размеру и цвету, стеклярус; проволока  гибкая, леска,  клей ПВА («момент»),ножницы,  цветная бумага, картон, схемы изготовления поделок,

контейнеры,  салфетки,  листы бумаги в клетку, цветные карандаши.

Методическое обеспечение

Список методической литературы.

  1. Н.И. Бондарева «Цветы из бисера» -Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007.
  2. Э. Исакова, Т. Ткаченко «Подарки из бисера» - Ростов-на Дону, «Феникс», 2006.
  3. Кузьмина Т. А., Кузьмина Е.В., Морозова Ю. Н. Игрушки из бисера.          – М. : ООО ТД « Издательство мир книги», 2010.
  4. С.Г. Овчинникова. «Занятия бисероплетением для развития мелкой моторики рук ребенка». Дошкольная педагогика №2 (59) февраль, 2010.
  5. И. Г. Титова «Коррекция мелкой  моторика через работу с бисером». Дошкольная педагогика №8(49) ноябрь, 2008.
  6. Ткаченко, Стародуб «Плетём рыбок из бисера» - «Феникс», 2007.
  7. Ткаченко, Стародуб «Плетём насекомых из бисера». - «Феникс»,2006
  8. Ткаченко, Стародуб «Плетём бабочек из бисера» - «Феникс», 2007
  9.   Лыднина Ю. Игрушечки из бисера. – Тверь: Культура и традиции, 2008.
  10. Журнал «Рукоделие» №3, 2010.

М. Федотова, Г. Валюх «Цветы из бисера»- Москва, «Культура и традиции», 2005

  1. Оценка качества освоения программы

При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности обучения.

Принципы педагогической диагностики

Основными принципами диагностики и контроля успеваемости обучающихся являются систематичность, объективность, наглядность.

Принцип систематичности заключается в том, что все обучаемые подвергаются диагностированию с первого и до последнего дня проведения занятий. Контроль необходимо осуществлять с такой периодичностью, чтобы достоверно и объективно проверить то содержательное наполнение образовательного процесса, что обучающимся необходимо знать и применять в практической деятельности. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностики, при котором различные методы, формы и средства диагностирования, проверки и оценивания реализуются в единстве и тесной взаимосвязи, подчиняются одной образовательной цели. Требование принципа систематичности выражается, прежде всего, в необходимости осуществления диагностического контролирования на всех уровнях дидактического процесса - от первоначального восприятия знаний и до их практического использования. Такой подход исключает универсальность отдельных форм, методов и средств педагогического диагностирования.

Принцип объективности заключается в научном обосновании содержания диагностических процедур, тестовых заданий, методик, вопросов, в точном, соответствующем установленным критериям контроле и оценке знаний, умений, навыков. Практически объективность педагогической диагностики заключается в том, что независимо от педагогов, осуществляющих диагностирование, методов, средств и форм контроля выставленные оценки совпадают.

Принцип наглядности состоит прежде всего в осуществлении открытых испытаний всех обучающихся по одинаковым критериям и параметрам. Рейтинг каждого обучаемого, устанавливаемый в процессе диагностики, носит формализованный, наглядный характер. Существенными условиями реализации принципа наглядности являются формирование результатов диагностических срезов, их анализ, составление перспективных планов устранения пробелов. Педагогическая диагностика как важная составляющая профессионально-педагогической деятельности требует от педагога постоянного изучения и оценки динамики развития педагогического процесса. Она дает возможность констатировать исходное состояние образовательного процесса и указания для практического решения запланированных педагогических задач.

Методы проведения педагогической диагностики 

Методы проведения педагогической диагностики

Формализованные методы: диагностическое задание, диагностическая ситуация.

Малоформализованные методы: наблюдение.

Оценочные материалы: инструментарий педагогической деятельности

Ф.И. ребенка

Умеет нанизывать бисер на 1 нить.

Умеет нанизывать бисер на две нити.

Чередует бисер по схеме.

Умеет разбираться, ориентироваться по схеме

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

1

2

3

Критерий уровня развития способностей

Умеет нанизывать бисер на 1 нить.

Умеет нанизывать бисер на две нити.

Чередует бисер по схеме.

Умеет разбираться, ориентироваться по схеме

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

Самостоя тельно нанизыва ет бисер на одну нить.

С

помощ ью взросл ого нанизывает бисер на нить.

Не может нанизы вать.

Самостоя тельно нанизыва ет бисер на две нити.

С

помощ ью взросл ого наниз ывает бисер на две нити.

Не

справля ется.

Самостоя тельно

чередует бисер по схеме.

С

помо щью взрос лого черед ует бисер по

схеме

.

Не

справля ется.

Самостоя тельно умеет разбирать ся, ориентиро ваться по схеме.

С

помощ ью взросл ого разбир ается и читает схему.

Не

справля ется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный песочек» для детей 2 - 3 лет

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.Игра...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бусинка»

Кружок по бисероплитению - Возраст обучающихся 5-7 лет. Срок реализации  2 года...

Авторская дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный завиток" для детей 5-7 лет

Цель Программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарными приёмами техники квиллинга, в рамках художественного конструирования из бумаги....

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности “Волшебный мир красок” для детей дошкольного возраста 4-7 лет (Срок реализации -1 учебный год)

Отличительные особенности программы. Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 4-7 лет. Программа дополнительного образован...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности “Волшебный мир красок” для детей дошкольного возраста 4-7 лет (Срок реализации -1 учебный год)

Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию....

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бусинка»

Дополнительная общеобразовательная программа "Бисероплетение", являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение дошкольниками основными приемами бисеропл...