Проект «Богатыри-земли русской»
проект (старшая группа)
Пояснительная записка
Актуальность Проекта
Одной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей, неслучайно наше государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Вопросы воспитания, духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.
Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.
Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своей Родине, одна из важнейших и актуальнейших задач во все времена, ведь то, что заложится в души ребят, в их сознание, останется с детьми на протяжении всей жизни. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родную землю и ее будущее. Эту работу нельзя реализовать полноценно, не привлекая в неё устное народное творчество. Ярким примером патриотизма всегда были былинные герои, которые являлись символом защиты нашего Отечества, и дети дошкольного возраста не очень много о них знают. Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Богатырь – это всегда воин-патриот. За период дошкольного детства важно сформировать у детей представление о богатырской славе, великом духе и верности русского народа своему Отечеству.
Паспорт проекта «Богатыри-земли русской»
Тип проекта: творческо-информационный, краткосрочный.
Сроки реализации: 2 недели (февраль 2024г.).
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ожидаемый результат:
- у детей сформируются представления об образе былинного богатыря как защитника земли русской, о былине как о жанре устного народного творчества.
Проблемы детского сада:
- малая информированность родителей о достижениях мировой культуры, в том числе об образах защитников Отечества; недостаточно выраженная потребность познавать культурологические материалы, посещать музеи и выставки;
- внутрисемейная разобщенность, отсутствие во многих семьях традиций совместного время провождения, стремление перепоручить ответственность за воспитание ребенка социальным институтам;
- наличие семей с высоким достатком, в которых дети зачастую проявляют избалованность, неуважительное отношение к старшим членам семьи, другим воспитанникам группы.
Цели проекта:
- социально-нравственное развитие ребенка, воспитание чувства патриотизма и гордости за защитников России;
- формирование у детей позитивных нравственных качеств: мужества, благородства, достоинства, понимания функции мужчины как покровителя более слабых, защитника семьи и Отечества.
Задачи проекта:
1. Обучающие:
- Формировать представление о русском воине - богатыре как о защитнике Отечества;
- Познакомить детей с доспехами, военным снаряжением русского воина – богатыря;
- Способствовать пониманию детьми образа русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу;
- Познакомить детей с картиной В.М. Васнецова «Богатыри», дать первоначальные представления об особенностях былинного жанра;
- Познакомить с богатырской темой в русской музыке;
- Расширять словарный запас детей: воины – богатыри, застава, Родина – Отечество.
2. Воспитательные:
- Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите, содействовать воспитанию любви к Родине – России, поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.
- Развивающие:
- Способствовать развитию духовно – нравственного отношения к миру, учить понимать защиту малых и слабых как долг, показать образец отношения к ближним и Родине.
Методы и формы работ:
Мероприятия проводятся в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности педагогов и детей в виде:
- бесед,
- викторин,
- чтение художественной литературы,
- отгадывания загадок;
- включая дидактические,
- сюжетно-ролевые,
- подвижные игры.
Этапы проекта:
- Подготовительный.
- Основной (практический).
- Заключительный.
Продукт проекта:
- спортивный–развлекательный праздник «Богатыри-земли русской»
- Мини-плакаты «Богатыри-земли русской» (совместные работы детей и родителей);
1.Подготовительный этап:
- Разработка плана проведения мероприятий проекта
- Подбор форм и методов
- Подбор литературных произведений
- Подбор дидактических пособий, игр
- Обновление педагогических знаний.
2. Основной этап работы
Познавательное развитие:
Беседы:
- Беседа «Кто такой русский богатырь?»
- (Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках русской земли)
- Беседа: «Мир русских былин в картинках В.М Васнецова»
- Беседа: «Богатырское снаряжение»
- Беседа: «Подвиги русских богатырей»
- Рассматривание иллюстрации «Богатыри Руси»
- Оформление в группе уголка о богатырях (портрет, биография, подвиги)
- Просмотр мультфильмов: «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
- Презентация «Богатыри Руси».
Речевое развитие:
Развитие связной речи:
- Составление рассказа по картине В. Васнецова «Богатыри»
- Рассматривание картин «Гусляры», «Витязь на распутье», Н. Рерих «Илья Муромец»
- Знакомство с пословицами и поговорками о Родине и ее защитниках.
- Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом иллюстрации.
- Составление детьми творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырем»
Чтение художественной литературы:
- «Как Илья из Мурома богатырём стал»,
- «Никита Кожемяка»,
- «Добрыня и Змей»,
- «Садко»,
- «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»,
- «Микула Селянинович»,
- «Сказка о богатыре Еруслане Лазаревиче»,
- «Былины об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче»
- «Владимир – красное солнышко и богатыри святорусские», «Святогор»,
- «Илья Муромец и соловей разбойник» и др.
- -Сказки о богатырях малышам
- - И. Карноухова «Русские богатыри»,
- - Заучивание наизусть стихов о силе богатырской. Разучивание обряда – поклонения «Дубок».
- - энциклопедия «Моя Родина Россия»;
- - загадки, пословицы, поговорки о силе, смелости, храбрости русских богатыре
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование:
- «Богатырь»,
- «Богатырь на коне»;
- «Оружие богатырей»;
- «Современные богатыри»
- - раскраски: «Змей Горыныч»;
- «Доспехи»;
Аппликация:
- «Богатырский щит»
- «Богатырский конь»
- Коллективная работа «Богатыри-земли русской»
Лепка:
- «Богатырский щит»;
- «Богатырь»
- «Меч богатыря»
Музыка:
- слушание звучания гуслей, и былин в исполнении артистов (грам. Запись).
Дидактические игры:
- «Накорми богатыря»
- «Подбери воину технику»,
- «Собери богатыря в поход » Сюжетно - ролевые игры:
- «Мы богатери»
- «Богатыри в дозоре»
- «Разведчики»
- «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»
·Театрализованный вечер досуга «Три богатыря»
Физическое развитие:
- Развлечение «могучи и сильны земли родной богатыри»
- Игры – эстафеты «Кто быстрее проскачет на коне»
- Физкультминутки
- Дыхательная гимнастика
- Игра-эстафета «Богатырский щит»
- Соревнование «Перетяни канат»
- спортивный–развлекательный праздник «Богатыри-земли русской»
Организованная деятельность в режимных моментах:
Конструирование:
- «Крепость» (из деревянного конструктора)
- «Богатырская застава» (из мягких модулей)
- «Шлем» (из бумаги)
Коллекционирование:
- Открытки с изображением Богатырей
Сотрудничество с родителями:
- Просмотр кинофильмов о богатырях в кругу семьи :«Илья Муромец», «Добрыня Никитич», «Финист — ясный сокол».
- Просмотр мультфильмов дома: «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
- Подготовка костюмов и атрибутов для праздника.
- Папка-передвижка «День защитника Отечества.
- Консультация «Роль чтения былин в воспитании детей».
- Конкурс детско – родительского творчества «Богатыри земли русской» - конкурс рисунков.
Заключительный этап
- спортивный–развлекательный праздник «Богатыри-земли русской»
- Мини-плакаты «Богатыри-земли русской» (совместные работы детей и родителей);
Рефлексия.
Работа, проведённая с детьми и родителями, принесла ощутимые результаты- дети познакомились с литературными героями, много узнали о характерах и жизни защитников земли Русской. Используя презентации, дети наиболее ярко смогли отметить всю мощь и отвагу богатырей , рассмотреть экипировку войнов- защитников, оценить и проанализировать подвиги героев. Анализируя проделанную работу, я убедилась, что дети моей группы имеют хорошие знания по теме , прекрасно ориентируются в беседах о былинных героях. Ребята много узнали нового и интересного, расширили и обогатили свой словарный запас, существенно развивилась монологическая речь детей.
Результативность проекта:
- воспитание чувства гордости к защитникам Отечества- людей сильных и преданных своей родимой земле во все времена, чувства сопричастности к ее истории;
- расширение кругозора детей в области истории страны;
- дети научились понимать смысл былин, пословиц, отличать сказку от были;
- дети умеют анализировать, характеризовать , давать оценку поступкам богатырей Земли русской;
Реализуя проект, я старалась приобщить детей к истории родного Отечества , родной культуры, традициям , делала всё возможное, чтобы дети на чувственном опыте прониклись патриотической темой. Развивая личность каждого ребенка, я хочу верить, что каждый , кто принимал участие в данном проекте будет нести в себе черты русского характера, присущих богатырям древней Руси , так как только « на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего».
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволила реализовать возможности воспитания нравственно- патриотических чувств у детей старшей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Богатыри земли русской"
Данный прект создан для развития чувства патриотизма с использованием былин и легенд русского народа, формирует гендерную и гражданскую принадлежность....
Образовательный проект «Богатыри Земли Русской»
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста ...
Проект "Богатыри Земли Русской (старший дошкольной возраст)"
ПРОЕКТ «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»АКТУАЛЬНОСТЬ: Сегодня, в соответствии с ФГОС, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно...
Исторически – познавательный проект «Богатыри земли русской»
Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о бог...
Проект "Богатыри земли русской"
Погружение детей в мир музыкальных образов русской классической музыки, произведений живописи, былин путём организации детской практической деятельности в контексте прое...
Проект "Богатыри земли русской"
Сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то...
Проект:"Богатыри земли русской"
Презентация про богатырей...