Проект «Богатыри-земли русской»
проект (старшая группа)

Анна Федоровна Кондрашова

Пояснительная записка

 

Актуальность Проекта

Одной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей, неслучайно наше государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Вопросы воспитания, духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

     Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.

       Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.

      Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своей Родине, одна из важнейших и актуальнейших задач во все времена, ведь то, что заложится в души ребят, в их сознание, останется с детьми на  протяжении всей жизни.  Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родную землю и ее будущее.  Эту работу нельзя реализовать полноценно, не привлекая в неё устное народное творчество. Ярким примером патриотизма всегда были былинные герои, которые являлись символом защиты нашего Отечества, и дети дошкольного возраста не очень много о них знают. Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Богатырь – это всегда воин-патриот. За период дошкольного детства важно сформировать у детей представление о богатырской славе, великом духе и верности русского народа своему Отечеству.

 

 

 

 

 

Паспорт проекта «Богатыри-земли русской»

Тип проекта: творческо-информационный, краткосрочный.

Сроки реализации: 2 недели (февраль 2024г.).

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.

Образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ожидаемый результат:

 

Проблемы детского сада:

  • малая информированность родителей о достижениях мировой культуры, в том числе об образах защитников Отечества; недостаточно выраженная потребность познавать культурологические материалы, посещать музеи и выставки;
  • внутрисемейная разобщенность, отсутствие во многих семьях традиций совместного время     провождения, стремление перепоручить ответственность за воспитание ребенка социальным институтам;
  • наличие семей с высоким достатком, в которых дети зачастую проявляют избалованность, неуважительное отношение к старшим членам семьи, другим воспитанникам группы.

 

Цели проекта:

  • социально-нравственное развитие ребенка, воспитание чувства патриотизма и гордости за защитников России;
  • формирование у детей позитивных нравственных качеств: мужества, благородства, достоинства, понимания функции мужчины как покровителя более слабых, защитника семьи и Отечества.

 

Задачи проекта:

1. Обучающие:

  • Формировать представление о русском воине - богатыре как о защитнике Отечества;
  • Познакомить детей с доспехами, военным снаряжением русского воина – богатыря;
  • Способствовать пониманию детьми образа русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу;
  • Познакомить детей с картиной В.М. Васнецова «Богатыри», дать первоначальные представления об особенностях былинного жанра;
  • Познакомить с богатырской темой в русской музыке;
  • Расширять словарный запас детей: воины – богатыри, застава, Родина – Отечество.

2. Воспитательные:

  • Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите, содействовать воспитанию любви к Родине – России, поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.
  1. Развивающие:
  • Способствовать развитию духовно – нравственного отношения к миру, учить понимать защиту малых и слабых как долг, показать образец отношения к ближним и Родине.

Методы и формы работ:

Мероприятия проводятся в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности педагогов и детей в виде:

  • бесед,
  • викторин,
  • чтение художественной литературы,
  •  отгадывания загадок; 
  • включая дидактические,
  • сюжетно-ролевые,
  •  подвижные игры.

 

 

 

 

 

Этапы проекта:

- Подготовительный.

- Основной (практический).

- Заключительный.

Продукт проекта:

  • спортивный–развлекательный праздник «Богатыри-земли русской»
  • Мини-плакаты «Богатыри-земли русской» (совместные работы детей и родителей);

 

1.Подготовительный этап:

 

  • Разработка плана проведения мероприятий проекта
  • Подбор форм и методов
  • Подбор литературных произведений
  • Подбор дидактических пособий, игр
  • Обновление педагогических знаний.

 

2. Основной этап работы

Познавательное развитие:

Беседы:

  • Беседа «Кто такой русский богатырь?»
  •  (Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках русской земли)
  • Беседа: «Мир русских былин в картинках В.М Васнецова»
  • Беседа: «Богатырское снаряжение»
  • Беседа: «Подвиги русских богатырей»
  • Рассматривание иллюстрации «Богатыри Руси»
  • Оформление в группе уголка о богатырях (портрет, биография, подвиги)
  • Просмотр мультфильмов: «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
  • Презентация «Богатыри Руси».

Речевое развитие:

Развитие связной речи:

  • Составление рассказа по картине В. Васнецова «Богатыри»
  • Рассматривание картин «Гусляры», «Витязь на распутье», Н. Рерих «Илья Муромец»
  • Знакомство с пословицами и поговорками о Родине и ее защитниках.
  • Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом иллюстрации.
  • Составление детьми творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырем»

 

Чтение художественной литературы:

  • «Как Илья из Мурома богатырём стал»,
  • «Никита Кожемяка»,
  • «Добрыня и Змей»,
  • «Садко»,
  • «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»,
  • «Микула Селянинович»,
  •  «Сказка о богатыре Еруслане Лазаревиче»,
  • «Былины об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче»
  • «Владимир – красное солнышко и богатыри святорусские», «Святогор»,
  •   «Илья Муромец и соловей разбойник» и др.
  • -Сказки о богатырях малышам
  • - И. Карноухова  «Русские богатыри»,
  • - Заучивание наизусть стихов о силе богатырской. Разучивание обряда – поклонения «Дубок».
  • - энциклопедия «Моя Родина Россия»;
  • - загадки, пословицы, поговорки о силе, смелости, храбрости русских богатыре

 

 

 

 Художественно – эстетическое развитие:

Рисование:

  • «Богатырь»,
  •  «Богатырь на коне»;
  • «Оружие богатырей»;
  •  «Современные богатыри»
  • - раскраски: «Змей Горыныч»;
  •  «Доспехи»;

 

 

  Аппликация:

  • «Богатырский щит»
  • «Богатырский конь»
  • Коллективная работа «Богатыри-земли русской»                                  

   Лепка:

  • «Богатырский  щит»;
  • «Богатырь»
  • «Меч богатыря»

 

Музыка:

  • слушание звучания гуслей, и былин в исполнении артистов (грам. Запись).

Дидактические игры:

  • «Накорми богатыря»
  • «Подбери воину технику»,
  • «Собери богатыря в поход »                                                                               Сюжетно - ролевые игры:
  • «Мы богатери»
  • «Богатыри в дозоре»
  • «Разведчики»
  • «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

·Театрализованный вечер досуга «Три богатыря»

 

Физическое развитие:

  • Развлечение «могучи и сильны земли  родной  богатыри»
  • Игры – эстафеты «Кто быстрее проскачет на коне»
  • Физкультминутки
  • Дыхательная гимнастика
  • Игра-эстафета «Богатырский щит»
  • Соревнование «Перетяни канат»
  • спортивный–развлекательный праздник «Богатыри-земли русской»

Организованная деятельность в режимных моментах:

Конструирование:

  • «Крепость» (из деревянного конструктора)
  • «Богатырская застава» (из мягких модулей)
  •  «Шлем» (из бумаги)

Коллекционирование:

  • Открытки с изображением Богатырей

Сотрудничество с родителями:

  • Просмотр кинофильмов о богатырях в кругу семьи :«Илья Муромец», «Добрыня Никитич», «Финист — ясный сокол».
  • Просмотр мультфильмов дома: «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
  • Подготовка костюмов и атрибутов для праздника.
  • Папка-передвижка «День защитника Отечества.
  • Консультация «Роль чтения былин в воспитании детей».
  • Конкурс детско – родительского творчества «Богатыри земли русской» - конкурс рисунков.

 

Заключительный этап

  • спортивный–развлекательный праздник «Богатыри-земли русской»
  • Мини-плакаты «Богатыри-земли русской» (совместные работы детей и родителей);

Рефлексия.

Работа, проведённая  с детьми и родителями, принесла ощутимые результаты- дети познакомились с литературными героями, много узнали о характерах и жизни защитников земли Русской. Используя презентации, дети наиболее ярко смогли отметить всю мощь и отвагу богатырей , рассмотреть экипировку войнов- защитников, оценить и проанализировать подвиги  героев. Анализируя проделанную работу, я убедилась, что дети моей группы имеют хорошие знания по теме , прекрасно ориентируются в беседах о былинных героях. Ребята  много узнали  нового и интересного, расширили и обогатили свой словарный запас, существенно  развивилась монологическая речь детей.

 Результативность проекта:

- воспитание чувства  гордости к  защитникам  Отечества- людей сильных и преданных своей  родимой земле во все времена, чувства сопричастности к ее истории;

- расширение кругозора детей в области истории страны;

 - дети научились понимать смысл былин, пословиц, отличать сказку от были;

- дети умеют  анализировать, характеризовать , давать оценку поступкам богатырей Земли русской;

 Реализуя проект, я старалась приобщить детей к истории родного Отечества , родной культуры, традициям , делала всё возможное, чтобы дети на чувственном опыте прониклись патриотической  темой.  Развивая личность каждого ребенка,  я  хочу верить,  что каждый , кто принимал участие в данном проекте будет нести в себе черты русского характера, присущих богатырям древней Руси  ,  так как только  « на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.  А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего».  

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволила реализовать возможности воспитания нравственно- патриотических чувств  у детей  старшей группы.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Богатыри земли русской"

Данный прект создан для развития чувства патриотизма с использованием былин и легенд русского народа, формирует гендерную и гражданскую принадлежность....

Образовательный проект «Богатыри Земли Русской»

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста            ...

Проект "Богатыри Земли Русской (старший дошкольной возраст)"

ПРОЕКТ «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»АКТУАЛЬНОСТЬ: Сегодня, в соответствии с ФГОС, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно...

Исторически – познавательный проект «Богатыри земли русской»

Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о бог...

Проект "Богатыри земли русской"

Погружение детей в мир музыкальных образов русской классической музыки, произведений живописи, былин путём организации детской практической деятельности  в контексте прое...

Проект "Богатыри земли русской"

Сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то...

Проект:"Богатыри земли русской"

Презентация про богатырей...