Образовательный проект «Богатыри Земли Русской»
проект по окружающему миру
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 46.35 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 25».
Образовательный проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Богатыри Земли Русской»
Подготовила:
воспитатель Грачева И. Л.
г.Заволжье
Паспорт проекта
1.1. Основные положения
- Тип проекта………………………………………………………………………………..3
- Участники проекта……………………………………………………………………….3
- Актуальность проекта………………………………………………………………….3
- Гипотеза…………………………………………………………………………………...... 3
- Задачи проектной деятельности…………………………………………………4
- Новизна проекта………………………………………………………………………….5
1.2. Механизм реализации проекта:…………………………………………5
- Схема реализации проекта………………………………………………………..6
- Сроки реализации проекта………………………………………………………..8
1.3.Ожидаемые результаты………………………………………………………8
1.4.Продукт проектной деятельности……………………………………….9
1.5.Презентация проекта...............................................................9
1.6.Критерии эффективности проекта………………………………………9
1.7.Этапы проектной деятельности:………………………………………….10
- 1 этап. Организационно – подготовительный……………………………10
- 2 этап. Основной………………………………………………………………………….10
- 3 этап. Заключительный………………………………………………………………11
1.8.Выводы………………………………………………………………………………….12
1.9.Востребованность проекта…………………………………………………..12
- Педагогическая значимость исследовательской
деятельности…………………………………………………………………………….13
- Практическая значимость работы………………………………………….13
- Целевая аудитория…………………………………………………………………….13
Образовательный проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Богатыри Земли Русской»
Познавательно - творческая деятельность.
Руководитель проекта:
Грачева Ирина Леонидовна - воспитатель первой квалификационной категории, образование средне - специальное, педагогический стаж 12 лет.
Участники проекта: дети подготовительной группы №9 «Теремок», родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Тип проекта:
Исследовательский, творческий, долгосрочный, закрытый, групповой.
Актуальность:
Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали формироваться еще в древности. Стержнем всего российского воспитания являлся патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. На Руси в X –XIII веке воспитывали в личность веру в победу, в непобедимость богатырей русских, которым смерть в бою не писана. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна. Известна истина: « Что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда».
Гипотеза:
С чего начинается любовь к Родине? С дома, с семьи, а далее круг ширится – дети учатся любить и защищать друг друга, становятся солдатами, любят и защищают свою Родину в беде. Воспитывая патриотов своей Родины, очень интересно создать образы сильных и мужественных защитников Родины на примере русских богатырей, воспетых в произведениях литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служат сказки и былины. Герои этих произведений: Иван крестьянский сын, Никита Кожемяка, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и др. несли верную службу, защищая Родину. Если создать атмосферу заинтересованности в былинном эпосе, если вызвать положительное эмоциональное отношение к нему, то мы сможем пробудить чувство сопричастности к истории своего народа, прочувствовать наиболее глубокое чувство гражданственности и патриотизма.
Цель проекта:
Формирование духовности, чувства патриотизма у детей старшего возраста через знакомство с былинами и легендами русского народа.
Задачи:
- Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках земли русской.
- Познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях.
- Вызвать интерес к языку былин, преданий о богатырях.
- Раскрыть понятие «былинный богатырь».
- Изучить характерные детали одежды, вооружения, доспехов.
- Развивать умение создавать творческие работы совместно с родителями на тему «Былинные герои».
- Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, в различных формах и видах детской деятельности
- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу истории родной страны.
- Осуществление просветительской деятельности в рамках патриотического воспитания среди родителей и окружающих ребенка взрослых.
Новизна проекта:
В процессе проекта дети знакомятся с подвигами богатырей - защитников Земли Русской. Они получают знания о быте русского народа и применяют их в самостоятельном творчестве.
Механизм реализации проекта:
В основе проекта лежит интегрированный подход к организации совместной деятельности всех его участников.
Дети, ставшие участниками проекта, реализуют свои возможности в разных видах деятельности: в игре, посвященной роли богатыря-защитника; при беседах, где активизируется речь и поощряется словотворчество; в изобразительной деятельности они знакомится с разными средствами воплощения художественного замысла; у ребёнка проявляется самовыражение, через музыкальную деятельность. Самостоятельная деятельность детей рассматривается как форма проявления творческой активности детей, участвующих в проекте. Взрослые (педагоги и родители) помогают, направляют ребят, являются соучастниками творческих выставок, конкурсов, праздников, развлечений.
Схема реализации проекта
Образовательные области | Содержание |
Познавательное развитие |
« Откуда мы родом», «Как жили славяне», (из детской энциклопедии «В гостях у истории»), «Отличие сказки от былины», «Былинные богатыри - славные защитники родной земли».
(«Витязь на распутье» В. Васнецов «Битва на Калиновом мосту» В. Васнецов «Богатыри» В. Васнецова « Три богатыря» В. Васнецов)
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
музыкальных отрывков из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» (второе чудо)
«Портрет папы в стиле богатыря Земли Русской» «Богатырский щит»
«Илья Муромец» Н.Рерих; Васнецов: « Три богатыря ».
|
Физическое развитие |
|
Социально-коммуникативное развитие |
|
Сроки реализации проекта:
Сентябрь 2012г.- Май 2013г.
1 этап. Организационно-подготовительный этап (сентябрь-октябрь).
2 этап. Основной этап (ноябрь-март).
3 этап. Заключительный этап (апрель-май).
Ожидаемые результаты:
- Повысить заинтересованность родителей и детей к возрождению народной культуры своего народа.
- Сформированность умения различать жанры литературы «сказка» и «былина».
- Сформированность у детей представлений о былине, былинных героях-богатырях.
- Знать и выделять характерные детали одежды и доспехов богатырей.
- Проявление творческой активности ребенка в познании окружающего мира и самовыражение его через творческую деятельность на основе новых впечатлений;
- Развить способность общаться в детском коллективе, т.е. совершенствование диалогической речи;
- Осуществить просветительскую деятельность в рамках патриотического воспитания среди родителей и окружающих ребенка взрослых.
Продукт проектной деятельности:
- Продукты детского изобразительного творчества.
- Картотека пословиц, поговорок и крылатых выражений.
- Пособие «Богатыри».
Презентация проекта:
- Выставка творческих работ детей и родителей «Богатыри Земли Русской».
- Досуг « Богатырские забавы».
- Конкурс «Одежда богатырей».
Критерии эффективности проекта:
- Углубление знаний о Родине – России;
- Сформированность элементарных представлений об исторических событиях на Руси через знакомство с произведениями искусства (живопись, музыкальные произведения, устное народное творчество - былины);
- Сформированность знаний о былине, их отличительных особенностях от других литературных жанров, и былинных героях – богатырях;
- Сформированность первичных ценностных представлений;
- Совершенствование диалогической речи; умения детей активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы, описывать предмет, составлять мини рассказы по картине, описывать свои впечатления и высказывать своё мнение;
- Сформированность способности самовыражаться, через игровую, творческую и продуктивные виды деятельности;
Этапы
1 этап. Организационно-подготовительный этап (постановка цели, разработка планов, определение методов).
Цель: организация и подготовка к работе по проекту.
План:
- Подобрать иллюстрации, картинки с изображением богатырей, богатырских доспехов.
- Подобрать былины, сказки, стихи, загадки, пословицы о богатырях.
- Внести в книжный уголок книги, альбомы о богатырях.
- Выучить с детьми стихи о богатырях, о русских воинах.
- Оформить выставку иллюстраций «Богатыри»
- Подбор аудио-видео материала.
- Выставка книг и рекомендации родителям для чтения дома.
2 этап. Основной этап (работа с объектами проекта).
Цель: вызвать интерес детей к изучению истории земли русской;
Активизировать участие родителей в жизни детей.
План:
- Познакомить родителей с работой в рамках образовательного проекта.
- Консультация для родителей о патриотическом воспитании в семье.
- Беседы на тему: «Россия родина моя»,
« Откуда мы родом», «Как жили славяне», «Былинные богатыри - славные защитники родной земли» (из детской энциклопедии «В гостях у истории»)
- Рассматривание иллюстрации, картины о богатырях художников: Васнецова, Васильева, Рериха.
- Чтение былин, мифов, сказок А. С. Пушкина.
- Разучивание стихов, пословиц, песен.
- Памятка для родителей «Список книг о богатырях, рекомендуемых для прочтения детям»
- Просмотр мультфильмов о русских богатырях.
- Праздники «Осенняя ярмарка», «Колядки», «Масленица», « Прилет птиц».
- Посещение мини музея «Богатыри Земли Нижегородской».
- Рисование, аппликация на темы: «Портрет папы в стиле богатыря Земли Русской»
- «Богатырский щит», «Богатырский конь»; Раскраски по теме.
- Фоторепортаж «Памятные места Нижегородской области».
- Дидактические игры: «Что нужно богатырю на службе и в бою», «Что лишнее?», «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Собери богатыря в поход».
- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (щит, меч, шлем, кольчуг).
- Непосредственная образовательная деятельность на тему «Путешествие в историю Древней Руси».
- Экскурсия в музей самоваров и предметов быта города Городца.
- Театрализованная игра «Илья Муромец и Змей Горыныч».
3 этап. Заключительный этап (подведение итогов).
Цель: Оформление результатов проекта.
План:
- Оформление Фото коллажей.
- Творческие работы родителей и детей.
- Досуг « Богатырские забавы».
- Конкурс «Одежда богатырей».
Выводы:
- Данная работа позволила пробудить интерес детей к изучению истории Земли Русской.
- Слушая музыкальные произведения, читая художественную литературу и рассматривая репродукции картин художников, у детей развивается эстетический вкус.
- Во время бесед дети учились высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, используя формы речевого этикета, что является следствием развития связной речи.
- Во время посещения мини музея, рассматривая экспонаты, дети расширяют и уточняют представления о предметном мире, об истории предметов, что способствует развитию познавательных интересов детей.
- Накопленные впечатления дети с удовольствием отражают в изобразительной и театрализованной деятельности, что способствует развитию воображения, творческих способностей.
- В процессе работы установилось тесное сотрудничество с родителями.
Совместно с детьми родители принимали активное участие в выставке творческих работ, знакомились с былинными героями, участвовали конкурсе «Одежда богатырей», досуге «Богатырские забавы».
Таким образом, можно сделать вывод, что данная работа способствовала формированию патриотических чувств, всестороннему развитию детей и установлению взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и развития ребенка средствами исторического прошлого родной страны.
Востребованность проекта:
Педагогическая значимость исследовательской деятельности:
- Созданы условия для организации непрерывного ознакомления с историей земли русской на основе знакомства с былинными богатырями.
- Появилась реальная возможность формирования у детей чувств патриотизма, выражающихся в чувстве гордости и ответственности за родную страну.
- Создаются условия для развития творческих проявлений личности ребенка.
Практическая значимость:
- Сформированы элементарные представления об исторических событиях на Руси.
- Дети познакомились с былинами и их героями-богатырями.
- Для многих ребят, русский богатырь, отныне, пример для подражания в своей жизни.
Целевая аудитория:
Проект может быть использован, как педагогами дошкольных учреждений для развития познавательно-исследовательской деятельности, для расширения кругозора детей старшего дошкольного возраста, формирования чувства патриотизма, руководителям кружков, для приобщения детей к истокам русской народной культуры, так и родителями, для организации познавательно-творческой деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательная деятельность "Богатыри земли Русской" для детей 5-6 лет.
Патриотическое воспитание дошкольников. Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской у детей старшего дошкольного...
Непосредственно - образовательная деятельность " Богатыри Земли Русской"
Конспект занятия по патриотическому воспитанию...
Непрерывная образовательная деятельность "Богатыри земли русской"
Цель:формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках земли русской....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности "Богатыри земли русской"
Занятие в подготовительной группе детского сада. Его целью является систематизация, обобщение и расширение знаний детей об окружающем мире: формирование представления о героическом прошлом русского на...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Богатыри земли русской» с детьми группы среднего дошкольного возраста (5 – 6 лет) «Жемчужинка» МБДОУ детский сад №6 «Василек»
Интеграция образовательных областей:социально - коммуникативное развитие;познавательное развитие;речевое развитие;художественно – эстетическое развитие;физическое развитие.Цель. Приоб...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ Проект «Богатыри земли русской» подготовительная группа
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТПроект «Богатыри земли русской»подготовительная группа...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности «Богатырь земли русской».
Цель: Формировать у детей представления о богатыре, как героическом русском воине посредством конструктивной и экспериментальной деятельности. @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2...