Проект "Богатыри земли русской"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Погружение детей в мир музыкальных образов русской классической музыки, произведений живописи, былин путём организации детской практической деятельности в контексте проекта "Богатыри земли Руской " является наиболее успешным методом формиравания нравственно-патриотических начал личности ребёнка. Благодаря организации продуктивной самостоятельной и совместной со взрослым деятельности деятельности в разных образовательных областях, ребенок учиться выражать своё отношение и понимание к произведениям искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Богатыри земли русской | 38.98 КБ |
Фотоматериалы к проекту Богатыри земли русской | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Богатыри земли русской»
(подготовительная группа)
Руководитель проекта: Смирнова Алла Юльяновна, музыкальный руководитель МБДОУ Д/С № 49 г.Североморска
Вид проекта: творческий.
Цель: формирование чувства гордости за историческое прошлое России на основе слушания классической музыки композиторов – А. Бородина, М. Мусоргского через образы героев – богатырей, защитников древней Руси.
Задачи:
- Расширить представления детей о жизни и творчестве русских композиторов – классиков А. Бородина, М. Мусоргского.
- Расширить представление о жанре «Былины», раскрывающих характер русских богатырей.
- Формировать способность анализировать музыкальные и художественные образы произведений композиторов и художников.
- Развивать способность самостоятельно и с помощью взрослого добывать информацию из разных источников
- Обогатить опыт художественно-практической деятельности ребенка, как средства выражения своего отношения к информации.
- Создавать условия для развития познавательной мотивации, познавательных действий в процессе общения, обмена впечатлениями по результатам практической деятельности и полученной информации.
- Воспитывать патриотизм на примерах исторических событий в классических музыкальных и художественных произведениях.
- Содействовать воспитанию значимых черт характера русского человека с учетом гендерного подхода: доброта, мужественность, благородство, щедрость, скромность, великодушие, чувства гражданского патриотизма, уважения к наследию своих предков.
Образовательная область: содержание проекта охватывает- художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, соцмально-коммуникативное и речевое развитие.
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Актуальность:
Погружение детей в мир музыкальных образов русской классической музыки, произведений живописи, былин путем организации детской практической деятельности в контексте проекта «Богатыри земли русской» является наиболее успешным методом формирования нравственно-патриотических начал личности ребенка. Благодаря организации продуктивной самостоятельной и совместной со взрослым деятельности в разных образовательных областях, ребенок учится выражать свое отношение и понимание к произведениям искусства, у него формируется первичное представление о понятии «Отечество», преклонение перед историческими событиями своей страны.
Реализация проекта выстраивается на основе комплексно-тематического построения содержания проекта, деятельностного и личностного подходов, взаимодействия с родителями, что позволяет работать в зоне ближайшего и актуального развития ребенка. А это значит, что ребёнку предоставлена возможность проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, выражать свои мысли и желания, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в свои силы и возможности по применению собственных умений и знаний.
План реализации проекта:
- Выбор темы проектной деятельности;
- Постановка цели (конечный результат)
- Поиск проблемных вопросов, ситуаций, выводящих детей на самостоятельные продуктивные виды детской деятельности и совместную деятельность со взрослыми.
- Составление плана действий по достижению цели (разработка проекта).
- Обсуждение с детьми и родителями решения проблемы (задания), направленного на реализацию проекта (что будем делать?), время выполнения, в каких источниках будем искать информацию (данная работа проводится по ходу работы в режиме проекта).
- Планирование продуктивной деятельности детей в рамках намеченной проблемы.
- Обсуждение итогов полученных результатов детьми (данная работа проводится по ходу всего проекта).
- Презентация проекта «Богатыри русской земли» (мультимедийная презентация, выставка детских работ и работ совместного творчества со взрослыми, рассказы детей и т.д.)
Работа с родителями в рамках подготовки к проекту:
- консультации:
- еженедельное информирование
- обсуждение плана действий с детьми в условиях семьи.
- привлечение родителей к изготовлению доспехов, оружия богатырей.
Ожидаемый результат:
- Дети ознакомились с жизнью и творчеством русских композиторов – классиков А. Бородина, М. Мусоргского .
- Познакомились с творчеством художников В. Васнецова - «Богатыри», «Баян», «Пересвет», «Бой Пересвета»; - художника А. Рябушкина «Пир богатырей у светлого князя Владимира»;- художника Н. Рериха «Богатыри проснулись»; - художника М. Врубеля «Богатырь», И. Билибина «Бой Добрыни Никитича со змеем Горынычем».
- Сформирован интерес к слушанию классической музыки, к произведениям живописи, сформировались личные предпочтения детей к произведениям искусства.
- Сформировано осознанное отношение к истории Родины, к своему Отечеству – чувство гордости за мужчин-воинов, за женщин-матерей, умеющих ждать и гордиться своими сыновьями.
- Расширились знания об истории Руси.
- Понимают значение выражения «картина, музыка – это «книга», которую можно прочитать и много интересного узнать.
- Умеют применять свои знания, умения в практической самостоятельной продуктивной деятельности, приобрели навык планирования продуктивного сотрудничества; каждому ребенку была предоставлена возможность реализовать свои возможности и способности
- Сформирован интерес к художественной, познавательной, энциклопедической литературе.
- Повысился интерес родителей к делам детей, и их активность участия в жизни группы.
- Дети испытывают осознанное чувство гордости за участие родителей в их общих делах.
Продукты проекта:
- Оформлены детьми тематические альбомы на основе собранной детьми и родителями информации по музыкальным произведениям М.П. Мусоргского «Богатырские ворота», А.П. Бородина «Богатырская симфония», «Инструменты симфонического оркестра».
- Организованы выставки рисунков по темам: «Русские богатыри в былинах», «Богатырские ворота».
- Оформлены книжки-малютки по составленным детьми рассказам «В чем сила богатырей».
- Составлен словарь «Качества русских богатырей», «Инструменты симфонического оркестра», «Музыкальная палитра».
- Оформлен коллаж по произведению М.П. Мусоргского «Богатырские ворота».
- Сделаны родителями с участием детей богатырские доспехи и оружие (мечи, щиты).
- Оформлена выставка ручных поделок по отклику восприятия музыкальных произведений, раскрывающих качества русских богатырей.
- Детьми и родителями оформлена атрибутика к сюжетно-ролевой игре «Богатыри».
- Дети разучили народные хороводные игры - «Золотые ворота», «Звонарь» и др.
- Оформлен альбом с рисунками детей «Музыкальные инструменты» с подбором загадок о музыкальных инструментах симфонического оркестра.
- Созданы видеоряды с музыкальным сопровождением «Русские богатыри» родителями, воспитателями с участием детей.
- Сделана родителями презентация «Богатырский щит Максима Виниченко».
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, интерактивная доска, музыкальный центр, телевизор. Аудиозаписи - «Богатырские ворота» М.П. Мусоргского, «Богатырская симфония» А.П. Бородина. Видеозаписи фрагментов концертов симфонического оркестра, CD диски мультфильмов по былинам, аудиозаписи «Русские былины». Репродукции картин - художника В. Васнецова - «Богатыри», «Баян», «Пересвет», «Бой Пересвета»; художника А. Рябушкина «Пир богатырей у светлого князя Владимира»; художника Н. Рериха «Богатыри проснулись»; художника М. Врубеля «Богатырь», И. Билибина «Бой Добрыни Никитича со змеем Горынычем». Художественная литература по жанрам – русские народные сказки, былины, пословицы и поговорки о русских богатырях, мужестве, силе, преданности Родине.
Приложение:
- Приложение 1 – мультимедийная презентация «Проект «Богатыри земли русской».
- Приложение 2 - мультимедийная презентация семьи Виниченко.
- Приложение 3 - мультимедийная презентация репродукций художников по тематике проекта с музыкальным сопровождением «Богатырская симфония» А. Бородина.
Библиографический список:
- Большой энциклопедический словарь: Музыка / Г.В. Кеддыш, - М., 1998. – 31 с.
- Дзержинская, И.Л., Ветлугина, Н.А., Комисарова, Л.Н.. Музыкальные занятия в детском саду: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1984. – 208 с.
- Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М., 1985.
- Костина, Э.П. Камертон: Программа муз. образования детей раннего и дошкольного возраста/ Э.П. Костина. – М.: Просвещение, 2004. – 223
- Мир детства: Дошкольник / под. ред. А.Г. Хрипковой; отв.ред. А.В. Запорожец. - 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1987. - 256 с.
- Мухина В.С. Детская психология / под. ред. Л.А. Венгера. - М., 1985.
- Художественное творчество в детском саду / под. ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1974.
- Эстетическое воспитание в детском саду: пособие / под. ред. Н.А. Ветлугиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
- Радынова, О. Музыкальное воспитание детей: деятельность пед. коллектива. Журнал в Дошкольное воспитание №11.1994г.
- 16. Радынова, О. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. институтов, муз. руководителей и воспитателей детского сада/ О.П. Радынова. – М.: Просвещение: Владос, 1994.–223 с.
Содержание проекта «Богатыри земли русской»
№ п/п | Тема \ задачи | Содержание | Срок | Ответственные |
Что? | Как? | Когда? | Кто? | |
1. | М.П. Мусоргский «Богатырские ворота» 1.1.1. Закрепить историю создания музыкального произведения. 1.1.2. Учить поиску информации в разных источниках. 1.1.3. Учить детей делиться информацией. 1.1.4.Привлечь родителей к организации выставок, сбору информации. | - Познакомиться с разными источниками, в которых можно узнать о композиторе и истории создания музыкального произведения; - экскурсия в городскую библиотеку по теме «Былина»; - привлечение детей к организации выставки книг о русских богатырях; - обмен впечатлениями детей по результатам работы с познавательными источниками. | 1 неделя октября | Воспитатель, родители, дети |
1.2.1.Формировать интерес к слушанию классической музыки. 1.2.2. Развивать творчество в изодеятельности по восприятию музыкального произведения. | - Слушание в режиме дня и дома произведения «Богатырские ворота» в разных исполнениях; - рассказы детей о своих предпочтениях при восприятии музыки (взрослый записывает детские впечатления). - рисование, аппликация, ручной труд по отклику восприятия музыкальных произведений. | Октябрь -ноябрь | Взрослые, дети | |
1.3.1. Расширить представления о музыкальных образах через рассматривание картины «Богатырские ворота» В. Гартман. 1.3.2. Учить выбирать из двух музыкальных произведений одно, близкое по настроению к представленной картине 1.3.3. Познакомить с русской народной игрой «Золотые ворота». | - рассматривание репродукции «Богатырские ворота» В. Гартмана и беседа по ней; - конструирование из бумаги и конструкторов- «Богатырские ворота»; - сюжетно-ролевые игры - придумывание истории (рассказывание) «Как богатырские ворота» встречают воинов-победителей, воинов – богатырей; - игра «Выбери из двух музыкальных произведений одно»; - создание детьми книжек – малюток «Богатырские ворота»; - игра «Золотые ворота» | Октябрь - ноябрь | Педагоги, родители, дети | |
1.3.3. Продолжать знакомить с литературным жанром «Былина», развивать связную речь, обогатить и расширить словарь детей. 1.3.4. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов «Русские богатыри». 1.3.5. Развивать творческие способности детей | - чтение былин про Илью Муромца; - просмотр мультфильмов с последующей прорисовкой впечатлений от образов богатырей. - составление коллажа «Богатырские ворота» и «Русские богатыри»; - выставка атрибутов «Русские богатыри» - Сюжетно-ролевая игра по сюжетам былин с использованием атрибутики, сделанной родителями и детьми. | Октябрь - ноябрь | Педагоги, родители, дети | |
2. | А.П. Бородин «Богатырская симфония» 2.1. 1.Продолжать приобщать к слушанию классической музыки А.П. Бородина «Богатырская симфония». 2.1.2. Продолжать учить следить за развитием музыкальных образов. 2.1.3. Дать представление о жизни и творчестве композитора А.П. Бородина | - беседа с детьми «О жизни и творчестве А.П. Бородина»; - слушание в группе и дома произведения «Богатырская симфония»; - рассказы, рисунки детей о своих впечатлениях о музыкальных образах «Богатырской симфонии» (рисование детей, взрослый записывает детские впечатления); - дидактические игры «Назови инструменты симфонического оркестра», «Музыкальная палитра». | Ноябрь | Педагоги, родители, дети |
2.2.1. Расширить кругозор детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства. 2.2.2. Закрепить названия музыкальных инструментов симфонического оркестра. 2.2.3. Развивать музыкальное и художественное творчество | - узнать у взрослых, что такое «симфония», кто ее сочиняет, какой оркестр исполняет симфонию; - оформить альбом с рисунками детей «Музыкальные инструменты» с подбором загадок о музыкальных инструментах симфонического оркестра; - обмен впечатлениями детей по результатам практической деятельности. - викторина «Музыкальная копилка». - творческая игра «Дирижер» | 2 неделя ноября | Педагоги, родители, дети | |
2.2.4. Способствовать развитию познавательных интересов через чтение художественной, познавательной литературы. | - изготовление богатырских доспехов; -составление альбома «Богатырское оружие»; -Д/и «Оружие и доспехи богатыря»; -оформление выставки «Богатырские доспехи»; - конкурс пластических этюдов «Главные качества богатыря»; -заучивание отрывков былин. | 3,4 неделя ноября 1 неделя Декабря | Педагоги, родители, дети | |
2.2.5. Обогатить музыкальные впечатления детей через рассматривание произведений изобразительного искусства. | - встреча с работниками выставочного зла в детском саду по теме «Русские богатыри» (рассказ о творчестве В. Васнецова, рассматривание картин «Богатыри», «Баян»); - подборка репродукций детьми по теме «Русские богатыри» для организации выставки в группе; - рассматривание картин, обмен впечатлениями. - художественное творчество детей; - выставка детских работ «Русские богатыри» - досуг «Русские богатыри». | 1,2 неделя Ноября | Педагоги, дети |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Защитники земли русской – русский полководец М.И. Кутузов»
Сценарий познавательного занятия в подготовительной группе детского сада...
В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»
Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание: - учить рисовать ру...
Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель: Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...
Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»
Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...