Программа ассертивного поведения для детей с ОНР
методическая разработка (старшая группа)

Наталья Николаевна Иванцова

Данная программа помогает детям с ОНР развивать уверенное поведения, используя игры с использованием песочной терапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_asertivnogo_povedeniya.docx52.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3»

г. Дзержинск Нижегородской обл.

Программа

занятий по развитию ассертивного поведения

детей 5-6 лет с нарушениями речи

Срок освоения программы – 9 месяцев

Составлена

педагогом-психологом

Иванцовой Н.Н.

2021г.

Содержание

Стр.

1.

Пояснительная записка

3

Направленность программы

3

Новизна

3

Актуальность

3

Цель программы

4

Задачи программы

4

Адресат

4

Сроки реализации программы

4

Формы и режим занятий

4

Формы подведения итогов. Ожидаемые результаты.

4

2.

Тематический план

5

3.

Содержание программы

7

Структура занятий

7

Методические приемы

7

Содержание занятий

7

4.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

15

5.

Список литературы

15

  1. Пояснительная записка

  1. Направленность программы – социально-гумманитарная.

Программа составлена на основе программы эмоционального развития детей дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В.Крюковой, методического пособия «Детские трудности. Как с ними справиться?» Э.Крейри, методического пособия Кузуб Н.В., Осипук Э.И. «В гостях у песочной феи», пособия по песочной терапии Большебратской Э.Э.

  1. Новизна.

Содержание программы направлено на формирование у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речевого развития, ассертивного поведения, при котором формируется общее представление о себе, своих целях, ценностях, т.е. повышение мотивации общения, расширение представлений дошкольников об окружающем, обогащение эмоционального опыта, формирование у них коммуникативных способностей.

  1. Актуальность.

На сегодняшний день существенно возрастает потребность в социально компетентной, социально активной, уверенной в себе личности, способной эффективной коммуницировать в современных условиях. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет новые целевые ориентиры, центром которых является личность ребёнка, его успешная социализация в обществе. Формирование ассертивного поведения детей с ОНР будет способствовать целенаправленному раскрытию их личности, успешной социальной адаптации в среде сверстников и в социуме в целом.

Ассертивность-сложное образование, которое включает в себя несколько компонентов: достаточно высокая самооценка, уверенность в себе, нормальная или низкая тревожность, конструктивная (низкая) агрессивность.

Ассертивное поведение-конструктивный способ межличностного взаимодействия, являющийся альтернативой деструктивным способам-манипуляции и агрессии.

Составляющими ассертивного поведения является:

  • Умение принять ответственность за собственное поведение. Человек сам ответственен за все свои поступки, у него всегда есть выбор, как поступить
  • Самоуважение и уважение к другим людям, при этом демонстрация самоуважения является спокойной, а не агрессивной
  • Открытость в общении. Умение сказать то, что думаешь или чувствуешь относительно какого-либо вопроса, учитывая при этом точку зрения партнера по общению
  • Умение слушать и стремиться понять другого, т.к. для того, чтобы принимать во внимание интересы другого человека, нужно их выяснить
  • Умение общаться, вести переговоры, находить варианты оптимально приемлемые для обеих сторон, что помогает наилучшему достижению своих интересов и одновременно интересов партнера по общению.

Формирование ассертивного поведения следует начинать на этапе дошкольного обучения. Оно включает в себя получение знаний, умений, навыков и осознание моральных принципов и этических норм, которыми овладевает дошкольник при взаимодействии со взрослым. Ребенок в дошкольном возрасте должен понимать разницу между дружелюбием и враждебностью, настойчивостью и назойливостью, общительностью и необщительностью. Кроме того, ассертивность формируется посредством воспитания уважения к чужому мнению и чужому личному пространству. Старшие дошкольники должны идентифицировать недружелюбие, враждебность. Обучение социальным навыкам учит детей без агрессии отстаивать свои интересы, понимать, что может сказать «нет». В любой ситуации решение остается за ним.

Постигаемый ребёнком жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям.

Для детей с недостатками речевого развития тяжёлыми нарушениями речи характерны трудности социальной адаптации, сложности их взаимодействия с окружающей их средой. В процессе коррекционной работы с такими детьми важнейшую роль играет апелляция к личности ребёнка, к его чувствам и эмоциям, к его способности устанавливать и поддерживать контакты с окружающими. Особенности речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи сочетаются с нарушениями коммуникативной функции, что выражается в снижении потребности в общении, несовершенстве способов коммуникации, особенностях поведения. Несформированность компонентов ассертивного поведения может быть главной причиной неблагоприятного взаимодействия в группе сверстников, неуверенного поведения.

Только при условии уважительного отношения к ребёнку, признания его права быть таким, какой он есть, а также в результате целенаправленных воспитательных действий педагогов и родителей возможно развитие ассертивного поведения дошкольников, их успешная социальная адаптация.

Цель программы: формирование базовых основ ассертивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Задачи программы:

  • повышать мотивацию общения;
  • обогащать эмоциональный опыт дошкольников;
  • снижать эмоциональное и физическое напряжение, уровень тревожности;
  • развивать позитивное отношение к себе и окружающим;
  • формировать коммуникативные навыки;
  • развивать навыки саморегуляции и самоконтроля
  • повышать самооценку, чувство уверенности.

  1. Адресат: программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР.

  1. Сроки реализации программы – 9 месяцев

  1. Формы и режим занятий.

Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога 1 раз в неделю с группой детей. Длительность занятий – 25 мин.

  1. Формы подведения итогов. Ожидаемые результаты.

Оценка результатов коррекционно-развивающей работы проводится с использованием метода включённого наблюдения, заполнение и анализ профилей социального развития Щетининой А.М., методики ЦТО А.М. Эткинда, теста на тревожность Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен.

В результате цикла занятий происходит:

- положительное влияние на эмоциональное самочуствие детей, повышение самооценки, снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций в играх с песком. Получение ребенком опыта рефлексии, умения понимать себя и других. Закладка базы для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

воспитанник должен знать:

- значение эмоциональных состояний у себя и у других детей;

уметь: - адекватно выражать свое эмоциональное состояние;

- устанавливать связь между событием и эмоцией;

- пользоваться мимикой и пантомимикой;

- адекватно реагировать в различных ситуациях;

- использовать способы саморегуляции для разрядки эмоционального напряжения.

Тематический план развивающей программы

Раздел программы

Темы занятий

Количество часов

1. «Волшебный мир песка»

  1. «Чувствительные ладошки»(в песочнице)

1

  1. «Загадочные следы и отпечатки»

( в песочнице)

1

  1. «Удивительные ручки» (в песочнице)

1

  1. «Секретные задания кротов»( в песочнице)

1

  1. « В гостях у песочной Феи» ( в песочнице)

1

Всего часов по разделу

5

2. «Азбука эмоций»

  1. «Робость»

1

  1. «Радость»

1

  1. «Страх»

1

  1. «Путешествие золотой рыбки» (в песочнице)

1

  1. «Удивление»

1

  1. «Самодовольство»

1

  1. «Гнев»

1

  1. «Песочный город» (в песочнице)

1

  1. «Злость»

1

  1. «Отвращение»

1

  1. «Наши чувства»

Закрепление знаний об эмоциях

1

  1. «Сказочная страна эмоций» (в песочнице)

1

Всего часов по разделу

12

3. «Я учусь владеть собой»

1. «Я волнуюсь»

1

  1. «Городок игрушек» (в песочнице)

1

  1. «Я боюсь»

2

  1. «Путешествие к гномам в горы» ( в песочнице)

1

  1. «Я расстраиваюсь»

1

  1. «Сказка об умном мышонке» ( в песочнице)

1

  1. «Я злюсь»

2

  1. «У солнышка в гостях» ( в песочнице)

1

  1. «Я горжусь»

1

  1. «Мой любимый город» (в песочнице)

1

  1. «Закрепление знаний о чувствах»

2

  1. «Спасем доброту» (в песочнице)

1

  1. «Я умею владеть собой»

2

  1. «Мир, в котором я живу» (в песочнице)

1

  1. «Мой любимый детский сад» (в песочнице)

1

Всего часов по разделу

19

Всего часов по программе

36

3. Содержание программы

Структура занятий.

Независимо от содержания все занятия имеют единую структуру, и состоят из трёх основных частей: вводная, рабочая и завершающая.

1. Вводная часть решает следующие задачи:

- создание настроя на совместную деятельность;

- раскрепощение участников;

- снятие негативного настроения.

2. Рабочая часть включает в себя следующие задачи:

- повышение уверенности в себе;

- развитие эмоциональной сферы, произвольности в коммуникативной сфере;

- коррекция непродуктивных форм общения.

3. Завершающая часть включает в себя следующие задачи:

- закрепление полученных навыков;

- подведение итогов (получение обратной связи);

- снижение психоэмоционального напряжения.

Занятия первого раздела «Волшебный мир песка» проходит с использованием песочной терапии.

Занятия второго раздела «Азбука эмоций» проходит с использованием всего пространства кабинета педагога-психолога, с использованием песочной терапии- 1 раз в месяц.

Занятия третьего раздела «Я учусь владеть собой» проходит с использованием всего пространства кабинета педагога-психолога, с использованием песочной терапии- 2 раза в месяц.

Методические приемы:

В выборе техник наиболее оправдан интегрированный подход, включающий использование приемов разных направлений:

  • беседы, дискуссии;
  • творческие игры в песочнице;
  • подвижные игры;
  • социально-ориентированные игры;
  • игры-драматизации, элементы сказкотерапии;
  • психогимнастика, этюды;
  • самовыражение в рисунках;
  • релаксационные упражнения.

Каждое занятие заканчивается игрой или упражнением для снятия психоэмоционального напряжения, перехода из возбужденного состояния в спокойное.

#1057;одержание занятий.

Раздел 1. «Волшебный мир песка»

Занятие 1. «Чувствительные ладошки»

Цель: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, снижение уровня тревожности, развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Знакомство с песком

3. Ритуал «входа» в Песочную страну ( 8, стр.8)

4. Игра «Отпечатки рук» (8, стр.9)

5. Рефлексия занятия (8, Стр.9)

6. Ритуал «выхода» из Песочной страны (8, стр.10)

Занятие 2. «Загадочные следы и отпечатки»

Цель: Снижение уровня тревожности, ощущение близости и тепла другого, формирование позитивного отношения к себе и сверстникам.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Игра «Почувствуй тепло соседа» (1, с.21)

3. Ритуал «входа» в Песочную страну ( 8, стр.8)

4. Игра «Загадочные следы», «Узоры на песке» (9, стр.9)

5. Рефлексия занятия (8, Стр.9)

6. Ритуал «выхода» из Песочной страны (8, стр.10)

Занятие 3. «Удивительные ручки»

Цель: Развитие тактильно-кинестетической чувствительности. Обучение детей согласованным действиям, формирование позитивного отношения к себе и другим.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Упражнение «Дружные руки» (1, с.23)

3. Ритуал «входа» в Песочную страну ( 8, стр.8)

4. Игра «Песочные прятки», «Узоры на песке» (9, стр.9)

5. Рефлексия занятия (8, Стр.9)

6. Ритуал «выхода» из Песочной страны (8, стр.10)

Занятие 4. «Секретные задания кротов»

Цель: Снижение психофизического напряжения, воспитание чувства уважения к окружающим людям.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Упражнение «Это я, это все мои друзья» (1, с.23)

3. Ритуал «входа» в Песочную страну ( 8,стр.8)

4. Упражнение «Секретные задания кротов» (9, стр.13)

5. Рефлексия занятия (8, Стр.9)

6. Ритуал «выхода» из Песочной страны (8, стр.10)

Занятие 5. «В гостях у песочной феи»

Цель: Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние, формирование позитивного отношения к себе и другим, умения работать в группе.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Ритуал «входа» в Песочную страну ( 8,стр.8)

4. Творческая работа « Поможем песочной фее» (9, стр.13)

5. Рефлексия занятия (8, Стр.9)

6. Ритуал «выхода» из Песочной страны (8, стр.10)

Раздел 2. «Азбука эмоций»

Занятие 1. Робость.

Цель: Повышение у детей уверенности в себе, сплочение группы, знакомство с чувством робости.

#1056;итуал приветствия «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Игра «Клубочек» (4, с.42)

3. Рассматривание пиктограммы «робость», изображение, обсуждение эмоции

4. Игра «Похвали себя» (4, с.42)

5. Игра «Лев» (4,с.43)

6. Игра «Я хороший! Мы хорошие!» (4,с.43)

7. Ритуал прощания « Я хороший…» (авт.).

Занятие 2. Радость.

Цель: Знакомство с чувством радости, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

1. Ритуал приветствия «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Знакомство с пиктограммой «радость», изображение, обсуждение эмоции

3. Этюд «Встреча с другом» (4,с.46)

4. Упражнение «Закончи предложение» («Я радуюсь, когда…) (авт.)

5. Игра «Доброе животное» (4,с.47)

6. Упражнение «Ромашка радости» (4,с.55)

7. Ритуал прощания

Занятие 3. Страх

Цель: Знакомство с чувством страха, изучение выражения эмоциональных состояний в мимике, поиск путей преодоления страха, развитие умения справляться с чувством страха, развитие эмпатии.

#1056;итуал приветствия

#1059;пражнение «Клубочек» (4,с.58)

3. Знакомство с пиктограммой «страх» ,обсуждение, работа с зеркалом.

4. Упражнение «Солнечный зайчик» (4,с.46)

5. Этюд «Гусь» (4,с.59)

6. Игра «Азбука настроений» (4,с.52)

7. Упражнение «Делаем вместе» (4,с.47)

8. Ритуал прощания

Занятие 4. «Путешествие золотой рыбки»

Цель: Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние, формирование позитивного отношения к себе и другим, умения работать в группе.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Ритуал «входа» в Песочную страну ( 8,стр.8)

4. Творческая работа « Золотые рыбки» (8, стр.17)

#1057;амостоятельная игра детей, активизация коммуникаций.

6. Рефлексия занятия (8, Стр.9)

7. Ритуал «выхода» из Песочной страны (8, стр.10)

Занятие 5. Удивление.

Цель: Знакомство с чувством удивления, закрепление мимических навыков.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Повторение предыдущего материала, знакомство с пиктограммой «удивление», работа с зеркалом

3. Этюд «Цирк» (4,с.69)

4. Чтение истории «Живая шляпа», обсуждение, этюд «Живая шляпа» (4,с.67)

5. Беседа «Чему мы удивляемся»

6. Игра «Азбука настроения» (4,с.52)

7. Ритуал прощания

Занятие 6. Самодовольство.

Цель: Знакомство с чувством самодовольства.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Повторение предыдущего материала, знакомство с пиктограммой «самодовольство», работа с зеркалом

3. Мимическая гимнастика, изображение эмоций «радость, страх, удивление, самодовольство».

4. Игра «Мы хвастаемся» (4,с.71)

5. Сказка «Мышка-хвастунья» - чтение, беседа, разыгрывание сказки по ролям (2,с.72)

6. Игра «Доброе животное» (4,с.47)

7. Ритуал прощания

Занятие 7. Гнев

Цель: Знакомство детей с чувством гнева, продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

#1047;накомство с пиктограммой «гнев», работа с зеркалом

#1069;тюд «Разъяренная медведица», игра-драматизация «Три медведя» (4,с.77)

#1056;исование гнева цветовыми пятнами

#1056;елаксация «Путешествие к ручью»

6. Ритуал прощания

Занятие 8. «Песочный город»

Цель: Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние, формирование позитивного отношения к себе и другим, умения работать в группе.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Ритуал «входа» в Песочную страну ( 8,стр.8)

4. Творческая работа « Песочный город» (9, стр.13)

#1057;амостоятельная игра детей, активизация коммуникаций.

6. Рефлексия занятия (8, Стр.9)

7. Ритуал «выхода» из Песочной страны (8, стр.10)

Занятие 9. Злость.

Цель: Знакомство с чувством злости, обучение способам саморегуляции и самоконтроля в ситуациях гнева.

1. Ритуал приветствия

2. Знакомство с пиктограммой «злость» , работа с зеркалом

3. Чтение истории «Сердитый дедушка», обсуждение, проигрывание этюда (4,с.77)

4. Упражнение «Бой подушками по правилам» (4,с.78)

5. Упражнение на разрядку негативных эмоций с грушами (авт)

6. Релаксация, дыхательные упражнения

7. Ритуал прощания

Занятие 10. Отвращение

Цель: Знакомство с чувством отвращения, брезгливости.

1. Ритуал приветствия

2. Повторение предыдущего материала

3. Знакомство с пиктограммой «брезгливость», отработка мимических навыков, работа с зеркалом

4. Чтение истории «Солёный чай», обсуждение, проигрывание этюда (4,с.82)

5. Игра «Собираем мусор» (4,с.82)

6. Упражнение «Солнечный зайчик», (4,с.46)

7. Ритуал прощания

Занятие 11. Наши чувства. Закрепление знаний об эмоциях.

Цель: Закрепление полученных знаний о различных эмоциях, закрепление умения различать чувства.

1. Ритуал приветствия

2. Повторение материала по всем изученным пиктограммам

3. Игра «Азбука настроений» (4,с.52)

4. Рисование на тему «На что похоже моё настроение», обсуждение рисунков

5. Ритуал прощания

Занятие 12. «Сказочная страна эмоций»

Цель: Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние, формирование позитивного отношения к себе и другим, умения работать в группе.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Ритуал «входа» в Песочную страну ( 8,стр.8)

4. Творческая работа « Сказочная страна » (9, стр.13)

#1057;амостоятельная игра детей, активизация коммуникаций.

6. Рефлексия занятия (8, Стр.9)

7. Ритуал «выхода» из Песочной страны (8, стр.10)

Раздел 3 «Я учусь владеть собой!»

Занятие 1. «Я волнуюсь»

Цель: Закрепление знаний об эмоциях и чувствах. Знакомство со способами, помогающими детям справиться со своими чувствами, способствовать умению делать выбор.

1. Ритуал приветствия «Я рад тебя видеть» (авт.)

#1063;тение истории «я волнуюсь» (10, с.7-13, 14-21)

#1054;бсуждение словесных , физических способов решения проблемы

#1055;роигрывание ситуации

5. Ритуал прощания. « Я хороший…» (авт.).

Занятие 2. «Городок игрушек»

Цель: Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние, формирование позитивного отношения к себе и другим, умения работать в группе.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Ритуал «входа» в Песочную страну ( 8,стр.8)

4. Творческая работа « Город игрушек »

#1057;амостоятельная игра детей, активизация коммуникаций.

6. Рефлексия занятия (8, Стр.9)

7. Ритуал «выхода» из Песочной страны (8, стр.10)

Занятие 3. «Я боюсь»-1

Цель: Закрепление умения разбираться в своих чувствах и адекватно на них реагировать, способствовать развитию умения делать выбор.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

#1063;тение истории «я боюсь» (10, с.7-16)

#1054;бсуждение словесных и физических способов решения проблемы

#1055;роигрывание ситуации

5. Ритуал прощания.

Занятие 4. «Я боюсь»-2

Цель: Учить детей распознавать разницу между чувствами и поступками, способствовать развитию умения делать выбор.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

#1063;тение истории «я боюсь» ( 10,с.18-28)

#1054;бсуждение творческих способов решения проблемы

#1055;роигрывание ситуации

5. Ритуал прощания.

Занятие 5. «Путешествие к гномам в горы»

Цель: Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние, формирование позитивного отношения к себе и другим, умения работать в группе.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Ритуал «входа» в Песочную страну ( 8,стр.8)

4. Творческая работа « Страна гномов »

#1057;амостоятельная игра детей, активизация коммуникаций.

6. Рефлексия занятия (8, Стр.9)

7. Ритуал «выхода» из Песочной страны (8, стр.10)

Занятие 6. «Я расстраиваюсь»

Цель: Способствование умению детей проявлять свои чувства, распознавать разницу между чувствами и поступками, развитие позитивного отношения к себе.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

#1063;тение истории «я расстраиваюсь» ( 10,с.7-18, 20-30)

#1054;бсуждение словесных, физических и творческих способов решения проблемы

#1055;роигрывание ситуации

5. Ритуал прощания.

Занятие 7. «Сказка об умном мышонке»

Цель: Закрепление умения разбираться в своих чувствах и адекватно на них реагировать, формирование позитивного отношения к себе и другим, умения работать в группе.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Ритуал «входа» в Песочную страну ( 8,стр.8)

4. Творческая работа « Праздник мышей»

#1057;амостоятельная игра детей, активизация коммуникаций.

6. Рефлексия занятия (8, Стр.9)

7. Ритуал «выхода» из Песочной страны (8, стр.10)

Занятие 8. «Я злюсь»

Цель: Способствование умению детей проявлять свои чувства, распознавать разницу между чувствами и поступками.

1. Ритуал приветствия

#1063;тение истории «я злюсь» ( 10,с.7-18)

#1054;бсуждение физических и словесных способов решения проблемы

#1055;роигрывание ситуации

5. Ритуал прощания.

Занятие 9. «Я злюсь»-2

Цель: Закрепление умения разбираться в своих чувствах и адекватно на них реагировать

1. Ритуал приветствия

#1063;тение истории «я злюсь» (10, с.20-29)

#1054;бсуждение творческих способов решения проблемы

#1055;роигрывание ситуации

5. Ритуал прощания.

Занятие 10. «У солнышка в гостях»

Цель: Закрепление умения разбираться в своих чувствах и адекватно на них реагировать, формирование позитивного отношения к себе и другим, умения работать в группе.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Ритуал «входа» в Песочную страну ( 8,стр.8)

4. Упражнение « Победитель злости» (8,стр.14)

#1057;амостоятельная игра детей, активизация коммуникаций.

6. Рефлексия занятия (8, Стр.9)

7. Ритуал «выхода» из Песочной страны (8, стр.10)

Занятие 11. «Я горжусь»

Цель: Учить детей распознавать разницу между чувствами и поступками, способствовать развитию умения делать выбор.

1. Ритуал приветствия

#1063;тение истории «я горжусь» (10, с.7-18,20-26)

#1054;бсуждение словесных способов решения проблемы

#1055;роигрывание ситуации

5. Ритуал прощания.

Занятие 12. «Мой любимый город»

Цель: Формирование позитивного отношения к себе и другим, развитие уверенного поведения,умения работать в группе.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Ритуал «входа» в Песочную страну ( 8,стр.8)

4. Творческая работа « Праздник города »

#1057;амостоятельная игра детей, активизация коммуникаций.

6. Рефлексия занятия (8, Стр.9)

7. Ритуал «выхода» из Песочной страны (8, стр.10)

Занятие 13. Закрепление знаний о чувствах

Цель: Закрепление полученных знаний о различных эмоциях, закрепление умения различать чувства.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Повторение материала по всем изученным пиктограммам

3. Игра «Азбука настроений» (4,с.52)

4. Рисование на тему «Мои разноцветные чувства», обсуждение рисунков

5. Ритуал прощания

Занятие 14. Закрепление знаний о чувствах-2

Цель: Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Игра «В моем дворе»( 1,с.32)

3. Рисование песком на тему «Волшебный мир песка», обсуждение рисунков

4. Ритуал прощания

Занятие 15. «Спасем доброту»

Цель: Совершенствовать навыки позитивной коммуникации, воспитание чувства уважения к окружающим людям.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Ритуал «входа» в Песочную страну ( 8,стр.8)

4. Творческая работа «Царство добра»

5. Самостоятельная игра детей, активизация коммуникаций.

6. Рефлексия занятия (8, Стр.9)

7. Ритуал «выхода» из Песочной страны (8, стр.10)

Занятие 16. «Я умею владеть собой»

Цель: Обобщение и закрепление полученных знаний и навыков, способствовать развитию саморегуляции поведения, рефлексии.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Упражнение «Подарим друг другу улыбку» (1,с.191)

3. Игра «Азбука настроений» (1,с.52)

#1048;гра « Это- здорово!»

4. Рисование « У меня получилось!», обсуждение рисунков

5. Ритуал прощания.

Занятие 17. «Я умею владеть собой»-2

Цель: Совершенствовать навыки позитивной коммуникации , способствовать развитию рефлексии, саморегуляции.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Упражнение «Ты такой же как и я, ты отличен от меня» (1, с.38)

3. Игра « Это здорово!»

4. Рисование песком « Цвет дружбы», обсуждение рисунков

5. Ритуал прощания.

Занятие 18. « Мир, в котором я живу»

Цель: Совершенствовать навыки позитивной коммуникации, воспитание чувства уважения к окружающим людям, позитивной самооценки.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Ритуал «входа» в Песочную страну ( 8,стр.8)

4. Коллективная работа « Мой мир»

5. Самостоятельная игра детей, активизация коммуникаций.

6. Рефлексия занятия (8, Стр.9)

7. Ритуал «выхода» из Песочной страны (8, стр.10)

Занятие 19. «Мой любимый детский сад»

Цель: Совершенствовать навыки позитивной коммуникации, способствовать развитию саморегуляции, рефлексии.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть» (авт.)

2. Ритуал «входа» в Песочную страну ( 8,стр.8)

4. Творческая работа «Мой любимый детский сад»

5. Самостоятельная игра детей, активизация коммуникаций.

6. Рефлексия занятия (8, Стр.9)

7. Ритуал «выхода» из Песочной страны (8, стр.10)

4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

Методической основой программы являются : программа эмоционального развития детей дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В.Крюковой, методические пособия «Детские трудности. Как с ними справиться?» Э.Крейри, пособие Н.В.Кузуб «В гостях у песочной Феи».

Для проведения занятий необходимо следующее оборудование и материалы:

  • песочницы (юнгианские) с набором мелких игрушек
  • кинетический песок
  • ковёр
  • доска магнитно-маркерная
  • музыкальный центр с аудиозаписями
  • пиктограммы
  • изобразительные материалы (цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, альбомные листы)
  • подушки
  • игрушки, дидактические игры
  • разноцветные мячи

5. Список литературы:

  1. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М.: АРКТИ, 2002.
  2. Воробьева К.И. Ассертивность как системообразующее свойство субъекта адаптации.-Вестник БГУ. № 2
  3. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Программно-методическое пособие.-2-е изд., испр.и доп.Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр.,2002.
  4. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь… Программы групповой психологической работы с дошкольниками. – М.:Генезис, 2000.
  5. Лебедева И.Д. Психологические детерминанты ассертивности личности. Диссертация.-Красноярск, 2014, -204с.
  6. Чистякова М.И.Психогимнастика/под ред. М.И.Буянова-2-е изд. М. : Просвещение, Владос,1995
  7. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.
  8. Большебратская Э.Э.Песочная терапия.-Петропавловск,2010-74с.
  9. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Речь, 2011-59с
  10. Э. Крейри «Детские трудности. Как с ними справиться?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

Модель психокоррекционной программы «Коррекция поведения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня на основе сказки с использованием зеркальной стены»

Психологическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обижен...

Организанция индивидуального общения с детьми и родителями Психокоррекционная программа по снижению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Работа с родителями агрессивных детей.Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она ...

Ассертивное поведение

Формирование  ассертивности  как качества личности, формы поведения и детерминанты развития социальной адаптации...

"Тренинг ассертивного поведения"

Цель тренинга: развить ассертивность у педагогов....

Дополнительная образовательная программа Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. «Береги себя» для детей от 3 до 7 лет

Совершенствование дошкольного воспитания в области безопасности жизнедеятельности является весьма актуальным. Что подтверждается:-социальным заказом семьи и школы, государства на формирование личности...