Проект "Моя малая Родина"
проект (старшая группа)

Буркова Наталья Петровна

Проект составлен с целью воспитание чувства любви к Родине, родному посёлку, семье. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок»

"Моя малая родина"

(Проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми старшего возраста.)

Составила воспитатель: Буркова Н.П.

Тема: «Моя малая родина»

Именно на основе любви к малой Родине, к семье, к дому основывается патриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяются, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю своей страны.

Продолжительность – 3 месяца

Автор проекта: воспитатель Буркова Н.П.

Вид проекта: информационный, познавательно-творческий, групповой.

Место реализации – детский сад, семья.

Участники – воспитатели, музыкальный руководитель, воспитанники старшей группы и их родители,

Девиз проекта:

«Я узнал, что у меня.Есть огромная семья.И тропинка и лесок.В поле каждый колосок
Речка, небо голубое.Это все мое родное.Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!

Актуальность: У нас есть огромное желание воспитать у ребенка: любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти нужно от близкого к далекому. В настоящее время семья переживает не лучшие времена, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться заботиться о близких с детства, быть внимательными друг другу, сострадать, словом и делом помогать. С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:


ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач

дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию

– это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение

своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и

приумножать богатство своей родины.

По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка

любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу,

стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и

промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах, знакомство детей с символами

государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости

за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к

другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах

детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В

основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины

начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к

матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным

домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения

тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает

отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но

пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в

становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению

нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к

традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе

патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю

имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским

садом, своей улицей, поселком, а затем и страной, ее столицей и символами.

обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

формирование мира и межличностных отношений.

Цель: воспитание чувства любви к Родине, родному посёлку, семье.

Задачи:

расширить знания детей о родном посёлке

Помочь детям осознать себя членом семьи, детскому саду, улице, родному посёлку.

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

Ознакомить детей с символами родного посёлка, района, государства.

Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.

Воспитание уважения к труду.

Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам.

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории.

Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину.

Воспитывать желание быть полезным в своем посёлке.

Сформировать желание у детей и родителей принимать участие в мероприятиях патриотического воспитания.

Развивающие

Развивать:

- наблюдательность;

- любознательность;

- эстетическое восприятие окружающего мира;

Воспитательные.

Воспитывать:

- любовь к родному поселку;

- чувство гордости за свою малую родину.

Этапы реализации.

1 этап. Мотивационный:

- изучение методической литературы;

- составление перспективного плана;

- подбор игр и оборудования;

- создание РППС.

2 этап. Деятельностный:

- беседы с детьми;

-дидактические игры;

- Сюжетно - ролевые игры;

- показ презентации о достопримечательностях поселка;

- экскурсии;

- продуктивная деятельность;

- чтение художественной литературы;

- разучивание стихов.

3 этап Презентационный:

- оформление альбома об истории и достопримечательностях поселка;

- выставка детских рисунков "Моя малая Родина";

- обобщение опыта работы по данной теме;

- презентация проекта «Моя малая родина».

Ожидаемые результаты:

С детьми:

дети будут иметь представления об истории, культуре и природе родного края своей малой родины;

закрепят понимание, что это их малая родина;

будут:

- испытывать чувство гордости за свой край;

- проявлять интерес к событиям из жизни поселка;

отражать свои впечатления:

- в продуктивной деятельности (своих и совместных рисунках с родителями);

- в составленных ими рассказах;

научаться выражать собственное мнение и анализировать мнение сверстников.

С педагогами:

- созданная ППРС обогатит воспитательно – образовательный процесс;

- возрастёт заинтересованность и стремление педагогов к созданию и систематизации дидактического материала по данной теме.

С родителями:

- повысится компетентность родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей;

- возрастет интерес к участию в поселковых мероприятиях и мероприятиях ДОУ.

План реализации проекта

№ п./п.

Мероприятия

Ответственный

Сроки

Мотивационный этап

1

- Изучение методической литературы;

- составление перспективного плана;

- создание развивающей среды;

- подбор игр и оборудования;

- создание условий для продуктивной деятельности;

-анкетирование.

Воспитатели

Октябрь

Деятельностный этап

2

- беседы с детьми;

-дидактические игры;

- Сюжетно - ролевые игры;

- показ презентации о достопримечательностях поселка;

- экскурсии;

- продуктивная деятельность;

- чтение художественной литературы;

- разучивание стихов.

Воспитатели

В течение реализации проекта.

- Просмотр детьми презентации "Наш поселок".

- Просмотр Видео фильма "Байкал".

Воспитатели

В течение реализации проекта.

Экскурсии в музей,

По улицам посёлка

Воспитатели

Ноябрь

Разучивание народных песен, танцев, хороводов, игр.

Воспитатели, музыкальный руководитель

В течение реализации проекта.

Продуктивная деятельность;

- "Природа родного края";

-выставка детских рисунков "Мой любимый поселок";

- "Животные нашего леса";

Воспитатели, родители

Ноябрь

Декабрь

-Рассматривание иллюстраций;

-чтение художественной литературы

-Продуктивная деятельность

Воспитатели, родители

Чтение художественной литературы, разучивание стихов о Родине.

Воспитатели

В течение реализации проекта.

этап Презентационный:

Оформление альбома "Мой поселок"

Воспитатели

Декабрь

Спортивное развлечение

Воспитатели инструктор по физической культуре

Презентация проекта «Моя малая родина»

Список литературы:

- Основная образовательная программа МДОУ детский сад «Родничок»

- комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в старшей группе (ФГОС). Издательство МОЗАИКА…СИНТЕЗ М.,2014г.

-Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – Издательство ЦГЛ, М., 2005;

- Вострухина Т.В. «Знакомим с окружающим миром детей 5 – 6 лет» Издательство: ТЦ Сфера М., 2015г.;

- Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным социальным окружением » в старшей группе детского сада. Издательство: Мозаика-синтез М.. 2011г;

- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. - «Издательство Скрипторий». М.: 2008г.;

-интернет - ресурсы.

\


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Долгосрочный проект «Моя малая Родина» для старшей дошкольной группы

Слайд 2

Актуальность У нас есть огромное желание воспитать у ребенка: любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти нужно от близкого к далекому. В настоящее время семья переживает не лучшие времена, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться заботиться о близких с детства, быть внимательными друг другу, сострадать, словом и делом помогать.

Слайд 3

Цель . В оспитание чувства любви к Родине, родному посёлку, семье. Задачи: расширить знания детей о родном посёлке Помочь детям осознать себя членом семьи в детском саду, на улице, в родном посёлке. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, Ознакомить детей с символами родного посёлка, района, государства. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому. Воспитание уважения к труду. Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину. Воспитывать желание быть полезным своем посёлке. Сформировать желание у детей и родителей принимать участие в мероприятиях патриотического воспитания.

Слайд 4

Тип проекта: краткосрочный, творческий, познавательный, групповой. Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители. Этапы реализации. 1 этап. Мотивационный: - изучение методической литературы; - составление перспективного плана; - подбор игр и оборудования; - создание РППС. 2 этап. Деятельностный : - беседы с детьми; -дидактические игры - Сюжетно -ролевые игры; - показ презентации о достопримечательностях поселка; - экскурсии; - продуктивная деятельность; - чтение художественной литературы; - разучивание стихов. 3 - Презентационный: - оформление альбома об истории и достопримечательностях поселка; презентация проекта «Моя малая родина». - выставка детских рисунков "Моя малая Родина"

Слайд 5

Ожидаемый результат С детьми: дети будут иметь представления об истории, культуре и природе родного края своей малой родины; закрепят понимание, что это их малая родина; будут: - испытывать чувство гордости за свой край; - проявлять интерес к событиям из жизни поселка; отражать свои впечатления: - в продуктивной деятельности (своих и совместных рисунках с родителями); - в составленных ими рассказах; научаться выражать собственное мнение и анализировать мнение сверстников.

Слайд 6

Ожидаемый результат: Дети имеют представление о посёлке, в котором они живут. Знают, что их «малая» Родина, испытывают чувства гордости за свой край. Знают историю возникновения родного посёлка, его достопримечательности. Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах. Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в поселке и семье.

Слайд 7

Организация деятельности в ходе выполнения проекта: Беседа «Наш родной посёлок» Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей». Беседа «Чистый посёлок» Дидактическая игра «Как зовут тебя по-другому» Беседы «За что я люблю детский сад». Рассматривание альбома «Мой посёлок». Беседа «Где работают родители Беседа о жизни животных и птиц в лесу. Познавательная беседа «Помощь зимующим птицам». Подкармливание птиц на участке детского сада. Рисование «Дом, в котором я живу» Чтение литературных произведений, Заучивание пословиц и поговорок о Родине, семье Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Путешествие по посёлку».

Слайд 9

Цель. Воспитывать у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине. Задачи: ознакомление детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, «Отечество»; обзорное ознакомление с символикой, гимном и столицей России; закрепление полученной информации Беседа «Моя страна Россия»

Слайд 10

Беседа «Наш родной посёлк – Усть- ордынский » Задачи: - Дать достоверные представления об истории малой Родины. - Формировать интерес к изучению истории посёлка и его настоящего. - Развивать чувство любви к родному посёлку . - Воспитывать активное отношение к окружающей жизни, способствовать интеллектуальному развитию. Цель: воспитывать у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей малой Родине.

Слайд 11

Беседа «Мой дом, наведу порядок в нем» Цель. Воспитывать у детей культуры поведения, желание поддерживать чистоту и порядок в доме, группе, на участке. Задачи: - Расширять и закреплять представления детей об утилизации мусора, о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов. - Расширить словарный запас детей.

Слайд 12

Беседа«Чистый посёлок» (экология) Цель: Уточнение знаний детей о значимости чистоты улиц посёлка и о роли человека в поддержании ее. Задачи: - Обобщать представление об источниках возникновения мусора. - Анализировать экологическую проблему. - Развивать умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены. - Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Слайд 16

1. Рисование «Дом в котором я живу» Художественно эстетическое развитие Цель. Активизировать мыслительные процессы Задачи: Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как одном из «уголков» своей родины. Продолжать рисовать несложные сюжеты. Развивать творческое воображение, способности к композиции. Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей родины

Слайд 17

Выставка на тему «Дом в котором я живу»

Слайд 18

Рисование «Природа родного края» Цель . Активизировать мыслительные процессы . Закрепить знания детей о растительном мире родного края. Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен. Учить использовать растительный мир с умом. Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы. Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Слайд 19

Рисуем «Природу родного края»

Слайд 20

Экскурсия по улицам поселка Задачи: Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как одном из «уголков» своей родины. Продолжать рисовать несложные сюжеты. Развивать творческое воображение, способности к композиции. Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей родины Цель: Активизировать мыслительные процессы

Слайд 21

Задачи: - Развитие интереса к истории России, родном поселке ; - Формирование уважения к символам государства; - Расширение кругозора учащихся о государственной символики России; - Развитие навыков исполнения гимна; - Воспитание гражданских чувств, чувства патриотизма через познание символов государства 3. Музыка прослушивание гимна Российской федерации, песен о родном поселке. Цель: познакомить детей с гимном России в исторической ретроспективе, родном поселке

Слайд 22

Совместная деятельность родителей и детей: Изготовление макетов «Сельский дворик», «о.Байкал» Цель: Помочь родителям в организации совместной творческой деятельности в семье. Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи изготовления различных моделей, овладение техникой и навыками объемного моделирования, приобретение навыков работы с бумагой, картоном и использовать различные подручные материалы; развитие пространственного мышления Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой, постараться сблизить родителей и детей. - Развивать творческие способности детей и взрослых. - Организовать совместную продуктивную деятельность детей, родителей, педагога. - Вовлечь родителей в творческий процесс, обогатить отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности. - Налаживание эмоционального контакта. - Использовать инновационные формы работы с родителями.

Слайд 23

Макет « Сельский дворик»

Слайд 24

Макет « о.Байкал»

Слайд 25

Экскурсия в музей Цель. Ознакомление дошкольников с историей культуры и искусства через знакомство с музеем Задачи: - Углубить и систематизировать знания детей о культуре поведения в общественных местах, в том числе в музее. - Подготовить детей к восприятию мира музея, а именно: познакомить с тем, что такое музей и какие виды музеев бывают (сначала при демонстрации иллюстраций, слайдов в детском саду, затем при общении с подлинниками в процессе экскурсии в музей); с музейными профессиями, с «не музейными» объектами. - Формировать у детей умения художественного восприятия произведений искусства.

Слайд 28

Оздоровительная прогулка-поход в лес: «Кто сказал, что осень грустная пора

Слайд 29

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг Задачи: - Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - Развитие литературной речи; - Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Развитие речи Чтение художественной литературы

Слайд 30

Рассматривание альбомов «Наш посёлок»

Слайд 31

Просмотр фильма «Байкал»

Слайд 32

Цель: познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик. Задачи: Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: - произвольное внимание, логическое мышление; слуховое восприятие – память, речь детей; - Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук. Социально-коммуникативное развитие Пальчиковая гимнастика:

Слайд 33

2. Дидактические игры: «Собери мозаику» Задачи: - Развивает логическое мышление и сообразительность; - Способствует развитию моторики и координации; - Развивает воображение; - Тренирует память Цель: развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; выработка у ребенка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом

Слайд 34

Цель: обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; закрепить знания о функционировании магазина; формировать навыки культурного поведения в общественных местах. Задачи: - Учить развивать сюжет игры на основе знаний, полученных при восприятии окружающего и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; - Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; создавать условия для творческого самовыражения; - Помочь детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развивать интерес и уважение к профессии продавца. 3.Сюжетно-ролевые игры: «Магазин»

Слайд 35

«Строительство нового дома» Цель: Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах - Совершенствовать конкретные представления о строительстве, его этапах; развивать сообразительность, умение активно привлекать и комбинировать представления о постройках и различных трудовых процессах. - Формировать умение задумать постройку и выполнять ее, добиваться намеченного результата. - Развивать навыки общения, устойчивость внимания, точность восприятия, зрительный анализ, чувство пропорции и симметрии, художественный вкус, инициативность, творческую активность и воображение, образное мышление, самосознание. - Формировать умения творчески развивать сюжет игры. - Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважения к труду Задачи:

Слайд 36

Задачи: - Снятии усталости и напряжения - Внесении эмоционального заряда - Совершенствовании общей моторики - Выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью; - Тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций. «Вот под елочкой зеленой», «Едим, едим, долго едим», «Мы по улице гуляем», «Мы пройдемся по дорожке»; Физическое развитие Физминутка: Цель: Обеспечить отдых организма дошкольника в процессе воспитательно-образовательной деятельности

Слайд 37

Спортивное развлечение: «Олимпийские игры в царстве Байкала»

Слайд 38

Результат работы: В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. За время проекта повысился рост познавательной активности у детей, интерес родителей к делам группы. Этот проект помог детям почувствовать любовь и привязанность к родному дому, семье, поселку; испытать гордость и уважение к односельчанам, гордиться их достижениями, научил любоваться природой, бережно относиться к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...