Пропедевтика проектной деятельности
проект (подготовительная группа)
Пропедевтика единственно возможная форма развития проектных умений у детей старшего дошкольного возраста. Пропедевтика нацелена на формирование представления о проектном или исследовательском действии или понятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пропедевтика проектной деятельности»
Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.
Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у детей информационной компетенции.
Согласно возрастной психологии к концу дошкольного возраста у детей наряду с предыдущими видами мышления начинает развиваться логическое мышление. Успешность развития логического мышления зависит от понимания ребенком смыслового контекста и прошлого (присвоенного) опыта ребенка.
В возрасте 6-ти лет у детей развиваются способности к целеполаганию, планированию, умение решать проблему, рефлексия. Эти способности составляют часть проектных умений, которые можно начинать формировать уже в старшем дошкольном возрасте. Психологи отмечают, что старший дошкольный возраст является сенситивным для развития проектных умений. Важно не упустить ответственный момент формирования проектных умений, и поэтому нужно начинать формировать эти умения еще в детском саду, создавая прочный фундамент учебного проектирования и исследования. Ведь чем раньше начнется активное формирование готовности детей к проектной и исследовательской деятельности, тем на более высокий уровень развития этой способности смогут выйти дети к окончанию школьного обучения.
Для построения образовательного процесса ФГОС ДОО определяет соблюдение следующих условий:
- принципа амплификация детского развития, т. е. обогащение его за счет максимально полного проживания детства в каждом периоде дошкольного возраста;
- деятельностного подхода, т. е. использование детских видов деятельности: познавательной, поисково-исследовательской, предметно-практической, продуктивной, трудовой и др.;
- партнерской позиции воспитателя в процессе детской деятельности;
- мотивированное (без принуждения) включение воспитанников в деятельность.
Пропедевтика единственно возможная форма развития проектных умений у детей старшего дошкольного возраста. Пропедевтика нацелена на формирование представления о проектном или исследовательском действии или понятии.
В пропедевтическом периоде формирования проектных умений старшие дошкольники учатся видеть проблему, искать пути решения, работать по плану. Формирование готовности младших школьников к проектной и исследовательской деятельности будет опираться на сформированные представления, которые появятся у дошкольников в результате пропедевтики.
В традиционном обучении мы имеем дело с пассивными учащимися, которых учитель старается «напичкать» стандартным набором готовых знаний. Учитель сетует: «Даю важные вещи, а им не интересно. Как организовать обучение через желание? Как активизировать ребенка, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Каким методом?
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Учебный проект
Проблема проекта | «Зачем?» (мы делаем проект) | Актуальность проблемы мотивация |
Цель проекта | «Что?» (для этого мы делаем) | Целеполагание |
Задачи проекта | «Как?» (мы это можем делать) | Постановка задач |
Методы и способы | «Что получится?» (как решение проблемы) | Выбор способов и методов, планирование |
Результат | «Почему?» (это важно для меня лично) | Ожидаемый результат |
Цель занятия:
Воспитывать у дошкольников познавательный интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Образовательные:
1. Расширять представления детей о комнатных растениях. Учить выделять и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Закреплять знания детей о потребности растений в воде, свете, тепле.
Развивающие:
1.Развивать умение находить решение проблемных задач.
2. Расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
1. Воспитание доброжелательности, желание оказать помощь другу.
2. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями.
Методические приемы:
Словесные, наглядные, проблемно-поисковый.
Предварительная работа:
Просмотр презентации «Как ухаживать за цветами»
Материал: комнатные растения, лейки с водой, салфетки, кисточки для протирания пыли, тазики, клеенки, пульверизаторы, фартуки для детей.
Пропедевтика проектной деятельности:
Отрефлексировать понятие « План»
Учить презентовать свою работу.
Находить пути решения проблемной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Педагогическое проектирование образовательной деятельности со старшими дошкольниками, решающее задачи пропедевтики проектных умений. Проект "Зимнии забавы"
Вызвать у детей желание помогать родителям и педагогам в оформлении участка....