Студия лидерства «Ключ к успеху» как условие развития лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста
проект (подготовительная группа)

Сыромятникова Светлана Федоровна

Студия лидерства «Ключ к успеху» - это проект, который призван целенаправленно развивать лидерский потенциал детей, считая его одной из важных черт развития ребенка, для будущей жизни ребенка и особенно для его будущей успешной учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lider.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко»

ГО «Поселок Агинское»

Тема проекта:

Студия лидерства «Ключ к успеху»

как условие   развития лидерского потенциала

 детей старшего дошкольного возраста

Автор проекта:

Воспитатель  Сыромятникова Светлана Федоровна

 Тема проекта: Студия лидерства «Ключ к успеху» как условие   развития лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста.

Автор проекта: воспитатель Сыромятникова Светлана Федоровна.

Актуальность

В современных условиях развития российского общества и становления рыночной экономики успех каждого человека зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейший ход событий, принимать соответствующие решения и действовать согласно им.

Развитие социальной активности, лидерской целеустремленности необходимо начинать уже в дошкольном детстве. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, различным видам деятельности, самому себе. В связи с этим современная педагогическая практика должна опираться на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. Изучение механизмов проявления активности ребенка и процесса развития лидерского потенциала детей имеет исключительно важное значение для поиска эффективных путей и средств, способствующих становлению активности личности, ее самореализации в настоящем и будущем окружении.

  В условиях реализации ФГОС ДО главенствующие задачи включают в себя формирование позитивных лидерских качеств личности ребенка, через включение его в различные виды деятельности на всех этапах дошкольной жизни.

Одним из путей решения этой проблемы видится развитие лидерской позиции в дошкольном возрасте, а также социализация детей в современном обществе. Для более точного определения стартовых возможностей ребёнка, для выявления его потенциальных задатков и способностей необходима хорошо организованная, целенаправленная, чётко структурированная деятельность, которая направлена на развитие лидерских качеств ребёнка.  

Так как лидерство связано с коллективными формами деятельности, то мы решили организовать в нашем детском саду Студию лидерства «Ключ к успеху».

Студия лидерства «Ключ к успеху» - это проект, который призван целенаправленно развивать лидерский потенциал детей, считая его одной из важных черт развития ребенка, для будущей жизни ребенка и особенно для его будущей успешной учебной деятельности.

Для того чтобы ребенок был успешным и почувствовал себя успешным, ему необходимо обладать рядом совершенно новых для него качеств личности: уметь общаться с разными категориями людей, быть способными работать в команде, мотивировать других, уметь выражать то, что он чувствует.

Проект предполагает не только выявление, стимулирование и развитие лидерского потенциала воспитанников, но и раскрепощения более замкнутых детей, развития их коммуникативной компетентности, социальной уверенности.

Цель проекта: Создание условий выявления и развития лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста. 

Задачи:

  • обогащать социальный опыт старших дошкольников в личностно и общественно значимых видах деятельности;
  • формировать у старших дошкольников понятия «лидер», составление портрета лидера;
  • развивать умения рассуждать, анализировать, обсуждать ситуацию, отстаивать свою точку зрения;
  • формировать навыки  и умения работать в команде;
  • поощрять инициативу и самостоятельность.

 Нормативно-правовая и организационная основа проекта.

 Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 30 декабря 2012 г. №273-ФЗ;

 Федеральные государственные стандарты; дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, служба сопровождения.

Локальные акты

 Положение о реализации проекта Студия лидерства «Ключ к успеху»

 Приказ о реализации проекта Студии лидерства «Ключ к успеху»

Новизна проекта:

  Новизна проекта заключается в том, что активная позиция лидера воспитывается по средством практико-ориентированной деятельности. В соединении творческого компонента, с компонентами развития личности и социализации воспитанников.

Основными принципами являются:

 • Принцип открытости и доступности  

 • Принцип добровольности и творчества  

• Принцип коллективности  

• Принцип гласности  

• Принцип согласованности действий

Формы работы:

  • Сюжетно-ролевые, дидактические игры
  • Упражнения на взаимодействие в группе
  • Творческие задания
  • Конкурсы
  • Проигрывание ситуаций
  • Проектирование
  • Квест-игры
  • Коуч-игры
  • «Живая газета»
  •  Интервьюирование
  • Кластер
  • Метод «погружения»
  • Синквейн  
  • Проблемный диалог

     Ресурсное обеспечение проекта:

Материально-техническая база:

  • Предметно-пространственная среда ДОУ
  • Компьютер
  • Интерактивная доска
  • Магнитофон
  • Диктофон

Кадровые ресурсы:

 Воспитатели

 Служба сопровождения

 Старшие воспитатели

Информационные ресурсы:

 Интернет ресурсы

 Методическая литература

Сроки реализации проекта: 2 года

Продолжительность одного занятия составляет 30 минут, периодичность: 1 раз в неделю.

Этапы реализации проекта.

1 этап - подготовительный  

  • Проведение анкетирования на определение основных качеств лидера.
  • Разработка положений и плана мероприятий.

  1. этап – практический
  • Внедрение в практику мероприятий проекта студии лидерства «Ключ к успеху».
  •  Обучение участников студии лидерства «Ключ к успеху»
  • Практические заседания участников студии лидерства «Ключ к успеху» по применению    полученных знаний и обучению воспитанников
  •  Поиск новых интересных форм работы
  • Отслеживание результатов
  • Ежемесячный выпуск газеты «Деловой взгляд»

3 этап – заключительный  

  • Анализ и обобщение результатов
  • Презентация детских проектов
  • Конкурс «Я - лидер»

Тематическое планирование

Разделы

Содержание работы

сроки

Раздел I:

 «Чудеса лидерства»

Вводная беседа про качества лидера. 

«Что такое хорошо, что такое плохо?»

Тренинговые занятия:

  • Тренинг: «Я - как я себя вижу»
  • Тренинг: «Я глазами других»

Игры на выявление лидера:

  • Веревочка
  • Карабас
  • Большая семейная фотография
  • Я - лидер
  • Лучший среди лучших
  • В темноте
  • Ты кирпичик, я – кирпичик, а все вместе общий дом
  • Кактусы растут в пустыне
  • Медвежата на прогулке
  • Темнота

1 этап – сентябрь-октябрь 2019г.

Раздел II

«Азбука общения»

 

Игровые заседания с применением игр на развитие умения входить в контакт:

  • «Как говорят части тела»
  • «Зоопарк»
  • «Разговор сквозь стекло»
  • «День наступает, все оживает»
  • «Руки танцуют»
  • «Музыкальные объятия»
  • «Сочиняем сказку»
  • «Заколдованная тропинка»

Игровые заседания с применением игр на развитие интереса к партнеру по общению:

  • «Кто говорит?»
  • «Угадай, кто это»
  • «Пожелание»
  • «Доброе слово»
  • «Ласковое имя»
  • «А я сегодня такой»

2 этап

2019-2020 уч.г.

Раздел III

«Лига юных журналистов»

  Заседания клуба:

  • Знакомство с профессиями: журналист, редактор, фотограф.
  • Как стать настоящим журналистом? (встреча с журналистом газеты)
  • «Мы - журналисты» (дидактические и словесные игры с детьми для развития коммуникативных навыков, наблюдательности, внимания,
  • Создание схемы- подсказки для ведения диалога в форме интервью зрительной памяти)
  • Игра «Интервью» (берем интервью друг у друга, у сотрудников ДОУ)
  • Создание газеты «Деловой взгляд» (распределение функций между детьми, обсуждение разделов, тем)

2021-2022уч.г.

Раздел IV

«Я – лидер!»

  • Конкурс «Я - лидер»
  • Фестиваль «Лидером быть желаю»
  • Развлекательный досуг «Лидер и его команда»
  • Викторина «Портфель лидера»
  • Спортивный праздник «Твердо верим в свой успех»
  • Презентация газеты «Деловой взгляд»

Май-июнь  2022г.

 Механизмы финансирования проекта:

  • спонсорская помощь;
  • добровольные родительские пожертвования.

№п/п

Наименование расходов

Сумма

Виды расходов

1

Информационное обеспечение

1 000

Приобретение методической литературы, пособий

2

Материально-техническое обеспечение

1000

1000

1000

2000

-Приобретение канцелярских товаров

- Приобретение фотоаппарата

-Материалы для оформления продуктивной деятельности детей

3

Итого

6000

Перспективы развития проекта:

  • тесное взаимодействие воспитателей и родителей по  развитию у детей лидерских качеств у детей;
  • социально-психологическая и личностная готовность ребенка к школе;
  • обобщение материалов опыта работы;
  • подготовка и издание методического пособия по реализации проекта.

Предполагаемые риски.

Риски

Способы снижения рисков

Завышенные ожидания (участники проекта могут ожидать особой заботы, постоянной поддержки, внимания, детального разъяснения)

Детальный разбор проведенных занятий, мероприятий, акций (что получилось, что нет). Заполнение тетради отзывов и предложений, листков обратной связи

Нерегулярность встреч

Выбор наиболее комфортного дня недели и времени путем коллективного решения

Сопротивление родителей на участие детей в проекте «Ключ к успеху»

Предоставление родителям полной информации о проекте «Ключ к успеху» (цели, задачи, ответственные лица, частота и продолжительность встреч, ожидаемые результаты)

Вовлечение родителей в деятельность студии лидерства «Ключ к успеху»

Отсутствие у участников мотивации к выдвижению в лидерский состав по причине недостатка опыта наставнической деятельности

Систематические тренинговые занятия с участниками по приобретению данного опыта с привлечением педагога-психолога

Отсутствие поддержки со стороны педагогов школы

Разработка способов мотивации педагогов на участие в проекте

 

Ожидаемые результаты проекта:

        обогащен социальный опыт старших дошкольников в личностно и общественно значимых видах деятельности;

•        у старших дошкольников сформировано понятия «лидер», составление портрета лидера;

•        развиты умения рассуждать, анализировать, обсуждать ситуацию, отстаивать свою точку зрения;

•        сформированы навыки и умения работать в команде.

Практическая значимость проекта:

Заключается в том, что основные результаты проекта могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования по развитию лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста, при разработке образовательных рабочих программ воспитателей.

 Список используемых источников:

1. Аканова Р.С. Проявление лидерских качеств в дошкольном возрасте // Вестник КазГУ. – 2015. – №4. – С. 51-55.1.        Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2011.- 448 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»)

2.        Алекпарова С.У. Личностные особенности детей старшего дошкольного возраста // Вестник КазГУ. – 2016. – №4. – С. 58-61.

3. Асаева Е.Е. Воспитание и развитие дошкольников. – Астана: Нур-Пресс, 2016. – 225 с.

4.        Жуматаева Л.Ж. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста // Открытая школа. – 2014. – №2. – С. 87-89.

5        Журсунова Г.Т. создание предметно-развивающей среды для развития лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста // Вестник КАСУ. – 2013. – №№. – С. 62-66.

6. Зайцева Е.М. особенности проявления лидерских качеств в детском коллективе // Педагогика. – 2013. – №;. – С. 74-78.

7. Маценова Е.Б. Первый среди равных// Менеджмент сегодня. 2013 № 5 с.310.

8. Омарова О.Г. Проявление личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста в игре // Вестник КАСУ. – 2016. – №№. – С. 57-63.

9. Петровский А.В. Психология коллектива. – М.: АСТ, 2011. – 458 с.

10. Расходова О.А. Проблема формирования детского коллектива: Монография. – М.: Буки Веди, 2013. – 412 с.

11.Сидова Е.Е. Проектирование лидерства // Методы менеджмента качества. 2013 № 11 с.44-48.

12.        Садвакасова С.Р. Лидерские устремления в группе детей старшего дошкольного возраста // Вестник КАСУ. – 2014. – №4. – С. 56-59.

13. Столяренко Л.Д. Педагогика и психология. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 471 с.

14. Свенцицкий А.В. Формирование лидерских качеств у детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2011. – №3. – С. 61-65.

15.        Темерканова Ж.К. Проявление лидерских качеств в детской группе // Вестник КАзГУ. – 2013. – №4. - С. 52-55.

16.        Уманский Л.И. Детское лидерство. – М.: Академия, 2013. – 455 с.

17.        Усенов Н.А. Воспитание ребенка-лидера // Вестник КАСУ. – 2016. – №3. – С. 85-89.        

18.        Шеремет Ю.В. Успешность в детском коллективе // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 36-39

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТУДИИ КАК ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Данный опыт работы поможет педагогам организовать работу с детьми в кружках по ИЗО....

"Психолого – педагогические условия развития деятельности детей старшего дошкольного возраста".

  Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы  МКДОУ детский сад №15  являются одними из важнейших условий. Требования к психолого-педагогическ...

Развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию лидерских качеств через познавательно - исследовательскую деятельность....

Игры, направленные на развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения....

Развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности

Важнейшей миссией учебно-воспитательного процесса на сегодняшний день является всестороннее развитие личности, в частности - формирование личности с определенным набором лидерских качеств. Если говори...

ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье обоснована роль общения со взрослыми как условие развития инициативности среди детей старшего дошкольного возраста. Утверждается, что инициатива является определяющим фактором в развитии ребе...

"Детская деятельность как условие развития лидерских качеств детей дошкольного возраста"

laquo;Главная задача ребёнка – это строительство человека, в которого ему суждено превратиться». Мария Монтесорри «Мой метод»....