Студия лидерства «Ключ к успеху» как условие развития лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста
проект (подготовительная группа)
Студия лидерства «Ключ к успеху» - это проект, который призван целенаправленно развивать лидерский потенциал детей, считая его одной из важных черт развития ребенка, для будущей жизни ребенка и особенно для его будущей успешной учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lider.docx | 33.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко»
ГО «Поселок Агинское»
Тема проекта:
Студия лидерства «Ключ к успеху»
как условие развития лидерского потенциала
детей старшего дошкольного возраста
Автор проекта:
Воспитатель Сыромятникова Светлана Федоровна
Тема проекта: Студия лидерства «Ключ к успеху» как условие развития лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста.
Автор проекта: воспитатель Сыромятникова Светлана Федоровна.
Актуальность
В современных условиях развития российского общества и становления рыночной экономики успех каждого человека зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейший ход событий, принимать соответствующие решения и действовать согласно им.
Развитие социальной активности, лидерской целеустремленности необходимо начинать уже в дошкольном детстве. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, различным видам деятельности, самому себе. В связи с этим современная педагогическая практика должна опираться на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. Изучение механизмов проявления активности ребенка и процесса развития лидерского потенциала детей имеет исключительно важное значение для поиска эффективных путей и средств, способствующих становлению активности личности, ее самореализации в настоящем и будущем окружении.
В условиях реализации ФГОС ДО главенствующие задачи включают в себя формирование позитивных лидерских качеств личности ребенка, через включение его в различные виды деятельности на всех этапах дошкольной жизни.
Одним из путей решения этой проблемы видится развитие лидерской позиции в дошкольном возрасте, а также социализация детей в современном обществе. Для более точного определения стартовых возможностей ребёнка, для выявления его потенциальных задатков и способностей необходима хорошо организованная, целенаправленная, чётко структурированная деятельность, которая направлена на развитие лидерских качеств ребёнка.
Так как лидерство связано с коллективными формами деятельности, то мы решили организовать в нашем детском саду Студию лидерства «Ключ к успеху».
Студия лидерства «Ключ к успеху» - это проект, который призван целенаправленно развивать лидерский потенциал детей, считая его одной из важных черт развития ребенка, для будущей жизни ребенка и особенно для его будущей успешной учебной деятельности.
Для того чтобы ребенок был успешным и почувствовал себя успешным, ему необходимо обладать рядом совершенно новых для него качеств личности: уметь общаться с разными категориями людей, быть способными работать в команде, мотивировать других, уметь выражать то, что он чувствует.
Проект предполагает не только выявление, стимулирование и развитие лидерского потенциала воспитанников, но и раскрепощения более замкнутых детей, развития их коммуникативной компетентности, социальной уверенности.
Цель проекта: Создание условий выявления и развития лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- обогащать социальный опыт старших дошкольников в личностно и общественно значимых видах деятельности;
- формировать у старших дошкольников понятия «лидер», составление портрета лидера;
- развивать умения рассуждать, анализировать, обсуждать ситуацию, отстаивать свою точку зрения;
- формировать навыки и умения работать в команде;
- поощрять инициативу и самостоятельность.
Нормативно-правовая и организационная основа проекта.
∙ Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 30 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
∙ Федеральные государственные стандарты; дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, служба сопровождения.
Локальные акты
∙ Положение о реализации проекта Студия лидерства «Ключ к успеху»
∙ Приказ о реализации проекта Студии лидерства «Ключ к успеху»
Новизна проекта:
Новизна проекта заключается в том, что активная позиция лидера воспитывается по средством практико-ориентированной деятельности. В соединении творческого компонента, с компонентами развития личности и социализации воспитанников.
Основными принципами являются:
• Принцип открытости и доступности
• Принцип добровольности и творчества
• Принцип коллективности
• Принцип гласности
• Принцип согласованности действий
Формы работы:
- Сюжетно-ролевые, дидактические игры
- Упражнения на взаимодействие в группе
- Творческие задания
- Конкурсы
- Проигрывание ситуаций
- Проектирование
- Квест-игры
- Коуч-игры
- «Живая газета»
- Интервьюирование
- Кластер
- Метод «погружения»
- Синквейн
- Проблемный диалог
Ресурсное обеспечение проекта:
Материально-техническая база:
- Предметно-пространственная среда ДОУ
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Магнитофон
- Диктофон
Кадровые ресурсы:
∙ Воспитатели
∙ Служба сопровождения
∙ Старшие воспитатели
Информационные ресурсы:
∙ Интернет ресурсы
∙ Методическая литература
Сроки реализации проекта: 2 года
Продолжительность одного занятия составляет 30 минут, периодичность: 1 раз в неделю.
Этапы реализации проекта.
1 этап - подготовительный
- Проведение анкетирования на определение основных качеств лидера.
- Разработка положений и плана мероприятий.
- этап – практический
- Внедрение в практику мероприятий проекта студии лидерства «Ключ к успеху».
- Обучение участников студии лидерства «Ключ к успеху»
- Практические заседания участников студии лидерства «Ключ к успеху» по применению полученных знаний и обучению воспитанников
- Поиск новых интересных форм работы
- Отслеживание результатов
- Ежемесячный выпуск газеты «Деловой взгляд»
3 этап – заключительный
- Анализ и обобщение результатов
- Презентация детских проектов
- Конкурс «Я - лидер»
Тематическое планирование
Разделы | Содержание работы | сроки |
Раздел I: «Чудеса лидерства» | Вводная беседа про качества лидера. «Что такое хорошо, что такое плохо?» Тренинговые занятия:
Игры на выявление лидера:
| 1 этап – сентябрь-октябрь 2019г. |
Раздел II «Азбука общения»
| Игровые заседания с применением игр на развитие умения входить в контакт:
Игровые заседания с применением игр на развитие интереса к партнеру по общению:
| 2 этап 2019-2020 уч.г. |
Раздел III «Лига юных журналистов» | Заседания клуба:
| 2021-2022уч.г. |
Раздел IV «Я – лидер!» |
| Май-июнь 2022г. |
Механизмы финансирования проекта:
- спонсорская помощь;
- добровольные родительские пожертвования.
№п/п | Наименование расходов | Сумма | Виды расходов |
1 | Информационное обеспечение | 1 000 | Приобретение методической литературы, пособий |
2 | Материально-техническое обеспечение | 1000 1000 1000 2000 | -Приобретение канцелярских товаров - Приобретение фотоаппарата -Материалы для оформления продуктивной деятельности детей |
3 | Итого | 6000 |
Перспективы развития проекта:
- тесное взаимодействие воспитателей и родителей по развитию у детей лидерских качеств у детей;
- социально-психологическая и личностная готовность ребенка к школе;
- обобщение материалов опыта работы;
- подготовка и издание методического пособия по реализации проекта.
Предполагаемые риски.
Риски | Способы снижения рисков |
Завышенные ожидания (участники проекта могут ожидать особой заботы, постоянной поддержки, внимания, детального разъяснения) | Детальный разбор проведенных занятий, мероприятий, акций (что получилось, что нет). Заполнение тетради отзывов и предложений, листков обратной связи |
Нерегулярность встреч | Выбор наиболее комфортного дня недели и времени путем коллективного решения |
Сопротивление родителей на участие детей в проекте «Ключ к успеху» | Предоставление родителям полной информации о проекте «Ключ к успеху» (цели, задачи, ответственные лица, частота и продолжительность встреч, ожидаемые результаты) Вовлечение родителей в деятельность студии лидерства «Ключ к успеху» |
Отсутствие у участников мотивации к выдвижению в лидерский состав по причине недостатка опыта наставнической деятельности | Систематические тренинговые занятия с участниками по приобретению данного опыта с привлечением педагога-психолога |
Отсутствие поддержки со стороны педагогов школы | Разработка способов мотивации педагогов на участие в проекте |
Ожидаемые результаты проекта:
• обогащен социальный опыт старших дошкольников в личностно и общественно значимых видах деятельности;
• у старших дошкольников сформировано понятия «лидер», составление портрета лидера;
• развиты умения рассуждать, анализировать, обсуждать ситуацию, отстаивать свою точку зрения;
• сформированы навыки и умения работать в команде.
Практическая значимость проекта:
Заключается в том, что основные результаты проекта могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования по развитию лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста, при разработке образовательных рабочих программ воспитателей.
Список используемых источников:
1. Аканова Р.С. Проявление лидерских качеств в дошкольном возрасте // Вестник КазГУ. – 2015. – №4. – С. 51-55.1. Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2011.- 448 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»)
2. Алекпарова С.У. Личностные особенности детей старшего дошкольного возраста // Вестник КазГУ. – 2016. – №4. – С. 58-61.
3. Асаева Е.Е. Воспитание и развитие дошкольников. – Астана: Нур-Пресс, 2016. – 225 с.
4. Жуматаева Л.Ж. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста // Открытая школа. – 2014. – №2. – С. 87-89.
5 Журсунова Г.Т. создание предметно-развивающей среды для развития лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста // Вестник КАСУ. – 2013. – №№. – С. 62-66.
6. Зайцева Е.М. особенности проявления лидерских качеств в детском коллективе // Педагогика. – 2013. – №;. – С. 74-78.
7. Маценова Е.Б. Первый среди равных// Менеджмент сегодня. 2013 № 5 с.310.
8. Омарова О.Г. Проявление личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста в игре // Вестник КАСУ. – 2016. – №№. – С. 57-63.
9. Петровский А.В. Психология коллектива. – М.: АСТ, 2011. – 458 с.
10. Расходова О.А. Проблема формирования детского коллектива: Монография. – М.: Буки Веди, 2013. – 412 с.
11.Сидова Е.Е. Проектирование лидерства // Методы менеджмента качества. 2013 № 11 с.44-48.
12. Садвакасова С.Р. Лидерские устремления в группе детей старшего дошкольного возраста // Вестник КАСУ. – 2014. – №4. – С. 56-59.
13. Столяренко Л.Д. Педагогика и психология. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 471 с.
14. Свенцицкий А.В. Формирование лидерских качеств у детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2011. – №3. – С. 61-65.
15. Темерканова Ж.К. Проявление лидерских качеств в детской группе // Вестник КАзГУ. – 2013. – №4. - С. 52-55.
16. Уманский Л.И. Детское лидерство. – М.: Академия, 2013. – 455 с.
17. Усенов Н.А. Воспитание ребенка-лидера // Вестник КАСУ. – 2016. – №3. – С. 85-89.
18. Шеремет Ю.В. Успешность в детском коллективе // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 36-39
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТУДИИ КАК ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Данный опыт работы поможет педагогам организовать работу с детьми в кружках по ИЗО....
"Психолого – педагогические условия развития деятельности детей старшего дошкольного возраста".
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы МКДОУ детский сад №15 являются одними из важнейших условий. Требования к психолого-педагогическ...
Развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности
Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию лидерских качеств через познавательно - исследовательскую деятельность....
Игры, направленные на развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения....
Развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности
Важнейшей миссией учебно-воспитательного процесса на сегодняшний день является всестороннее развитие личности, в частности - формирование личности с определенным набором лидерских качеств. Если говори...
ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье обоснована роль общения со взрослыми как условие развития инициативности среди детей старшего дошкольного возраста. Утверждается, что инициатива является определяющим фактором в развитии ребе...
"Детская деятельность как условие развития лидерских качеств детей дошкольного возраста"
laquo;Главная задача ребёнка – это строительство человека, в которого ему суждено превратиться». Мария Монтесорри «Мой метод»....