Календарно-тематический план подготовительная группа Международный день Земли
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Календарно-тематический план подготовительная группа Международный день Земли
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskiy_plan_podgotovitelnaya_gruppa_mezhdunarodnyy_den_zemli_.docx | 77.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Ст. воспитатель ________________
Календарно-тематический план подготовительная группы «Буквоежки»
Воспитатели: Вострикова Н.А. Султанова К.С.
_______________________________________________________________
Чв _ Тема: Международный день Земли – 22 апреля (экология).
Цель: Помочь сформировать у детей понятие о себе как о жителях планеты Земля, ответственное отношение к окружающей природе.
Сюрпризный момент: в группе раскидано много мусора (фантики, коробки). На доске висит фотография с космоса нашей голубой планеты. Рядом рисунок (портрет) Мусорного Короля. Можно сделать запись вздохов планеты («Мне тяжело, трудно дышать.. Помогите..)
Гри .\ | Дата | |
Тема | Лексическая тема: «Земля» Ценность: «Знания»
| |
Задачи | Образовательная Расширять знания детей об экосистемах, природно-климатических зонах, живой и неживой природе, явлениях природы, разнообразии видов растенийри животных разных природных зон, приспособленности растений и животных к изменениям в природе Развивающая. У детей любовь и заботу к Земле что наша планета - огромный шар, покрытый морями, океанами и материками, окруженный слоем воздуха; . Воспитательная. Воспитывать желание заботиться о природе, сохранять ее. | |
Проект |
« | |
Работа с родителями | Индивидуальные консультации по запросу родителей. Чтение художественной литературы с детьми на тему «Перелетные птицы» | |
| Понедельник | |
0Способы организации образовательной деятельности | Организованная деятельность педагога с детьми | Занятия: Окружающий мир Диагностика занятие 6. Тема «Различие предметов.по длинне.. речи.(игрушки ,-инструменты ,фрукты-овощи.; дикие домашнии животные.) Цель.Диагностика по блокам и разделам. )научить познавать(Табл4,5,6,7)РАЗДЕЛ «Сенсорно-пецептивная сфера» умение сравнить предметы по длинне.показ по слову .короче -длинее. Образовательные способствовать расширению и углублению представлений о космосе, о солнечной системе; подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; Развивающие :развивать навыки познавательной деятельности, внимание, память, моторику. Воспитательные• воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов. Музыка: По плану музыкального руководителя. КРР. Составление рассказа «Три весны» по опорным предметным картинкам (поле, река, лес):«У природы три весны. Первая весна наступает в поле. Там быстро тает снег, потому что солнышку ничто не мешает. Вторая весна наступает на реке. Лед тает, трещит и раскалывается на части. Третья весна наступает в лесу. Там снег тает медленно, потому что солнышку мешают деревья. Когда снег растает, лес оденется листвою». |
Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми | Утренняя гимнастика: Т. Е. Харченко стр. 37-39 «Мои друзья» Утренний круг: «Знания» Беседа: «Что мы можем сделать, чтобы наша Земля была красивой». (не мусорить, озеленять, ухаживать, не рвать). Развивать логическое мышление, умение выстраивать предложения, распространять предложения. Дидактическая игра: «Если я приду в лесок» (хороший поступок – хлопаем, плохой – кричим «Нет»). Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, быстроту реакции.ать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами. КГН: Этикет – школа изящных манер». Цели: научит ребёнка правилам поведения за столом; рассказыв Утренняя прогулка: Наблюдение за освещенностью в разное время суток (предложить высказать идеи об положении солнца над горизонтом в определенное время суток, обсудить, как можно это проверить). П/и ««ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ, ВОДА». Ход игры: Играющие становятся в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч по очереди играющим, произнося при этом одно из трех слов: «земля», «вода», «воздух». Если водящий сказал «земля» играющий называет зверей; на слово «вода» играющий называет рыб; на слово «воздух» называет птиц. Кто ошибается, выбывает из игры. Цель: продолжать знакомить детей со стихотворениями различных писателей, способствовать запоминанию некоторых из них Л.И.Пензулаева комплекс №27 стр28 Опытно-экспериментальная деятельность. Опыт №38 «Пенный вулкан» Опыт будет проводить .Власов Кирилл. Цель: развитие познавательной активности у детей в процессе экспериментирования. - расширять представление детей об окружающем мире - об объектах (вулканах) и явлениях неживой природы (извержение вулкана). Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о вулканах, активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, спящий вулкан, действующий вулкан и т развивать у детей активность, инициативность и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности. воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира. КРР - Коррекционно-воспитательная: воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого. воспитывать у детей умение вслушиваться в свою речь и речь окружающих. воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей. воспитывать у детей умение выслушивать товарищей, не перебивая их воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками. Вечерняя прогулка: за направлением ветра П\и: «Лохматый пес» Цель: развивать внимание, быстроту реакции Труд: собрать игрушки Индивидуальная работа: Разучивание скороговорок. Цели: формировать словарный запас; тренировать память, дикцию, интонацию. | |
Самостоятельная деятельность детей | Игровая деятельность: Игра настольная «Обобщение»(что к чему относится) «Из чего сделан этот предмет?» Построить из строительного материала скворечник Работа в развивающих центрах: Рисование птичек | |
Итог (выводы, рекомендации, | Пишется от руки Письменные задания от логопеда | |
Вторник | ||
Организованная деятельность педагога с детьми | Развитие речи .Диагностика .Занятие №7 . Тема «Различение педметов по ширине . развитие речи( одежда-обувь; посуда,- мебель. Деревья; транспорт.). Рнисование. Цель:1 блок «научиться познавать»(табл4,7,9)предметный словарь.обобщать понятие обувь (7 слоаУстно.картинки транспорт,(у слов устно)четвертый лишний
Физкультура «Диагностика. КРР » 1. Зрительная гимнастика «Бабочки» В поле бабочки летают (Широко открыть и закрывать глаза) Крылья пёстрые мелькают (Движения глаз налево-направо) Раз - два - три - четыре (Часто моргать глазами), Полетели, за-кружились (Круговые движения глаз) 2. Дыхание, дикция, ритм в скороговорке: На чужой сторонушке рад родной воронушке. *Спросить у детей, как они понимают смысл этой фразы. Объяснить. Цель: развитие умений ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу. | |
Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми | Утренняя гимнастика: Т. Е. Харченко стр. 35-37 «Мы хотим расти здоровыми» Утренний круг: тема «Знания» Беседа и рассматривание иллюстраций «Планета Земля в опасности». Цель: Дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. В океане и в морях живут рыбы и морские животные.
Родины. Предварительная работа: КГН «Помогаем помощнику воспитателя застилать чистое постельное белье». Утренняя прогулка: Наблюдение за кустиками во дворе сада Цель: воспитывать у детей познавательный интерес к природе; развивать чуткость, любовь к природе. Чтение художественной литературыБеседа и рассматривание иллюстраций «Планета Земля в опасности». Цель: Дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. В океане и в морях живут рыбы и морские животные. Бодрящая гимнастика: Л.И. Пензулаева комплекс: №25 стр24 Сюжетно-ролевые/театрализованные игры: «Мы исследователи» Цель: помочь детям придумать игровой сюжет; учить вежливо обращаться, развивать связную речь, коммуникативность КРР. Игра «Изобрази явление» Психолог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи. Психолог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям: «Дует ветер» - дует, вытянув губы. «Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками. «Падают листья» - выполняют плавные движения руками сверху вниз. «Идет дождь» - выполняют мелкие движения руками сверху вниз. «Появляются лужи» - смыкают руки в кольцо перед собой. Детям предлагается повторить и запомнить показанные движения. Вечерняя прогулка: Наблюдение за направлением ветра Цель: в наблюдениях обобщать знания о весенних явлениях в природе; продолжать развивать поисковую деятельность детей. П\И: «лохматый пёс» Цель: развивать внимание, быстроту реакции Индивидуальная работа: Ходьба змейкой с Настей, Лёней. Труд: расчистка площадки | |
Самостоятельная деятельность детей | Игровая деятельность: Игра настильная «Обобщение»(что к чему относится) «Из чего сделан этот предмет?» Цель: формировать умение определять материал, из которого сделан предмет. пазлы Работа в развивающих центрах: изо-деятельность. Рисовать следы знакомых перелетных птиц и отгадывать по рисунку. | |
Итог (выводы, рекомендации, | Пишется от руки | |
Среда | ||
Способы организации образовательной деятельности | Организованная деятельность педагога с детьми | Занятия: ФЭМП Диагностика:занятие №8 Тема: «Развитие речи. Рисование по собственному замыслу» Цель;» Научиться познавать (табл7). Развитие речи; .предметный словарь .домаший словарь. Животные севера. жарких стран. Музыка: по плану музрук. Развитие речи Проигрывание проблемных ситуаций «На космической станции или ракете нет рации для связи» Цель: Развивать способность наход Цель: Обогащение представлений о космосе через развитие различных сторон речи детей. Д\и: «Планеты солнечной системы-парочки» Цель: Уточнить названия планет солнечной системы. Развивать внимание, память. Воспитывать самоконтроль и контроль за действиями других участников. С.Р.И. «Космическая станция» Цель: закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры. |
Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми | Утренняя гимнастика: Т. Е. Харченко стр. 35-37 «Мы хотим расти здоровыми» Утренний круг: «Знания» Беседы: П Где мы можем проявлять/показывать свои знания? Как мы можем это сделать? воспитывать у девочек уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины. Предварительная работа: КГН: «Культура поведения во время еды: умение пользоваться вилкой и ножиком». Цель: учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета. Утренняя прогулка: Наблюдение за неживой природой: «Облака и погода». Познавательный рассказ «Исследование атмосферы». Цель: Познакомить детей с понятием «атмосфера», рассказать о её свойствах, защитной функции, об исследованиях атмосферы, свойства, которые позволяют людям видеть окружающие их предметы, не бояться солнечных лучей. Чтение художественной литературы:. тение и обсуждение рассказа Л. Обуховой «Как мальчик стал космонавтом». Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность. Бодрящая гимнастика: Л.И.Пензулаева комплекс №25 стр24 ОБЖ.ПДД. «Знакомство с анатомией», «Спинки тростники» Цель: формировать понятие об анатомии человека КРР: .Игра «Четвертый лишний» Ход игры: Дети сидят на стульчиках, психолог читает каждому ребенку 4 слова - нужно найти одно лишнее. Цель: расширять представление о космосе и космическом пространстве. Закреплять навыки творческого рассказывания . Д/Упр. «Назови птенца»: Вечерняя прогулка: наблюдение за птичками во дворе. Цель: расширить знания детей об образе жизни и питании птиц зимой. Труд: «Терпение и труд все перетрут». Цель: развивать желание трудиться, уметь предложить свою помощь кому-либо. П\и: «Попади в цель» Цель: упражнение в метании в цель на расстоянии 1,5-2 м; развитие глазомера. Индивидуальная работа: С Вовой, Лидой и Сашей метка в цель | |
Самостоятельная деятельность детей | Игровая деятельность: «Что из чего сделано», пазлы, настольная игра «Мемо СПб» Работа в развивающих центрах: «Спортивный уголок» - (учимся элементам гимнастическим), «Мы рисуем» | |
Итог (выводы, рекомендации, | Пишется от руки Письменные задания от логопеда | |
Четверг | ||
Способы организации образовательной деятельности | Организованная деятельность педагога с детьми | Занятия: Лепка\Аппликация. : №9. «Знаково-символические развитие»ю Цель: научить познавать.(табл . 9)выявить возможность в использовании в выразительости в исползовании..2 блок рисование красками радостный и пасмурный день. Образовательные: закреплять знания, умения и навыки работы; Развивающие: развивать внимание, память, пространственное мышление, мелкую моторику пальцев рук, творческие и исследовательские способности; Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, доброту, миролюбие, сопереживание к чужому горю; воспитывать культуру труда, аккуратность, расширение коммуникативных способностей детей. Физкультура: по плану ИФК КРР. «Сосчитай парами до десяти»: Две березовые почки, четыре березовые почки…десять березовых почек; деревянный скворечник..; быстрый ручей…; нежный подснежник… 2. «Я, ты, мы, вы, они» (Составь предложение): Я строю скворечник, ты строишь скворечник, мы строим скворечник, вы строите скворечник, они строят скворечник; Аналогично: Греюсь на солнышке; Кормлю птенцов; Наслаждаюсь весенним теплом. 3. «Подружи словечки» (Составь предложения по образцу). Наступила, весна, теплая, долгожданная, ранняя (Наступила ранняя, теплая, долгожданная весна). Аналогично: Побежали, с, гор, ручейки, говорливые, шумные, быстрые; Греет, сильно, солнышко, ласковое, доброе. |
Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми | Утренняя гимнастика :презентация на экране «Мы космонавты» Утренний круг: «Знания» Беседы: « Для чего нам нужны занятия в детском саду?» КГН: «Правила гигиены». С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание. Цель: учить правила в игровой форме для лучшего запоминания Утренняя прогулка: Наблюдение за солнцем. Цель: формировать понятие о том, для чего нужно солнце на Земле. Установит связь между зимними и летним световым днем. П\и: «Выше земли» Труд: собрать игрушки после игры Инд раб.: Упражнение «По мостику через ручеек», закреплять умение ходить по уменьшенной площади. Чтение художественной литературы: Константин Ушинский: «Ласточка»; «Кукушечка». Бодрящая гимнастика: Л.И.Пензулаева комплекс №25 стр24 Трудовая деятельность: В уголке природы. Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями. Поливать из лейки водой комнатной температуры. Очистить листики от пыли влажной ватой лёгкими движениями. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями КРР: Д\упр. «Четвёртый лишний». Цель: развитие логического мышления Ворона, воробей, стриж, голубь. Скворец, грач, голубь, стриж. Утка, скворец, воробей, журавль (воробей); ворона, скворец, голубь, воробей (скворец); ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка); петух, индюк, курица, ворона (ворона); журавль, аист, цапля, индюк(грач); цапля, курица, индюк, гусь (цапля); Вечерняя прогулка: Наблюдение за направлением ветра Цель: в наблюдениях обобщать знания о весенних явлениях в природе; продолжать развивать поисковую деятельность детей. П\и «Лохматый пёс» Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Труд: Очистка площадки от камешек. Цель: воспитывать любовь, уважение и желание трудиться сообща. Индивидуальная работа. Прыжки в длину с места. Цель: развивать ловкость, выносливость. С Сашей Н., Лидой, Ваней П. Лёней и с Ярославом др. | |
Самостоятельная деятельность детей | Игровая деятельность: настольные игры «Шахматы», «Правила для школьника» Пазлы Работа в развивающих центрах: рисование птиц | |
Итог (выводы, рекомендации, | Пишется от руки | |
Пятница | ||
Способы организации образовательной деятельности | Организованная деятельность педагога с детьми | Бассейн по подгруппам. ФЭМП. Занятие ДИАГНОСТИКА лепка. Тема: «Медведь и колобок»Цель. продолжать знакомить детей с приемами лепки животных, вызвать интерес. Учить детей самостоятельно создавать различные образы Учить видеть красоту созданного Формировать умение эстетически оценивать окружающую среду Развивать творческие способности. Расширять представления детей о космических полетах. Воспитывать у детей интерес и уважение к космонавтам; учить восхищаться их героическим трудом, гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек. КРР: Д\упр. Б«еседа-рассуждение «Особенности приема пищи в космическом полете» Цель: продолжать развивать умение фантазировать, анализировать, делать умозаключение И/у «Завтрак космонавта» Цель: придумать для обычных блюд космическое название. |
Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми | Утренняя гимнастика: Т. Е. Харченко стр. 35-37 «Мы хотим расти здоровыми» Утренний круг: «Знания» ? Беседы: « Какие ваши любимые занятия? Что вам нравится на них узнавать?» КГН. Совершенствовать умения: держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указа-тельным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положение вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. Утренняя прогулка: Наблюдение за деревьями и кустарниками Цель: расширять и углублять знания о растениях в весенний период. П\и. Лохматый пес Труд: убрать после игры инвентарь Инд. работ: прыжки в длину с места с Настей, Сашей С Чтение художественной литературыЧтение стихотворений о космосе: Р. Алдонина «Млечный путь», Г. Сапгир «В небе – медведица». Цель: продолжать знакомить детей со стихотворениями различных писателей, способствовать запоминанию некоторых из них письма». (на выбор) Бодрящая гимнастика: Л.И. Пензулаева комплекс №25 стр24 Вечер развлД/и «Назови планеты» Цель: Развивать память, внимание, наблюдательность. ечений: Познавательный досуг «Путешествие в космос» Цель: создание условий для социализации детей через сюжетно-ролевую игру. КРР. -Д/и «Дидактическая игра, конструирование: графический диктант «Дерево» Развивать пространственное восприятие, умение ориентироваться на бумаге в клетку. » Цель: Развивать память, внимание, наблюдательность. Вечерняя прогулка «». Цель: пробудить организм после сна, создать бодрый настрой. П\и: «Выше земли» Труд: собрать инвентарь после прогулки. Индивидуальная работа: с Артемом и Кириллом поиграть «Кто медленнее доберется до домика» | |
Самостоятельная деятельность детей | Игровая деятельность: шахматы, пазлы, мозаика Работа в развивающих центрах: рисование птичек | |
Итог (выводы, рекомендации, | Пишется от руки |
( Понедельник) Суббота. |
Занятия: Окружающий мир. яДиагностика Тема «Различие предметов.по длинне.. речи.(игрушки ,-инструменты ,фрукты-овощи.; дикие домашнии животные.)Лепка. Цель. Образовательные способствовать расширению и углублению представлений о космосе, о солнечной системе; подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; Развивающие :развивать навыки познавательной деятельности, внимание, память, моторику. Воспитательные• воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов. Музыка: По плану музыкального руководителя. КРР. Дети слушают 1. «Сосчитай парами до десяти»: Две березовые почки, четыре березовые почки…десять березовых почек; деревянный скворечник..; быстрый ручей…; нежный подснежник… «Я, ты, мы, вы, они» (Составь предложение): Я строю скворечник, ты строишь скворечник, мы строим скворечник, вы строите скворечник, они строят скворечник; Аналогично: Греюсь на солнышке; Кормлю птенцов; Наслаждаюсь весенним теплом.. «Подружи словечки» (Составь предложения по образцу). Наступила, весна, теплая, долгожданная, ранняя (Наступила ранняя, теплая, долгожданная весна). Аналогично: Побежали, с, гор, ручейки, говорливые, шумные, быстрые; Греет, сильно, солнышко, ласковое, доброе. |
Утренняя гимнастика: Т. Е. Харченко стр. 37-39 «Мои друзья» Утренний круг: «Знания» Беседа: «Что мы можем сделать, чтобы наша Земля была красивой». (не мусорить, озеленять, ухаживать, не рвать). Развивать логическое мышление, умение выстраивать предложения, распространять предложения. Дидактическая игра: «Если я приду в лесок» (хороший поступок – хлопаем, плохой – кричим «Нет»). Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, быстроту реакции.ать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами. КГН: Этикет – школа изящных манер». Цели: научит ребёнка правилам поведения за столом; рассказыв Утренняя прогулка: Наблюдение за освещенностью в разное время суток (предложить высказать идеи об положении солнца над горизонтом в определенное время суток, обсудить, как можно это проверить). П/и ««ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ, ВОДА». Ход игры: Играющие становятся в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч по очереди играющим, произнося при этом одно из трех слов: «земля», «вода», «воздух». Если водящий сказал «земля» играющий называет зверей; на слово «вода» играющий называет рыб; на слово «воздух» называет птиц. Кто ошибается, выбывает из игры. Цель: продолжать знакомить детей со стихотворениями различных писателей, способствовать запоминанию некоторых из них Л.И.Пензулаева комплекс №2 Опыт № 39«Легче – тяжелее» Цель: развитие познавательной активности у детей в процессе экспериментирования. КРР - Коррекционно-воспитательная: — воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого. — воспитывать у детей умение вслушиваться в свою речь и речь окружающих. — воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей. - воспитывать у детей умение выслушивать товарищей, не перебивая их — воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками. Вечерняя прогулка: за направлением ветра П\и: «Лохматый пес» Цель: развивать внимание, быстроту реакции Труд: собрать игрушки Индивидуальная работа: Разучивание скороговорок. Цели: формировать словарный запас; тренировать память, дикцию, интонацию. |
Игровая деятельность: Игра настольная «Обобщение»(что к чему относится) «Из чего сделан этот предмет?» Построить из строительного материала скворечник Работа в развивающих центрах: Рисование на свободную тему. |
Пишется от руки Письменные задания от логопеда |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по теме: "День Победы"
Календарное планирование...
календарно- тематическое планирование в подготовительной группе на тему "Женский день".
алендарно- тематическое планирование в подготовительной группе на тему "Женский день"....
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе .Тема "День дошкольного работника "
...
Конспект занятия В средней группе Международный день Земли, праздник чистой Воды, Земли и Воздуха
Конспект занятия в средней группе. Познание (познавательно-исследовательская деятельность) ...
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной к школе группе "Международный день Земли"
Занятие разработано вместе с презентацией....
Календарный план "22 апреля - Международный день Земли"
Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)...
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Международный День Земли»
расширить знания детей о негативных последствиях влияния человека на окружающую среду и его деятельности по её защите; - повторить и обобщить правила бережного и экологически правильного обращени...