Проект "Игрушки из русской избушки!"
проект (старшая группа)
Целью педагогического проекта являлась приобщение детей к русской национальной культуре, а также знакомство их с культурными традициями русского народа через изучение истории русской тряпичной куклы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: «Игрушки из русской избушки!».
Руководители проекта: Воспитатели Иванова Л.Н., Зинченко Т.М.
Тип проекта: Познавательно -творческий.
Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников, учитель-логопед.
Вид проекта: Краткосрочный (2недели).
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально коммуникативное развитие»; «Художественно- эстетическое развитие»; «Познавательное развитие»; «Физическое развитие».
Предполагаемые продукты проекта:
- Оформление серии выставок по русским народным тряпичным куклам.
- Проведен мастер-класс с родителями и детьми по изготовлению тряпичной куклы-Колокольчик.
- Создание мини-музея «Игрушки из русской избушки».
- Оформление альбома о народном прикладном искусстве, альбома с описанием разных видов тряпичных кукол; подборка иллюстраций и фотографий; технологические карты по изготовлению тряпичных кукол.
- Оформление альбомов «Стихи о куклах», «Загадки о народных куклах», «Экспериментальная деятельность с тканью».
Актуальность проекта:
«Тряпичная кукла - кладезь народной мудрости,
Хранительница преданий, обрядов
и традиций своего народа»
М.Е.Салтыков – Щедрин
В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения русских национальных традиций. Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков.
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Народное творчество -это история страны, и детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну.
Бесценным источником знаний о русской культуре является декоративно-прикладное искусство во всем разнообразии его жанров и проявлений. Одним из интереснейших направлений народного творчества, безусловно, является тряпичная кукла.
Русская народная тряпичная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе черты создающего ее народа, его индивидуальность, уровень развития и мастерства. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого народа. Необходимо изучать, возрождать и развивать богатые традиции русской куклы.
Проект призван сыграть роль в сохранении и передаче культурных народных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр, подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками. Проект даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далёких предков.
Цель проекта:
- Приобщение детей к русской национальной культуре.
- Познакомить детей с культурными традициями русского народа через изучение истории русской тряпичной куклы.
Задачи проекта:
1.Познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей.
2. Обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире.
3. Воспитывать на народных традициях чувство уважения к обычаям нашего народа, семейным ценностям, интереса к декоративно-прикладному творчеству.
4. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения русской национальной культуры.
5. Развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы, синтепон).
Предполагаемый результат:
1.Дети узнают и познакомятся с культурными традициями русского народа через историю тряпичной куклы, познакомятся с разнообразием тряпичных кукол, их предназначением и изготовлением.
2. У детей проявится интерес к народному творчеству. Продолжится воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.
3. В группе пополнится предметно-развивающая среда, благодаря которой будут созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой.
4. Они подробно узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего их делали. Дети овладеют техникой изготовления тряпичных кукол-оберегов.
5. Обогатится словарный запас.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта | Деятельность участников проекта | ||
Педагоги | Дети | Родители | |
1 этап - организационный | 1. Проблемный вопрос: «В какие игрушки играли бабушки и дедушки?», «Как вы думаете, у бабушек и дедушек были игрушки?», «Что вы знаете о русских народных игрушках -тряпичных куклах?» - выявить уровень знаний детей, заинтересовать темой проекта. 2.Постановка цели. 3.Поиск формы реализации проекта. 4.Определение участников проекта. 5.Составить перспективный план мероприятий. Разработка содержания. 6.Подбор литературы, подготовка справочно-информационного материала для педагогов и родителей. 7.Подобрать пособия, предметы народного творчества – тряпичные куклы, дидактические, сюжетно-ролевые и развивающие игры, презентации, видеоматериал по теме проекта, систематизировать иллюстративный и наглядный материал. 8.Подобрать художественную литературу для чтения детям. 9. Оформить для родителей информационный материал в группе ВК по теме проекта «Путешествие в народное творчество». Привлечь родителей к активному участию в проекте. 10. Подбор презентаций, альбомов для рассматривания детям на занятиях, во время бесед и в самостоятельной деятельности, организация выставки русских народных тряпичных кукол. 11. Оформление альбомов «Стихи о куклах», «Загадки о народных куклах», «Экспериментальная деятельность с тканью». | Рассматривание предметов народного творчества – тряпичных кукол -оберегов, книг, иллюстративного материала и презентаций.
| Помощь в подборе книг, иллюстраций, тряпичных кукол-оберегов. Сбор материалов для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, синтепон , тесьма и др.). |
2этап- основной | 1. Рассматривание иллюстраций, предметов народного творчества «Русская народная тряпичная кукла», чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о куклах. 2. Проведение бесед: «Игрушки наших прабабушек», «Виды кукол», «Как выглядели куклы раньше», «Почему у народной куклы нет лица», «История возникновения тряпичной куклы», 3. ООД: «Русские народные тряпичные куклы», «Русская народная игрушка», «Тряпичные куклы обереги»-знакомство с историей кукол и изготовление: «Пеленашка»,«Крупеничка», «Кукла-Полено», «Травница», «Кувадка», «Веснянка», «Зайчик на пальчик», «Кукла на ложках». 4. Просмотр презентаций: «Как жили люди на Руси», «Народная тряпичная кукла», «Мы все такие разные», «Русская народная кукла». 5. Дидактические и развивающие игры: «Узнай элемент узора», ««Лото народных промыслов», «Закончи узор», «Подбери узор», «Что из чего?» 6.Сюжетно – ролевые игры: «Дом», «Русская семья», «Укачивание куколки с пением колыбельной», «У бабушки в гостях». 7. Экспериментирование: Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая). 8. Художественное творчество – выставки (тряпичные куклы-обереги). 9. Чтение художественной литературы: М.А.Пожарова «Тряпичная кукла», сказка «Крупеничка». И.Рюмина «Куклы наших бабушек», народная сказка «Василиса Прекрасная» или матушка кукла, норвежская сказка «Куколка в траве»; «Терешечка» (кукла-пеленашка), « «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы), индийской народной сказки «Кукла», стихи о куклах авторы Г.Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов. Заучивание потешек, песен на тему русского народа 10. Русские народные игры: «Горелки», «Ручеек», «Жмурки», «Карусель», «Колокольчик», «Колечко - колечко», «Золотые ворота». 11. Хороводные игры: «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…»,«Как пошли наши подружки». | 1. Участвуют в изготовлении творческого альбома «Путешествие в город мастеров» 2.Участие в дидактических и сюжетно ролевых играх. | 1.Помогают пополнить мини музей «Игрушки из русской избушки» тряпичными куклами 2.Приносят художественную литературу, иллюстрации для выставки. 3. Участвуют в мастер-классе «Изготовление тряпичной куклы-Колокольчик» 4. Просмотр мультфильмов по ссылке vk |
3 этап - заключительный | 1.Творческий альбом «Русская народная тряпичная кукла». 2.Мини музей «Игрушки из русской избушки». 3. Акция «Добрые дела» -взаимодействие с детьми со сложными дефектами развития – подарки для детей - Куклы - «Зайчик на пальчик». 4. Мастер-класс для родителей и детей- «Изготовление тряпичной Куклы-Колокольчик». 5. Фотоотчет: «Народные тряпичные куклы-обереги». 6. Оформление документации. | Рефлексия | Подборка тряпичных кукол для мини-музея «Игрушки из русской избушки». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по мотивам русской народной сказки "Как коза избушку построила"
Данное занятие можно использовать в качестве развлечения, мы же таким необычным способом познакомили детей с новым произведением устного народного творчества - сказкой "Как коза избушку построила"....
Конспект занятия во второй младшей группе "Рассказывание русской народной сказки "Заюшкина избушка""
конспект открытого занятия по русской народной сказке "Заюшкина избушка"...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе "Встреча в русской избушке на лесной опушке"
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе "Встреча в русской избушке на лесной опушке"...
Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе Тема: «Построим избушку для лисички» по русской народной сказке «Заюшкина избушка».
Цель: развитие продуктивной деятельности через аппликацию, формирование целостной картины мира.Задачи:- воспитывать аккуратность в работе при пользовании клеем;- закреплять названия геометрических фиг...
Конспект занятия "Игрушки из русской избушки"
Работа по линии патриотического воспитания через игрушки наших предков. Познакомить с видами игрушек, из чего были сделаны и перевести в роспись....
Мини-музей "Игрушки из русской избушки".
В рамках педагогического проекта "Игрушки из русской избушки!" был создан в группе Мини-Музей "Игрушки из русской избушки". Все экспонаты в музее были собраны педагогами группы, а ...