Проект "Игрушки из русской избушки!"
проект (старшая группа)

Иванова Любовь Николаевна

Целью педагогического проекта являлась приобщение детей к русской национальной культуре, а также знакомство их с культурными традициями русского народа через изучение истории русской тряпичной куклы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА  

Название проекта: «Игрушки из русской избушки!».

Руководители проекта: Воспитатели Иванова Л.Н., Зинченко Т.М.

Тип проекта: Познавательно -творческий.

Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников, учитель-логопед.

Вид проекта: Краткосрочный (2недели).

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально коммуникативное развитие»; «Художественно- эстетическое развитие»; «Познавательное развитие»; «Физическое развитие».

Предполагаемые продукты проекта:

  • Оформление серии выставок по русским народным тряпичным куклам.
  • Проведен мастер-класс с родителями и детьми по изготовлению тряпичной куклы-Колокольчик.
  • Создание мини-музея «Игрушки из русской избушки».
  • Оформление альбома о народном прикладном искусстве, альбома с описанием разных видов тряпичных кукол; подборка иллюстраций и фотографий; технологические карты по изготовлению тряпичных кукол.
  • Оформление альбомов «Стихи о куклах», «Загадки о народных куклах», «Экспериментальная деятельность с тканью».

Актуальность проекта:

                                                      «Тряпичная кукла - кладезь народной мудрости,

                                                           Хранительница преданий, обрядов

                                                                  и традиций своего народа»

                                                                                                  М.Е.Салтыков – Щедрин

        В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения русских национальных традиций. Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков.

        Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Народное творчество -это история страны, и детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну.

        Бесценным источником знаний о русской культуре является декоративно-прикладное искусство во всем разнообразии его жанров и проявлений. Одним из интереснейших направлений народного творчества, безусловно, является тряпичная кукла.

        Русская народная тряпичная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе черты создающего ее народа, его индивидуальность, уровень развития и мастерства. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого народа. Необходимо изучать, возрождать и развивать богатые традиции русской куклы.

        Проект призван сыграть роль в сохранении и передаче культурных народных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр, подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками. Проект даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далёких предков.

 Цель проекта:

  • Приобщение детей к русской национальной культуре.
  • Познакомить детей с культурными традициями русского народа через изучение истории русской тряпичной куклы.

Задачи проекта:

1.Познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей.

2. Обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире.

3. Воспитывать на народных традициях чувство уважения к обычаям нашего народа, семейным ценностям, интереса к декоративно-прикладному творчеству.

4. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения русской национальной культуры.

5. Развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы, синтепон).

Предполагаемый результат:

1.Дети узнают и познакомятся с культурными традициями русского народа через историю тряпичной куклы, познакомятся с разнообразием тряпичных кукол, их предназначением и изготовлением.

2. У детей проявится интерес к народному творчеству.  Продолжится воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

3. В группе пополнится предметно-развивающая среда, благодаря которой будут созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой.

4. Они подробно узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего их делали. Дети овладеют техникой изготовления тряпичных кукол-оберегов.

5. Обогатится словарный запас.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта

Деятельность участников проекта

Педагоги

Дети

Родители

1 этап - организационный

1.  Проблемный вопрос:

 «В какие игрушки играли бабушки и дедушки?», «Как вы думаете, у бабушек и дедушек были игрушки?», «Что вы знаете о русских народных игрушках -тряпичных куклах?»

- выявить уровень знаний детей, заинтересовать темой проекта.

2.Постановка цели.

3.Поиск формы реализации проекта.

4.Определение участников проекта.

5.Составить перспективный план мероприятий. Разработка содержания.

6.Подбор литературы, подготовка справочно-информационного материала для педагогов и родителей.

7.Подобрать пособия, предметы народного творчества – тряпичные куклы, дидактические, сюжетно-ролевые и развивающие игры, презентации, видеоматериал по теме проекта, систематизировать иллюстративный и наглядный материал.

8.Подобрать художественную литературу для чтения детям.

9. Оформить для родителей информационный материал в группе ВК по теме проекта «Путешествие в народное творчество». Привлечь родителей к активному участию в проекте.

10. Подбор презентаций, альбомов для рассматривания детям на занятиях, во время бесед     и      в самостоятельной деятельности, организация выставки русских народных тряпичных кукол.  

11. Оформление альбомов «Стихи о куклах», «Загадки о народных куклах», «Экспериментальная деятельность с тканью».

 Рассматривание предметов народного творчества – тряпичных кукол -оберегов, книг, иллюстративного материала и презентаций.

 

 Помощь в подборе книг, иллюстраций, тряпичных кукол-оберегов.

Сбор материалов для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, синтепон , тесьма и др.).

2этап-

основной

1. Рассматривание иллюстраций, предметов народного творчества «Русская народная тряпичная кукла», чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о куклах.

2. Проведение бесед:

«Игрушки наших прабабушек»,

 «Виды кукол», «Как выглядели куклы раньше», «Почему у народной куклы нет лица», «История возникновения тряпичной куклы»,

3. ООД:

«Русские народные тряпичные куклы», «Русская народная игрушка», «Тряпичные куклы обереги»-знакомство с историей кукол и изготовление: «Пеленашка»,«Крупеничка», «Кукла-Полено», «Травница», «Кувадка», «Веснянка», «Зайчик на пальчик», «Кукла на ложках».

4. Просмотр презентаций:

«Как жили люди на Руси», «Народная тряпичная кукла», «Мы все такие разные», «Русская народная кукла».

5. Дидактические и развивающие игры:

 «Узнай элемент узора», ««Лото народных промыслов», «Закончи узор», «Подбери узор», «Что из чего?»

6.Сюжетно – ролевые игры: 

«Дом», «Русская семья», «Укачивание куколки с пением колыбельной», «У бабушки в гостях».

7. Экспериментирование:

Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

8. Художественное творчество – выставки (тряпичные куклы-обереги).

9. Чтение художественной литературы:

М.А.Пожарова «Тряпичная кукла», сказка «Крупеничка».

И.Рюмина «Куклы наших бабушек», народная сказка «Василиса Прекрасная»

или матушка кукла, норвежская сказка «Куколка в траве»; «Терешечка» (кукла-пеленашка), « «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы), индийской народной сказки «Кукла»,

стихи о куклах авторы Г.Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов.

Заучивание потешек, песен на тему русского народа

10. Русские народные игры:

«Горелки», «Ручеек», «Жмурки», «Карусель», «Колокольчик», «Колечко - колечко», «Золотые ворота».

11. Хороводные игры:

«Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…»,«Как пошли наши подружки».

1. Участвуют в изготовлении творческого альбома «Путешествие в город мастеров»

2.Участие в дидактических и сюжетно ролевых играх.

1.Помогают пополнить мини музей «Игрушки из русской избушки» тряпичными куклами

2.Приносят художественную литературу, иллюстрации для выставки.

3. Участвуют в мастер-классе

«Изготовление тряпичной куклы-Колокольчик»

4. Просмотр мультфильмов по ссылке vk

3 этап - заключительный

1.Творческий альбом «Русская народная тряпичная кукла».

2.Мини музей «Игрушки из русской избушки».

3. Акция «Добрые дела» -взаимодействие с детьми со сложными дефектами развития – подарки для детей - Куклы - «Зайчик на пальчик».

4. Мастер-класс для родителей и детей- «Изготовление тряпичной Куклы-Колокольчик».

5. Фотоотчет: «Народные тряпичные куклы-обереги».

6. Оформление документации.

Рефлексия

Подборка тряпичных кукол для мини-музея «Игрушки из русской избушки».

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по мотивам русской народной сказки "Как коза избушку построила"

Данное занятие можно использовать в качестве развлечения, мы же таким необычным способом познакомили детей с новым произведением устного народного творчества - сказкой "Как коза избушку построила"....

Конспект занятия во второй младшей группе "Рассказывание русской народной сказки "Заюшкина избушка""

конспект открытого занятия по русской народной сказке "Заюшкина избушка"...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе "Встреча в русской избушке на лесной опушке"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе "Встреча в русской избушке на лесной опушке"...

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе Тема: «Построим избушку для лисички» по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Цель: развитие продуктивной деятельности через аппликацию, формирование целостной картины мира.Задачи:- воспитывать аккуратность в работе при пользовании клеем;- закреплять названия геометрических фиг...

Конспект занятия "Игрушки из русской избушки"

Работа по линии патриотического воспитания через игрушки наших предков. Познакомить с видами игрушек, из чего были сделаны и перевести в роспись....

Мини-музей "Игрушки из русской избушки".

В рамках педагогического проекта "Игрушки из русской избушки!" был создан в группе Мини-Музей "Игрушки из русской избушки". Все экспонаты в музее были собраны педагогами группы, а ...