Презентация проекта «Модель развивающей предметно-пространственной среды, способствующей индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста»
презентация
ФГОС дошкольного образования ориентирует на индивидуализацию развития ребёнка дошкольного возраста. Развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка.В презентации представлен опыт использования РППС для индивидуализации развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_rpps.pptx | 604.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип проекта : п едагогический, д олгосрочный. Участники проекта: группа педагогов ДОУ (воспитатели, специалисты), родители, дети всех возрастов Сроки реализации проекта: 1-2 учебных года (далее постоянно действующий проект) Актуальность. ФГОС дошкольного образования ориентирует на индивидуализацию развития ребёнка дошкольного возраста. Индивидуализация – это создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников ( Г.М. Коджаспирова , Педагогический словарь) Развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт .
Цель проекта . Создание развивающей предметно-пространственной среды, направленной на индивидуализацию образовательного процесса, способствующей полноценному развитию личности ребенка в период дошкольного детства. Основные задачи проекта: овладеть новыми образовательными технологиями и методами в использовании предметно - пространственной среды, необходимой для реализации ООП ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО; изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников с учетом их потребностей и интересов; создать развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую уважение к личности каждого ребенка, развивающую его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобретательность; содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, учитывающей индивидуальные потребности и интересы детей.
Инновационный подход заключается в том, что индивидуализация среды способствует индивидуализации образования посредствам образовательных технологий: игровой; исследовательской (проблемно-поисковой): модель «обучение через открытие»; коммуникативной (дискуссионной): наличие дискуссий, представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск лучшего варианта решения; деятельностной : способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом; рефлексивной: осознание ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом. Продуктом проекта являются следующие компоненты развивающей предметно-пространственной среды, способствующие индивидуализации образовательного пространства (компоненты РППС могут быть постоянными, временными, полученные в результате реализуемого проекта):
Компонент Процесс Раздевальная комната «Визитная карточка группы» Размещенные фотографии детей группы позволяют каждому ребенку чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых «Экран настроения» Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние «Уголок именинника » Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). «Мои достижения» Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду «Клуб здоровая семья» Информирование родителей о деятельности клуба «Интерактивная фоторамка» Информирование родителей о новостях и событиях, происходящих в течение дня в группе. «Мое творчество» Формирование индивидуальной копилки творческих работ воспитанников группы. Микросреда ДОО (групповые ячейки)
« Портфолио воспитанников» Формирование копилки индивидуальных интересных дел и событий воспитанников группы в разнообразных видах деятельности в течение периода дошкольного детства « Портфолио группы» Формирование копилки интересных дел и событий всех воспитанников группы в разнообразных видах деятельности в течение периода дошкольного детства « Индивидуальные мини-проекты» Презентация индивидуальных интересов, увлечений воспитанников «Панорама важных дел» Накопленные в течение месяца достижения и добрые дела воспитанников и их родителей служат положительным стимулом для доброжелательных взаимоотношений участников ОП и способствуют формированию духовно-нравственных ценностей, норм и правил
Групповая комната Центр физического развития и здоровья детей Экран «Олимпийские надежды» Используются для презентации спортивных традиций, достижений воспитанников группы, для формирования положительного отношения к занятиям физической культурой, осознания личного причастия к жизни группы, для формирования желания собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена мнениями внутри детского коллектива группы «Альбом подвижных игр» Совместно созданные детьми и родителями п /и заносятся в «Альбом подвижных игр» Лэпбуки по теме ЗОЖ Индивидуальные интерактивные папки по формированию ЗОЖ. «Индивидуальные проекты» Презентация индивидуальных спортивных достижений, интересов, увлечений воспитанников Центр безопасности Индивидуальные проекты по теме «Безопасность» Индивидуальные интерактивные папки по формированию безопасного поведения на улице, в лесу, дома.
Центр уединения Семейные фотоальбомы Психологическая разгрузка воспитанников Центр художественно-эстетического развития « Персональные выставки» Д емонстрация увлечений и творческих способностей ребенка, продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов - глины , бумаги, природного и бросового материалов) Центр природы и экспериментирования «Дневники по экспериментированию» Результаты детской познавательно –исследовательской деятельности заносятся в дневники по экспериментально деятельности» Индивидуальные проекты «Наши первые эксперименты» Презентация совместной познавательно-исследовательской деятельности детей и родителей
Центр человек в культуре и обществе «Островок сокровищ» Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение собираемого Мини-музеи Персональные тематические выставки в мини- музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта Г азеты , листовки и знаки В ременный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность ребенка. Собственные слова детей, написанные ими произвольно или совместно со взрослыми Игровой центр Макеты Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками. Атрибуты для сюжетно-ролевых, режиссерских игр Создание ребенком, совместно ребенком и взрослым предметных образцов пространства и объектов мира – элементов, организующих предметную среду для игры.
Дидактические игры Совместно созданные детьми и родителями д /игры вносятся в центр Макеты Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками. Атрибуты для сюжетно-ролевых, режиссерских игр Создание ребенком, совместно ребенком и взрослым предметных образцов пространства и объектов мира – элементов, организующих предметную среду для игры. Спальная комната «Кладовая сокровищ» На время сна сюда воспитанники могут положить самые драгоценные вещи .
Макросреда ДОО Холлы ДОУ « Стены творчества» Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок « Выставочные экспозиции» Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных творческих выставок Витрина «Наши достижения» Используется для демонстрации достижений воспитанников ДОУ в городских, региональных, всероссийских конкурсах, выставках «Дизайн- территории» Созданные воспитателями и родителями малые архитектурные и скульптурные формы используются для игр, двигательной активности, труда и т. д. «Экологическая тропа» Экологическая тропа и метеоплощадка — лаборатория под открытым небом для опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности детей. « Спортивные площадки» Повышение двигательной активности воспитанников
В ходе реализации проекта неизбежны изменения в подходе к индивидуализации в развивающей предметно пространственной среды ДОУ Традиционный подход Инновационный подход Цель образовательного процесса Формирование знаний, умений и навыков Р азвитие личности, общих и специальных способностей, компетентности детей и педагогов Методы обучения Преимущественно репродуктивные, построены по принципу от простого к сложному Преимущественно продуктивные, построены с учетом индивидуальных и познавательных способностей ребенка Педагогические средства Преимущественно : Монолог педагога; презентация знаний, умений и навыков; фронтальный и групповой опросы детей Преимущественно: диалог, актуализация имеющегося личностного опыта ребенка; ориентация на имеющийся индивидуальный опыт; совместные проекты (дети, родители, педагоги); целенаправленное развитие познавательных способностей ребенка; опытно-экспериментальная деятельность детей; исследовательская деятельность; творческие работы
Способы мотивации Л ичные интересы, цели ребенка слабо задействованы в воспитательно-образовательном процессе. Привлекательность обучения связывается с подготовкой к школьному обучению и соответственно будущей успеваемостью или неуспеваемостью И нтересы , личные цели и ценности учитываются в воспитательно-образовательном процессе. Привлекательность обучения связывается в основном с получением удовлетворения, радости, проживания редких эмоций от решения загадок, раскрытия тайн, осуществления открытий, личностными достижениями, вовлеченностью в эмоционально насыщенные виды деятельности (игру, творчество, поиск), обеспечением самореализации, достижением социального признания и т. д. Тип взаимодействия Субъект-объектные . Ребенок – объект педагогического воздействия Субъект-субъектные . Ребенок в образовательном процессе сначала субъект своей активности, затем – собственного развития, в будущем – своей жизни Основные функции воспитателя Трансляция и формирование знаний, умений и навыков Формирование познавательных процессов Активность детей Преимущественно по инициативе педагога Собственная активность и инициатива детей Участие детей В большей степени исполнитель, презентатор, ведомый Широкий выбор ролей и позиций: исследователь, аналитик, автор, координатор, художник, критик
Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, педагогу необходимо учитывать не только особенности развития каждого ребёнка, но и определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника: консультант, наблюдатель, помощник или соучастник. Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальный путь развития каждого воспитанника. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество
Литература. Л.В. Михайлова-Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста» -М.: Просвещение, 2015 Л.В. Кузнецова, М. А. Панфилова «Формирование нравственного здоровья дошкольников» — М.: Сфера ТЦ, 2002 Новоселова А.Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации По проектированию вариативных дизайн–проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.: Айрис- пресс, 2007 - 119 с. Кудрявцев В.Т., Карабанова О.А., Марцинковская Т.Д., Алиева Э.Ф., Волосовец Т.В., О.Р. Радионова , Славин С.С., Мамедова Ж.С. Концепция развития дошкольного образования в России (2013–2020): методология, теория, технология. –М.: Федеральный институт развития образования, 2013 – 144 с. (Федеральный государственный образовательный стандарт «Дошкольное образование»). Радионова О.Р. Педагогические условия организации предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: автореф.дис . канд. пед . наук [Текст] /О.Р. Радионова . - М., 2000 - 18 с. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]/Н.А.Рыжова. - М.: Линка-Пресс , 2004 -174 с. Абрамова, Н.А., Развивающая предметно-пространственная среда в условиях реализации ФГОС дошкольного образования [Текст] / Н.А. Абрамова // Научный поиск. – 2015. – № 3.5. – С. 20-22 Алексеева, В.Ю. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации как условие развития детей дошкольного возраста [Текст]/ В.Ю. Алексеева // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества:материалы VI международной научной конференции. Санкт-Петербург , 2016. С. 74-77.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дошкольного образования, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и ин...
Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
В рамках дошкольной педагогической деятельности, в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с Ясные Зори», я непосредственно веду работу, направленную на социа...
Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности. Организация предметно-пространствен...
«Развивающая предметно- пространственная среда как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Развивающая предметно- пространственная среда как средство развития речи детей дошкольного возраста....
Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»
В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...
Практическое использование предметно-пространственной среды в речевом развитии для детей дошкольного возраста.
Практическое использование предметно-пространственной среды в речевом развитии детей дошкольного возраста[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28422729","attributes":{"alt":"","class":"me...
Развивающие интерактивные игры как средство всестороннего развития личности детей дошкольного возраста с ОНР
Развивающие интерактивные игры как средство всестороннего развития личности детей дошкольного возраста с ОНР.Диагностика.Профилактика, коррекция речевых нарушений. 1. Электронные пособия для...