«Двигательно – активные виды музыки, как средство коррекционной работы с детьми ОВЗ».
учебно-методический материал

Елена Александровна Федосова

 Мастер - класс для педагогов ДОУ «Двигательно – активные виды музыки, как средство коррекционной работы с детьми ОВЗ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_na_sayt.docx34.99 КБ
PDF icon dvigatelno_-_aktivnye_vidy_muzyki.pdf2.96 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Светлячок»

Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Двигательно – активные виды музыки, как средство коррекционной работы с детьми ОВЗ».

Подготовил:

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Федосова Е.А.

г. Богородск, 2024г.

Добрый день, уважаемые коллеги у каждого из нас найдется маленькая шкатулка, куда мы можем складывать рассыпавшиеся бусы, булавки, заколки и различные мелочи. И стоит только открыть эту шкатулку — вы найдете там множество незаменимых вещиц. 

Слайд 2

Я «открываю свою шкатулку» и достаю из неё свои музыкальные «мелочи»: игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной работе для развития музыкальных и творческих способностей детей.

Все мы любим готовить и дарить подарки своим близким к различным праздникам. Я тоже предлагаю вам подарить друг другу подарки, но не обычные, а сделанные своими руками. Для начала улыбнитесь друг другу и помогайте мне.

Подарок своими руками.

Слайд 3

Покажите друг другу:

Желаем, чтобы все у вас было ок, ноль проблем- ок –(1)

Желаю отличного настроения, — большой палец-(2)

Желаю мира во всем мире, двойных зарплат, и любимого человека рядом- (3)

Желаю, чтоб вас всегда поддерживали и болели за ваши успехи коллеги- скрестить пальцы-(4)

Желаю любви ваших близких. — сердце- (5)

Сейчас мы не просто делали подарки, мы повышали настроение друг другу. В связи с этим у меня к вам вопрос: «А можно ли повысить настроение музыкой и ритмическими движениями? Ответ – да.

Можем ли мы повысить познавательный интерес у детей, используя музыку, движения и речь? Ответ – да.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики. Я тоже нахожусь в постоянном поиске ответов на вопросы, возникающие в ходе моей работы по музыкальному воспитанию детей, которые подталкивают меня к знакомству с различными методиками и практиками.

Слайд 4

Так в своей работе я использую методики и разработки педагога, музыковеда и музыкального терапевта Татьяны Анатольевны Боровик, кандидата педагогических наук и преподавателя Ленинградского областного института развития образования Анны Иосифовны Бурениной, известного специалиста - эксперта в области детского музыкального образования Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой, известного педагога – практика Марины Юрьевны Картушиной и других, все это несомненно оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.

Так как игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста, то решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально – насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание.

Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

С некоторыми игровыми приёмами и игровыми технологиями я вас сегодня хочу познакомить.

Слайд 5

Начать я хочу с игр – приветствий. Они могут быть под музыку и без. Сюда же можно отнести валеологические песенки - распевки, которые:

  • поднимают настроение;
  • задают позитивный тон к восприятию окружающего мира;
  • улучшают эмоциональный климат на занятии;
  • подготавливают голос к пению.

Приветствие «По дорожке мы шагаем»

Слайд 6

Коммуникативные игры и танцы

Коммуникативные танцы – это танцы с очень простыми игровыми компонентами, которые развивают, не только музыкально – ритмические способности, но и коммуникативные навыки.

Эти танцы очень нравятся детям, также они способствуют развитию самооценки детей, потому что не все дети чувствую себя уверенно, кто – то зажат, кто – то стесняется. Эти танцы в основном построены на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу и в целом воспроизводят положительные эмоции.

Коммуникативная танец-игра «Здравствуй говори»

Музыка и слова С. Коротаевой

  1. Зашагали ножки весело по кругу

Приведут нас ножки по дорожке к другу - произвольная ходьба

1, 2, 3, здравствуй,- говори - 3 хлопка в ладоши, здороваются

1, 2, 3, руку мне пожми - 3 хлопка в ладоши, пожимают руки друг другу.

  1. Побежали ножки весело по кругу,

Приведут нас ножки по дорожке к другу - произвольный бег

1, 2, 3, головкой поклонись - 3 хлопка в ладоши, кланяются друг другу

1, 2, 3, мило улыбнись - 3 хлопка в ладоши, улыбаются друг другу

  1. Поскакали ножки весело по кругу,

Приведут нас ножки по дорожке к другу - скачут на двух ногах по кругу.

1, 2, 3, хлопай веселей - хлопают

1, 2, 3, Обнимись скорей - обнимают друг друга.

Коммуникативные игры - это игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Польза  коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно и нужно в самых разнообразных формах работы с детьми − и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях.

Игра «Золотые ворота»

Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже маленьким детям.

Задачи таких танцев и игр:

  • развитие коммуникативных навыков,
  • работа над воображением,
  • развитие двигательной координации,
  • развитие чувства ритма.

Игра сидя под музыку (Тодес – русский танец)

Слайд 7

Эту игру можно отнести и к другому типу игровой технике, которая называется «Звучащие жесты». Звучащие жесты - это первые инструменты человека. Инструменты, которые всегда под рукой. Использование собственного тела в качестве музыкального инструмента - это огромный вклад в развитии педагогики.

 Знакомство с данной техникой можно начинать уже с раннего возраста.

Стихи А.Барто «Зайка», «Грузовик»

Слайд 8

Звучащие жесты подругому называется Body Percussion (перкуссия тела-«тело-барабан») – техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Эта техника помогает развитию координации движений, чувства ритма и пониманию музыки.

Данная техника помогает дошкольнику не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя и воспроизвести. Body percussion способствует выражению своего состояния с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, дети получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения. Раскрытия творческого потенциала.

Марш Радецкого

Слайд 9

Body percussion можно совмещать с ещё одной игровой технологией – Логоритмикой, которая развивает память, речь, конечно же чувство ритма.

Body percussion «Грека»

Слайд 10

Ещё одной из инновационных технологий является эвритмия

 «Эвритмия», в переводе с греческого, означает «прекрасный ритм», «прекрасное движение».

Эвритмия - искусство выразительных движений, основанное на закономерностях речи и музыки, являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Поэтому ее можно отнести также к областям речевого и физического развития. Также эту технологию считают нетрадиционным видом оздоровительно-развивающей работы дошкольников.

Задачи: 

  • обучение эмоционально-чувственному выражению музыкальных и поэтических образов;
  • развитие мелкой и общей моторики;
  • развитие координации, ловкости и пластики движений;
  • развитие способности к социальному (коллективному) партнёрству;
  • развитие способности к импровизации в движении;
  • обучение осознанному восприятию коллективной работы.

Простейшие эвритмические упражнения можно придумать самостоятельно, взяв за основу детские стихотворения. На стихотворные фразы придумать простые ритмичные, имитационные или танцевальные движения. Например:

Эвритмическое упражнение «Мой весёлый, звонкий мяч»

«Мой весёлый звонкий мяч – хлопают в ладоши

Ты куда помчался вскачь – прыгают на месте

Красный, синий, голубой – поочерёдно поднимают ноги

Не угнаться за тобой» – бегут на месте

Элементы эвритмии: пальчиковые игры, потешки, упражнения на координацию слова с движением, музыкально-дидактические игры.

Игра  «Змейка»

Цель. Развивать наблюдательность и ориентировку в пространстве.

Ход игры. Ведущий ребенок под плясовую музыку «Чешской народной мелодии» бежит на носках по залу между свободно стоящими детьми. На сильный акцент он берет за руку того, кто стоит к нему ближе всех, и игроки уже бегут вместе. Затем второй бегущий на следующий акцент берет третьего, третий — четвертого и так далее. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не будут двигаться змейкой, взявшись за руки.

С помощью эвритмии развивается ловкость, концентрация внимания, чувство ритма и координация движений. Ещё одно достоинство заключается в том, что помимо развития двигательных качеств, она позволяет улучшить психическое состояние ребёнка, сняв тревожность, эмоциональное и мышечное напряжение, совершенствуя внимание и воображение.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что использование инновационных технологий, представленных на сегодняшнем мастер - классе позволяет:

  • создать атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
  • раскрепостить детей в их действиях;
  • удается заинтересовать детей, не прибегать к принуждению;
  • детям усваивать элементарные музыкальные знания, развивать музыкально-творческие способности, познавать себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний;
  • осуществлять обучающие задачи воспитания и развития дошкольников;
  • музыкальному руководителю находится в постоянном творческом поиске;

Используемые мной инновационные технологии позволяют сделать процесс развития и обучения детей достаточно эффективным, открывают новые возможности музыкального развития ребенка, обеспечивают развитие личности, мотивации и способностей детей в художественно – эстетическом развитии.

Закончить мастер – класс я хочу словами американского философа и педагога Джона Дью: «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра»…

Рефлексия.

Цель – обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер-классе.

На столах имеются фломастеры и безликие маски. Педагогам предлагается дорисовать маски так, чтобы она отражала их впечатление от того, что они узнали на мастер-классе. На обратной стороне маски педагоги выражают свои впечатления от увиденного и услышанного на мастер-классе с помощью рисунка или текста.

             


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование конструктивной программы активного включения семьи в процесс коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями

Значимость работы  с родителями трудно переоценить. Необходимость ее использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают учреждение....

План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи

Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи....

Педагогический проект "Фитбол-гимнастика - как средство коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи"

Слабость развития двигательной координации, обусловленная особенностями мозговой деятельности, более всего выражается в низкой способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическ...

Дыхательные упражнения как средство коррекционной работы с детьми дошкольного возраста

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, также работающим в группах компенсирующей направленности....

Статья "Рисование песком как средство коррекционной работы с детьми с ОВЗ"

В статье описываются возможности использования рисования песком для коррекционной работы с детими с ОВЗ...