«Двигательно – активные виды музыки, как средство коррекционной работы с детьми ОВЗ».
учебно-методический материал
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Двигательно – активные виды музыки, как средство коррекционной работы с детьми ОВЗ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_na_sayt.docx | 34.99 КБ |
dvigatelno_-_aktivnye_vidy_muzyki.pdf | 2.96 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Светлячок»
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Двигательно – активные виды музыки, как средство коррекционной работы с детьми ОВЗ».
Подготовил:
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Федосова Е.А.
г. Богородск, 2024г.
Добрый день, уважаемые коллеги у каждого из нас найдется маленькая шкатулка, куда мы можем складывать рассыпавшиеся бусы, булавки, заколки и различные мелочи. И стоит только открыть эту шкатулку — вы найдете там множество незаменимых вещиц.
Слайд 2
Я «открываю свою шкатулку» и достаю из неё свои музыкальные «мелочи»: игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной работе для развития музыкальных и творческих способностей детей.
Все мы любим готовить и дарить подарки своим близким к различным праздникам. Я тоже предлагаю вам подарить друг другу подарки, но не обычные, а сделанные своими руками. Для начала улыбнитесь друг другу и помогайте мне.
Подарок своими руками.
Слайд 3
Покажите друг другу:
Желаем, чтобы все у вас было ок, ноль проблем- ок –(1)
Желаю отличного настроения, — большой палец-(2)
Желаю мира во всем мире, двойных зарплат, и любимого человека рядом- (3)
Желаю, чтоб вас всегда поддерживали и болели за ваши успехи коллеги- скрестить пальцы-(4)
Желаю любви ваших близких. — сердце- (5)
Сейчас мы не просто делали подарки, мы повышали настроение друг другу. В связи с этим у меня к вам вопрос: «А можно ли повысить настроение музыкой и ритмическими движениями? Ответ – да.
Можем ли мы повысить познавательный интерес у детей, используя музыку, движения и речь? Ответ – да.
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики. Я тоже нахожусь в постоянном поиске ответов на вопросы, возникающие в ходе моей работы по музыкальному воспитанию детей, которые подталкивают меня к знакомству с различными методиками и практиками.
Слайд 4
Так в своей работе я использую методики и разработки педагога, музыковеда и музыкального терапевта Татьяны Анатольевны Боровик, кандидата педагогических наук и преподавателя Ленинградского областного института развития образования Анны Иосифовны Бурениной, известного специалиста - эксперта в области детского музыкального образования Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой, известного педагога – практика Марины Юрьевны Картушиной и других, все это несомненно оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.
Так как игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста, то решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально – насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание.
Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
С некоторыми игровыми приёмами и игровыми технологиями я вас сегодня хочу познакомить.
Слайд 5
Начать я хочу с игр – приветствий. Они могут быть под музыку и без. Сюда же можно отнести валеологические песенки - распевки, которые:
- поднимают настроение;
- задают позитивный тон к восприятию окружающего мира;
- улучшают эмоциональный климат на занятии;
- подготавливают голос к пению.
Приветствие «По дорожке мы шагаем»
Слайд 6
Коммуникативные игры и танцы
Коммуникативные танцы – это танцы с очень простыми игровыми компонентами, которые развивают, не только музыкально – ритмические способности, но и коммуникативные навыки.
Эти танцы очень нравятся детям, также они способствуют развитию самооценки детей, потому что не все дети чувствую себя уверенно, кто – то зажат, кто – то стесняется. Эти танцы в основном построены на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу и в целом воспроизводят положительные эмоции.
Коммуникативная танец-игра «Здравствуй говори»
Музыка и слова С. Коротаевой
- Зашагали ножки весело по кругу
Приведут нас ножки по дорожке к другу - произвольная ходьба
1, 2, 3, здравствуй,- говори - 3 хлопка в ладоши, здороваются
1, 2, 3, руку мне пожми - 3 хлопка в ладоши, пожимают руки друг другу.
- Побежали ножки весело по кругу,
Приведут нас ножки по дорожке к другу - произвольный бег
1, 2, 3, головкой поклонись - 3 хлопка в ладоши, кланяются друг другу
1, 2, 3, мило улыбнись - 3 хлопка в ладоши, улыбаются друг другу
- Поскакали ножки весело по кругу,
Приведут нас ножки по дорожке к другу - скачут на двух ногах по кругу.
1, 2, 3, хлопай веселей - хлопают
1, 2, 3, Обнимись скорей - обнимают друг друга.
Коммуникативные игры - это игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
Польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно и нужно в самых разнообразных формах работы с детьми − и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях.
Игра «Золотые ворота»
Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже маленьким детям.
Задачи таких танцев и игр:
- развитие коммуникативных навыков,
- работа над воображением,
- развитие двигательной координации,
- развитие чувства ритма.
Игра сидя под музыку (Тодес – русский танец)
Слайд 7
Эту игру можно отнести и к другому типу игровой технике, которая называется «Звучащие жесты». Звучащие жесты - это первые инструменты человека. Инструменты, которые всегда под рукой. Использование собственного тела в качестве музыкального инструмента - это огромный вклад в развитии педагогики.
Знакомство с данной техникой можно начинать уже с раннего возраста.
Стихи А.Барто «Зайка», «Грузовик»
Слайд 8
Звучащие жесты подругому называется Body Percussion (перкуссия тела-«тело-барабан») – техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Эта техника помогает развитию координации движений, чувства ритма и пониманию музыки.
Данная техника помогает дошкольнику не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя и воспроизвести. Body percussion способствует выражению своего состояния с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, дети получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения. Раскрытия творческого потенциала.
Марш Радецкого
Слайд 9
Body percussion можно совмещать с ещё одной игровой технологией – Логоритмикой, которая развивает память, речь, конечно же чувство ритма.
Body percussion «Грека»
Слайд 10
Ещё одной из инновационных технологий является эвритмия.
«Эвритмия», в переводе с греческого, означает «прекрасный ритм», «прекрасное движение».
Эвритмия - искусство выразительных движений, основанное на закономерностях речи и музыки, являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Поэтому ее можно отнести также к областям речевого и физического развития. Также эту технологию считают нетрадиционным видом оздоровительно-развивающей работы дошкольников.
Задачи:
- обучение эмоционально-чувственному выражению музыкальных и поэтических образов;
- развитие мелкой и общей моторики;
- развитие координации, ловкости и пластики движений;
- развитие способности к социальному (коллективному) партнёрству;
- развитие способности к импровизации в движении;
- обучение осознанному восприятию коллективной работы.
Простейшие эвритмические упражнения можно придумать самостоятельно, взяв за основу детские стихотворения. На стихотворные фразы придумать простые ритмичные, имитационные или танцевальные движения. Например:
Эвритмическое упражнение «Мой весёлый, звонкий мяч»
«Мой весёлый звонкий мяч – хлопают в ладоши
Ты куда помчался вскачь – прыгают на месте
Красный, синий, голубой – поочерёдно поднимают ноги
Не угнаться за тобой» – бегут на месте
Элементы эвритмии: пальчиковые игры, потешки, упражнения на координацию слова с движением, музыкально-дидактические игры.
Игра «Змейка»
Цель. Развивать наблюдательность и ориентировку в пространстве.
Ход игры. Ведущий ребенок под плясовую музыку «Чешской народной мелодии» бежит на носках по залу между свободно стоящими детьми. На сильный акцент он берет за руку того, кто стоит к нему ближе всех, и игроки уже бегут вместе. Затем второй бегущий на следующий акцент берет третьего, третий — четвертого и так далее. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не будут двигаться змейкой, взявшись за руки.
С помощью эвритмии развивается ловкость, концентрация внимания, чувство ритма и координация движений. Ещё одно достоинство заключается в том, что помимо развития двигательных качеств, она позволяет улучшить психическое состояние ребёнка, сняв тревожность, эмоциональное и мышечное напряжение, совершенствуя внимание и воображение.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что использование инновационных технологий, представленных на сегодняшнем мастер - классе позволяет:
- создать атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
- раскрепостить детей в их действиях;
- удается заинтересовать детей, не прибегать к принуждению;
- детям усваивать элементарные музыкальные знания, развивать музыкально-творческие способности, познавать себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний;
- осуществлять обучающие задачи воспитания и развития дошкольников;
- музыкальному руководителю находится в постоянном творческом поиске;
Используемые мной инновационные технологии позволяют сделать процесс развития и обучения детей достаточно эффективным, открывают новые возможности музыкального развития ребенка, обеспечивают развитие личности, мотивации и способностей детей в художественно – эстетическом развитии.
Закончить мастер – класс я хочу словами американского философа и педагога Джона Дью: «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра»…
Рефлексия.
Цель – обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер-классе.
На столах имеются фломастеры и безликие маски. Педагогам предлагается дорисовать маски так, чтобы она отражала их впечатление от того, что они узнали на мастер-классе. На обратной стороне маски педагоги выражают свои впечатления от увиденного и услышанного на мастер-классе с помощью рисунка или текста.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмика, как средство коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения
логоритмика в работе с детьми на музыкальных занятиях...
Моделирование конструктивной программы активного включения семьи в процесс коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями
Значимость работы с родителями трудно переоценить. Необходимость ее использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают учреждение....
План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи
Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи....
Педагогический проект "Фитбол-гимнастика - как средство коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи"
Слабость развития двигательной координации, обусловленная особенностями мозговой деятельности, более всего выражается в низкой способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическ...
Дыхательные упражнения как средство коррекционной работы с детьми дошкольного возраста
Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, также работающим в группах компенсирующей направленности....
Статья "Рисование песком как средство коррекционной работы с детьми с ОВЗ"
В статье описываются возможности использования рисования песком для коррекционной работы с детими с ОВЗ...