Статья "Рисование песком как средство коррекционной работы с детьми с ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике
В статье описываются возможности использования рисования песком для коррекционной работы с детими с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_risovanie_peskom.docx | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Рисование песком как средство коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Максимова Ирина Анатольевна, учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад №245»
В дошкольном возрасте одной из ведущих является продуктивная деятельность. Под продуктивной деятельностью понимают деятельность, в результате которой создается некий продукт. Формирование у детей интереса к продуктивным видам деятельности через овладение различными техническими навыками и умениями помогает становлению знаково-символической деятельности как одного из важнейших факторов социализации ребенка – общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.
Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.
Для обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов: Т.В. Ахутиной, З.М. Богуславской, О.И. Бочкаревой, Н.Н. Васильевой, А. Викторовой, Н.К. Винокуровой, Р.Р. Калининой, Т.С. Комаровой, К.В. Тарасовой. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в неповторимый пейзаж, сказочное небо, лес или волнующееся море. Этот вид искусства называется Sand art, то есть "искусство песка". Здесь песок - это та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Рисование песком можно рассматривать и как один из способов изображения ребенком окружающего мира.
Данный вид творчества можно использовать и как средство коррекции психики, так как эта техника позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
В процессе обучения ребенка технике рисования песком решаются следующие задачи:
- Развитие мелкой моторики
- Формирование межполушарных связей
3.Снятие стресса и коррекция психо-эмоциональной сферы.
4. Обучение созданию песочных картин с учетом ритма и симметрии.
5. Развитие художественно-эстетического вкуса.
Рисование песком является хорошим упражнением пальцев и кистей рук, то есть способствует активному формированию мелкой моторики и подготовки руки к письму, развитию зрительно-моторной координации и умению свободно владеть кистями обеих рук. Работа с песком способствует гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников. По мнению психологов, игры с песком благотворно влияют на нашу психику, избавляют от негативных эмоций, тревог, иногда даже помогают в решении проблем. Песок является хорошим диагностическим средством, которое помогает эффективно преодолеть самые разные личностные проблемы, снять внутреннее напряжение, помогает высвободить и понять свое подлинное «Я», способствует восстановлению своей психической целостности. Ребенок часто не умеет выражать свои тревоги и страхи словами. Сделать это помогает именно песок. Дети проигрывают волнующую его ситуацию с помощью игры, создает картину собственного мира из песка, тем самым освобождаясь от напряжения. Поэтому, рисование песком помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, помогает пережить трудности, которые связаны с различными семейными и социальными ситуациями.
Чтобы получить максимум пользы от таких занятий необходимо соблюдение следующих условий:
1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребёнку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жёстких рамок и правил.
2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы детей
3. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
А так же необходимо поддерживать ребёнка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения, ценить инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с вами.
Тем не менее, необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить несколько правил, например, перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки; категорически нельзя бросаться песком; если песок просыпался на стол или на пол, необходимо самостоятельно подмести и собрать песок в совок для мусора.
Затемнение во время рисования песком, музыка и сказочные персонажи позволяют детям легче и глубже погрузиться в сказочную, таинственную атмосферу, стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.
Используя безграничные возможности рисования песком важно ценить природную мудрость ребёнка и его уникальность. В этом случае такая продуктивная деятельность максимально полно будет способствовать разностороннему развитию дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмика, как средство коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения
логоритмика в работе с детьми на музыкальных занятиях...
Педагогический проект "Фитбол-гимнастика - как средство коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи"
Слабость развития двигательной координации, обусловленная особенностями мозговой деятельности, более всего выражается в низкой способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическ...
Дыхательные упражнения как средство коррекционной работы с детьми дошкольного возраста
Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, также работающим в группах компенсирующей направленности....
Дыхательная гимнастика как эффективное средство коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Вырастить здоровых, социально адаптированных, психически и физически развитых детей, пожалуй, самая важная задача современного общества. Здоровье - важный фактор р...
Музыкотерапия как средство коррекционной работы с детьми с нарушением зрения
Тезисы1. История развития представлений о музыкальной терапии2. Музыкальное воспитание - одна из составных частей общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ3. Сложности работы с детьм...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ ОВЗ
Нйротехнологии, опыт применения некоторых игр и упражнений, в работе с детьми имеющими ОВЗ, как в индивидуальной, так и в групповой работе, с применением....