Педагогический проект "Фитбол-гимнастика - как средство коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи"
проект по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Слабость развития двигательной координации, обусловленная особенностями мозговой деятельности, более всего выражается в низкой способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическом режиме. Как научить ребенка творить свое здоровье, работать над собой, преодолевать трудности в самом себе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_evdokimova_vv_1.docx | 231.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» Факультет дошкольного и начального школьного образования Кафедра коррекционной педагогики и социальной психологии
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА–КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»
Выполнила: ЕВДОКИМОВА
ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА,
ВОСПИТАТЕЛЬ
Г. ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ
МКДОУ№14 «УЛЫБКА»
Санкт-Петербург
2015
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение…………………………………………………………………………………………..2
- актуальность темы проекта
- проблема проекта
- цель проекта
- задачи
- методы , используемые в проекте
- предполагаемые результаты
2. Организационный этап (подготовительный)………………………………………………… .6
3.Продуктивный этап……………………………………………………………………………….7
-«золотые правила фитбол-гимнастики»
-укрепление материальной базы ДОУ
-методика обучения детей фитбол-гимнастике
-обучение педагогов ДОУ и родителей
-подвижные игры с гимнастическим мячом
-подготовка итогового мероприятия
-формы работы с детьми
-взаимодействие с семьей
-принципы обучения фитбол-гимнастике
4. Презентативный этап ……………………………………………………………………………23
5. Заключительный этап……………………………………………………………………………25
- аналитическая справка
-методические рекомендации по мониторингу
-результаты мониторинга
-выводы
6. Литература………………………………………………………………………………………..33
7. Приложение………………………………………………………………………………………34
1.ВВЕДЕНИЕ
«Педагог сначала должен стать человеком,
который не способен нанести вред,
никогда и ни при каких условиях,
ни мыслями , ни словами, ни, тем более,
действиями»
Л.И. Латохина, Т.А.Андрус,
«Творим здоровье души и тела»
Актуальность темы проекта
Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте. Одним из его «кирпичиков», несомненно, является двигательная деятельность. Современные исследования выделяют следующие предпочитаемые дошкольниками движения:
- качание
- висы
- лазанье
- вращение
- катание
- прыжки
- равновесие.
А как быть, если ребенок испытывает чувство страха при выполнении упражнений на высоко расположенных опорах, ему сложно дается освоение движений с ограниченной площадью опоры? Речь идет, в частности, о старших дошкольниках с общим недоразвитием и тяжелыми нарушениями речи. Слабость развития двигательной координации, обусловленная особенностями мозговой деятельности, более всего выражается в низкой способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическом режиме. Как научить ребенка творить свое здоровье, работать над собой, преодолевать трудности в самом себе?
Ряд авторов, в том числе А.С.Руденко, утверждают, что специальными тренировками возможно улучшить функции органов и систем равновесия тела человека, начиная со старшего дошкольного возраста, периода морфологического и психофизического созревания. Одной из эффективных методик психомоторной коррекции дошкольников с речевыми нарушениями является фитбол-гимнастика, позволяющая решать одновременно оздоровительные, коррекционные и дидактические задачи за счёт определённых свойств фитбола: это форма, размер, цвет и вибрационное воздействие на организм ребёнка.
Формирование основных движений и коррекция психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями является важным условием успешной подготовки детей к школе, укрепления их здоровья. Фитбол-гимнастика способствует коррекции не только психомоторного, но речевого, эмоционального и общего психического развития.
Проект «Фитбол-гимнастика – как средство коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи» предполагает помощь детям и родителям в выработке у детей чувства устойчивости, развитии вестибулярного аппарата, укреплении нервной системы, формировании правильной осанки, воспитании волевых качеств и обретении внутреннего покоя. Кроме того, заинтересованное участие родителей, совместная игровая, двигательная деятельность, несомненно, способствуют эмоциональному сближению родителей и детей, влияют на улучшение состояния здоровья как физического, так и психического, настраивают на установление доверительных, партнерских отношений.
Совместная работа над проектом позволит педагогам ДОУ объединить свои усилия по преодолению детьми кризиса 7 лет, связанного со сменой ведущего вида деятельности (от игровой к учебной) и с бурной перестройкой организма. Введение гимнастики в режим дня будет способствовать формированию у детей потребности в здоровом образе жизни, желанию осознанно трудиться над укреплением и совершенствованием своего тела и духа.
Таким образом, основываясь в ходе проекта на заповедь Гиппократа «Не навреди!» главной идеей проекта можно назвать заповедь «Помоги!». Обучая детей системе упражнений на фитболах, давая им знания о возможностях человеческого тела, формируя волевые процессы, укрепляя детско-родительские отношения, обогащая двигательный опыт, мы способствуем укреплению физического и психического здоровья детей.
Возможно, проведенная мною работа будет интересна и для коллег других дошкольных учреждений.
Проблема проекта
Диагностика двигательного развития и оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата детей в детском саду выявила существенные различия показателей у детей обычной подготовительной группы и группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Речевые» дети имеют низкие показатели статокинетической устойчивости организма, что обусловлено слабо развитым равновесием между процессами возбуждения и торможения в центральной нервной системе, уровнем созревания нервной системы, состоянием сосудов шейного отдела позвоночника.
Одним из путей решения данной проблемы является интеграция образовательных областей в коррекционной деятельности педагогов, в том числе продуманная система работы инструктора по физической культуре, обеспечивающая развитие способности к равновесию у детей с ОНР.
Цель проекта
Развитие способности к равновесию у детей подготовительной логопедической группы через систему специальных физических упражнений статического и динамического характера с использованием гимнастических мячей, игровых упражнений на координацию речи и движения, комплексов ритмической гимнастики и широким применением разнообразных подвижных игр с мячами в сотрудничестве с семьей.
Задачи проекта:
- Разработать систему по развитию равновесия, расширить двигательный опыт детей за счет статических поз и новых динамических упражнений.
- Тренировать у детей подвижность и гибкость позвоночника во всех отделах, укреплять мышечный корсет, формировать правильную осанку.
- Развивать координацию движений, чувство ритма и пространства.
- Формировать у детей устойчивый интерес к многократному повторению упражнений на равновесие, развивать функцию самоконтроля при выполнении сложных видов движений.
- Оказать логопедическую помощь детям, используя игровые упражнения на координацию движения и речи.
- Развивать правильное физиологическое дыхание, корректировать речевое дыхание с помощью дыхательных упражнений на мячах.
- Обучать детей способам безопасной самостоятельной гимнастики с фитболами.
- Организовать взаимодействие педагогов и родителей, обучить родителей способам совместной двигательной деятельности по тренировкам равновесия, обучить способам страховки ребенка для обеспечения безопасности.
- Развивать личностные качества: смелость, целеустремленность, волю, трудолюбие, доброжелательность, эмоциональную сферу и психические процессы.
- Обогатить развивающую среду в группе, спортивном зале и на участке детского сада специальным оборудованием для реализации цели проекта.
- Формировать эмоциональную заинтересованность, положительный эмоциональный контакт между всеми участниками проекта.
- Организовать и провести сравнительный мониторинг первичных и заключительных результатов
Методы, используемые в проекте
- Создание информационного поля (беседы с педагогами, детьми и родителями по теме проекта);
- Наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, образец движения);
- Словесные (объяснение, разъяснение, беседа);
- Практические (разучивание комплексов упражнений с мячами, музыкально-ритмических композиций);
- Игровые (использование игровых ситуаций, игровой мотивации, разнообразных видов игр, и т. д. )
- Контроль (наблюдение, сравнение, обобщение, качественный анализ результатов);
- Эмоциональная поддержка и поощрение участников проекта.
Предполагаемые результаты:
- Частичная коррекция двигательных нарушений у детей;
- Улучшение функционального состояния опорно-двигательного аппарата;
- Развитие анализаторов – регуляторов равновесия: вестибулярного, зрительного и двигательного;
- Улучшение показателей вестибулярной устойчивости;
- Оптимизация коррекционного процесса в речевой деятельности;
- Преодоление чувства страха при выполнении упражнений на балансирующей опоре;
- Обогащение двигательного опыта детей, педагогов, родителей;
- Развитие психических процессов /воля, мышление, внимание/;
- Развитие физических качеств;
- Развитие эмоциональных партнерских взаимоотношений детей и родителей в совместной игровой деятельности;
- Оздоровление всех систем организма.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ)
Цель этапа - выбор темы проекта, обоснование её актуальности, формулирование цели и задач проекта, составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями, прогнозирование результатов.
Инструктор по физической культуре:
- первичный мониторинг по теме проекта;
- изучение литературы по данному направлению;
- ознакомление с «Золотыми правилами фитбол-гимнастики»;
- составление комплексов упражнений на мячах;
- составление плана взаимодействия с педагогами по включению упражнений на равновесие в различные виды двигательной активности детей;
- подбор информации для бесед с родителями, содержания для совместных игр, занятий и развлечений;
- опрос детей и анкетирование родителей.
Учитель – логопед и воспитатели:
- подбор материала для бесед с детьми и родителями по теме проекта;
- обогащение развивающей среды в группе необходимым оборудованием;
- ознакомление с упражнениями и способами их выполнения с детьми;
- включение системы упражнений на мячах в ежедневный план работы.
Музыкальный руководитель:
подбор музыкального репертуара для открытых мероприятий и совместных занятий родителей с детьми.
Сотрудничество с родителями:
- беседы с родителями о необходимости участия в проекте;
- консультации в родительский уголок по теме проекта;
- участие в совместных занятиях и развлечениях;
- сотрудничество в вопросах обогащения развивающей среды;
- анкетирование.
В ходе организационного этапа я провела и проанализировала первичную диагностику по проблеме проекта. За основу мониторинга психомоторного развития я взяла диагностические методики Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревича для детей 5-6 и 6-7 лет: пробы на статическую координацию и статическую выносливость, пробы на динамическую координацию, на зрительно-моторную координацию, на дифференцированные действия и способность к манипулированию предметами. Уровень развития основных движений оценивался согласно возрастным показателям типовой программы обучения и воспитания в детском саду.
Диагностика выявила слабую статокинетическую устойчивость, низкий уровень динамической и зрительно-моторной координации у детей подготовительной группы для детей с ОНР, что подтвердило необходимость осуществления плановой систематической работы по развитию равновесия с использованием фитбол-гимнастики. Материалы первичного и заключительного мониторинга представлены в разделе «Заключительный этап».
ПРОДУКТИВНЫЙ ЭТАП
1. Первым шагом на пути реализации проектных задач стало ознакомление педагогов и родителей с основными правилами безопасности при работе с фитболами:
«Золотые правила» фитбол – гимнастики:
1. Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.
2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие – либо острые предметы, которые могут повредить мяч.
3. Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.
4. Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным.
5. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.
6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.
7. При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.
8. При выполнении на мяче упражнений лёжа на животе и лёжа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
10. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.
11. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами.
12. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
13. Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение.
14. Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.
Следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия ребёнка, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или прекратить на время занятие.
2. Укрепление материальной базы.
Физкультурные занятия с использованием фитбол - гимнастики для дошкольников потребовали приобретения достаточного количества гимнастических мячей (фитболов)
3. Методика обучения детей фитбол-гимнастике.
1-й этап.
Задачи этапа и их реализация:
1.Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.
Рекомендуемые упражнения:
– различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров;
– отбивание фитбола двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;
– игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Вышибалы», «Докати мяч» (варианты: толкай ладонями; толкай развернутой ступней).
2. Обучить правильной посадке на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
– сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);
– сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса:
а) повороты головы вправо-влево;
б) поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону;
в) поднимание и опускание плеч;
г) скольжение руками по поверхности фитбола;
д) сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;
е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой
3. Обучить правильному физиологическому дыханию во время движения.
Рекомендуемые дыхательные упражнения:
- тихо, спокойно и плавно И.п.: стоя, сидя, лёжа (глаза лучше закрыть). Сделать медленный вдох через нос, пауза, затем плавный выдох через нос (5-10 раз).
- подышите одной ноздрёй. И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки, через правую ноздрю сделать тихий выдох (3-6 раз).
- “Воздушный шар” И.п.: лежа на спине, туловище расслаблено, глаза закрыты, ладони на животе. Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий; живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Сделать медленный плавный выдох; живот медленно втягивается (4-10 раз).
- “Воздушный шар” в грудной клетке И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный ровный выдох. Медленно выполнять вдох через нос, руки должны ощущать расширение грудной клетки. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными (6-10 раз).
- “Воздушный шар” поднимается вверх. И.п.: лежа, сидя, стоя. Руки положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием плеч (4-8 раз).
- “Ветер”. И.п.: лежа, сидя, стоя, туловище расслаблено. Сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку; задержать дыхание на 3-4 секунды; сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
- “Радуга, обними меня”. И.п.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; задержать дыхание на 3-4 с; растягивая губы в улыбке, произносить звук “с”, выдыхая воздух и втягивая в себя живот. Руки сначала вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи (3-4 раза)
4. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе). Рекомендуемые упражнения: сидя в полуприседе на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая.
Выполняем из положения стоя лицом к мячу: 1—2 присели, проверили положение; 3—4 встали, руки в стороны. По сигналу все разбежались врассыпную и бегают между фитболами, по другому сигналу подбежали к своим фитболам и присели.
Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу.
И.п. — упор стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе;
присесть на пятки, фитбол прижать к коленям;
вернуться в исходное положение.
И.п. — лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки. Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Это упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.
И.п. — лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально.
И.п. — лежа на спине на полу, ступни ног на фитболе. Делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед-назад.
Переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в исходное положение.
И.п. — лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же в положении сидя.
И.п. — лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем.
И.п. — лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот.
Стоя на коленях на полу лицом к фитболу, разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол. Это упражнение лучше начинать с фитбола, диаметр которого на один размер меньше необходимого для занимающихся детей.
Лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе. Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам
Организационно-методические указания: структура занятий на этом этапе включает в себя традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики, 5-6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц без фитбола.
Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.
2-й этап.
Задачи этапа и их реализация:
1.Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
– самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок и позвоночник фитбол как бы проходит «стержнем», выравнивающим корпус спины;
– в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах.
Подобные движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола.
Сидя на фитболе, выполнить следующие упражнения:
– ходьбу на месте, не отрывая носков;
– ходьбу, высоко поднимая колени;
– из положения ступни вместе, раздвинуть пятки в стороны и вернуться в исходное положение;
– приставной шаг в сторону:
– из положения сидя ноги врозь перейти в положение ноги скрестно.
2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).
Рекомендуемые упражнения:
– поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в сторону, руки на фитболе;
– поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;
– то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону.
3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
– наклониться вперед, ноги врозь;
– наклониться вперед к выставленной ноге, вперед с различными положениями рук;
– наклониться в стороны поочередно, сидя на фитболе: ноги стоят на полу, руки на поясе, рукиза головой, руки в стороны;
– наклониться поочередно в разные стороны к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;
– сохранить правильную осанку и удержать равновесие в разных положениях: руки в стороны, одна нога вперед; поднять руки вверх; согнуть в локтях; выполнить круговые движения руками;
– сидя на фитболе, в медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в исходное положение.
И.п. — лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии.
И.п. — лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в «стартовом» положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать.
И.п. — лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в «стартовом» положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи — над кистями.
В том же исходном положении поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях.
И.п. — лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх.
И.п. — лежа на спине на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой.
Выполнить два предыдущих упражнения из исходного положения — руки за голову.
4. Научить выполнению упражнений на расслабление мышц на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
– сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу, облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;
– сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками, расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо.
Организационно-методические указания: при выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.
3-й этап.
Задачи этапа и их реализация:
1.Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.
Рекомендуемые упражнения:
– комплексы общеразвивающих упражнений в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся.
2. Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.
Рекомендуемые упражнения:
– стоя в упоре на одном колене, боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней, выполнять медленные пружинистые покачивания;
– то же упражнение выполнять, сгибая руки;
– стоя на одном колене, спиной к фитболу, другое колено – на мяче, руки на полу. Выполнить несколько пружинистых движений назад;
– лежа спиной на фитболе, руки в стороны, угол между голенью и бедром 90°, точка контакта с мячом — на средней линии лопаток;
– сидя боком к фитболу на полу, дальняя от фитбола нога согнута и упирается ступней о пол, ближняя к фитболу рука лежит на поверхности мяча, разгибая опорную ногу, «накатиться» на фитбол, удерживая равновесие;
И.п. — то же, при «накате» на фитбол дальнюю руку поднять вверх;
И.п. — то же, выполнять одновременно одноименной рукой и ногой.
4-й этап.
Задача этапа и ее реализация:
1.Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.
Рекомендуемые упражнения:
И.п. — в упоре лежа на животе на фитболе. Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди.
И.п. — то же, но опора на фитбол одной ногой.
Лицом к фитболу, стоя на коленях, перейти в положение лежа на животе, руки в упоре, одна нога согнута.
Аналогичное упражнение, но опора на фитбол коленом согнутой ноги, другая выпрямлена вверх.
Лежа спиной на фитболе, руки на полу, одна нога вверх.
И.п. — то же, ноги вверх.
Лежа на животе на фитболе, поворот на спину.
Стоя правым боком к фитболу, шаг правой через фитбол, прокат на фитболе и затем приставить левую, встать левым боком к фитболу.
Сидя на фитболе, ноги вместе, небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе.
Лежа на животе на фитболе, в упоре на полу, повороты в стороны. Точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол.
То же упражнение, но опора на фитбол одной ногой.
Лежа на спине на полу, ноги на фитболе, поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в исходное положение.
4. Обучение педагогов ДОУ и родителей:
1. Основные исходные положения фитбол – гимнастики:
Положение стоя с мячом:
- мяч в опущенных руках;
- мяч перед грудью в согнутых руках;
- мяч перед грудью в вытянутых руках;
- мяч над головой в вытянутых руках;
- мяч за головой;
- мяч за головой в согнутых руках.
Положение приседа с мячом:
- присед с опорой руками на мяч, колени в стороны;
- присед с опорой руками на мяч, колени вместе;
Положение сидя на мяче:
сидя на мяче, ноги вместе, с различными исходными положениями рук;
- ноги на ширине плеч, с различными положениями рук.
Положение сидя на полу:
- руки в упоре сзади, мяч между ног;
- руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче;
- сидя на полу, мяч перед собой на коленях;
- сидя на полу, мяч за спиной;
- сидя на полу, мяч поднят над головой;
- сидя на полу, руки и ноги крепко охватывают мяч, голова прижата к мячу.
Положение стоя на коленях:
- с опорой руками на мяч;
- с упором руками на мяч;
- положение сед на пятки, руки в опоре на мяч;
- положение сед на пятки, мяч сбоку.
Лёжа на полу:
- лёжа на полу, вытянутые ноги на мяче, таз опущен;
- лёжа на спине, мяч удерживается стопами или коленями;
- лёжа на спине, мяч удерживается руками на груди или на животе;
- лёжа на спине, мяч на вытянутых руках за головой или перед собой;
- лёжа на животе, мяч удерживается стопами;
- лёжа на животе, мяч на спине прижимается к ягодицам стопами;
- лёжа на животе, мяч в вытянутых руках;
- лёжа на боку, ноги на мяче;
- лёжа на боку, мяч в вытянутых руках;
- лёжа на боку, мяч удерживается стопами.
Лёжа на мяче:
- на животе в упоре ногами в пол, руки свободны;
- на передней поверхности бёдер в упоре руками в пол, ноги свободны;
- на груди с упором ладонями и стопами с пол;
- на спине в упоре на стопах, руки за головой;
- на боку в упоре на стопах, руки на мяче.
2.Основные динамические движения с мячом, которые соответствуют возможностям детей:
- ходьба с мячом в руках:
- бег с мячом в руках;
- прыжки на месте с мячом в руках на одной, двух ногах;
- прыжки на месте с мячом между ног с различными движениями рук;
- прыжки с продвижением вперёд, мяч в руках.
3.Образные движениям с фитболами:
. Для этого детям предлагается картинка (например, бабочка, качели, кольцо и пр.) и словесная инструкция, описание этого упражнения. Имитации разучиваются на физкультурных занятиях, закрепляются в играх детей, прогулке, дома с родителями. По мере разучивания детям предлагается серия картинок – дети выполняют комплекс подобных упражнений с мячами под музыку или без сопровождения.
4.Игровые упражнения на координацию речи и движения.
Рекомендуемые упражнения:
1. Упр.: «Мы в лес пойдем»
И.п.: сидя на мяче.
Мы в лес пойдем, Руки перед собой поднять вверх.
Детей позовем. Руки перед собой опустить вниз.
Ау, ау, ау! На «А» широко открыть напряженные руки.
«У» – вытянуть мягкие руки вперед (3р).
Мы в лес пойдем, Руки перед собой поднять вверх;
Там грибов наберем. Руки перед собой опустить вниз.
Ау, ау, ау! На «А» широко открыть мягкие руки,
«У» – мягкие руки вытянуть вперед(3).
2.Упр. «Тик – так».
И.п.: сидя на мяче.
Тик – так, тик – так. По два наклона головы влево и вправо;
Я умею делать так: Поднимать одновременно плечи,
Влево – тик, вправо – так. По два наклона головы влево и вправо;
Тик – так, тик – так. По два наклона головы влево и вправо.
3.Упр. «Ветер дует».
И.п.: сидя на мяче.
Ветер дует нам в лицо. Покачивание рук над головой.
Наклоны туловища вправо – влево,
Закачалось деревцо. Руки сцепить в кольцо над головой.
Покачивание рук над головой.
Ветер тише, тише, тише. Руки опустить вниз,
Деревцо все выше, выше. Встать на ноги перед мячом. (3р.)
4.Упр.: «Катились колеса».
И.п.: Сидя на пятках, руки на мяче.
Катились колеса, колеса, колеса.. Откатить мяч руками, потянуться Катились колеса то влево, то косо. за ним влево, вернуться в и.п.
Катились колеса, колеса, колеса. Откатить мяч руками, потянуться
Катились колеса то вправо, то косо. За ним вправо, вернуться в и.п.
Скатились колеса на луг под откос. Откатить мяч.
И вот что осталось от этих колес. Вернуться в и.п.
5.Упр. «Поглядите боком..»
И.п.: сидя на мяче.
Поглядите: боком, боком Поворот туловища влево, отвести
левую руку назад, посмотреть на нее.
Ходит галка мимо окон. Поворот туловища вправо, отвести
правую руку назад, посмотреть на нее.
Скок-поскок да скок поскок. Руки на поясе, покачивание на мяче.
Дайте булочки кусок!
6.Упр. «По ровненькой дорожке».
По ровненькой дорожке. В положении лежа на спине
Шагают наши ножки. ребенок ходит по мячу.
Шагают наши ножки. Перекатывает мяч стопами к
По пням, по кочкам. ягодицам и обратно.
По камушкам, по камушкам, Ребенок кладет ноги на пол,
В ямку - бух! Мяч между ног, затем ноги на мяч, и
снова на пол.
7.Упр. «Я бегу, бегу, бегу».
Я бегу, бегу, бегу». Легкий бег на месте, сидя на мяче.
И ногами в бубен бью. Одновременно двумя ногами ударить
по мячу стопами.
Потом бубен Диме дам. Легкий бег.
И пойду на место сам. Ходьба на месте сидя на мяче.
8.Упр. «Пчелки в ульях сидят».
И.п. сидя на мяче.
Пчелки в ульях сидят. Повороты головы вправо, затем влево.
И в окошко глядят.
Погулять все захотели, Поднимание предплечий в ритм слов.
На шиповник полетели. Одновременные круговые движения
плечами.
9.Упр. «Не под окном, а около»
Не под окном, а около. Сесть, спрятаться за мяч и встать.
Каталось «О» и охало. Поднять мяч над головой и опустить.
«О» охало, «О» охало. Стоя, мяч над головой, наклоны в
сторону.
Не под окном, а около. В соответствии с ритмом слов.
10. «Раз, два, три…»
Раз, два, три, четыре. Покачивание на мяче.
Руки выше, ноги шире! Вытянуть руки в стороны, затем ноги
на ширину плеч.
.Влево, вправо поворот. Повороты туловища вправо и влево.
Наклон вперед Наклон к ногам, руки в стороны, ноги
Наоборот. на ширине плеч и вернуться в и.п.
В работе с фитболами необходимо помнить, что у детей с нарушениями речи имеет место задержка развития двигательных умений и навыков, нарушение процессов костеобразования, слабость связочно – мышечного аппарата, недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний – всё это снижает физическое развитие и соматическое здоровье ребёнка. Фитболы имеют ярко выраженный оздоровительный эффект. Упражнения на мяче укрепляют все основные группы мышц, способствуют развитию выносливости, силы, координации движений, формируют правильную осанку, заряжают энергией, создают сильный мышечный корсет вокруг позвоночника. Фитбол – гимнастика применяется также для лечения заболеваний органов дыхания. Возникающие при колебаниях мяча вибрации оказывают обезболивающее действие, благотворно влияют на работу печени и почек, стимулируют функции головного мозга.
Упражнения с этим мячом улучшают функцию сердечно-сосудистой системы, дыхания, активизируют обмен веществ, интенсивность процессов пищеварения, защитные . Сторонники занятий фитбол-гимнастикой уверены, что вибрация, ощущаемая при сидении на мяче, по своему физическому воздействию сходна с верховой ездой.
Упражнения фитбол – гимнастики просты по структуре движений. При выполнении упражнений дети приучаются регулировать свои движения, сначала по указанию педагога, затем самостоятельно. Кроме того, они получают представление о силе, скорости, ритме, амплитуде движения.
Практика доказала, что занятия в сочетании с движениями, сказкой и музыкой развивают творческие способности, раскрывают природный потенциал детей, формируют положительные эмоционально – волевые качества,такие как саморегуляция, настойчивость, уверенность, оптимизм, смелость, выдержка и справедливость. Дети получают положительные эмоции от общения с фитболами, победы над своим неумением, понимания того, что они делают что – то очень важное для своего здоровья.
Фитболы позволяют разнообразить всю воспитательно - образовательную, коррекционную, развивающую работу в дошкольном учреждении.
5.Обучение подвижным играм с мячом.
Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта большинство упражнений разучивалось и закреплялось в игровой форме. Рекомендуемые подвижные игры на фитбол-мячах:
“Бездомный заяц”. Мячи врассыпную лежат по залу на 1 меньше, чем количество игроков. Все дети – “зайцы” бегают, прыгают по залу. По команде воспитателя: “Все в дом!”– дети садятся на любой из мячей. “Бездомным зайцем” является ребёнок, который не занял мяч. Он ходит и проверяет осанку игроков. Если игроки на мяче сидят с кривой спиной, или опущенной головой, или с неправильной постановкой стоп – “Бездомный заяц имеет право сам занять этот дом. Усложнение : Можно взять на двух детей один мяч
“Найди свой мяч”. Играют две команды: одна сидит на мячах в шеренге, другая за ними. По сигналу сидящие дети с закрытыми глазами делают 6-8 шагов от мячей и поворачиваются вокруг своей оси 3 раза. В это время стоящие дети с мячами в руках встают на место друг друга – путаются. По сигналу “Стоп” дети первой команды открывают глаза и как можно быстрей стараются найти мяч и сесть на него. Перед игрой дети делятся на пары. Выигрывает пара, игрок которой раньше всех нашёл и сел на мяч.
“Космонавты”. Игроки занимают мячи-ракеты. На слова дети маршируют по залу или идут по кругу.: Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам
На какую захотим
На такую полетим
Но в игре один секрет
Опоздавшим места нет.. После этих слов дети разбегаются по ракетам. Дети должны сесть на мяч, поднять ноги и удерживать равновесие на мяче. Выигрывает тот, кто дольше всех “пробудет в полёте”.
“Лиса и тушканчики”. Выбирается один ребёнок – “лиса”, задача которого – переловить всех детей – “тушканчиков”.Воспитатель говорит: “День” – “тушканчики” прыгают на мячах по всему залу. Звучит команда “Ночь” – “тушканчики” замирают в разных позах, но с красивой осанкой. “Лиса” может съесть любого, кто шевелится. В дальнейшем “съеденный” игрок может выбыть из игры, может стать “лисой” – это условие обговариваем перед игрой.
“Успей передать”. Дети стоят по кругу и по команде начинают передавать мяч из рук в руки. По команде “Стоп!” мяч останавливается на каких-либо двух играющих. Остальные дети хором говорят: “Раз, два, три – беги!” Один ребёнок бежит в одну сторону за кругом играющих, другой в другую. Выиграет тот, кто быстрей вернётся к мячу.
“Гном, мороз и ёлочки”. Выбираются два игрока: “Мороз” и “Гном”, остальные дети– “Ёлочки”. Задача “Мороза” запятнать “Гнома”, который ловко уворачивается и убегает. “Ёлочки” сидят на мячах. Убегая, “Гном” может присесть на мяч к одной из “Ёлочек”, после чего она превращается в “Гнома” и убегает от “Мороза”
“Пингвины на льдине”. Дети-“пингвины” бегают, прыгают свободно по залу. Мячи-“льдины” разбросаны по полу. Водящий – “охотник” пытается поймать “пингвинов”. Если “пингвин” забрался на “льдину”, то есть сидит на мяче, не касаясь при этом пола ногами, ловить его не разрешается. Пойманный “пингвин” выходит из игры.
“Бармалей и куклы”.Злодей Бармалей хочет поймать множество кукол для своего театра. Все дети-куклы, живут в своих домиках (сидят на мячах). Между домиками ходит Бармалей. Куклы дразнят Бармалея, перебегают из домика в домик со словами: Мы весёлые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас поймать.
“Зайцы и огородник”. “Зайцы” сидят на мячах в кругу, “огородник” в центре . Огородник: Зайцы, вы куда пропали?
Зайцы: Мы в капустке отдыхали.
Огородник: А листочки не поели?
Зайцы: Только носиком задели.
Огородник: Вас бы надо наказать!
Зайцы: Так попробуй нас догнать! После этих слов “огородник” ловит “зайцев” прыгая на мячах.
“Путешествие в Москву”. Дети сидят на мячах, имитирующих аэродром. Ведущий (без мяча) произносит: “Я лечу в Москву, всех с собой возьму”. Дети, оставив мячи, становятся за ведущим, который, используя основные движения (бег, прыжки, ходьбу и т. д.) водит детей за собой в различных направлениях. По команде “Посадка” дети и ведущий как можно скорей должны занять свой мяч. Игрок, оставшийся без мяча, становится ведущим.
“Раз, два, три – замри!” Звучит музыка – дети бегают или прыгают по разным дорожкам между мячами. По команде: “Раз, два, три – замри!” дети подбегают к любому мячу, ставят 1 ногу на мяч, руки в стороны: стоят на 1 ноге с прямой спиной, не шевелясь. Ведущий смотрит за осанкой детей. Кто шевелится и стоит с “кривой” спиной – тот выходит из игры.
“Убеги от мяча”. Дети стоят в кругу, выбирают ловишку (в средней группе – взрослый, в старших группах – ребёнок). По команде: “1,2,3 – лови!” дети убегают, ловишка катит мяч – ловит детей. Кого мяч задел – тот вышел из игры. Задача детей – увернуться от мяча, а не бегать по кругу.
6. Подготовка итогового мероприятия: Основной мотивацией детей к занятиям фитбол-гимнастикой стало проведение спортивного праздника «Наша дружная семья». Дети с удовольствием разучили парные упражнения на фитболах, комплексы ритмической гимнастики «Вместе весело шагать», «Когда мои друзья со мной», «Облака», «Чунга-чанга», участвовали в играх – соревнованиях « Подготовка к семейному путешествию», играли в подвижные игры « Космонавты», « Солнечная система», «Летающие тарелки», « Космические следы»
7. В ходе проекта были использованы следующие формы работы с детьми:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия;
- занятия на фитболах;
- физкультурные минутки и паузы;
- подвижные игры;
- индивидуальная работа на прогулке;
- совместные занятия с родителями и детьми;
- совместный праздник для детей и родителей.
8. С целью непрерывности протекания образовательного процесса и более глубоко знакомства с тематикой проекта были реализованы следующие формы взаимодействия с семьей:
-анкетирование/ анкета прилагается/;
- беседа на тему «Развитие равновесия»;
- показ упражнений и способов страховки детей на фитболах,;
-наглядная информация в родительском уголке по теме проекта;
-совместные занятия и развлечения
- индивидуальные беседы.
9. Главными принципами обучения детей фитбол-гимнастике стали
- систематичность и регулярность;
- последовательность и постепенность, переход от простого к сложному;
- умеренность во всем;
- обеспечение безопасности детей при выполнении сложных заданий;
- увлеченность детей и интерес к тренировкам.
ПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ ЭТАП
Итоговым событием проекта стало интегрированное спортивно-познавательное занятие «Наша дружная семья» с участием родителей, проведенное накануне Дня Космонавтики. Профессия космонавта ярче других иллюстрирует умения, навыки, волевые и личностные качества, достойные подражания. Совместно с воспитателями было составлено комплексно-тематическое планирование «Детям о космосе», включающее интеграцию всех образовательных областей. Педагогам удалось увлечь детей темой освоения космоса, дать необходимые знания, заинтересовать родителей изготовлением макетов космического пространства, к итоговому событию дети были хорошо подготовлены.
Праздник включил в себя разнообразные виды движений на равновесие, проходил в интересной игровой форме и получил высокую оценку коллег, родителей.
Так, в газете «Лодейное Поле» №16 (12654) опубликована статья «В космос отправились «Плутончики» и «Уранчики» заместителя заведующего по ВМР МКДОУ№14 «Улыбка» Фокиной И.Ю.:«Ведущая праздника «Большое космическое путешествие» В.В.Евдокимова пригласила всех девочек и мальчиков подготовительных групп совершить путешествие в открытый космос. Команды превратились в космические экипажи «Плутончики» и «Уранчики». Учитывалось все: крепкое здоровье, выносливость. Да, здоровье у космонавта должно быть очень крепкое, ведь во время взлета и посадки он испытывает сильнейшие перегрузки.
А в космосе будет находиться в состоянии невесомости - испытание не из легких. Поэтому подготовка началась с тренировочной космической гимнастики «Зодиак». В эстафетах «Космическая полоса препятствий», «Строим ракету», «Собери метеориты», «Космоходы», «Космические следы», «Лунотопы» дети проявили себя ловкими, смелыми и решительными. На память о замечательном путешествии каждому участнику полета был вручен почетный знак «Космический путешественник». /Выдержка из статьи/
Отзыв родителей в книге отзывов: « Родители подготовительной группы выражают большую благодарность Вере Владимировне Евдокимовой и всем, кто участвовал в подготовке такого замечательного праздника. Мероприятие получилось интересным, познавательным, можно сказать, уникальным. Наши дети и мы получили огромное удовольствие от этого праздника! Большое спасибо!» 12.04.2014г
Отзывы родителей о посещении совместных занятий:«Спасибо Вере Владимировне за открытый урок по физкультуре!!! Детям и взрослым было очень интересно, мы получили много радости от общения, а так же научились простым и веселым упражнениям для детей».
«Спасибо огромное за проведение такого интересного и полезного занятия, я очень благодарна Вам за то, что наши детки стали намного развитее в физическом и моральном смысле. Было очень интересно!!!»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Аналитическая справка. Начиная занятия фитбол-гимнастикой в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо помнить, что у детей с нарушениями речи имеет место задержка развития двигательных умений и навыков, нарушение процессов костеобразования, слабость связочно – мышечного аппарата, недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний – всё это снижает физическое развитие и соматическое здоровье ребёнка. Фитболы имеют ярко выраженный оздоровительный эффект. Упражнения на мяче укрепляют все основные группы мышц, способствуют развитию выносливости, силы, координации движений, формируют правильную осанку, заряжают энергией, создают сильный мышечный корсет вокруг позвоночника. Фитбол – гимнастика применяется также для лечения заболеваний органов дыхания. Возникающие при колебаниях мяча вибрации оказывают обезболивающее действие, благотворно влияют на работу печени и почек, стимулируют функции головного мозга.
Упражнения с этим мячом улучшают функцию сердечно-сосудистой системы, дыхания, активизируют обмен веществ, интенсивность процессов пищеварения, стимулируют защитные механизмы .
Упражнения фитбол – гимнастики просты по структуре движений. При выполнении упражнений дети приучаются регулировать свои движения, сначала по указанию педагога, затем самостоятельно. Кроме того, они получают представление о силе, скорости, ритме, амплитуде движения.
Практика доказала, что занятия в сочетании с движениями, сказкой и музыкой развивают творческие способности, раскрывают природный потенциал детей, формируют положительные эмоционально – волевые качества, такие как саморегуляция, настойчивость, уверенность, оптимизм, смелость, выдержка и справедливость. Дети получают положительные эмоции от общения с фитболами, победы над своим неумением, понимание того, что они делают что – то очень важное для своего здоровья.
Фитболы позволяют разнообразить всю воспитательно - образовательную, коррекционную, развивающую работу в дошкольном учреждении. Кроме того, проект «Фитбол-гимнастика – как средство коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи» рассчитан на перспективу, потому что формирование вестибулярного аппарата – это длительный процесс, требующий системы упражнений, не терпящей перегрузок и перенапряжения детей, работа в данном направлении будет продолжаться. Следует отметить положительную динамику:
- улучшились показатели проведенного мониторинга по развитию основных движений и психомоторному развитию
- дети приобрели навыки и умения для тренировки равновесия, могут выполнять упражнения самостоятельно
- возрос интерес детей, родителей к данной теме
- усилился интерес педагогов к проекту, желание продолжать работу, способность интегрировать усилия по вопросам оздоровления детей
- повысился уровень моего профессионализма.
2. Методические рекомендации по мониторингу
Диагностика психомоторного развития (методика Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревича) производится по выполнению разных заданий.
Задания для детей 6-7 лет:
А – в течении 10 секунд ребенок должен устоять на одной ноге; другая нога согнута. приставлена к колену и отведена под прямым углом. После 30 секунд отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на противоположную ногу.
B – ребенку предлагается по команде быстро без помощи рук сесть по-турецки, затем встать.
С – ребенок должен преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение от воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см.
D – ребенку предлагается разложить 36 карточек одной рукой на четыре кучки. Нормой для ведущей руки считается 35 секунд, для второй – 45. Критерии оценки:
3 балла – правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован.
2 балла – неправильное выполнение после третьего движения, навык не автоматизирован.
1 балл - ребенок не может выполнить задание уже на втором движении.
0 баллов – отказ от выполнения движения.
Диагностика основных движений: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, равновесие – оценивается согласно возрастным нормам, сформулированным в типовой программе обучения и воспитания в детском саду:
В – движение сформировано, автоматизировано,
С – движение сформировано, не автоматизировано,
Н – движение не сформировано.
3. Результаты мониторинга по проекту «Фитбол-гимнастика» - как средство коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи» (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи)
3.1. Диагностика психомоторного развития
№ | Ф.И. ребенка | А Проба на статическую координацию статическую выносливость | B Проба на динамическую координацию | C Проба на зрительно-моторную координацию | D Проба на тонко-дифференцированную координацию | |||||
н | к | н | к | н | к | н | к | |||
1. | Авдеева Алина | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
2. | Алексеев Денис | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
3. | Голощапова Варвара | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | |
4. | Еремеева Ульяна | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
5. | Ермолин Евгений | 1 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
6. | Кондратьев Никита | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | |
7. | Львова Влада | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | |
8. | Дмитриева София | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | |
9. | Мартынов Эдуард | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | |
10. | Николаева Анастасия | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | |
11. | Семенов Денис | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
12. | Соколов Артемий | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | |
13. | Яковлева Мария | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | |
Средний показатель | 22 | 31 | 19 | 33 | 23 | 31 | 24 | 33 |
3.1. Диагностика основных движений
№ | Ф.И. ребенка | Сформированность основных движений | |||||||||||
ходьба | бег | прыжки | лазанье | метание | равновесие | ||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1 | Авдеева Алина | в | в | в | в | с | в | с | в | с | с | с | в |
2 | Алексеев Денис | в | в | в | в | в | в | с | в | в | в | с | в |
3 | Голощапова Варвара | в | в | в | в | в | в | с | в | в | в | с | в |
4 | Дмитриева Софья | в | в | с | в | с | с | с | в | с | с | с | с |
5 | Еремеева Ульяна | с | в | н | с | н | с | н | с | с | с | н | с |
6 | Ермолин Евгений | в | в | с | в | с | с | с | в | в | в | с | в |
7 | Кондратьев Никита | в | в | в | в | с | в | с | в | в | в | с | в |
8 | Львова Влада | в | в | в | в | с | в | с | в | с | с | с | в |
9 | Мартынов Эдуард | в | в | с | в | с | в | в | в | с | в | с | с |
10 | Николаева Анастасия | в | в | в | в | в | в | с | с | с | в | с | в |
11 | Семенов Денис | в | в | в | в | в | в | с | в | с | в | с | в |
12 | Соколов Артемий | в | в | с | в | с | в | с | с | в | в | с | с |
13 | Яковлева Мария | в | в | в | в | в | в | в | в | с | в | в | в |
Средний показатель в % -ах | в-90 с-10 н- 0 | в-100 с- 0 н- 0 | в -61 с-32 н- 7 | в- 93 с- 7 н- 0 | в- 38 с- 55 н- 7 | в- 77 с-23 н- 0 | в- 15 с-78 н-7 | в-77 с-23 н- 0 | в- 61 с- 39 н- 0 | в-70 с- 30 н- 0 | в- 7 с- 86 н- 7 | в- 70 с- 30 н- 0 |
Выводы Результаты мониторинга по всем видам заданий, как по каждому ребенку, так и в целом по группе показывают положительную динамику. Сравнительный анализ первичного и заключительного мониторинга детей подготовительной группы по данному проекту позволил сделать выводы, что поставленные мною задачи успешно реализованы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из основных задач физической культуры в детском саду является коррекция недостатков в физическом и психомоторном развитии детей. Данный проект предлагает один из путей решения проблем развития равновесия у детей с ОНР.
Построенный на принципах развивающего обучения, научной обоснованности с использованием здоровьесберегающих технологий, проект дал положительные результаты. 15 апреля 2014г проект был представлен на педагогическом совете коллегам МКДОУ, высоко оценен педагогами и руководителями учреждения.
Опираясь на полученные результаты, можно сделать выводы:
Коррекционная работа по развитию статической, динамической, зрительно-моторной и тонко дифференцированной координации, статической выносливости у детей 6-7 лет, имеющих общее недоразвитие и тяжелые нарушения речи, основанная на системе специальных упражнений на гимнастических мячах, ритмике, подвижных игр оказывает положительное влияние на психомоторное и физическое здоровье детей, кроме этого фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи:
- Развитие двигательных качеств;
- Обучение основным двигательным действиям;
- Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;
- Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;
- Улучшения функционирования сердечно- сосудистой и дыхательной систем;
- Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;
- Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;
- Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
- Стимуляция развития анализаторов;
- Развитие мелкой моторики и речи;
- Адаптация организма к физической нагрузке.
- Обеспечивает улучшению показателей вестибулярной устойчивости
- Повышает уровень физической подготовленности, качеств физического развития
- Способствует улучшению показателей школьной зрелости и умственной работоспособности
- Обогащает двигательный опыт и способствует укреплению здоровья детей
- Способствует укреплению доверительных партнерских детско-родительских взаимоотношений.
Я убедилась на практике, что метод проектов является перспективной инновационной педагогической технологией, он способствует успешной реализации поставленных целей и задач. В ходе реализации проекта происходит интеграция образовательных областей, воспитанники, педагоги и родители объединяются в единый творческий коллектив, получают радость от увлеченности единым делом, радость совместного труда, игры, радость общения. Я и в дальнейшем планирую использовать метод проектной деятельности в своей работе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Н. А. Ноткина. Влияние физических упражнений на формирование двигательных
способностей дошкольников. Л., 1980.
2. Л. В. Лопатина. Особенности моторных функций у дошкольников со стертой
формой дизартрии. СПб., 1983.
3. Е.Н.Вавилова Учите бегать, прыгать, лазать, метать /раздел «Равновесие»/. М..1983.
4. Физическое воспитание дошкольников. М.,1980.
5. М.Н.Попова. Навстречу друг другу (психолого-педагогическая технология).
6. М.Н.Попова. Двигательно-игровое пространство в группе детского сада.
7.Л. И. Латохина, Т. А. Андрус. Творим здоровье души и тела. (Комплекс «Равновесие»).
8. Т. С. Овчинникова, А. А. Потапчук. Освоение гимнастики на мячах в логопедическом детском саду. (Методические рекомендации). СПб.,2001.
9. Т. С. Овчинникова, А. А. Потапчук. Гимнастические мячи в психомоторной коррекции дошкольников с речевыми нарушениями. (Методические рекомендации). СПб.,2001.
10. Т.С.Овчинникова, А.А.Потапчук Ритмика и подвижные игры с мячами в логопедическом детском саду. (Методические рекомендации). СПб.,2001.
11. С.А.Руденко « Развитие способности к равновесию у детей 6-7 лет».
12. Потапчук А.А. «Лечебные игры и упражнения для детей».РЕЧЬ .СПб.- П. 2007.
13. Потапчук А.А. «Как сформировать правильную осанку у ребёнка» РЕЧЬ, С.-П. 2009. 14. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол - аэробика для детей. Танцы на мячах. Изд. РГПУ им. Герцена СПб. .2008.
15. Потапчук А.А. , Лукина Г.Г. «Фитбол – гимнастика в дошкольном возрасте» изд. СПГАФК им. Лесгафта, СПб. 1999.
16. Евдокимова Т.А., Клубкова Е.Ю., Дидур М.Д. «Фитбол- гимнастика в оздоровлении организма». Изд. СПГМУ им. И.П. Павлова, СПб. 2001
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Ваши дети готовятся пойти в школу. Мы с вами заинтересованы в том, чтобы наши дети благополучно пережили этот сложный жизненный этап. Предлагаем вам ответить на вопросы по теме «Здоровье»:
1.Как ваш ребенок чаще всего проводит вечер дома? Варианты ответов - на вечерней прогулке с родителями, играет с игрушками, с компьютером, смотрит телевизор, читает, рисует, занимается спортом и др.
2.Посещает ли ребенок спортивные секции, школы дополнительного образования, студии и др.?
3.Какими видами спорта увлекаются в вашей семье?
4. Какой вид семейного отдыха предпочитает ваша семья?
5.Считаете ли вы, что занятия физкультурой укрепляют здоровье?
6. Знакомы ли вы с фитбол-гимнастикой? Хотели бы узнать о ней больше?
ФОТОМАТЕРИАЛЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Театрализованное деятельность как одно из средств повышения коррекционной работы с детьми, имеющие нарушения речи"
Видиоролик который раскрывает важностьзанятий детей в художественноречевой студии "Речецветик" из опыта моей работы...
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"
Презентация из 2 частей о логопедической работе с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...
ИКТ в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
статья"ИКТ в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи."Безменова Ирина Юрьевна,Учитель-логопед,МБДОУ№90 г. Мурманск. Использование компьютерных технологий может стать мо...
мастер-класса «Использование театрализованных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи
Использование театрализованных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи...
Консультация для родителей «Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи»
консультация...
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....