"Блокадный Ленинград...Как выстоял город на Неве..."/литературный вечер.
методическая разработка (подготовительная группа)

Черкашина  Елена Владимировна

Методическая разработка помогает познакомить детей с героическим подвигом жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок»

«Блокадный Ленинград…

Как выстоял город на Неве…»

Литературный вечер к 80-летию  снятия блокады для старших дошкольников

C:\Users\Zam\Desktop\9dd1fce5-aae2-5348-90f6-7686f9bd5539.jpeg

Разработала

Заместитель  заведующего  по УВР

Черкашина Е.В.

     Январь, 2024г.

Литературный вечер к 80-летию  снятия блокады для старших дошкольников

Цель: расширение представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

Задачи:

  1. Познакомить детей с жизнью людей в это время.
  2. Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.
  3. Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы.
  4. Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти к жителям Ленинграда, к ветеранам войны.

Ход мероприятия:

Слайд № 2

Ведущий:

Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война.

Это была жестокая война. Она принесла много горя и беды в каждый дом.

«Великая Отечественная» - так называем мы ту войну, в которой наш народ победил фашизм. Это была война за право жить, за право дышать, за право называться человеком. Поэтому против фашизма поднялись все - не только солдаты, партизаны, но и старики, женщины, дети. На фронте и в тылу всем миром приближали Великую Победу.

Слайд № 3

27 января – День снятия блокады Ленинграда. Это очень памятная дата для города-героя Санкт-Петербурга.

Слайд № 4

Раньше его называли Ленинградом, а жителей –ленинградцами.

Сегодня мы вспомним о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить этому любимому и красивому городу, во время той страшной и беспощадной войны.

Воспитатель 1:

Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
Кто-то – с первых ступеней детсада...
В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
Где не знают, что значит – БЛОКАДА...
Про разруху и голод, про жизнь без прикрас,
Про спасение Летнего сада...
Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ
О суровой судьбе Ленинграда.

Слайд № 5

Ведущий:

Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. 900 дней и ночей шли кровавые бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города, сомкнув «кольцо» вокруг города. Это окружение ещё называют блокадой.

Слайд № 6

Воспитатель 2: 

Фашисты бомбили город и днем, и ночью, полыхали пожары, гибли люди. Защищать город вышли все от мала и до велика, и старики, и дети. Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города.

Ребёнок:

От взрывов продыху не знали,
Те, кто уехать не смогли.
И днем, и ночью шла бомбёжка,
И днём, и ночью шёл обстрел.
На клумбах не цветы, картошка росла:
Защитник есть хотел.

Слайд № 7 прочитать.

Ведущий:

О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Послушайте, как она пронзительно выла.

Слайд № 8 Дети слушают звук сирены.

Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги люди вновь возвращались в сои дома. По радио всё время жители города слышали звук метронома.

Слайд № 9 Дети слушают звук метронома.

В блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Он напоминал звук биения сердца и как будто говорил людям о том, что жизнь в городе продолжается.

Воспитатель 1: 

Слайд № 10

Были разрушены дома, сорваны крыши, во многих окнах были выбиты стекла. Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги или газетами – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.

Ребенок: 

Черные окна,
И взрывов гул.
В грохоте, гари
Питер тонул.
Хмурые лица
И взгляд потухший.
Город унылый,
Серый и скучный.

Воспитатель 2: 

Слайд № 11

В городе не было воды, от бомбежек и от холода вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из реки Невы и каналов. Воду доставали с великим трудом, и в холод, и в мороз люди шли на Неву. Воду возили на санках, носили в бидонах.  В город перестало поступать продукты питания, отключили свет, отопление, воду…Наступила холодная зима…Наступили страшные блокадные дни…

Слайд № 12

Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.

Ведущий:

Слайд № 13

В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день. Хлеб выдавали по карточкам, норма хлеба была очень мала – всего 125гр. (показать).

В булочные, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало.

От страшного голода, холода и болезней в блокадном Ленинграде стали умирать люди. Послушайте, как о страшной, тяжелой жизни в блокадном Ленинграде рассказывали жители блокадного Ленинграда, которые выжили:

Воспоминания жителей блокадного Ленинграда

Воспитатель 1:

Вспоминает Милютина Заря Александровна: «Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для неё».

Воспитатель 2:

Вспоминает  Тюлева Ольга Николаевна «Однажды в булочной в очереди за хлебом мне стало плохо от голода. Я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки».

Воспитатель 1:

Вместе с взрослыми в блокадном Ленинграде жили и боролись дети. Им в голодном и холодном городе было труднее всех. В первый год блокадной зимы работали школы. Даже в жутких условиях дети учились, и это был подвиг. Ведь путь в школу был опасен и тяжел. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода и все-таки шли в школу.

У многих случались голодные обмороки, многие валились с ног от холода и бессилия. Смертность была огромная, дети умирали даже на уроках…

Воспитатель 2: 

Девчонка руки протянула,
И головой - на край стола...
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.
Её из школы на носилках,
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки,
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.

Ленинградские школьники не только учились, они помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, делали оружие на заводах и помогали больным и старым людям приносить воду из Невы.

Ведущий:

Слайд № 14

Нельзя не отметить подвиг девочки Тани Савичевой. На Васильевском острове жила большая семья Савичевых: пятеро детей, их мама, бабушка и два дяди – братья их рано умершего отца. Самой младшей была 11-летняя Таня– весёлая, жизнерадостная девочка, общая любимица. Таня была такой же девочкой, как и вы, училась, помогала родителям. Когда пришла война, Савичевы решили никуда не уезжать из родного города. Они даже не могли себе представить, какие тяжёлые испытания ждут их впереди. О страшной судьбе семьи Савичевых мы узнали из дневника Тани. Она вела дневник во время войны, в нем она записывала даты смерти своих родственников.

Посмотрите и послушайте страшные записи, потрясшие миллионы сердец.

На берегу Невы, в музейном зданье,

Храниться очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет…

Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода. Таня писала: «Женя умерла 28 декабря», «Бабушка умерла 25 января», «Дядя Алеша 10 мая», «Мама 13 мая», «Умерли все. Осталась одна Таня». Таню спасли от голодной смерти. Ее вывезли из Ленинграда. Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких, подорвали ее здоровье. Таня умерла. Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года в возрасте 14-ти с половиной лет от  туберкулеза кишечника.

Воспитатель 1: 

На берегу Невы, в музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца - до наивного мальца.
И письменная сущность содержанья,
Ошеломляет души и сердца.

Воспитатель 2:

Это - всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, -
Время, возвышает образ Тани,
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.

Ведущий:

 Слайд № 15

Во Всеволожском районе Ленинградской области создан мемориальный комплекс «Цветок жизни», в состав которого входит траурный курган «Дневник Тани Савичевой».

Ведущий: 

Слайд № 16

Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Уже через 3 дня после начала блокады по Ладоге пошел первый транспорт.

Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни», потому что она спасла тысячи ленинградцев. О дороге жизни написано много стихов и песен.

Воспитатель 1:

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Ребенок: 

От холода и голода умирали люди.
Ладожское озеро народу помогло.
Мы дорогу жизни вечно помнить будем,
Выстояли люди всем врагам назло.

Ведущий:

 Слайд № 17

Дороги были разбиты и разбомблены. В город и из города можно было выбраться только по Ладожскому озеру. Зимой озеро замерзало и по нему была проложена дорога, по которой доставляли в блокадный город продовольствие и все что требовалось городу.

Из города по этой дороге вывозили детей, стариков и раненых. Эта дорога называлась «Дорогой жизни». Многие машины не доезжали до места назначения, проваливались под лед вместе с продовольствием и вместе с детьми.

Ребенок:

И только Ладога спасала,
Когда стояли холода.
Тогда "Дорогой жизни" звала
Её народная молва.

Слайд № 18


Песня: «Им было всего лишь двенадцать, но были они Ленинградцы» -

В далеком, тревожном военном году,
Под гром батарей у страны на виду.
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась раскрытой тетрадь
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой.
Им было всего лишь двенадцать
Но были они ленинградцы!

Ведущий: 

Слайд № 19

И вот пришел день освобождения. 27 января,  80 лет назад, наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли.

Слайд № 20

В этот день в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели в небо.

Слайд № 21

С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках.

Слайд № 22-33

Самые известные из них – памятник героическим защитникам Ленинграда, Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда, памятник Матери – Родине на Пискаревском кладбище, где захоронено очень много ленинградцев, Цветок жизни – памятник детям, погибшим во время блокады.

Воспитатель1:

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли,

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

Кружился снег, а город наш бомбили,

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима.

Ведущий: 

За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград.

Предлагаю всем встать и почтить минутой молчания память о всех, кто погиб в те тяжелые времена. Почтим героев Ленинграда, всех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.

Слайд № 34

Минута молчания под звук Ленинградского метронома.

Воспитатель 1: В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут,-
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада,
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.

Воспитатель 2: Ели маленький кусок ржаного хлеба,
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба,
И руины там, где дом вчера стоял…
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
-Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!

Ведущий: От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься,-
Всё! Закончилась блокадная пора!
Есть салют у нас весной,- на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды,
Тот салют в голодно-белом январе…

Ведущий: 

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Все праздновали победу, на улицах все обнимали друг друга. Давайте и мы с вами отпразднуем победу.

Слайд № 35

Игровое упражнение: «Салют».

Ведущий:

Спасибо тем, кто город отстоял,

Кто выжил в страшную блокаду,

Кто восстанавливал, из пепла возрождал.

Спасибо вам, герои Ленинграда!

Вручение цветов и подарков ветеранам-блокадникам.

Дети:

1.

Пусть будет мир на планете и войны не знают дети.

Пусть дети учатся, мечтают, ни горя, ни беды не знают!

2.

Ленинград наш, дорогой, любимый, ты гордый, сильный и красивый.

Этот город над Невой очень любим мы с тобой.

 3.

Пусть летят столетья, пусть летят года –

Город наш великий будет жить всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер развлечений во 2-ой младшей группе «Сказочный вечер по русским народным сказкам»

Литературный досуг решено проводить с целью создания радостного настроения у детей от встречи с любимыми героями сказок....

Конспект НОД по истории Петербурга "Город на Неве. Город Тайн."

Дать представления детям о понятии «Город на Неве»Активизировать познавательную и речевую активность детей в процессе беседы: вызвать желание принимать участие в групповом разговоре, слуша...

Поэтический вечер в детском саду «Ах, Осень, Осень»: сценарий литературного вечера для старших дошкольников

А. С. ПушкинУнылая пора! очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса –Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнисто...

Поэтический вечер в детском саду «Уж небо осенью дышало...»: сценарий литературного вечера для старших дошкольников.

Сценарий поэтического вечера для детей старшего дошкольного возраста. Целью данного литературного вечера является формирование у детей запаса литературных и художественных впечатлений.Дети знакомятся ...

Познавательно-творческий проект «Этот город, самый лучший, город на Неве»

К сожалению дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жиз...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Непобедимый город на Неве» в подготовительной группе

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Непобедимый город на Неве», посвященной 80-летию снятия блокады Ленинграда», совместно с родителями, проведённый в подготовительной группе ...