Конспект НОД по истории Петербурга "Город на Неве. Город Тайн."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Онегова Елена Александровна
  1. Дать представления детям о понятии «Город на Неве»
  2. Активизировать познавательную и речевую активность детей в процессе беседы: вызвать желание принимать участие в групповом разговоре, слушать партнера, реагировать на его высказывания, дополнять, самостоятельно рассуждать.
  3. Способствовать обогащению детского словаря.
  4.  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного, желание любить и беречь свой город.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_urok._vvedenie.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект

непосредственно образовательной деятельности для  детей старшего  дошкольного возраста

по Петербурговедению

с использованием информационно-компьютерной технологии

Тема:

«Город на Неве. Город тайн.»

Составил:

Валиева Елена Александровна

Цель:

  1. Дать представления детям о понятии «Город на Неве»
  2. Активизировать познавательную и речевую активность детей в процессе беседы: вызвать желание принимать участие в групповом разговоре, слушать партнера, реагировать на его высказывания, дополнять, самостоятельно рассуждать.
  3. Способствовать обогащению детского словаря.
  4.  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного, желание любить и беречь свой город.

Ход занятия:

- В стародавние времена, когда не было ещё ни поездов, ни автомобилей, ни самолётов, люди считали, что лучше всего строить города на реке или на берегу моря. А самое лучшее место – там, где река впадает в море. (слайд 1) Ребята, как вы думаете, почему в древние времена люди так думали? (предположения детей)

- Во- первых, если поставить город на острове и окружить его стенами, будет легко защищаться от врагов.

Во- вторых, в городе всегда будет питьевая вода.

И в-третьих, по воде удобнее всего путешествовать и перевозить грузы.

- Ребята, вы слышали выражение «Город на Неве»? (ответ детей)

-Как вы понимаете это выражение? (ответы детей)

-Нева – это река, которая вытекает из Ладожского озера и впадает в Финский залив, один из заливов Балтийского моря. В далёкие времена на его берегах жили разные племена с похожими языками: финны, карелы, водь, ижора, вепсы. Они были «лесными людьми», охотниками и рыболовами. Жили в домах, которые наполовину уходили в землю, - полуземлянках(слайд 2), одевались в меха(слайд 2), плели сети из крапивных волокон(слайд 2). Когда они встречались друг с другом, они говорили: «ТЕРВЕ!» - так на их языке звучало «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» А если они приглашали друг друга в гости, то ставили на стол напиток из мёда, квас, разные пирожки, булочки и главное лакомство – пирог с рыбой.

И вот однажды один из охотников, который уходил далеко в лес, вернулся и рассказал, что на Неве стоит чудесный город. А построил его… Кто? (Пётр I) Правильно, русский царь Пётр.(слайд 3) Финны очень удивились – они знали, что вдоль Невы только болота, там нельзя построить город. Поэтому они решили, что русский царь – волшебник, он построил город на небе, а потом опустил его на землю. Но на самом деле всё было совсем не так.

-Но сначала, давайте разберёмся с датами. Ведь во время нашего путешествия, вы всё время будете слышать: в восемнадцатом веке, в девятнадцатом веке, в двадцатом веке. А что это значит? (предположения детей)

-Время можно представить себе как текущую реку, а можно – как непрерывную ленту, вроде портновского сантиметра. Люди договорились поставить на этом сантиметре нулевую отметку и отсчитывать от нее отрезки по сто лет, называемые веками.

Кто знает в каком году был основан Петербург? (ответы детей)

-Петербург был основан в 1703 году, и в 2003 ему исполнилось 300 лет. Это был большой праздник для всех петербуржцев. А вы сможете сказать в каком году городу исполнилось сто лет? А двести? А сколько ему сейчас лет? Взгляните на ленту времени, она вам поможет. (А знаете, как очень просто определить, в каком веке произошло любое событие? Нужно взять две первые цифры даты и прибавить к ним единицу. Смотрите: 1703 год был в 18-м веке (17+1=18), Гагарин полетел в космос в 1961 году (19+1=20), значит в 20-м веке. А давайте узнаем в каком веке родились вы.)

-Петербург сильно изменился за 300 лет. (слайд 4)В 18-м веке это был деревянный город, в котором возвышалось только несколько каменных домов. Улицы были вымощены камнем только в центре, а в остальных местах представляли собой просто грязные и сырые дороги. Бедные горожане носили ещё старинную русскую одежду.

(Слайд 5) В 19-м веке всё постепенно изменилось. В городе было уже много каменных домов, камнем замостили улицы, облицевали набережные. В 19-м веке по прежнему ездили в каретах, а бедные люди на телегах. Но в 1837 году построили первую в России железную дорогу Санкт-Петербург – Царское село, потом её проложили до Москвы, а в конце 19 века появились уже автомобили и аэропланы (это первые самолёты).

(Слайд 6) В 20-м веке город стремительно менялся. Теперь выросли многоэтажные здания. Дороги покрыли асфальтом. Люди стали ездить на автомобилях, трамваях автобусах, троллейбусах. В 1955 году в городе запустили первую линию метрополитена. Это Петербург сегодня (слайд 7) Каким будет город в следующем веке, зависит от всех петербуржцев и от всех россиян, в том числе и от вас.

Домашнее задание: Нарисовать город будущего.

Санкт – Петербург 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию нравственно - патриотического воспитания по теме:« Знакомство с историей и современной архитектурой города Бугуруслана»

Конспект по формированию нравственно - патриотического воспитания по теме:« Знакомство с историей и современной  архитектурой города Бугуруслана» для подготовительной группы.Цель: Развитие интере...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по теме «Нева-главная река нашего города» с детьми подготовительной группы.

Цель: познакомить детей с главной рекой нашего города –Невой. Задачи: Образовательные задачи.Показать красоту Невы. Объяснить, почему Неву называют красавицей, труженицей, кормилицей. Совершенств...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Знакомство с историей и современной архитектурой города Бугуруслана»

Цель: Развитие интереса к родному городу, его исторической и современной архитектуре.Воспитывать любовь к родному городу, к его прошлому и настоящему; бережное и  заботливое отношение к нему.Разв...

Конспект НОД «История основания моего любимого города"

Конспект НОД «История основания моего любимого города»Задачи:•        Активизировать познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста и повышать интер...

Конспект образовательной деятельности "История города Рыбинска"

Цель: Познакомить детей с историей возникновения родного края; его достопримечательностями. Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города. Развивать мышление и речь.  Вос...