Выступление на педсовете на тему "Современные технологии, формы и методы гражданско-патриотического воспитания в ДОУ"
методическая разработка
В настоящее время одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является направление гражданско-патриотического воспитания. Педагогам необходимо использовать разные формы, методы и технологии в своей работе, чтобы детям было интересно и хотелось узнать что-то новое. Совершенно необходимо внедрять современные технологии в воспитании детей, использовать компьютерную технику. В данном выступление данны характеристики современным технологиям, методам и формам гражданско-патриотического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 21.9 КБ |
prezentatsiya_pedsovet.pptx | 122.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете на тему
«Современные технологии, формы и методы гражданско-патриотического воспитания в ДОУ»
В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы способствует духовно- нравственной работе души, а любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
Сегодня совершенно необходимо внедрять современные технологии в процесс воспитания детей. Существуют разнообразные технологии, создаются инновационные методы патриотического воспитания путём использования технологий с применением компьютерной техники. Сегодня мы рассмотрим технологии гражданско-патриотического воспитания, формы и методы.
В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности детей. Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, педагога воспитанников и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы.
Успешное решение поставленной задачи наиболее полно решается с помощью внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий таких как:
- КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ
-ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
- ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
- ИКТ и СТЕМ (флеш-анимация, компьютерная технология);
- ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ;
- ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ;
- ТЕХНОЛОГИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
- МУЗЕЙНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Интересная технология – квест.
В настоящее время популярным развлечением для детей разного возраста становится игра-квест. Сегодня нередко используют такую форму организации мероприятий и в детском саду, и в школе, и в лагерях отдыха, и в компаниях, специализирующихся на организации праздников. В чем секрет успеха такой формы досуга?
Что такое квест?
Слово «Quest» переводится с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий.
В игре этого жанра всегда предполагается наличие задания, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Задача игрока заключается в том, чтобы как следует поразмыслить, дабы решить предложенную задачку, а также проявить смекалку и умения, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше.
Технология проектной деятельности.
Данная технология в дошкольном образовании неслучайно приобрёла большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.
Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Вот важные виды ИКТ, применяемых в учебно-воспитательном процессе:
- Электронные энциклопедии, справочники, словари.
- Библиографические ресурсы. Сюда входит книги и статьи из газет, журналов, карты, т. д.
- Компьютерная презентация - удобный и эффективный способ представления познавательной информации. Они обладают большой привлекательностью для занятий с непосредственным участием воспитателя.
В образовательный процесс возможно включить видеолектории - организационную форму досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий. Тематика видеолекториев должна быть обширна, связана с реализуемыми темами и интересами детей, дифференцирована с учетом возраста детей.
Флеш-анимация – мультимедийная платформа компании для создания веб-приложений или мультимедийных презентаций. Использовалась для создания игр, для использования в самостоятельной деятельности ребенка. Рекламных баннеров, анимации, а также воспроизведения на веб-страницах видео и аудиозаписей в непосредственной деятельности, а так же на индивидуальных сайтах педагогов.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым.
STEM-технология – это модульное направление образования, которое позволяет сформировать у детей интеллектуальные способности, развить познавательные интересы к разным видам деятельности. Интеграция содержания, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность материала для самостоятельной деятельности все это является объединяющим фактором успешной работы, которая ориентирована на ФГОС.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ, в том числе АОП (адаптированных образовательных программ) для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Музейная педагогика.
Большая часть воспитанников детского сада, ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Во-вторых, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Поэтому хорошим решением является создание своеобразного «музейного комплекса». Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому создаются «мини-музеи».
Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, которые усваиваются ребенком на протяжении детства.
Использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Формы работы по гражданско–патриотическому воспитанию.
В работе с детьми используются разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:
- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);
- рассказы воспитателя;
- беседы о родном городе, стране, её истории;
- наблюдение за изменениями в облике родного города;
- за трудом людей в детском саду и в городе;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
- организация тематических выставок;
- участие в общественных и народных календарных праздниках;
- конкурс чтецов;
- участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах;
- участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Основные методы образовательного процесса
- игровые;
- поисково-исследовательские;
- проблемные;
- воспитывающие ситуации;
- анализ и самоанализ;
- похвала, одобрение;
- пример;
- обращение к книге и к другим культурным источникам.
Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:
- Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.
- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.
- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.
- Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.
- Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок.
Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.
Взаимодействие с родителями.
Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей разнообразны: семейные клубы, семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и истории, организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и пр.).
В настоящее время эта работа очень актуальна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не у всех считаются важными. В данном вопросе родители должны стать непременными участниками, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.
Вывод.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технологии гражданско-патриотического воспитания: - квест-технология ; -технология проектной деятельности; -технология исследовательской деятельности; -ИКТ и СТЕМ ( флеш-анимация , компьютерная технология); -личностно-ориентированные технологии; -игровая технология; -технология досуговой деятельности; -музейная технология.
Формы гражданско-патриотического воспитания: экскурсии и целевые прогулки; рассказы, беседы, наблюдения; показ иллюстраций; просмотр фильмов, мультфильмов; использование фольклорных произведений; участие в различных мероприятиях и др.
Основные методы образовательного процесса: -игровые; -поисково-исследовательские; -проблемные ситуации; -воспитывающие ситуации; -анализ, самоанализ; -похвала, одобрение; п ример ; -обращение к книге и другим культурным источникам.
Средства гражданско-патриотического воспитания: -художественная литература; -природа родного края; -собственная деятельность детей; -общение; -атмосфера, в которой живет ребенок. Взаимодействие с родителями.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "...
Выступление на педсовете « Здоровье сберегающие технологии»
Выступление на педсовете...
Выступление на педсовете "Использование нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности"
Использование нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности - познакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник рисовния- научить практическим умениям в области изобраз...
Выступление на педсовете «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми»
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей ж...
Выступление на педсовете по теме: "Технология террейна, как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста"
Чтобы обогатить среду нашей группы мы применяем в работе технологию Террейна. Террейн — французское слово – антураж, окружение, среда, окружающая обстановка. Существуют также следующ...
Выступление на педсовете: « Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ»
Выступление на педсовете: « Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ»ПланИнформацион но - коммуникационные технологии в образовании.Т...
Выступление на педсовете: «Личностно - ориентированная технология в ДОУ»
Личностно-ориентированная образовательная технология - это результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, профессионального развит...