Выступление на педсовете на тему "Современные технологии, формы и методы гражданско-патриотического воспитания в ДОУ"
методическая разработка

Кузьминкина Наталья Владимировна

В настоящее время одной из главных задач воспитания подрастающего поколения   является направление  гражданско-патриотического воспитания. Педагогам необходимо  использовать разные формы, методы и технологии в своей работе, чтобы детям было интересно и хотелось узнать что-то новое. Совершенно необходимо внедрять современные технологии в воспитании детей, использовать компьютерную технику. В данном выступление данны характеристики современным технологиям, методам и формам гражданско-патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx21.9 КБ
Файл prezentatsiya_pedsovet.pptx122.55 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете на тему

«Современные  технологии, формы и методы гражданско-патриотического воспитания в ДОУ»

  В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы способствует духовно- нравственной работе души, а любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.

Сегодня совершенно необходимо внедрять современные технологии в процесс воспитания детей. Существуют разнообразные технологии, создаются инновационные методы патриотического воспитания путём использования технологий с применением компьютерной техники. Сегодня мы рассмотрим технологии гражданско-патриотического воспитания, формы и методы.

В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности детей. Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, педагога воспитанников и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы. 

Успешное решение поставленной задачи наиболее полно решается с помощью внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий таких как:

- КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ

-ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

- ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

- ИКТ и СТЕМ (флеш-анимация, компьютерная технология);

- ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ;

- ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ;

- ТЕХНОЛОГИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

- МУЗЕЙНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.

Интересная технология – квест.

В настоящее время популярным развлечением для детей разного возраста становится игра-квест. Сегодня нередко используют такую форму организации мероприятий и в детском саду, и в школе, и в лагерях отдыха, и в компаниях, специализирующихся на организации праздников. В чем секрет успеха такой формы досуга?

Что такое квест?

Слово «Quest» переводится с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий.

В игре этого жанра всегда предполагается наличие задания, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Задача игрока заключается в том, чтобы как следует поразмыслить, дабы решить предложенную задачку, а также проявить смекалку и умения, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше.

Технология проектной деятельности.

Данная технология в дошкольном образовании неслучайно приобрёла большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с  другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности  способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.

Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Вот важные виды ИКТ, применяемых в учебно-воспитательном процессе:

- Электронные энциклопедии, справочники, словари.

- Библиографические ресурсы. Сюда входит книги и статьи из газет, журналов, карты, т. д.

- Компьютерная презентация - удобный и эффективный способ представления познавательной информации. Они обладают большой привлекательностью для занятий с непосредственным участием воспитателя.

В образовательный процесс возможно  включить видеолектории - организационную форму досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий. Тематика видеолекториев должна быть обширна, связана с реализуемыми темами и интересами детей, дифференцирована с учетом возраста детей.

Флеш-анимация – мультимедийная платформа компании для создания веб-приложений или мультимедийных презентаций. Использовалась для создания игр, для использования в самостоятельной деятельности ребенка. Рекламных баннеров, анимации, а также воспроизведения на веб-страницах видео и аудиозаписей в непосредственной деятельности, а так же на индивидуальных сайтах педагогов.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым.

STEM-технология – это модульное направление образования, которое позволяет сформировать у детей интеллектуальные способности, развить познавательные интересы к разным видам деятельности. Интеграция содержания, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность материала для самостоятельной деятельности все это является объединяющим фактором успешной работы, которая ориентирована на ФГОС.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ, в том числе АОП (адаптированных образовательных программ) для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Музейная педагогика.

Большая часть воспитанников детского сада, ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Во-вторых, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Поэтому хорошим решением является создание своеобразного  «музейного комплекса». Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому  создаются «мини-музеи».

Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, которые усваиваются ребенком на протяжении детства.

Использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Формы работы по гражданско–патриотическому воспитанию.

   В работе с детьми используются разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:

- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);

- рассказы воспитателя;

- беседы о родном городе, стране, её истории;

- наблюдение за изменениями в облике родного города;

- за трудом людей в детском саду и в городе;

- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);

- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);

- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);

- организация тематических выставок;

- участие в общественных и народных календарных праздниках;

- конкурс чтецов;

- участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах;

- участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Основные методы образовательного процесса

- игровые;

- поисково-исследовательские;

- проблемные;

- воспитывающие ситуации;

- анализ и самоанализ;

- похвала, одобрение;

- пример;

- обращение к книге и к другим культурным источникам.

Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.

- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.

- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.

- Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.

- Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.

Взаимодействие с родителями.

Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей разнообразны: семейные клубы, семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и истории, организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и пр.).

В настоящее время эта работа очень актуальна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не у всех считаются важными. В данном вопросе родители должны стать непременными участниками, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.

Вывод.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современные технологии, формы и методы гражданско-патриотического воспитания в ДОУ» Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Кузьминкина Н.В.

Слайд 2

Технологии гражданско-патриотического воспитания: - квест-технология ; -технология проектной деятельности; -технология исследовательской деятельности; -ИКТ и СТЕМ ( флеш-анимация , компьютерная технология); -личностно-ориентированные технологии; -игровая технология; -технология досуговой деятельности; -музейная технология.

Слайд 3

Формы гражданско-патриотического воспитания: экскурсии и целевые прогулки; рассказы, беседы, наблюдения; показ иллюстраций; просмотр фильмов, мультфильмов; использование фольклорных произведений; участие в различных мероприятиях и др.

Слайд 4

Основные методы образовательного процесса: -игровые; -поисково-исследовательские; -проблемные ситуации; -воспитывающие ситуации; -анализ, самоанализ; -похвала, одобрение; п ример ; -обращение к книге и другим культурным источникам.

Слайд 5

Средства гражданско-патриотического воспитания: -художественная литература; -природа родного края; -собственная деятельность детей; -общение; -атмосфера, в которой живет ребенок. Взаимодействие с родителями.

Слайд 6

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "...

Выступление на педсовете "Использование нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности"

Использование нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности - познакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник рисовния- научить практическим умениям в области изобраз...

Выступление на педсовете «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития,  неповторяемый на протяжении последующей ж...

Выступление на педсовете по теме: "Технология террейна, как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста"

Чтобы обогатить среду нашей группы мы применяем в работе  технологию Террейна. Террейн — французское слово – антураж, окружение, среда, окружающая обстановка. Существуют также следующ...

Выступление на педсовете: « Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ»

           Выступление на педсовете: « Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ»ПланИнформацион но - коммуникационные технологии в образовании.Т...

Выступление на педсовете: «Личностно - ориентированная технология в ДОУ»

Личностно-ориентированная образовательная технология - это результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, профессионального развит...