Выступление на педсовете « Здоровье сберегающие технологии»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре (из опыта работы) воспитателя ФИЗО Сильченок С.И.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. Здравствуйте! На первый взгляд, это самое обычное слово. Но в нем есть всё: и свет улыбки, и радость встречи, и тепло рукопожатия, и пожелание здоровья. Говоря «Здравствуйте! », мы желаем человеку быть здоровым, крепким, сильным. Здоровье – это бесценный дар, и наша главная задача его сберечь, а еще и приумножить! Ежедневно каждое утро в нашем детском саду мы вырабатываем у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребѐнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются корригирующие упражнения для укрепления свода стопы – ходьба на носках, по массажным дорожкам. Музыка, сопровождающая движения, создаѐт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребѐнка. Во время проведения физкультурных занятий я использую различные здоровье сберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья. Например, подвижные и спортивные игры используются как часть физкультурного занятия, на прогулке малой, средней и высокой степени подвижности. Занятия на свежем воздухе способствуют положительному заряду энергии и хорошему настроению. Такие занятия проводятся ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Также на занятиях использую элементы спортивных игр. Игры проводятся в заключительной части занятия. С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы разбора упражнений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребѐнка. Объясняю детям, что систематичность упражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты, достигнутые в процессе занятий. Создание на занятии атмосферы эмоционально-положительного настроя дает возможность обеспечить успешную деятельность, повысить работоспособность и снизить утомляемость. Немаловажное значение для решения оздоровительных задач приобретает соблюдение гигиенических условий проведения занятий и мер предупреждения травматизма. Я добиваюсь, чтобы спортивный зал отвечал санитарно-гигиеническим нормам: достаточная освещѐнность, свежий воздух, комфортный температурный режим. Релаксация для всех возрастных групп проводится в помещении. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов) или звуки природы. Как правило, релаксация – заключительная часть занятия. Пальчиковая гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо со всей группой. Лучшее время для проведения – начало или конец занятия. Рекомендуется всем детям, потому что улучшает координацию мелких движений ребенка, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров. Гимнастика для глаз тоже очень важна. Она используется для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз, а также для укрепления глазных мышц. Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихов и потешек. При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка». Для снятия напряжения после гимнастики для глаз можно использовать гримасы и артикуляционную гимнастику. Гимнастика дыхательная оказывает тонизирующее и бодрящее действие, снимает вялость и усталость. Использовать дыхательную гимнастику можно начиная с 3 - 4 лет. Упражнения можно выполнять во время общеразвивающих упражнений, после интенсивного бега для восстановления дыхания, после подвижных игр. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфа и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. Гимнастика ортопедическая рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. На занятиях по физической культуре использую различные физические упражнения для профилактики плоскостопия (ходьба на разных сторонах стоп, приседания, бег, прыжки, ходьба по массажным дорожкам и т.п.). Эти упражнения помогают укрепить двигательный аппарат нижних конечностей. Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года используются различные варианты гимнастики. Чем увлекательнее и содержательнее занятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, а значит, больше предпосылок для обеспечения высокого уровня двигательного режима в течение дня. Именно такой уровень необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движениях. Мой педагогический опыт как воспитателя по физической культуре показывает, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие. Буду продолжать повышать свой педагогический уровень, внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей; привлекать родителей к воспитанию физической культуры.
Памятка для воспитателей «Современные здоровье сберегающие технологии», виды технологий, время проведения в режиме дня. Особенности методики проведения. 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используют лишь элементы спортивных игр. Релаксация - в любом подходящем помещении. В зависимости от состоя- ния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Технологии эстетической направленности - реализуются на занятиях худо- жественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок, оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса. Гимнастика пальчиковая - с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Гимнастика бодрящая - ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различная: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристой доске; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. Гимнастика корригирующая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Гимнастика ортопедическая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. 2. Технологии обучения здоровому образу жизни. Физкультурное занятие 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин., младший возраст- 15- 20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25- 30 мин. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Проблемно - игровые (игротреннинги, игротерапия). В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Коммуникативные игры - 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Занятия из серии «Здоровье» - в соответствии с учебным планом с детьми старшего дошкольного возраста. Могут быть включены в сетку занятий в разделе познавательное развитие. Самомассаж –в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами, либо в различных формах. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. Точечный самомассаж - проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОРорганов. Используется наглядный материал. 3. Коррекционные технологии. Технологии музыкального воздействия - в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Сказкотерапия - в нерегламентированной деятельности детей при интеграции образовательных областей. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей. Технологии воздействия цветом - элементы занятий, свободная деятельность детей. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на педсовете на тему:"Современные здоровье сберегающие технологии, используемые в детском саду"
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. до семи лет человек проходит огромный путь развития, неповтооряемый на протяжении последующей жизни....
Выступление на общем родительском собрании на тему: "Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников". "Применение здоровье сберегающих технологий в повседневной жизни ребенка. Валеологические песенки-распевки".
В статье подняты вопросы здоровье сбережения, воспитания привычки"здорового образа жизни". Даны варианты валеологических песенок-распевок, которые родители могут использовать дома....
Выступление на педсовете на тему "Использование здоровье сберегающих технологий и приемов в непосредственно - образовательной деятельности".
Информация для педагогов и родителей...
Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Песок. Свойства песка»
Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира во второй младшей групп...
Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья и повышение мотивации к его сохранению через использование здоровье сберегающих технологий Рубрика «Наши технологии» презентация
Здоровье является полновесным «атрибутом» успешности. Успешность человека во многом зависит от уровня его эмоционально-волевого самоконтроля. От состояния здоровья в первую очередь з...
Выступление на педсовете "Использование здоровья сберегающих технологий в обеспечении охраны жизни и здоровья детей"
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...
Презентация к педсовету для интерактивной доски «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»
Совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы, направленной на взаимодействие специалистов и воспитателей ДОУ»....