Выступление на педсовете: «Личностно - ориентированная технология в ДОУ»
материал

Ручкина Татьяна Александровна

Личностно-ориентированная образовательная технология - это результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящей из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов участников образовательного процесса и гарантирующей достижение поставленных образовательных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_lichnosto-orientirovannaya_tehnologiya_v_dou.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребёнка детский сад №21 "Надежда"

городского округа Ступино

Выступление на педсовете:

«Личностно-ориентированная технология в ДОУ»

                                                      Подготовила:

                                                         Ручкина Татьяна

                                                                               Александровна, воспитатель

г.о.Ступино, Московской области

2020г.

Личностно-ориентированная образовательная технология

в дошкольном учреждении

Основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ребенка, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Личностно-ориентированная образовательная технология - это результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящей из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов участников образовательного процесса и гарантирующей достижение поставленных образовательных целей.

Для воспитания свободной личности необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно-ориентированное воспитание.

Личностно-ориентированное воспитание - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.

Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Правила личностно-ориентированного образования, выработанные в педагогической практике:

• Подвергать ревизии традиционные методы, формы, средства воспитания, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях.

• Исключить методы наказания, унижающие личность.

• Формы организации воспитательного процесса не должны наносить ущерба здоровью детей.

• Поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям.

• Принципиально, но доброжелательно обсуждать плохие поступки.

• Помогать обнаруживать ошибки.

• Поддерживать эмоциональное благополучие ребенка.

• Формировать положительную самооценку ребенка.

• Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты.

• Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении, а не пассивно ждать появления негативного поступка.

• Безусловно понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью.

• Жить интересами, переживаниями ребенка.

• Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны.

• Зорко всматриваться в детей, чтобы в каждый момент знать, как идет процесс воспитания.

• Искренне радоваться каждому успеху ребенка.

• Предоставлять ребенку возможности для самоутверждения.

• Постоянно напоминать ребенку, чего от него требуют, каким хотят его видеть.

• Учитывать состояние и настроение ребенка.

• Слушать ребенка очень внимательно, демонстративно отложив в сторону самую срочную работу.

• Крепко удерживать воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии.

• Получать удовольствие от общения с детьми.

• Разговаривать с детьми так, как они хотят, чтобы с ними разговаривали.

• Направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребенка. Ни в коем случае не настраивать его против родителей.

• Осуждать поступок, но уважать личность.

Образовательный процесс должен быть гуманным и личностно-ориентированным. Суть образовательного процесса согласно личностно-ориентированному подходу заключается в порождении человека как субъекта активности в единстве четырех составляющих: вхождение в мир природы, в рукотворный мир, приобщение к миру значимых других, возникновение самосознания. Задача, стоящая перед воспитателем, состоит в том, чтобы, используя принципы эффективного общения, поддержать и развить самоценную активность ребенка. Тем самым достигается искомое взаимопроникновение, в чем и состоит основная идея личностно-ориентированной дидактики.

Личностно-ориентированная дидактика, опирающаяся на теоретическую модель трансактного анализа Э. Берна, предполагает реализацию трех стратегических принципов: вариативности, синтеза интеллекта, аффекта и действия, приоритетного старта.

1. Принцип вариативности.

Воспитатель, работающий с дошкольниками, ответственен за то, чтобы в модели обучения, которую он предлагает ребенку, была заложена возможность выбора собственной модели учения. Принцип предусматривает как вариативность содержания, методов и форм обучения, так и вариативность организации среды в детском саду.

2. Принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия.

Работа с детьми в одинаковой мере должна вовлекать их в процессы познания, действия и эмоционального освоения мира. Идеалом личностно-ориентированной дидактики является конструирование таких условий образовательной работы с детьми, которые порождают гармонию трех названных аспектов освоения деятельности ребенка.

3. Принцип приоритетного старта.

Начинать работу следует с тех видов деятельности, которые самоценны для каждого конкретного ребенка, непременно учитывать стартовые предпочтения детей.

Кроме того, необходимо учитывать и склонности педагога, который также должен быть увлечен.

Реализация данных принципов предполагает “через-себя-понимание”, создание общего психологического пространства, игровое построение процесса образования, а в качестве форм работы с детьми — организацию дискуссий, диалогов, совместных наблюдений и экспериментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по Петербурговедению для старших дошкольников с использванием личностно-ориентированной технологии (технология сотрудничества)

Использование технологии сотрудничества (педагог-дети-родители) с целью расширения краеведческих и культурологических знаний ...

Выступление на методическом часе. Презентация "Личностно-ориентированная технология"

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного прцесса....

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...

Проект "Поиграем с Мишкой" в 1 младшей группе с применением технологий проектной деятельности, личностно- ориентированной технологии,технологии развития художественного творчества.

Проект "Поиграем с Мишкой" в 1 младшей группе с применением технологий пректной деятельности, личностно-ориентированной технологии, Цель проекта: Систематизировать работу по сенсорному разви...

"Личностно-ориентированная технология в работе с дошкольниками" Выступление на педсовете

Личностно-ориентированная технология - это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему ...

Реферат (консультация для педагогов ДОУ) "Предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии, применяемые в ДОУ"

Данная работа ориентирована на педагогических работников ДОУ. Здесь представлена характеристика современных педагогических технологий....