План по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления детей 6 – 7 лет с родным городом».
методическая разработка (подготовительная группа)

Расширение знаний детей о родном городе, возрастание интереса к его достопримечательностям, традициям,событиям прошлого и настоящего.

Развитие у детей познавательной активности, исследовательских умений и навыков.

Воспитание любви и чувства гордости за свой город Оренбург.

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями, традициями, достопримечательностями, памятниками родного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_plan_2023-2024.docx126.85 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад № 101»

                                 

План по самообразованию

Мусиной Ольги Викторовны

2023 -2024 учебный год

Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления детей 6 – 7 лет

с родным городом».

Цель:

        

        Создать оптимальные условия для развития нравственно – патриотических чувств у детей 6 - 7 лет, объединить усилия педагогов и родителей в работе по нравственно- патриотическому воспитанию.

Актуальность темы:

С 1 сентября 2023 года все детские сады России начали работать по единой Программе, в содержательном разделе которой представлена обновленная программа воспитания. Среди шести направлений воспитания одним из ведущих становится патриотическое. Смысл патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к родной природе и семье, к истории и культуре страны, созданной стараниями родных и близких. Но вместе с тем надо помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми всегда прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия - родина для многих народов и народностей. Надобно ощутить себя частью народа, для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, принять русский язык, русскую историю и культуру. Россия - страна многонациональная, следовательно, национальная гордость не должна выражаться в глупом самомнении и самодовольстве. Настоящий патриот, и его патриотизм выражаются в делах, в глубоком уважении к культуре, а не в само возвеличивании. Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.    

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.  Взаимодействие с родителями по данному вопросу содействовать бережному отношению к традициям, сохранению нормальных семейных связей. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого внимания и чуткости к каждому ребёнку. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

С появлением новой Федеральной Программы, у нас появились новые цели, в основе которых лежат патриотическое воспитание и развитие духовно- нравственных ценностей у детей, расширился список задач.

Дошкольник должен сориентирован на:

  • формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
  • воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
  • воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
  • воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

Таким образом патриотическое воспитание дошкольника - это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему. Это сложный и длительный процесс. В связи с этим проблема формирование нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

 Ожидаемые результаты: 

Расширение знаний детей о родном городе, возрастание интереса к его достопримечательностям, традициям, событиям прошлого и настоящего.

Развитие у детей познавательной активности, исследовательских умений и навыков.

Воспитание любви и чувства гордости за свой город Оренбург.

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями, традициями, достопримечательностями, памятниками родного города.

Форма самообразования: индивидуальная.

Задачи для педагога:

  • Повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
  • Разработать консультации, памятки и буклеты для родителей;
  • Разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
  • Пополнить предметно-развивающую среду;
  • Создать картотеку игр по данной теме;
  • Провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

        

Задачи для детей:

  • Образовательные задачи:

- формировать у детей нравственно- патриотические чувства; обогащать и углублять знания детей о семье, городе, стране, умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;

- пополнять активный словарь детей;

  • Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес к изучению истории родного города;

- расширять кругозор детей, закреплять знания детей о родном городе;

  • Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- воспитывать уважение к труду людей, живущих в городе;

- развивать чувство ответственности и гордости за достижения города;

- воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым;

- воспитывать бережное отношение к природе и всему живому

Задачи для родителей:

  • Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми, тем самым сблизить интересы детей и родителей.
  • Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка.

Перспективно-тематический план работы с детьми

Месяц

Сентябрь

Название раздела

Наша область на карте России

Задачи

1.Познакомить детей с географическим положением Оренбургской области. Наша область на карте России, расширять знания детей об истории родного края, о его богатом прошлом, о коренных жителях области.

2.Формировать  представление   о  территории  области, городах  и  поселках; учить  умению находить и показывать на физической карте г. Оренбург. Развивать умение работать с картой.

3.Знакомство с климатическими, природными и погодными особенностями.

4.Дать представление о нашей области, знакомство с историей города Оренбург.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед  «Наша область на карте России»

  • Беседы: «Наша страна - Россия»; «Мы живем в Оренбурге»
  • Рассматривание иллюстраций из альбома «Город, который люблю»
  • Беседа «Визитная карточка города – герб, флаг»
  • Рассказ – презентация. Знакомство с историей о происхождении Оренбурга  (местоположение, прошлое и настоящее, особенности, достопримечательности, геральдика)
  • Рисование «Мой край – край будущего»

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • Игра «Фотограф»
  • Игра - бродилка «Путешествие по городу оренбургу»

Содружество с семьей:

  • Подборка материала и изготовление видео «Юбилей Оренбурга»

Месяц

Октябрь – ноябрь

Название раздела

Мой родной край – Оренбуржье

Задачи

1. Что Мы знаем о родном крае?

2. Город, где я живу.  Оренбург – граница между Европой и Азией.

3. Улица, на которой я живу.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед «Мой родной край – Оренбуржье»

  • Беседы «Что я знаю о своём городе?», «Красная книга Оренбургской области»
  • Рассматривание открыток, альбома «Красная книга Оренбургской области»
  • Разыгрывание ситуаций «Что будет, если…»,

«Представьте себе, что …»

Советы по правилам безопасного поведения:

  1.  1. Как вести себя в природе Оренбуржья
  2.  2. Как вести себя в городе
  3.  3. Как вести себя в общении со сверстниками и взрослыми.
  4.  4. Как вести себя дома
  5. 5.Бережное отношение ко всему живому

Месяц

Ноябрь

Название раздела

Экономика Оренбургской области

Задачи

1.Познакомиться с экономикой родного края, узнать, какие отрасли промышленности есть в нашем крае, что они производят.

2.Познакомить детей с подземными богатствами нашей области, с разнообразием природных ископаемых: газ, нефть, железо, каменная соль. 3.Знакомство с картой полезных ископаемых.

4.   Показать, что природные богатства страны исисчерпываются и требуют охраны.      

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

 Блок занятий, бесед  «Экономика Оренбургской области»

  • Презентация «Полезные ископаемые нашего края»
  • Составление рассказов на тему: «Будущее нашего края»
  • Беседа «Чем наш край отличается от других?»
  • Беседа «За что мы любим нашу «малую Родину»
  • Рассказ воспитателя «Что выпускает наша промышленность?»

Экскурсии:

  • Путешествие по карте с полезными ископаемыми

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • Сюжетно-ролевая игра «Мы - путешественники»
  • Дидактическая игра «Что будет, если…»
  • Дидактическая игра «Что за чем»

Содружество с семьей:

Сбор информации по теме месяца.

Месяц

Декабрь

Название раздела

«Район, в котором я живу»

Задачи

1.Продолжать знакомить детей с родным городом, развивать коммуникативные умения.

2.Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса.

3.Учить детей правилам безопасного перехода через дорогу, обогащать словарь детей словами: газон, тротуары, пешеходный переход, пешеходы, проезжая часть.

4. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед  «Район в котором я живу»

  • Мой родной город, район, где я живу
  • Беседа «Старые и новые улицы города. История названия улиц (в честь кого названы улицы). История названия города»
  • Беседа «Дом, улица, адрес»
  • Беседа «Я люблю свой детский сад и район, где я живу»
  • Беседа о профессиях родителей, людей, работающих в детском саду
  • Пометка на карте района (каким-либо значком) самых интересных объектов, детского сада
  • Составление схемы "Я иду в свой детский сад" (дорога из дома в детский сад)
  • Чтение стихов и прослушивание песен о родном городе
  • Беседа «Город и горожане»

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • «Дом, семья»
  • «Строители»
  • «Почта»
  • Подвижные и дидактические игры «Клубочек», «Мой домашний адрес», «Я живу на улице…»

Конкурсы, выставки:

  • Выставка «Зимняя природа моего края», «Зимний Оренбург»

Содружество с семьей:

  • Изготовление альбома «Район, в котором я живу»;

Месяц

Январь

Название раздела

Оренбург многонациональный город

Задачи

1.Познакомить  с  национальным  составом  населения  области.

2.Сформировать  первичное представление о жителях нашей области, их культурных традициях.

3.Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей, развивать понимание того, что все люди одинаковы и равны.

4.Знакомство с фольклором разных народностей, их музыкальными инструментами, с народными играми.

5.Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей, пола, возраста, внешнего облика, физических недостатков.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед  «Оренбург многонациональный город»

  • Беседа «Особенности проживания разного населения», «Обычаи русских, казах, татар, башкир», «Что нам расскажет национальная одежда населения?» (презентации, рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей)
  • Беседы-ситуации: «Что расскажем и покажем мы гостям о разных жителях области»

«Сказка мудростью богата»

  • Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк …»

(рассуждение о том, чему учат русские народные сказки)

  • Чтение сказок, рассказов и местных авторов, их обсуждение. 
  • Творческая мастерская: изготовление поделок «Дружат дети всей Земли»
  • Разыгрывание различных проблемных ситуаций. Рассуждение с детьми о том, в чём ценность и уникальность каждого человека на Земле
  • Слушание национальных песен, музыки
  • «Народы, живущие в Оренбургской области» - создание мини-музея

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Оренбургу»
  • Дидактическая игра: «Кто в какой стране живет»

Содружество с семьей:

  • Семейные национальные праздники русские, казахские и др.);

Месяц

Февраль

Название раздела

Заповедные места

Задачи

1.Познакомить детей с Бузулукским бором, дать первоначальные знания о природных заповедниках, формировать основы экологического мировоззрения.

2.Уточнить и систематизировать представление детей об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае, показать детям, что внешний вид растений зависит от окружающей среды и условий произрастания.

3.Развивать у детей первоначальные представления и  познавательный интерес к жизни животных и растений нашего края, о правилах поведения в природе

4.Воспитывать бережное отношение к родной природе. патриотические чувства.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед  «Заповедные места» 

  • Беседа Что такое заповедник?
  • Презентация «Бузулукский бор»
  • Подбор и оформление альбома «Растительный и животный мир Оренбуржья». Рассматривание гербария, иллюстраций, слайдов
  • Загадки про растения, деревья, решение экологических задачек
  • Чтение познавательной,  художественной и познавательной литературы
  • Рисование на тему «Животные, птицы, растения Оренбуржья»

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • Дидактические игры: «У кого какой домик», «Узнай по описанию», «Кто где живет»
  • Дидактические игры: «Какие растут деревья»,  «Какие бывают кустарники», «С какого дерева листок»

Конкурсы, выставки:

  • Выставка работ «Я и природа»

Содружество с семьей:

  • Экологическая акция «Накормите зимующих птиц»
  • Изготовление и развешивания кормушек совместно с родителями
  • «Животный мир нашего города и его окрестностей» - слайд – шоу, сделанный родителями

Месяц

Март

Название раздела

Достопримечательности города

Задачи

1.Знакомить воспитанников с достопримечательностями  города Оренбурга. Дать знания об архитектуре родного города.

2.Закрепить знания детей о родном городе, о его прошлом и настоящем, познакомить с основными достопримечательностями города и его окрестности.

3.Закрепить умение ориентироваться по карте - схеме по городу, находить его достопримечательности, знакомые   улицы.

4.Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к малой Родине.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед «Достопримечательности города»

  • Викторина «Мы по городу идём»;
  • Путешествие по городу по карте – схеме «Найди знакомый памятник»
  • Презентация «Достопримечательности города»

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • Дидактическая игра «Что в родном городе есть?»
  • Д/ игра «Узнай и назови место (здание, памятник)»

Содружество с семьей:

  • Сбор информации для презентации «Достопримечательности города»

Месяц

Апрель

Название раздела

Люди, прославившие город

Задачи

1. Познакомить детей со знаменитыми  людьми Оренбурга.

2. Дать знания о людях, прославивших малую Родину: композиторы, певцы, спортсмены и т.д.

3. Формировать уважительное отношение к ним, подчеркнуть, что такие люди – «настоящие патриоты своей страны». Объяснить детям, что значит слово «патриот».

4. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, умение контролировать свои поступки.

5. Познакомить детей  с профессией «космонавт», историей развития космонавтики в нашей стране, рассказать детям, кто из космонавтов связан с Оренбургом.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед  «Люди, прославившие наш город»

  • Презентация «Знаменитые люди Оренбурга»
  • Конструирование «Наш город в будущем»
  • Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается
  • Рассказ воспитателя о космонавтах, познакомить с подвигом космонавта нашей Родины – первый космонавт Ю.Гагарин
  • Чтение: М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли», Г. Юрмин «Счастливого пути, космонавт»
  • Рисование « Полёт к звёздам»

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты»
  • Дидактическая игра «Что космонавт возьмет с собой в путешествие?»
  • Дидактическая игра «Вредная и полезная еда»

Конкурсы, выставки:

  • Конкурс рисунков «Космос»;

Содружество с семьей:

  • Изготовление макетов «Космос»

Месяц

Май

Название раздела

Любим, помним, чтим

Задачи

1.Формировать представление о героизме.

2.Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.

3.Дать представление о детях героях ВОВ.

4.Воспитывать патриотизм, желание больше узнать о прошлом своей Родины, чувство уважения к ветеранам ВОВ, гордость за их героические подвиги, развивать патриотические чувства.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед  «Любим, помним, чтим»

  • Беседа «Что такое героизм?»
  • Беседа о подвигах людей в тылу.
  • Рассматривание иллюстрации «Парад на Красной площади»
  • Продуктивная деятельность: лепка «Вечный огонь»

Экскурсии:

  • Экскурсия с родителями к мемориалу Победы с возложением цветов погибшим участникам ВОВ

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • «Мы – защитники Отечества»

Содружество с семьей:

  • Изготовление поделок «Спасибо деду за Победу»

План работы с родителями

по патриотическому воспитанию дошкольников

Формы работы

Содержание работы

Анкетирование

и опросы

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей.

Наглядная педагогическая информация

Папки – передвижки:

«По улочкам родного города», «Родной край: история и современность»,  «День защитника Отечества», «9 Мая – День Победы», «Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края»,

«Азбука патриотизма», «Наша родина - Россия», «Знакомство с Конвенцией о правах детей» и др.

Подборка книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей.

Памятки для родителей:

«Где побывать с ребенком»

«Как провести свой досуг»

 «Известные люди о воспитании любви к Родине»

«Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду»,

«Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»

Консультации

«Воспитание у детей любви к родной природе»  

«Гражданин воспитывается с детства»     

«Мой дом. Мой город - Оренбург»

 «Прогулки с детьми по городу»

 «Как знакомим детей с окружающим миром»

 «Роль семьи в воспитание патриотических чувств у дошкольников»,

«Педагоги и родители — творческий тандем»

«Что такое Родина?»

«Крепка семья — сильна Россия»

«Знакомим детей с русским народным творчеством»

«Читаем сказки разных национальностей Оренбурга»

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов

Выставки: «Осенняя ярмарка», «Новогодние игрушки»  

Участие родителей в благоустройстве участка детского сада, постройка зимнего городка

Фотовыставки: «Отдыхаем всей семьей на природе»,

«Любимые бабушки и дедушки», «Самые близкая и родная – моя мамочка», «Когда мой папа был маленьким», «Любимый уголок в городе»

Выставки семейного рисунка:

«Самое красивое место в нашем городе»

 «Вот - моя улица, вот - мой дом родной»

«Природа родного края зимой»

Рассказы об истории семьи: «История нашей фамилии»

«Чем знамениты наши предки»

Оформление центра патриотического воспитания в группе

Продукт совместной деятельности с родителями

 Альбом « Великая Отечественная война глазами детей XXI века »

Акции

«Покормите птиц зимой»

«Мой город – чистый город»

«Новогодние игрушки»

Акция к дню Победы: изготовление макетов к Дню Победы

 

Методическая литература

Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» – М.: Просвещение, 2005. – 34 с.

Дмитриенко З.С, Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 37 с.

Зеленая, Н.Г. «Мы живём в России» – М.: «Скрипторий», 2008. – 29 с.

Кондрыкинская, Л.А. «С чего начинается Родина» –  М.: Сфера, 2004. – 77 с.

 Маханева, М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» – М.: АРКТИ, 2004. – 56 с.

О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт-Петербург, 2004.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.

Белая К.Ю. «Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека» – М.: Школьная Пресса, 2010.

Мосалова Л.Л. «Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.

Шорыгина Т.А. «Беседы о правах  ребёнка» - М.: ТЦ «Сфера», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ ГОРОДОМ»

Длительный проект рассчитан на 2 года (старшая и подготовительная к школе группы)...

План по самообразованию "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников".

Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы ...

План по самообразованию " Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

План по самообразованию " Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников"...

Программа проекта «Формирование гражданственности и патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом Рославлем»

Патриотическое воспитание – это процесс формирования политически сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями и культурой св...

план по самообразованию «Формирование нравственно – патриотических чувств детей 4- 5 лет посредством устного народного творчества»

Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания.  В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Толстой называл &l...