План по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления детей 6 – 7 лет с родным городом».
методическая разработка (подготовительная группа)
Расширение знаний детей о родном городе, возрастание интереса к его достопримечательностям, традициям,событиям прошлого и настоящего.
Развитие у детей познавательной активности, исследовательских умений и навыков.
Воспитание любви и чувства гордости за свой город Оренбург.
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями, традициями, достопримечательностями, памятниками родного города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_plan_2023-2024.docx | 126.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОАУ «Детский сад № 101»
План по самообразованию
Мусиной Ольги Викторовны
2023 -2024 учебный год
Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления детей 6 – 7 лет
с родным городом».
Цель:
Создать оптимальные условия для развития нравственно – патриотических чувств у детей 6 - 7 лет, объединить усилия педагогов и родителей в работе по нравственно- патриотическому воспитанию.
Актуальность темы:
С 1 сентября 2023 года все детские сады России начали работать по единой Программе, в содержательном разделе которой представлена обновленная программа воспитания. Среди шести направлений воспитания одним из ведущих становится патриотическое. Смысл патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к родной природе и семье, к истории и культуре страны, созданной стараниями родных и близких. Но вместе с тем надо помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми всегда прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.
Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия - родина для многих народов и народностей. Надобно ощутить себя частью народа, для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, принять русский язык, русскую историю и культуру. Россия - страна многонациональная, следовательно, национальная гордость не должна выражаться в глупом самомнении и самодовольстве. Настоящий патриот, и его патриотизм выражаются в делах, в глубоком уважении к культуре, а не в само возвеличивании. Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу содействовать бережному отношению к традициям, сохранению нормальных семейных связей. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого внимания и чуткости к каждому ребёнку. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.
С появлением новой Федеральной Программы, у нас появились новые цели, в основе которых лежат патриотическое воспитание и развитие духовно- нравственных ценностей у детей, расширился список задач.
Дошкольник должен сориентирован на:
- формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
- воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
- воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
Таким образом патриотическое воспитание дошкольника - это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему. Это сложный и длительный процесс. В связи с этим проблема формирование нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Ожидаемые результаты:
Расширение знаний детей о родном городе, возрастание интереса к его достопримечательностям, традициям, событиям прошлого и настоящего.
Развитие у детей познавательной активности, исследовательских умений и навыков.
Воспитание любви и чувства гордости за свой город Оренбург.
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями, традициями, достопримечательностями, памятниками родного города.
Форма самообразования: индивидуальная.
Задачи для педагога:
- Повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
- Разработать консультации, памятки и буклеты для родителей;
- Разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
- Пополнить предметно-развивающую среду;
- Создать картотеку игр по данной теме;
- Провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.
Задачи для детей:
- Образовательные задачи:
- формировать у детей нравственно- патриотические чувства; обогащать и углублять знания детей о семье, городе, стране, умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;
- пополнять активный словарь детей;
- Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес к изучению истории родного города;
- расширять кругозор детей, закреплять знания детей о родном городе;
- Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- воспитывать уважение к труду людей, живущих в городе;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения города;
- воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым;
- воспитывать бережное отношение к природе и всему живому
Задачи для родителей:
- Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми, тем самым сблизить интересы детей и родителей.
- Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка.
Перспективно-тематический план работы с детьми
Месяц | Сентябрь |
Название раздела | Наша область на карте России |
Задачи | 1.Познакомить детей с географическим положением Оренбургской области. Наша область на карте России, расширять знания детей об истории родного края, о его богатом прошлом, о коренных жителях области. 2.Формировать представление о территории области, городах и поселках; учить умению находить и показывать на физической карте г. Оренбург. Развивать умение работать с картой. 3.Знакомство с климатическими, природными и погодными особенностями. 4.Дать представление о нашей области, знакомство с историей города Оренбург. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Наша область на карте России»
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Октябрь – ноябрь |
Название раздела | Мой родной край – Оренбуржье |
Задачи | 1. Что Мы знаем о родном крае? 2. Город, где я живу. Оренбург – граница между Европой и Азией. 3. Улица, на которой я живу. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Мой родной край – Оренбуржье»
«Представьте себе, что …» Советы по правилам безопасного поведения:
|
Месяц | Ноябрь |
Название раздела | Экономика Оренбургской области |
Задачи | 1.Познакомиться с экономикой родного края, узнать, какие отрасли промышленности есть в нашем крае, что они производят. 2.Познакомить детей с подземными богатствами нашей области, с разнообразием природных ископаемых: газ, нефть, железо, каменная соль. 3.Знакомство с картой полезных ископаемых. 4. Показать, что природные богатства страны исисчерпываются и требуют охраны. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Экономика Оренбургской области»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Содружество с семьей: Сбор информации по теме месяца. |
Месяц | Декабрь |
Название раздела | «Район, в котором я живу» |
Задачи | 1.Продолжать знакомить детей с родным городом, развивать коммуникативные умения. 2.Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса. 3.Учить детей правилам безопасного перехода через дорогу, обогащать словарь детей словами: газон, тротуары, пешеходный переход, пешеходы, проезжая часть. 4. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Район в котором я живу»
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Январь |
Название раздела | Оренбург многонациональный город |
Задачи | 1.Познакомить с национальным составом населения области. 2.Сформировать первичное представление о жителях нашей области, их культурных традициях. 3.Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей, развивать понимание того, что все люди одинаковы и равны. 4.Знакомство с фольклором разных народностей, их музыкальными инструментами, с народными играми. 5.Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей, пола, возраста, внешнего облика, физических недостатков. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Оренбург многонациональный город»
«Сказка мудростью богата»
(рассуждение о том, чему учат русские народные сказки)
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Февраль |
Название раздела | Заповедные места |
Задачи | 1.Познакомить детей с Бузулукским бором, дать первоначальные знания о природных заповедниках, формировать основы экологического мировоззрения. 2.Уточнить и систематизировать представление детей об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае, показать детям, что внешний вид растений зависит от окружающей среды и условий произрастания. 3.Развивать у детей первоначальные представления и познавательный интерес к жизни животных и растений нашего края, о правилах поведения в природе 4.Воспитывать бережное отношение к родной природе. патриотические чувства. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Заповедные места»
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Март |
Название раздела | Достопримечательности города |
Задачи | 1.Знакомить воспитанников с достопримечательностями города Оренбурга. Дать знания об архитектуре родного города. 2.Закрепить знания детей о родном городе, о его прошлом и настоящем, познакомить с основными достопримечательностями города и его окрестности. 3.Закрепить умение ориентироваться по карте - схеме по городу, находить его достопримечательности, знакомые улицы. 4.Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к малой Родине. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Достопримечательности города»
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Апрель |
Название раздела | Люди, прославившие город |
Задачи | 1. Познакомить детей со знаменитыми людьми Оренбурга. 2. Дать знания о людях, прославивших малую Родину: композиторы, певцы, спортсмены и т.д. 3. Формировать уважительное отношение к ним, подчеркнуть, что такие люди – «настоящие патриоты своей страны». Объяснить детям, что значит слово «патриот». 4. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, умение контролировать свои поступки. 5. Познакомить детей с профессией «космонавт», историей развития космонавтики в нашей стране, рассказать детям, кто из космонавтов связан с Оренбургом. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Люди, прославившие наш город»
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Май |
Название раздела | Любим, помним, чтим |
Задачи | 1.Формировать представление о героизме. 2.Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны. 3.Дать представление о детях героях ВОВ. 4.Воспитывать патриотизм, желание больше узнать о прошлом своей Родины, чувство уважения к ветеранам ВОВ, гордость за их героические подвиги, развивать патриотические чувства. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Любим, помним, чтим»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Содружество с семьей:
|
План работы с родителями
по патриотическому воспитанию дошкольников
Формы работы | Содержание работы |
Анкетирование и опросы | Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей. |
Наглядная педагогическая информация | Папки – передвижки: «По улочкам родного города», «Родной край: история и современность», «День защитника Отечества», «9 Мая – День Победы», «Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края», «Азбука патриотизма», «Наша родина - Россия», «Знакомство с Конвенцией о правах детей» и др. Подборка книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей. Памятки для родителей: «Где побывать с ребенком» «Как провести свой досуг» «Известные люди о воспитании любви к Родине» «Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду», «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне» |
Консультации | «Воспитание у детей любви к родной природе» «Гражданин воспитывается с детства» «Мой дом. Мой город - Оренбург» «Прогулки с детьми по городу» «Как знакомим детей с окружающим миром» «Роль семьи в воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Педагоги и родители — творческий тандем» «Что такое Родина?» «Крепка семья — сильна Россия» «Знакомим детей с русским народным творчеством» «Читаем сказки разных национальностей Оренбурга» |
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов | Выставки: «Осенняя ярмарка», «Новогодние игрушки» Участие родителей в благоустройстве участка детского сада, постройка зимнего городка Фотовыставки: «Отдыхаем всей семьей на природе», «Любимые бабушки и дедушки», «Самые близкая и родная – моя мамочка», «Когда мой папа был маленьким», «Любимый уголок в городе» Выставки семейного рисунка: «Самое красивое место в нашем городе» «Вот - моя улица, вот - мой дом родной» «Природа родного края зимой» Рассказы об истории семьи: «История нашей фамилии» «Чем знамениты наши предки» Оформление центра патриотического воспитания в группе |
Продукт совместной деятельности с родителями | Альбом « Великая Отечественная война глазами детей XXI века » |
Акции | «Покормите птиц зимой» «Мой город – чистый город» «Новогодние игрушки» Акция к дню Победы: изготовление макетов к Дню Победы
|
Методическая литература
Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» – М.: Просвещение, 2005. – 34 с.
Дмитриенко З.С, Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 37 с.
Зеленая, Н.Г. «Мы живём в России» – М.: «Скрипторий», 2008. – 29 с.
Кондрыкинская, Л.А. «С чего начинается Родина» – М.: Сфера, 2004. – 77 с.
Маханева, М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» – М.: АРКТИ, 2004. – 56 с.
О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт-Петербург, 2004.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.
Белая К.Ю. «Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека» – М.: Школьная Пресса, 2010.
Мосалова Л.Л. «Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребёнка» - М.: ТЦ «Сфера», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ ГОРОДОМ»
Длительный проект рассчитан на 2 года (старшая и подготовительная к школе группы)...
План самообразования «Формирование экологически – нравственного воспитания в процессе ознакомления детей старшего возраста с родным поселком и с природой родного края»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА...
план по самообразованию "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников"
план по самообразованию...
План по самообразованию "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников".
Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы ...
План по самообразованию " Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников"
План по самообразованию " Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников"...
Программа проекта «Формирование гражданственности и патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом Рославлем»
Патриотическое воспитание – это процесс формирования политически сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями и культурой св...
план по самообразованию «Формирование нравственно – патриотических чувств детей 4- 5 лет посредством устного народного творчества»
Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Толстой называл &l...