ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ ГОРОДОМ»
проект (подготовительная группа) по теме
Длительный проект рассчитан на 2 года (старшая и подготовительная к школе группы)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Е.В. Люц, воспитатель МБДОУ д/с № 8
г. Североморска
ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ ГОРОДОМ»
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.
Патриотическое воспитание – это процесс формирования политически сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями и культурой своего народа.
Воспитание основ гражданственности и патриотизма начинается в дошкольном возрасте и тесно связано с конкретными представлениями дошкольников: семья, детский сад, родной город, окружающая природа. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе... И, хотя, многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Для эффективности работы по формированию патриотических чувств дошкольников разработан проект, цель которого: формировать нравственно-патриотические чувства в процессе ознакомления с родным городом, его жителями, культурой, его историческим прошлым и славными современными традициями.
По доминирующей деятельности данный проект – информационно-практико-ориентированный (дети собирают информацию и реализуют ее в различных видах детской деятельности, ориентированной на нравственно-патриотические аспекты);
По продолжительности – длительный, рассчитан на 2 года (старшая и подготовительная к школе группы);
По количеству и составу участников – групповой (предполагает участие детей и родителей).
Задачи проекта:
1. Расширять представления детей о городе Североморске – столице Северного флота, городе - воине, городе – труженике.
2. Стимулировать познавательно-поисковую деятельность в процессе сбора информации.
4. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города.
Проект по патриотическому воспитанию в детском саду реализуется во всех направлениях работы с дошкольниками: в непосредственно-образовательной деятельности, в совместной с воспитателем и самостоятельной детской деятельности.
I этап - диагностический, организационный. На данном этапе формулируется проблема и цель проекта в процессе введения детей в игровую или сюжетную ситуацию, определяются задачи (вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта (это способствует формированию у детей активной жизненной позиции; развивает умение самостоятельно находить интересное в знакомом окружении). Обязательно проводится анкетирование родителей, направленное на изучение запросов родителей, их «ожиданий», установок в отношении данной деятельности, осуществляется информирование родителей о цели, задачах и ожидаемых результатах работы, специфике используемых средств.
Для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников необходимо создать обогащённую предметно-развивающую среду (уголок патриотического воспитания в группе, содержащий краеведческий материал, информацию о специфике города и особенностях Северного края):
- тематические альбомы «Город - воин, город - труженик», «Край, в котором я живу», «Североморск – судьбы моей столица», «Мой папа - военнослужащий», «Профессии нашего города», «Люби и знай свой край».
- дидактические игры («Отгадай памятник по описанию», «Где эта улица, где этот дом?», «Кому и что нужно для работы», «Чем похожи и чем отличаются дома?», «Что перепутал художник?», «Что вы видите вокруг?», «Я загадаю, а ты отгадай», «История улицы», «Северный пейзаж», «Собери коллекцию», «Собери картинку», «Найди достопримечательности города», «Машины на улицах города»);
- картины художников города Североморска (подлинники и репродукции);
-познавательная, художественная и научно-популярная литература по теме;
- фотографии с изображением архитектурных сооружений и памятников города;
- картотеки пословиц, загадок и поговорок;
-аудиотека песен композиторов Заполярья о городе Североморске, северном крае;
-подборка видеоматериалов о традициях, культурных событиях, праздниках города, труде людей;
- изготовление атрибутов и костюмов для сюжетно-ролевых игр («Водитель автобуса», «Лётчики», «Военные моряки», «Космонавты» и другие).
II–этап практический (этап «объединения совместных усилий»).
На этом этапе педагог помогает детям планировать собственную деятельность, направленную на достижение поставленной цели.
Дети объединяются в рабочие группы, определяют объект исследования, распределяют действия. Данная работа осуществляется в непосредственно образовательной деятельности, совместной с педагогом и самостоятельной детской деятельности.
Фрагмент перспективного планирования, отражающего работу по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления с родным городом
дата | тематика | Содержание | цель | Пути достижения цели | Доминирующая область |
Интеграция образов. областей | |||||
03.10-07.10 | Профессии нашего города Творческая игра «Я строю дом». Сюжетно-ролевая игра «Мы строители». | Профессии. Знакомство с трудом взрослых. Обусловленность профессий горожан спецификой военного города. Оснащение: иллюстрации и фотографии с изображением людей разных профессий. Разнообразие профессий, связанных со спецификой военного города. Альбомы с фотографиями профессий родителей. | Познакомить с разнообразием профессий людей, разновидностями профессий военных. | Беседы о профессиях людей. Рассматривание иллюстраций с изображением представителей разных профессий. Рассказы детей о профессиях своих родителей, рассматривание тематических альбомов «Кем быть?». Чтение художественной литературы по теме. Заучивание пословиц о труде. Совместная деятельность с родителями «Наш детский сад – территория Чистоты» | «Труд», «Познание», «Социализация» «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» «Безопасность». |
20.02-24.02 | 23 февраля –День Защитников Отечества | Праздник в нашем городе. Североморск- столица Северного флота, город военных моряков, лётчиков. Знакомство с героями, прославившими нашу Армию и Флот. Оснащение: иллюстративный материал с изображением людей разных родов войск, портреты знаменитых моряков и лётчиков, чьими именами названы улицы города | Расширение представлений дошкольников о Российской армии и защитниках Отечества | -Беседа педагога о подвигах людей, защищавших нашу Родину. Знакомство с разными родами войск и военными профессиями. -Рассматривание иллюстраций, -Чтение произведений об Армии и Флоте, о защитниках нашего Отечества. -Изготовление подарков для папы (поделки, рисунки). -Спортивно-музыкальное развлечение «А ну- ка мальчики!» | «Социализация», «Познание», «Коммуникация «Чтение художественной литературы» «Музыка», «Художественное творчество», «Безопасность», «Физическая культура» |
15.04-19.04 | С днём рождения, любимый город!» Интегрированное занятие «Как родился наш город». Досуг для родителей и детей «Знатоки города». Пение песен на тему «Я живу в Североморске» | Символика. Мой дом, моя улица, мой город. Выставка творческих работ детей и родителей «Город глазами детей и родителей». Оснащение: Карта города, макет города, герб города, фотоматериал, открытки с видами города. | Расширение представлений о городе, его истории, культуре, символике. | Беседа о городе, его историческом прошлом, славных современных традициях. Рассматривание карты и макета города. Знакомство с символами города – гербом. Рассказ педагога об истории возникновения города. Чтение художественной литературы о городе (И.Ядринцева, Т. Васенцева). Изготовление макета «Приморская площадь», рассматривание иллюстраций и фотографий города, экскурсия по памятным местам города, и т.д. | «Социализация», «Познание», «Коммуникация «Музыка», «Художественное творчество», «Безопасность», «Физическая культура» |
Комплексный подход к познавательно-исследовательской деятельности позволяет апробировать интерактивные формы и методы общения и взаимодействия, направленные на формирование представлений о городе, формировать навыки коллективной работы, совершенствовать художественно-эстетические представления, воспитывать патриотические чувства через игру, предметную деятельность, общение, труд, образовательную деятельность.
Привлечение родителей к исследовательской деятельности позволяет повысить их заинтересованное отношение к работе детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников.
Работа с родителями осуществляется по следующим направлениям:
1.Организация комитета заинтересованных родителей: организация и проведение экскурсий по городу, к памятным местам города, в музей и выставочный зал;
2.Совместная творческая деятельность:
- изготовление тематических альбомов, детско-родительских проектов, рисунков о городе, рукописных книг, основанных на рассказах детей о полученных от экскурсий и прогулок впечатлений, иллюстрирование книг («Город моего детства», «Поход по улицам города», «История, застывшая в памятнике»);
- описание семейных прогулок и посещения музеев «Мы ходили в выходной…», «Самое интересное, что я видел в городе…» и т.п.;
-выставки семейных коллекций (эстетических предметов, «семейных реликвий» и т.п.);
- совместное с детьми и родителями составление Азбуки города Североморска (словарика, энциклопедии);
- организация викторин, открытых мероприятий для родителей (образовательной деятельности, праздника);
- создание банка видеоигр, экскурсий для использования дома;
-организация семинаров-практикумов, направленных на формирование патриотических чувств.
Посещение музеев и городских учреждений культуры играет важную роль в ознакомлении дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. В дальнейшем, полученные представления и впечатления становятся содержательной основой для разнообразной художественно-творческой детской деятельности. В ходе экскурсий в дети приобщаются к историческому прошлому своей малой родины, знакомятся с культурными традициями, природными богатствами края, искусством (посещают галереи, в которых представлены картины североморских художников, книжные экспозиции поэтов и писателей Севера, выставки декоративно-прикладного творчества народных умельцев).
Полученные впечатления дошкольники с удовольствием отражают в играх, рисунках, поделках, музыкальном и речевом творчестве, они становятся содержательной основой в формировании патриотизма и гражданственности.
III этап- итоговый - подведение итогов, анализ результатов, уточнение оправданности ожиданий, определение удачного (или успешного, интересного, запомнившегося) и формулировка пожеланий в перспективе (что и как изменить). Проведение мониторинга детского развития, повторного анкетирования родителей показало положительную динамику результатов, что говорит об эффективности проводимых мероприятий.
Таким образом, реализация данного проекта позволяет приобщить дошкольников к историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим богатствам родного края, накопить социальный опыт жизни в своём городе, усвоить принятые в нём нормы поведения, взаимоотношений между людьми, приобщиться к миру его культуры. Познавательно-исследовательская деятельность позволяет детям осознавать себя живущими в конкретный временной период, в определённых этнокультурных условиях, понять, что их город – частица Родины, жизнь и благополучие зависит от общих усилий каждого человека и всех людей вместе.
Проектная деятельность позволяет привлечь родителей в качестве активных участников совместных мероприятий, что повышает их собственную педагогическую компетентность и эффективность работы по данному направлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт по теме: «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом».
Опыт по ознакомлению детей с родным городом...
Педагогический опыт: «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом»
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нево...
Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом».
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родн...
План по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления детей 6 – 7 лет с родным городом».
Расширение знаний детей о родном городе, возрастание интереса к его достопримечательностям, традициям,событиям прошлого и настоящего.Развитие у детей познавательной активности, исследовательских умени...
Программа проекта «Формирование гражданственности и патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом Рославлем»
Патриотическое воспитание – это процесс формирования политически сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями и культурой св...