ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ ГОРОДОМ»
проект (подготовительная группа) по теме

Длительный проект рассчитан на 2 года (старшая и подготовительная к школе группы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.В. Люц,  воспитатель  МБДОУ д/с № 8

                                           г. Североморска

ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ ГОРОДОМ»

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

Патриотическое воспитание – это процесс формирования политически сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями и культурой своего народа.

Воспитание основ гражданственности и патриотизма начинается в дошкольном возрасте и тесно связано с конкретными представлениями  дошкольников: семья, детский сад, родной город, окружающая природа.  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе... И, хотя, многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Для эффективности работы по формированию патриотических чувств дошкольников разработан проект, цель которого: формировать нравственно-патриотические чувства в процессе ознакомления с родным городом, его жителями, культурой, его историческим прошлым и славными современными традициями.

По доминирующей деятельности данный проект – информационно-практико-ориентированный  (дети  собирают информацию и реализуют ее в различных видах детской деятельности, ориентированной  на нравственно-патриотические аспекты);

По продолжительности – длительный, рассчитан на 2 года (старшая и подготовительная к школе группы);

По количеству  и составу участников –   групповой (предполагает участие детей и родителей).

Задачи проекта:

1. Расширять представления детей о городе Североморске – столице Северного флота, городе  - воине, городе – труженике.

2. Стимулировать познавательно-поисковую деятельность в процессе сбора информации.

4. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города.  

Проект  по патриотическому воспитанию в  детском  саду реализуется  во всех направлениях работы с дошкольниками: в непосредственно-образовательной деятельности, в совместной с воспитателем и самостоятельной детской деятельности.

I этап -  диагностический, организационный. На данном этапе  формулируется   проблема и цель проекта в процессе  введения детей в игровую или сюжетную ситуацию,  определяются  задачи (вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта (это способствует формированию у детей активной жизненной позиции; развивает умение самостоятельно находить интересное   в знакомом окружении). Обязательно проводится анкетирование родителей, направленное на  изучение запросов родителей, их «ожиданий», установок в отношении данной деятельности, осуществляется информирование родителей о цели, задачах и ожидаемых результатах работы, специфике используемых средств.

Для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников   необходимо создать обогащённую предметно-развивающую среду (уголок патриотического воспитания в группе, содержащий краеведческий материал, информацию о специфике  города и особенностях Северного края):

- тематические альбомы «Город - воин, город -  труженик», «Край, в котором я живу», «Североморск – судьбы моей столица», «Мой папа - военнослужащий», «Профессии нашего города», «Люби и знай свой край».

- дидактические игры («Отгадай памятник по описанию», «Где эта улица, где этот дом?»,   «Кому и что нужно для работы», «Чем похожи и чем отличаются дома?», «Что перепутал художник?»,   «Что вы видите вокруг?», «Я загадаю, а ты отгадай», «История улицы»,   «Северный  пейзаж», «Собери коллекцию», «Собери картинку», «Найди достопримечательности города», «Машины на улицах города»);

- картины художников города Североморска (подлинники и  репродукции);

-познавательная, художественная и научно-популярная литература по теме;

- фотографии с изображением архитектурных сооружений и памятников города;

- картотеки пословиц, загадок и поговорок; 

-аудиотека песен композиторов Заполярья  о  городе Североморске, северном крае;

-подборка видеоматериалов о традициях, культурных событиях, праздниках города, труде людей;

- изготовление  атрибутов и костюмов для сюжетно-ролевых игр («Водитель автобуса», «Лётчики», «Военные моряки», «Космонавты» и другие).

II–этап практический (этап «объединения совместных усилий»).

На этом этапе педагог помогает детям планировать собственную деятельность, направленную на достижение поставленной цели.  

Дети объединяются в рабочие группы, определяют объект исследования, распределяют действия.  Данная работа осуществляется в  непосредственно образовательной деятельности, совместной с педагогом и самостоятельной детской  деятельности.

Фрагмент перспективного планирования, отражающего работу по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления с родным городом

дата

тематика

Содержание

цель

Пути достижения цели

Доминирующая область

Интеграция образов. областей

03.10-07.10

Профессии нашего города


Творческая игра «Я строю дом». Сюжетно-ролевая игра «Мы строители».

Профессии. Знакомство с трудом взрослых. Обусловленность профессий горожан спецификой военного города.

Оснащение: иллюстрации и фотографии с изображением людей разных профессий. Разнообразие профессий, связанных со спецификой военного города. Альбомы с фотографиями профессий родителей.

Познакомить с разнообразием профессий людей, разновидностями профессий военных.

Беседы о профессиях людей. Рассматривание иллюстраций с изображением представителей разных профессий. Рассказы детей о профессиях своих родителей, рассматривание тематических альбомов «Кем быть?». Чтение художественной литературы по теме. Заучивание пословиц о труде. 

Совместная деятельность с родителями  «Наш детский сад – территория Чистоты»

«Труд», «Познание», «Социализация» 


«Чтение художественной литературы», «Коммуникация» «Безопасность».

20.02-24.02

23 февраля –День Защитников Отечества

Праздник в нашем городе. Североморск- столица Северного флота, город военных моряков, лётчиков.

Знакомство с героями, прославившими нашу Армию и Флот.

Оснащение: иллюстративный материал с изображением людей разных родов войск, портреты знаменитых моряков и лётчиков, чьими именами названы улицы города

Расширение представлений дошкольников о Российской армии и защитниках Отечества

-Беседа  педагога  о подвигах людей, защищавших нашу  Родину. Знакомство с разными родами войск и военными профессиями.

 -Рассматривание иллюстраций,

-Чтение произведений об Армии и Флоте, о защитниках нашего Отечества.

-Изготовление подарков для папы (поделки, рисунки).

-Спортивно-музыкальное развлечение «А ну- ка мальчики!»

«Социализация»,

«Познание», «Коммуникация

«Чтение художественной литературы»


«Музыка», «Художественное творчество», «Безопасность», «Физическая культура»

15.04-19.04

С днём рождения, любимый город!»

Интегрированное занятие «Как родился наш город». 

Досуг для родителей и детей «Знатоки города».

Пение песен на тему  «Я живу в Североморске»

Символика. Мой дом, моя  улица, мой город. Выставка творческих работ детей и родителей «Город глазами детей и родителей».

Оснащение:

Карта города, макет города, герб города, фотоматериал, открытки с видами города.

Расширение представлений о городе, его истории, культуре, символике.

Беседа о городе, его историческом прошлом, славных современных традициях.

Рассматривание карты и макета города. Знакомство с символами города – гербом. Рассказ педагога об истории возникновения города. Чтение художественной литературы о городе (И.Ядринцева, Т. Васенцева).

Изготовление макета «Приморская площадь», рассматривание иллюстраций и фотографий города, экскурсия по памятным местам города, и т.д.

«Социализация»,

«Познание», «Коммуникация


«Музыка», «Художественное творчество», «Безопасность», «Физическая культура»

Комплексный подход к познавательно-исследовательской деятельности   позволяет апробировать  интерактивные формы и методы общения и взаимодействия, направленные на формирование представлений о городе, формировать навыки коллективной работы,  совершенствовать художественно-эстетические представления, воспитывать патриотические чувства через игру, предметную деятельность, общение, труд, образовательную деятельность.

Привлечение родителей к исследовательской деятельности позволяет повысить их заинтересованное отношение к работе детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников.

Работа с родителями осуществляется по  следующим направлениям:

1.Организация комитета заинтересованных родителей: организация и проведение экскурсий по городу, к памятным местам города, в музей и выставочный зал;

 2.Совместная  творческая  деятельность:

- изготовление тематических альбомов,  детско-родительских проектов, рисунков о городе, рукописных книг, основанных на рассказах детей о полученных  от экскурсий и прогулок впечатлений, иллюстрирование   книг («Город моего  детства», «Поход по улицам города», «История, застывшая в памятнике»);

- описание семейных прогулок и посещения музеев «Мы ходили в выходной…», «Самое интересное, что я видел в городе…» и т.п.;

-выставки семейных коллекций (эстетических предметов, «семейных реликвий» и т.п.);

- совместное с детьми и родителями составление Азбуки города Североморска (словарика, энциклопедии);

- организация викторин, открытых мероприятий для родителей (образовательной деятельности, праздника);

- создание банка видеоигр, экскурсий для использования  дома;

-организация семинаров-практикумов, направленных на формирование патриотических чувств.

Посещение музеев и городских учреждений  культуры играет важную роль в ознакомлении дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.  В дальнейшем,  полученные представления и впечатления становятся содержательной основой для разнообразной художественно-творческой детской деятельности. В ходе экскурсий в   дети приобщаются к историческому прошлому своей малой родины, знакомятся с культурными традициями, природными богатствами края, искусством (посещают галереи, в которых представлены картины североморских художников, книжные экспозиции поэтов и писателей Севера, выставки декоративно-прикладного творчества народных умельцев).

Полученные впечатления дошкольники с удовольствием отражают в  играх, рисунках, поделках, музыкальном и речевом творчестве, они становятся содержательной основой в формировании патриотизма и гражданственности.

III этап- итоговый - подведение итогов, анализ результатов, уточнение  оправданности ожиданий, определение  удачного  (или успешного, интересного,  запомнившегося) и формулировка пожеланий  в перспективе (что и как изменить). Проведение мониторинга детского развития, повторного анкетирования родителей показало положительную динамику результатов, что говорит об эффективности проводимых мероприятий.

Таким образом, реализация данного проекта позволяет приобщить   дошкольников  к историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим богатствам родного края, накопить социальный опыт жизни в своём городе, усвоить принятые в нём нормы поведения, взаимоотношений между людьми, приобщиться к миру его культуры. Познавательно-исследовательская деятельность позволяет детям осознавать себя живущими в конкретный временной период, в определённых этнокультурных условиях, понять, что их город – частица Родины, жизнь  и благополучие  зависит от общих усилий каждого человека и всех людей вместе.

Проектная деятельность позволяет  привлечь родителей в качестве активных участников  совместных мероприятий, что повышает их собственную педагогическую компетентность и эффективность работы по данному направлению.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт: «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом»

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нево...

Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом».

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родн...

План по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления детей 6 – 7 лет с родным городом».

Расширение знаний детей о родном городе, возрастание интереса к его достопримечательностям, традициям,событиям прошлого и настоящего.Развитие у детей познавательной активности, исследовательских умени...

Программа проекта «Формирование гражданственности и патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом Рославлем»

Патриотическое воспитание – это процесс формирования политически сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями и культурой св...