Брифинг «Арт- терапия, как средство оздоровления детей»
статья

Самар Наталья Анатольевна

Данный вид работы с детьми в настоящее время становится одним из самых популярных направлений в психотерапии. Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию творческого потенциала. К тому же использовать технику арт-терапии, в том числе и в работе с детьми, могут люди, не имеющие специального психологического образования, например, воспитатели детского сада или родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_terapiya.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Брифинг «Арт- терапия, как средство оздоровления детей»

Подготовила: Самар Н.А

Оренбург

Арт- терапия, как средство оздоровления детей

 в ДОУ.

Данный вид работы с детьми в настоящее время становится одним из самых популярных направлений в психотерапии. Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию творческого потенциала. К тому же использовать технику арт-терапии, в том числе и в работе с детьми, могут люди, не имеющие специального психологического образования, например, воспитатели детского сада или родители.

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия(от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) - это направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством. Сегодня он считается одним из наиболее эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и педагогами.

Арт-терапия- это понятие возможно перевести как «лечение, основанное на упражнениях художественным творчеством.».

Детская арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.Метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – все то, что интересно и близко детям.  Другими словами, это – лечение творчеством. Этоодно из преимуществ арт-терапии для детей. Ведь всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и интересна ребенку. Более того, арт-терапия подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста.

Арт-терапия один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением его скрытых энергетических резервов и эмоций. Арт-терапия для детей хороша там, где другие методы трудно применимы. Ведь главное условие для упражнений детской арт-терапией – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия воспринимаются, скорее, как игра и интересное времяпрепровождение.

Основная цель арт - терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.

Сохранение здоровья в детском саду — вид педагогической работы, который подразумевает особенную организацию образовательного процесса: целью, объектом и итогом которого считается самочувствие. Как раз в младшем дошкольном возрасте малыш в первый раз идет в детский сад.

Основная цель работы направлена на создание условий, способствующих успешной социализации и адаптациидетей дошкольного возраста предусматривает решение следующих задач:

  • дать эмоциональную разрядку, возможность самовыражаться;
  • помочь легче прожить период адаптации ;
  • снять негативные стрессовые состояния ;
  • развить сенсорные способности ребенка – ощущения, восприятие, интеллект, мелкую моторику, речь, воображение, творческие способности; обогащает социальный опыт ребенка, развивить коммуникабельность ребенка;
  • арт – терапия помогает познавать мир, исследовать его, развивать опытную и экспериментальную деятельность;
  • вскрыть проблемы и недостатки в развитии и воспитания ребенка, его переживания и состояния, отношения с миром.

Виды арт-терапии:

  • Изотерапия.
  • Библиотерапия.
  • Сказкотерапия.
  • Музыкотерапия.
  • Танцевальная терапия.
  • Куклотерапия.
  • Цветотерапия.
  • Песочная терапия.

Многие техники арт-терапии очень похожи на нетрадиционное рисование, часто используемое в детском саду. И это так. Но с одной только разницей. Мы не учим детей рисовать, лепить в той или иной технике. Сам процесс арт-терапии, кроме удовольствия, учит выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.

Одной разновидностью арт-терапии является изотерапия

Изотерапия (рисование) — это одно из ведущих техник арт — терапии. Рисуя, играя, малыш даёт выход собственным желаниям, эмоциям, тянет собственные дела во всевозможных обстановках. Вследствие этого, довольно благотворно эти занятия сказываются на ребятах с особенностями в поведенческой и личной сферах. Изотерапия оказывает развивающее влияние на познавательную сферу психики ребенка сквозь сенсорное восприятие. Как раз с сенсорного, в том числе и тактильного восприятия наступает составление и становление мыслительных процессов

Существует множество техник изотерапии:

  • пальцевая живопись;
  • рисование мягкой бумагой;
  • рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
  • рисование на стекле;
  • ниткография;
  • рисование на манке;
  • техника рисования листьями, палочками, камушками;
  • техника отпечатывания ватой;
  • техника «оттиск пробками»;
  • рисование пластилином.
  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошкой;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • оттиск поролоном;
  • оттиск смятой бумагой;
  • восковые мелки (свеча) и акварель;
  • монотипия предметная и пейзажная;
  • цветной граттаж;
  • кляксография обычная; кляксография с трубочкой; кляксография с ниточкой;
  • набрызг;
  • отпечатки листьев.

Свою работу арт-терапиейя начинаю смладшего возраста. Это способствует более легкой адаптации ребенка к детскому саду, улучшает психологический фон.Ускоряет социальную адаптацию, реабилитирует детей.

Для самовыражения в младшем возрасте я использую техники:

Марание.

В буквальном понимании «марать» – значит, «пачкать, грязнить. Такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка, приводит детей к собственным маленьким открытиям. Для детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Рисование пальчиками.

      Ребенок снимает напряжение, сбрасывает отрицательные эмоции, развивает моторику рук, учится фантазировать, чувствовать цвета и их оттенки. Это позволяет ребенку почувствовать краски, их характер, настроение, развивает творческие способности.

Монотипия.

Чернилами, тушью, акварелью или жидко разведенной гуашью на гладкой, не впитывающей краску поверхности (пластик, линолеум, глянцевая плотная бумага)делается рисунок: пятна, линии и пр. К этой поверхности прикладывается лист бумаги. Второй вариант рисования в этой технике, когда изображение наносится на половину листа, затем лист сгибается пополам и плотно проглаживается ладонью. Краска симметрично отпечатывается на другой половине листа, и на нем в зеркальном отражении отпечатывается изображение. Оно может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками. При желании готовый отпечаток можно дорисовать или приклеить сверху нужные элементы для завершения образа.

Все это не только развивает тактильные ощущения, воображение, снимает мышечное напряжение, но и доставляет ребенку радость.

Акватушь.

Акватушь проста, необычна и близка детям. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его высыхания вторым слоем весь лист покрывается черной тушью. Затем рисунок опускается в воду. В воде гуашь почти смывается, а тушь – лишь частично. В результате на черном фоне остается тонированный рисунок с размытыми контурами. Выполняя работу, дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.

Штриховка, каракули.

Каракули – это самое доступное упражнение, для которого нужны только бумага и карандаш. Ребенок свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовывать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т. д.

        Арт-терапия ,как средство взаимодействия детей и родителей.

Особо следует сказать о совместных занятиях родителей и детей. Сейчас в рамках арт-терапии распространяется практика организации такого творческого взаимодействия. Она стремится к тому, чтобы родители общались на одном уровне с ребенком.Использование арт-терапии совместно «родитель-ребенок»- это воздействие на чувство привязанности посредством общение через рисунок. Ононеобычайно полезно и важно для развития малышей.. Подобные взаимоотношения с родителями – основа дружбы и доверия, которые продлятся всю жизнь, и никакой кризис подросткового возраста не помешает этой дружбе. Создаваемые детьми и родителями красочные картины символизируют совместный опыт выполнения работы.

Совместная работа способствует развитию взаимного доверия и навыков участия в совместной деятельности, соблюдению очередности действий, развитию близости и взаимной привязанности, а также получению эмоционального отделения детей от родителей .

Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов.

Дляреализациипрофессии педагога требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх долга, оказаться непрофессионалом, страх перед контролем и многое другое.Синдром хронической усталости лежит в основе многих психоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. В результате повышаются тревожность и агрессивность, процветает самоцензура, ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога

Причины возникновения синдрома:

• загруженность в течении рабочего дня;

• высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;

• необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;

• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам.

Для того, чтобы помочь педагогу избежать профессионального выгорания у нас проводятся мастер классы, тренинги, консультации с использованием методов арт-терапии.

Практические результатынашей работы.

Арт-терапия является многогранной методикой и играет большую роль в здоровьесберегающих технологиях. Здоровьесбережение в нашем детском саду — это не дань моде, а вид педагогической деятельности, которая предполагает особую организацию образовательного процесса: целью, объектом и результатом которого является здоровье.

Разделим с нашими детьми то, что для них так значимо!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формы двигательной активности как средство оздоровления детей"

В консультации перечислены формы двительной активности. Указываются способы их проведения, какое место в режиме дня занимают....

Формы, методы и средства оздоровления детей.

Описаны:Обеспечение здорового ритма жизниФизические упражненияПсихогигиенические мероприятияГигиенические и водные процедурыСпецзакаливание...

Кружковая работа, как средство оздоровления детей раннего возраста

Цель программы:   Создать благоприятные условия для физического развития и укрепления организма детей раннего возраста.Задачи программы:•      1.Развитие общей...

Консультация для педагогов на тему:"Подвижные игры как средство оздоровления детей".

В статье рассказывается о роли подвижных игр в оздоровлении детей....

Су-джок терапия, как средство оздоровления и развития дошкольников

В опыте работы  описана нетрадиционная здоровьесберегающая технология применения массажных шариков Су-джок для оздоровления дошкольников...

«Арт – терапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста »

Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберег...