«Арт – терапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста »
проект на тему

Невзорова Ольга Викторовна
Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Её успешная реализация предполагает широкое и грамотное использование разнообразных методик и технологий, начиная уже при организации дошкольного образования. Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня? На наш взгляд, к категории эффективных методик допустимо отнести арт-терапию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nevzorova.doc233.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО

ВИДА  № 16 «КОЛОКОЛЬЧИК»

г.МИЧУРИНСКА  ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

393760, г. Мичуринск, ул. Парковая, дом 92, тел.(847545) 2-36-49

E-Mail: michbdou16@ya.ru    сайт: michdou16.68edu.ru   

Здоровьесберегающий проект

«Арт – терапия, как метод оздоровления

детей дошкольного возраста »

Автор: О.В.Невзорова

Педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида

№16 «Колокольчик»» г.Мичуринска

г.Мичуринск 2017

Актуальность:

Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Её успешная реализация предполагает широкое и грамотное использование разнообразных методик и технологий, начиная уже при организации дошкольного образования.

 Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня? На наш взгляд, к категории эффективных методик допустимо отнести арт-терапию.

Тип проекта:

             по методу: здоровьесберегающий;  

             по характеру контактов: открытый;

             по продолжительности: долгосрочный (1 год).

Участники проекта: дети – педагоги – родители ДОУ

Условия реализации проекта: интерес детей к творчеству, участие родителей в реализации проекта, методические разработки.

Основополагающий вопрос: проводя  специально организованные формы обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий арт-терапии в МБДОУ,  сможем ли мы повысить уровень эмоционального комфорта дошкольников?

Проблемные вопросы:

Как создать игровую ситуацию для обеспечения эффективности работы по данной теме?

Как привлечь родителей и педагогов к участию в проекте?

Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий арт-терапии.

Задачи: 

для детей:

  • формировать представление детей о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению;
  • развивать у ребенка потребность в саморазвитии;
  • повысить самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психических проблем (страхи, тревожность, агрессивность, гиперактивность);
  • учить детей  использовать  социально;

 приемлемый     выход агрессивности и   других негативных   чувств через  лепку, рисование, музыку.

для родителей:

  • объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применении арт-терапии в повседневной жизни ребенка;
  • привлечь к участию в мероприятиях направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;
  • создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

для педагогов:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их в уверенность в собственных педагогических возможностях.

Условия реализации:

  • интерес детей к познавательной деятельности;
  • дифференцированный подход;
  • разработка интегрированных занятий, целенаправленных наблюдений экспериментальных лабораторий, опытных участков;
  • заинтересованность родителей результатами проекта.

Арт - терапевтические техники:

  • рисование;
  • работа с пластическим материалом;
  • работа с природным материалом;
  • элементы песочной терапии;
  • коллаж;
  • элементы игровой терапии и сказкотерапии.

Этапы:

  • подготовительный;  
  • методический;
  • практический;
  • аналитический (заключительный).

Подготовительный этап:

  • выявление проблемы, формирование цели и задач проекта;
  • ознакомление с методами и приемами арт-терапии;
  • анкетирование-привлечение родителей и педагогов к участию в проекте;
  • планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания предметно-развивающей среды;
  • определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т.д.)

Методический  этап:

  • разработка проекта;
  • составление папок передвижек и заданий;
  • разработка НОД;
  • составление консультаций для родителей и педагогов;
  • выпуск буклетов и тематических газет о методах  арт - терапии.

Практический   этап:

Непосредственная реализация проекта:

  •  организация деятельности с детьми;
  •  организация совместных мероприятий с родителями и педагогами;
  •  мастер – класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми».

Аналитический  (заключительный) этап:

  • подведение итогов реализации проекта ( анализ результатов деятельности по применению арт- терапии, выводы, рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей);
  • анкетирование для родителей;
  • планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основании результатов, проделанной работы;

Обеспечение:

  • музыкальные  диски со звуками природы;
  • пакет рекомендаций для родителей и воспитателей;
  • подбор методической литературы;
  • папки передвижки, стенгазеты, буклеты;
  • учебные пособия: конспекты НОД, картотеки дидактических игр;
  • пальчиковый театр, маски, костюмы.

Предполагаемые результаты:

для детей:

  • у детей сформируются представления о здоровом образе жизни;
  • занятия будут разнообразными по форме организации;
  • будет осуществляться индивидуальный подход к детям;
  • в группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;
  • музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;
  • цветовой потенциал будет использован как фактор здоровьесбережения;
  • позитивная динамика в улучшении здоровья детей.

 

для родителей:

  • родители будут вовлечены в единое

     пространство творческой группы ДОУ «Художественно –эстетического развития», будут активно принимать участие в педсоветах, оздоровительных и спортивных мероприятиях;

  • примут участие в фольклорных, спортивных праздниках.

для педагогов:

  • повысится компетентность педагогов;
  • реализация основной цели проекта;
  • ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье»;
  • когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным. 

Информационные ресурсы:

  • Копытин А.И. Основы арттерапии. СПб, 1999
  • Хрестоматия. Арттерапия. СПб., 2001.
  • Колошина Т.Ю. "Арт-терапия" Методические рекомендации
  • Киселева М.В Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов,

                педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми

  • Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В.И. Волынкин. – Ростов н/д: Радуга, 2007.
  • Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет / Н.Ф. Губанова. – М.: Детство, 2007.
  • Доронова, Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  • Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – М.: Пресса, 2009. Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа. /составитель Челышева Т.В./ М.: Просвещение, 1993.
  • Выходцева В.Н., Романова Н.А. Арт-терапия – исцеляющее творчество. //ресурсы сети Интернет
  • Кабилова С.Ф. О роли учителя музыки в становлении творческой личности. //Музыка в школе. 2005, №3.
  • Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – С-Пб: Речь, 2002.
  • Назарова Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. – М. Сфера, 2008.
  • Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
  • Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004
  • Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
  • Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000
  •  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.
  • Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.
  •  Копытин А.И. Теория и практика арттерапии. СПб., 2002.
  • Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
  • Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003.
  • Мухина В.С. Детская психология. Апрель Пресс, М., 2000
  • Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007.
  • Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
  • http://bankreferatov.ru/
  • www.regam.tambow.ru
  • www.1september.ru

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТ –ТЕРАПИЯ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Арт – метод в научно- педагогическом понятии – забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности....

"Зелёные лягушата" организованная деятельность (цветомузыкальная терапия) для детей старшего дошкольного возраста с особыми корреционно-образовательными потребностями

Организованная деятельность детей старшего дошкольного возраста по курсу "Цветомузыкальная терапия" (зелёный цвет)...

Изучение влияния методов арт-терапии на развитие детей дошкольного возраста.

Арт-терапия это метод коррекции и развития посредством творчества....

Коррекционно-развивающее занятие по методу арт-терапии с детьми старшего дошкольного возраста

Данный материал развивает чувство причастности к коллективу, доброжелательные взаимоотношение, групповую сплоченность....

Конспект занятия с использованием метода песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Песочной феи»

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления р...