«Арт – терапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста »
проект на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nevzorova.doc | 233.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА № 16 «КОЛОКОЛЬЧИК»
г.МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
393760, г. Мичуринск, ул. Парковая, дом 92, тел.(847545) 2-36-49
E-Mail: michbdou16@ya.ru сайт: michdou16.68edu.ru
Здоровьесберегающий проект
«Арт – терапия, как метод оздоровления
детей дошкольного возраста »
Автор: О.В.Невзорова
Педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида
№16 «Колокольчик»» г.Мичуринска
г.Мичуринск 2017
Актуальность:
Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Её успешная реализация предполагает широкое и грамотное использование разнообразных методик и технологий, начиная уже при организации дошкольного образования.
Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня? На наш взгляд, к категории эффективных методик допустимо отнести арт-терапию.
Тип проекта:
по методу: здоровьесберегающий;
по характеру контактов: открытый;
по продолжительности: долгосрочный (1 год).
Участники проекта: дети – педагоги – родители ДОУ
Условия реализации проекта: интерес детей к творчеству, участие родителей в реализации проекта, методические разработки.
Основополагающий вопрос: проводя специально организованные формы обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий арт-терапии в МБДОУ, сможем ли мы повысить уровень эмоционального комфорта дошкольников?
Проблемные вопросы:
Как создать игровую ситуацию для обеспечения эффективности работы по данной теме?
Как привлечь родителей и педагогов к участию в проекте?
Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий арт-терапии.
Задачи:
для детей:
- формировать представление детей о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению;
- развивать у ребенка потребность в саморазвитии;
- повысить самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психических проблем (страхи, тревожность, агрессивность, гиперактивность);
- учить детей использовать социально;
приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств через лепку, рисование, музыку.
для родителей:
- объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применении арт-терапии в повседневной жизни ребенка;
- привлечь к участию в мероприятиях направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;
- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
для педагогов:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их в уверенность в собственных педагогических возможностях.
Условия реализации:
- интерес детей к познавательной деятельности;
- дифференцированный подход;
- разработка интегрированных занятий, целенаправленных наблюдений экспериментальных лабораторий, опытных участков;
- заинтересованность родителей результатами проекта.
Арт - терапевтические техники:
- рисование;
- работа с пластическим материалом;
- работа с природным материалом;
- элементы песочной терапии;
- коллаж;
- элементы игровой терапии и сказкотерапии.
Этапы:
- подготовительный;
- методический;
- практический;
- аналитический (заключительный).
Подготовительный этап:
- выявление проблемы, формирование цели и задач проекта;
- ознакомление с методами и приемами арт-терапии;
- анкетирование-привлечение родителей и педагогов к участию в проекте;
- планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания предметно-развивающей среды;
- определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т.д.)
Методический этап:
- разработка проекта;
- составление папок передвижек и заданий;
- разработка НОД;
- составление консультаций для родителей и педагогов;
- выпуск буклетов и тематических газет о методах арт - терапии.
Практический этап:
Непосредственная реализация проекта:
- организация деятельности с детьми;
- организация совместных мероприятий с родителями и педагогами;
- мастер – класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми».
Аналитический (заключительный) этап:
- подведение итогов реализации проекта ( анализ результатов деятельности по применению арт- терапии, выводы, рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей);
- анкетирование для родителей;
- планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основании результатов, проделанной работы;
Обеспечение:
- музыкальные диски со звуками природы;
- пакет рекомендаций для родителей и воспитателей;
- подбор методической литературы;
- папки передвижки, стенгазеты, буклеты;
- учебные пособия: конспекты НОД, картотеки дидактических игр;
- пальчиковый театр, маски, костюмы.
Предполагаемые результаты:
для детей:
- у детей сформируются представления о здоровом образе жизни;
- занятия будут разнообразными по форме организации;
- будет осуществляться индивидуальный подход к детям;
- в группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;
- музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;
- цветовой потенциал будет использован как фактор здоровьесбережения;
- позитивная динамика в улучшении здоровья детей.
для родителей:
- родители будут вовлечены в единое
пространство творческой группы ДОУ «Художественно –эстетического развития», будут активно принимать участие в педсоветах, оздоровительных и спортивных мероприятиях;
- примут участие в фольклорных, спортивных праздниках.
для педагогов:
- повысится компетентность педагогов;
- реализация основной цели проекта;
- ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье»;
- когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.
Информационные ресурсы:
- Копытин А.И. Основы арттерапии. СПб, 1999
- Хрестоматия. Арттерапия. СПб., 2001.
- Колошина Т.Ю. "Арт-терапия" Методические рекомендации
- Киселева М.В Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов,
педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми
- Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В.И. Волынкин. – Ростов н/д: Радуга, 2007.
- Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет / Н.Ф. Губанова. – М.: Детство, 2007.
- Доронова, Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – М.: Пресса, 2009. Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа. /составитель Челышева Т.В./ М.: Просвещение, 1993.
- Выходцева В.Н., Романова Н.А. Арт-терапия – исцеляющее творчество. //ресурсы сети Интернет
- Кабилова С.Ф. О роли учителя музыки в становлении творческой личности. //Музыка в школе. 2005, №3.
- Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – С-Пб: Речь, 2002.
- Назарова Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. – М. Сфера, 2008.
- Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
- Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
- Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.
- Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.
- Копытин А.И. Теория и практика арттерапии. СПб., 2002.
- Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
- Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003.
- Мухина В.С. Детская психология. Апрель Пресс, М., 2000
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007.
- Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
- http://bankreferatov.ru/
- www.regam.tambow.ru
- www.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АРТ –ТЕРАПИЯ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Арт – метод в научно- педагогическом понятии – забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности....
"Зелёные лягушата" организованная деятельность (цветомузыкальная терапия) для детей старшего дошкольного возраста с особыми корреционно-образовательными потребностями
Организованная деятельность детей старшего дошкольного возраста по курсу "Цветомузыкальная терапия" (зелёный цвет)...
"Синяя птица" организованная образовательная деятельность (цветомузыкальная терапия) для детей старшего дошкольного возраста с особыми коррекционно-образовательными потребностями
Конспект образовательной деятельности по курсу "Цветомузыкальная терапия" для детей старшего дошкольного возраста...
"Солнечные лучики" Организованная деятельность (цветомузыкальная терапия) для детей старшего дошкольного возраста с особыми коррекционно-образовательными потребностями
занятие по курсу "Цветомузыкальная терапия" (жёлтый цвет)...
Изучение влияния методов арт-терапии на развитие детей дошкольного возраста.
Арт-терапия это метод коррекции и развития посредством творчества....
Коррекционно-развивающее занятие по методу арт-терапии с детьми старшего дошкольного возраста
Данный материал развивает чувство причастности к коллективу, доброжелательные взаимоотношение, групповую сплоченность....
Конспект занятия с использованием метода песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Песочной феи»
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления р...