Мастер-класс "Ум на кончиках пальцев" для воспитателей ДОУ
методическая разработка
Цель: Уточнить представления воспитателей о развитии мелкой моторики в раннем и старшем дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_na_mo.docx | 78.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение
«Семилейский детский сад «Цягадайка»
Мастер-класс
"Ум на кончиках пальцев"
для воспитателей ДОУ
Воспитатель: Беззубова И.Н.
П.ст.Воеводское,
2021г
Цель: Уточнить представления воспитателей о развитии мелкой моторики в раннем и старшем дошкольном возрасте.
Задачи: Донести до воспитателей значение развития мелкой моторики и помочь овладеть играми и упражнениями, используя нестандартное оборудование . Передать опыт работы путем прямого комментированного показа последовательности действий, методов и приемов.
Добрый день, уважаемые коллеги.
Мне хотелось бы начать наш мастер-класс со слов педагога В.А. Сухомлинского, который сказал, что… «Ум ребенка находятся на кончиках пальцев». Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью…
Давайте будем вместе приобщаться и постигать.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие мелкой пальцевой моторики.
Сегодня на мастер-классе я бы хотела с вами поделиться знаниями и умениями в области развития мелкой моторики у детей и возможности его применения в ДОУ.
Предлагаемое нестандартное оборудование способствует не только развитию мелкой моторики ребенка, но образному мышлению, восприятию, координации движений в целом.
Чтобы ребенок благополучно и активно развивался, чтобы речь была правильной, в чем же тут секрет? Оказывается, все дело в пальчиках, а точнее, в хорошо развитой мелкой моторики. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Иными словами, если развитие пальчиков отстает, то задерживается и речевое развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Т.е. еще раз обращаю ваше внимание, чтобы наши детки были активными, разговорчивыми, смышлеными – мы должны развивать у них мелкую моторику рук.
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторки у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
При проведении пальчиковых игр, тренировать ручку ребёнка нужно мягко, но достаточно энергично; пальчики сжимать тоже энергично. Напевать или проговаривать – ритмично. Двигать ручками и пальчиками нужно в такт словам. Это обеспечит максимальный эффект занятий, и как результат, чёткую координацию между речевым и двигательным центрами, что очень полезно для развития речи.
Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувства ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.
Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушения письма (пропуска гласных).
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Возьмите яркий поднос.
Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т. д.
Подберите пуговицы разного цвета и размера.
Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
Предложите ребенку круглую щетку для волос.
Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».
Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек).
Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:
«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят».
Насыпьте в чашку 1 кг гороха или фасоли.
Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
Можно использовать сухой горох. Ребенок перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.
«Лыжная эстафета»
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
«Крокодильчик»
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
НО я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Катаем грецкий орех, еловые шишки между ладонями и приговариваем:
«Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех».
Рассортировать фасоль, горох, орешки.
Нужно разложить содержимое тарелочки в 3 кружечки.
Выкладывание контуров предметов фасолью.
Берем бархатную бумагу и рисуем на ней фасолькой. Фасольку берем из кружечки.
Это может быть и солнышко, и дерево цифра, буква и т.д.
Берем горошинку –
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем начать играть
Надо пальчику сказать,
Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай,
И другому передай! (Передаем.)
Для развития тактильных ощущений, можно сшить такие мешочки, наполнив их крупой, фасолью, ватой и т.д. Перебирая мешочек, малыш массажирует сам себе пальчики.
Бусы. Хорошо развивает руку ребенка нанизывание на шнурок, на нитку макароны, сушки и т.д.
Отличным пособием для упражнений может послужить и коллекция тканей. Разные по фактуре, с замысловатыми рисунками и без, разноцветные кусочки тканей всегда могут заинтересовать ребенка. Особенно, если взрослый сошьет из кусочков подушечку или забавную игрушку. Давайте поиграем с вами в игру «Проглот».
Возьмите двумя пальцами правой руки платочек за уголок и вбирайте его в кулачок, не помогая другой рукой.
У меня живет Проглот
Все подряд Проглот жует
Вот и стало у Проглота
Брюшко, как у бегемота.
Аквагимнастика.
Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем любые подручные материалы - пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки, игрушки от киндер-сюрпризов и т.д.. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии.
Ниткография - выкладывание узоров из геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге.
Игры со спичками.Рассмотрите вместе с малышом картинки, выложенные из спичек. Обсудите, на что они похожи. После этого приступайте к выкладыванию рисунков по образцам. Если ребенок хорошо справляется с заданием, попросите его выложить рисунки из спичек по памяти. Вы можете придумать свои узоры из спичек.
Игры со скрепками развивают, быстроту мышления, воспитывают терпение и усидчивость. Игра "Веселое солнышко" Наше солнышко потеряло свои лучики. Какого цвета лучи у солнышка? Давайте поможем солнышку снова ярко засветить. Игра "Поможем ежику" Загадка: "Не портной, а всю жизнь ходит с иголками" Кто это? Поможем нашему портному Ежику собрать свои иголки. Игра"Собери цепочку" 1 вариант игры. Собрать цепочку по образцу. 2 вариант игры. Кто соберет быстрей? Игры со скрепками
Свое выступление я закончу такими словами – уделяйте больше времени для общения с вашим малышом, играйте с ним, разговаривайте, свободную минутку посвятите разучиванию новой пальчиковой игры, побольше рисуйте, конструируйте – ведь мы с вами уже знаем – «Ум ребенка находится на кончиках пальцев »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей . «Таланты детей на кончиках их пальцев».
При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, а...
семинар-практикум для воспитателей групп раннего развития "Ум ребенка на кончиках его пальцев"
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе конструирования"...
Консультация для родителей и воспитателей "Таланты детей на кончиках пальцев"
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном возрасте? Также известно, что уровень развития ребенка зависит от степени сформированности движений...
Консультация для воспитателей: «Речь на кончиках пальцев"
Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев… Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем...
Семинар-практикум для логопедов и воспитателей «Ум на кончиках пальцев».
О традиционных и нетрадиционных формах развития мелкой моторики, о массаже кистей рук....
Мастер –класс для воспитателей На тему: «Ум на кончиках пальцев» Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозг...
Консультация для родителей и воспитателей. Сенсорные игры детей 2-3 лет «Мир на кончиках пальцев».
В образовательной программе младших групп основным является сенсомоторное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Возраст от 2-4 лет – наиболее б...