Беседа на тему: «Кто такой Петрушка?»
план-конспект занятия (старшая группа)
Беседа на тему: «Кто такой Петрушка?»
Цель занятия: формирование первоначальных знаний о главной кукле российских театров – Петрушке. Обогатить знания детей, знакомя с петрушками разных стран и народов.
Задачи:
Обучающие:
- Проследить историю возникновения Петрушки
- Выявить художественные особенности его образа
- Провести сравнительный анализ Петрушки и его «зарубежных родственников».
- Выявить роль Петрушки в искусстве.
Развивающие:
• Развивать конструктивное мышление, глазомер, фантазию, воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать аккуратность, стремление помогать товарища.
Словарь:
Существительные: Петрушка, скоморох, шут, театр, кукловод, перчаточные куклы, одежда, узоры.
Ход.
Воспитатель: Ребята сегодня мы поговорим об очень интересной кукле. А вот о какой узнаете, отгадав загадку:
Он с бубенчиком в руке,
В сине – красном колпаке.
Он веселая игрушка,
А зовут его… Петрушка
(Появляться на экране кукла «Петрушка» -современная)
Петрушка:
Начинаю представленье, зрителям на удивленье,
Громче вы меня зовите, погремушками гремите,
Я веселый, озорной, кто подскажет, кто такой… Петрушка
Петрушка: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте…
История появление Петрушки -беседа
Воспитатель: Петрушка — это перчаточная кукла, которую надевают на руку, он герой русского народного кукольного театра.
Петрушка: Да, я Петрушка – герой русского народного театра. Моя Родина – Россия.
Воспитатель: Он одет в красную рубаху, на голове яркий колпак с бубенчиками и кисточками. Он весёлый, озорной, бесшабашный, смекалистый… Он грозит палкой всем лентяям, врунам, злыдням всех мастей и всегда готов заступиться за людей честных и трудолюбивых. Громкий Петрушкин крик «Э – ге – гей!» раньше раздавался во дворах, на ярмарках и площадях.
Кукла петрушка старая(Фото)
Воспитатель: Внешность Петрушки нерусская: крупные черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и жуткий оскал (улыбочка), огромный нос с горбинкой, глаза Петрушки кажутся чёрными. У него в руках дубинка.
Играли Петрушку только мужчины. Героя отличает пронзительный визгливый голос, для создания которого артисты помещали себе в рот специальный пищик. (Картинка)
Как появилось у куклы имя?
Воспитатель: Ученые предположили, что этот герой звался Иваном, подобно Иванушке-дурачку, а ещё он мог получить имя от одного из кукольников, которого звали Петром. Можно предположить, что нередко сам по характеру — вылитый петух, нос петушиный мог позаимствовать у него и имя. Тем более, что в России петухи — “Петя-петушок”. Петрушкой стали звать в наши времена, раньше он носил имя Иван Рататуй . У него даже был паспорт, где было прописано Петр Иванович (иногда Петрович) Уксусов.
Петрушка: В прошлые годы по городам и селам ходили бродячие кукольники, которые давали представления на ярмарках, базарах и во дворах. Ширмой служила юбка и сопровождал их шарманщик.
Предположительно, создателями Петрушки были русские скоморохи — бродячие актёры, устраивающие уличные представления. Группы бродячих скоморохов разносили по стране народное искусство, распевали озорные песни, исполняли скоморошины. Скоморохи показывали зрителям на ярмарках «Медвежью комедию» с участием настоящего медведя. Скоморохи выражали мысли и чувства народа, осмеивали бояр и попов, прославляли силу и удаль.
Воспитатель: Положение Петрушки ухудшилось, когда началась первая мировая война. Голод и разруха охватили Россию; народу было не до развлечений.
И чтобы заработать на кусок хлеба, кукольники всё чаще начинают играть свою комедию перед детской аудиторий. Их приглашают на детские праздники, новогодние ёлки; летом они ходят по дачам. Естественно, что в таких условиях текст и действие многих сцен неизбежно менялись. Петрушка становился почти пай-мальчиком, поэтому и внешний вид, и одежда изменяются. В настоящее время Петрушка выступает в воспитательных представлениях для детей.
Петрушка: Да я такой озорной. А давайте сделаем физ. минутку
Физкультурная минутка «Веселые Петрушки»
Мы веселые Петрушки, (шагают на месте)
Мы играем громко слишком.
Все в ладоши хлопаем и ногами топаем.
Надуваем щечки, скачем на носочках.
И друг другу даже, языки покажем.
Оттопырим ушки, колпак на макушке,
Руки к носу поднесу и подпрыгну к потолку.
Петрушка: Много у меня друзей в разных странах, все они разных национальностей, у каждого свое имя и свой красивый наряд.
- Хотите с ними познакомиться?
- Ответы детей
Петрушка: Давайте знакомиться?
«Сначала на свет появился Полишинель. Живет он во Франции. Ему семьсот лет!»
- А затем родился - Гиньоль. Его так полюбили, что даже в городе Лионе поставили памятник. Он совсем молоденький - ему двести лет.
- Кашпарек, ему более триста лет. Но и сегодня он принимает участие во многих спектаклях чехословацкого кукольного театра.
- Пульчинелла родился в солнечной Италии. Он любит шутку и хорошую песню. Он всегда в маске.
- Каспеле из Германии, ему много лет, его можно было встретить на ярмарках и площадях, а сейчас на сцене театра.
Англичанин Панч, хитер, проказлив, смел, много смеется.
Петрушка: - Ребята, понравились вам мои друзья?
Дети: Да
Петрушка: Ребята, а вы заметили, какие разные и красивые у всех Петрушек костюмы, разноцветные, пестрые, яркие штаны из двух половинок разного цвета, одна может быть с цветочным рисунком, другая в полоску, клеточку, а рубахи какие нарядные, колпак на голове какой красивый.
Дидактическая игра «Подбери заплатку» (компьютер)
Материал: Карточки размером А-4 с шестью секторами, в каждом секторе свой рисунок в котором есть место пробела в виде геометрической фигуры, геометрические фигуры с узорами.
Ход игры: На столах перед каждым ребенком лежит карточка, дети должны разложить недостающие фигуры «лоскутки» в карточку подбирая их по форме, цвету и узору, если правильно вставить геометрическую фигуру которая украшена подходящим узором в карточку, то узоры совпадают с основным, и получается правильный орнамент.
. Вы уж постарайтесь, украсьте костюм разными узорами, ой чуть не забыл и на лице у нас всегда улыбка, мы весельчаки, и глазки наши горят искорками, а еще у нас колпачок с кисточкой.
Петрушка: Какие вы мастера? Лихо составили все узоры. Вы молодцы какие замечательные друзья появились у меня и в вашем детском саду.
Уходит
Воспитатель: Кто бы ни говорили, но Петрушка был и остаётся исконно русским кукольным персонажем. И кукольный театр с Петрушкой одно из самых любимых зрелищ детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_kto_takoy_petrushka.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа на тему: «Кто такой Петрушка?»
Цель занятия: формирование первоначальных знаний о главной кукле российских театров – Петрушке. Обогатить знания детей, знакомя с петрушками разных стран и народов.
Задачи:
Обучающие:
- Проследить историю возникновения Петрушки
- Выявить художественные особенности его образа
- Провести сравнительный анализ Петрушки и его «зарубежных родственников».
- Выявить роль Петрушки в искусстве.
Развивающие:
• Развивать конструктивное мышление, глазомер, фантазию, воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать аккуратность, стремление помогать товарища.
Словарь:
Существительные: Петрушка, скоморох, шут, театр, кукловод, перчаточные куклы, одежда, узоры.
Ход.
Воспитатель: Ребята сегодня мы поговорим об очень интересной кукле. А вот о какой узнаете, отгадав загадку:
Он с бубенчиком в руке,
В сине – красном колпаке.
Он веселая игрушка,
А зовут его… Петрушка
(Появляться на экране кукла «Петрушка» -современная)
Петрушка:
Начинаю представленье, зрителям на удивленье,
Громче вы меня зовите, погремушками гремите,
Я веселый, озорной, кто подскажет, кто такой… Петрушка
Петрушка: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте…
История появление Петрушки -беседа
Воспитатель: Петрушка — это перчаточная кукла, которую надевают на руку, он герой русского народного кукольного театра.
Петрушка: Да, я Петрушка – герой русского народного театра. Моя Родина – Россия.
Воспитатель: Он одет в красную рубаху, на голове яркий колпак с бубенчиками и кисточками. Он весёлый, озорной, бесшабашный, смекалистый… Он грозит палкой всем лентяям, врунам, злыдням всех мастей и всегда готов заступиться за людей честных и трудолюбивых. Громкий Петрушкин крик «Э – ге – гей!» раньше раздавался во дворах, на ярмарках и площадях.
Кукла петрушка старая(Фото)
Воспитатель: Внешность Петрушки нерусская: крупные черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и жуткий оскал (улыбочка), огромный нос с горбинкой, глаза Петрушки кажутся чёрными. У него в руках дубинка.
Играли Петрушку только мужчины. Героя отличает пронзительный визгливый голос, для создания которого артисты помещали себе в рот специальный пищик. (Картинка)
Как появилось у куклы имя?
Воспитатель: Ученые предположили, что этот герой звался Иваном, подобно Иванушке-дурачку, а ещё он мог получить имя от одного из кукольников, которого звали Петром. Можно предположить, что нередко сам по характеру — вылитый петух, нос петушиный мог позаимствовать у него и имя. Тем более, что в России петухи — “Петя-петушок”. Петрушкой стали звать в наши времена, раньше он носил имя Иван Рататуй . У него даже был паспорт, где было прописано Петр Иванович (иногда Петрович) Уксусов.
Петрушка: В прошлые годы по городам и селам ходили бродячие кукольники, которые давали представления на ярмарках, базарах и во дворах. Ширмой служила юбка и сопровождал их шарманщик.
Предположительно, создателями Петрушки были русские скоморохи — бродячие актёры, устраивающие уличные представления. Группы бродячих скоморохов разносили по стране народное искусство, распевали озорные песни, исполняли скоморошины. Скоморохи показывали зрителям на ярмарках «Медвежью комедию» с участием настоящего медведя. Скоморохи выражали мысли и чувства народа, осмеивали бояр и попов, прославляли силу и удаль.
Воспитатель: Положение Петрушки ухудшилось, когда началась первая мировая война. Голод и разруха охватили Россию; народу было не до развлечений.
И чтобы заработать на кусок хлеба, кукольники всё чаще начинают играть свою комедию перед детской аудиторий. Их приглашают на детские праздники, новогодние ёлки; летом они ходят по дачам. Естественно, что в таких условиях текст и действие многих сцен неизбежно менялись. Петрушка становился почти пай-мальчиком, поэтому и внешний вид, и одежда изменяются. В настоящее время Петрушка выступает в воспитательных представлениях для детей.
Петрушка: Да я такой озорной. А давайте сделаем физ. минутку
Физкультурная минутка «Веселые Петрушки»
Мы веселые Петрушки, (шагают на месте)
Мы играем громко слишком.
Все в ладоши хлопаем и ногами топаем.
Надуваем щечки, скачем на носочках.
И друг другу даже, языки покажем.
Оттопырим ушки, колпак на макушке,
Руки к носу поднесу и подпрыгну к потолку.
Петрушка: Много у меня друзей в разных странах, все они разных национальностей, у каждого свое имя и свой красивый наряд.
- Хотите с ними познакомиться?
- Ответы детей
Петрушка: Давайте знакомиться?
«Сначала на свет появился Полишинель. Живет он во Франции. Ему семьсот лет!»
- А затем родился - Гиньоль. Его так полюбили, что даже в городе Лионе поставили памятник. Он совсем молоденький - ему двести лет.
- Кашпарек, ему более триста лет. Но и сегодня он принимает участие во многих спектаклях чехословацкого кукольного театра.
- Пульчинелла родился в солнечной Италии. Он любит шутку и хорошую песню. Он всегда в маске.
- Каспеле из Германии, ему много лет, его можно было встретить на ярмарках и площадях, а сейчас на сцене театра.
Англичанин Панч, хитер, проказлив, смел, много смеется.
Петрушка: - Ребята, понравились вам мои друзья?
Дети: Да
Петрушка: Ребята, а вы заметили, какие разные и красивые у всех Петрушек костюмы, разноцветные, пестрые, яркие штаны из двух половинок разного цвета, одна может быть с цветочным рисунком, другая в полоску, клеточку, а рубахи какие нарядные, колпак на голове какой красивый.
Дидактическая игра «Подбери заплатку» (компьютер)
Материал: Карточки размером А-4 с шестью секторами, в каждом секторе свой рисунок в котором есть место пробела в виде геометрической фигуры, геометрические фигуры с узорами.
Ход игры: На столах перед каждым ребенком лежит карточка, дети должны разложить недостающие фигуры «лоскутки» в карточку подбирая их по форме, цвету и узору, если правильно вставить геометрическую фигуру которая украшена подходящим узором в карточку, то узоры совпадают с основным, и получается правильный орнамент.
. Вы уж постарайтесь, украсьте костюм разными узорами, ой чуть не забыл и на лице у нас всегда улыбка, мы весельчаки, и глазки наши горят искорками, а еще у нас колпачок с кисточкой.
Петрушка: Какие вы мастера? Лихо составили все узоры. Вы молодцы какие замечательные друзья появились у меня и в вашем детском саду.
Уходит
Воспитатель: Кто бы ни говорили, но Петрушка был и остаётся исконно русским кукольным персонажем. И кукольный театр с Петрушкой одно из самых любимых зрелищ детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа на тему: «Что такое светофор».
Цель: Формировать представление дошкольников о безопасности дорожного движения, о том, что такое светофор и для чего он необходим.Возраст: 2 младшая группа (3-4 года)Литература: Саул...
Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь.Задачи: образовательные: добиться усвоение умения вступать в разговор; обеспечить развитие умения высказывать суждение...
Беседа на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: познакомить детей с негативным общественнымявлением – коррупция....
Развитие речи в ясельной группе Беседа на тему «Что такое хорошо, а что такое плохо»
Развитие речи в ясельной группеБеседа на тему «Что такое хорошо, а что такое плохо»...
Развитие речи в 1 мл.группе: Беседа на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо»
Тема НОД: «Беседа на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Ведущая образовательная область: «Речевое развитие» (Развитие речи). Программное содержание: беседуя с детьми о плохих и хороших посту...
Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»
Обязательная информация для детей.И самое главное,что ответы все абсолютно правильные!...