Рабочая программа воспитателя по самообразованию дети 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа)

Работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_origami.docx255.6 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\работа\Desktop\Документы\Еремина О.М\ПРограмма группы сказка\Скан Титульника\CCI05042024_0002.jpg

Задачи профессионального саморазвития:

  • Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу обучения детей искусству оригами.
  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.
  • Изучить процесс развития творческого воображения. 
  • Изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей в процессе занятий по обучению оригами.
  • Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития творческих способностей детей.
  • Расширить знания о приемах конструирования из бумаги.
  • Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.
  • Разработать перспективный план работы с детьми.
  • Разработать рекомендации для родителей по развитию творческих способностей детей.

Основные направления реализации программы

  • Изучить литературу по теме, познакомиться с передовым опытом, внедрить полученные знания в работу с детьми, поделиться опытом с другими педагогами.
  • Расширение образованности.
  • Повышение педагогической и психологической компетентности.
  • Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков.

Предполагаемый результат:

  • Пополнение и конкретизация знаний по теме.
  • Подбор эффективных приемов в работе.            
  • Раскрытие творческого потенциала.

Актуальность:

Эта тема важна тем, что ручной труд значим в большей степени в развитии творческих способностей детей.

Работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.

Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов. Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, так как детей даже самые простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка стараться и добиваться успеха.

  Кроме того, в процессе создания бумажных шедевров у детей развивается пространственное воображение и конструктивное мышление, формируется художественный вкус. Развитие памяти с помощью оригами связано не только с мелкой моторикой. Память ребенка тренируется при запоминании, какие действия, в какой последовательности нужно совершить, чтобы листок бумаги превратился в объемную фигурку.

Полученные фигурки дети используют по прямому назначению – для игр, в том числе ролевых, а также для создания сюжетно-тематических композиций.  При этом фигурки можно разукрасить красками или фломастерами, аппликацией, что само по себе является развивающим занятием.

  Также при работе над игрушкой дети получают представления о геометрических фигурах и различиях между ними, узнают новые понятия (сторона, угол, параллельная линия, диагональ). Оригами дает возможность объяснить детям наглядно, что такое целое и его части, а также учит разбивать целое пополам, на три, четыре и более частей. На примере сложенного листа бумаги педагог может легко объяснить детям, что такое половина, одна треть или четверть и как та или иная часть соотносится с целым.

Содержание работы по изучаемой теме

Цель: 

развитие конструктивного мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами бумажной пластики и оригами.

Задачи:

обучающие:

  • Знакомство детей с техникой оригами, различными приемами и способами действия с бумагой, основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Формирование умения следовать устным инструкциям.
  • Обучение различным приемам работы с бумагой.
  • Создание композиций, иллюстраций к литературным произведениям с изделиями, выполненными в технике оригами, правильно располагая предмет на плоскости листа.

развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Развивать пространственное воображение.

воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Расширение коммуникативных способностей детей, способствовать созданию игровых ситуаций.
  • Совершенствование трудовых навыков, формирование культуры труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Формы работы:

  • Проведение тематических занятий.
  • Оформление серии выставок для детей.
  • Изготовление поделок.
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
  • Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
  • Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
  •  Работа с методической литературой.

                                  Приемы и методы:

• Словесный

• Практический

• Наглядный

• Продуктивный

• Проблемный

• Частично-поисковый

• Метод формирования сознания (рассказ, беседа)

• Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример)

Общие правила при обучении технике оригами

  • Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
  • Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
  • Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
  • При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
  • Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
  • Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
  • Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
  • После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

 Ожидаемые результаты:

  • дети научатся различным приемам работы с бумагой, создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • дети будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами, будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • познакомятся с искусством оригами;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Диагностика обследования уровня развития детей:

  • Читают чертежи;
  • Работают по показу;
  • Работают по аналогии;
  • Выполняют без помощи взрослого;
  • Интерес к занятию.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПО ОРИГАМИ

"ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ БУМАГИ"

(средняя группа)

МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

ТЕМА

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

ЛИТЕРАТУРА

Сентябрь

1 неделя

"В некотором царстве, в некотором государстве"

    Знакомство с техникой "Оригами", ее происхождением.

    Знакомство со свойствами бумаги.

2 неделя

"Волшебное превращение бумаги"

   Учить складывать бумагу в разных направлениях.

   Получение квадратов разного размера.

О.Г. Курицына «Оригами. Игрушки из бумаги", с.15-17.

3 неделя

"Листочек"

  Знакомство с базовой формой "Треугольник".

  Знакомство с условными обозначениями.

С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 14-15.

4 неделя

"Гриб"

  Закрепление базовой формы "Треугольник".

  Составление композиции "Грибочки".

С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 17-18.

Октябрь

1неделя

"Воздушный змей"

   Знакомство с базовой формой "Воздушный змей".

О.Г. Курицына  "Оригами. Игрушки из бумаги",  с. 24.

2 неделя

"Еж"

   Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях.

  Учить читать схемы с помощью условных обозначений.

С.В. Соколова "Оригами для старших дошкольников", с. 22-23.

3 неделя

"Яблоко"

   Закрепление базовой формы "Воздушный змей".

   Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях.

   Составление композиции " Еж с яблоками".

Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)".

4 неделя

"Облако"

   Знакомство с базовой формой "Книжка".

   Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)".

Ноябрь

1 неделя

"Горы"

   Закрепление базовой формы "Книжка".

   Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)".

2 неделя

"Домик"

  Знакомство с базовой формой "Дверь".

   Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)".

3 неделя

"Жилет и юбка"

   Закрепление базовой формы "Дверь".

   Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

  Составление композиции "Моя мамочка".

Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)".

4 неделя

"Солнце"

    Знакомство с базовой формой "Блинчик".

   Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

    Составление   композиции "Природа".

Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)".

5 неделя

"Котик"

    Закрепление базовых форм "Треугольник",  "Блинчик".

   Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 39-40.

Декабрь

1 неделя

"Елочка"

    Закрепление базовой формы "Треугольник".

   Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 28.

2 неделя

"Дед Мороз"

    Закрепление базовой формы "Треугольник".

   Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 28.

3неделя

"Снегурочка"

    Закрепление базовой формы "Треугольник".

   Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 27-28.

4 неделя

"Снеговик"

  Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

   Составление     композиции "Новогодняя".

Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)".

Январь

2 неделя

"Еловая ветка"

    Закрепление базовой формы "Треугольник".

   Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 26-27.

3 неделя

"Снегирь"

Закрепление базовой формы "Треугольник".

   Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

 Составление композиции "На ветке"

С.В. Соколова "Оригами для старших дошкольников", с. 31-32.

4 неделя

"Дом"

   Знакомство с базовой формой "Дом".

   Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

О.Г. Курицына  "Оригами. Игрушки из бумаги",  с.26-27.

Февраль

1 неделя

"Дерево"

 Закрепление базовой формы "Воздушный змей".

   Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)".

2 неделя

"Луна"

    Закрепление базовой формы "Воздушный змей".

   Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

Составление композиции "Вечерний пейзаж"

Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)".

3 неделя

"Двухтрубный кораблик"

Закрепление базовой формы "Блинчик".

   Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

О.Г. Курицына  "Оригами. Игрушки из бумаги",  с.53.

4 неделя

"Избушка Баы-Яги"

   Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 28,31-32.

Март

1 неделя

"Букет для любимых мам и бабушек"

Закрепление базовых форм "Блинчик", "Воздушный змей".

   Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)".

2 неделя

"Пеликан"

Закрепление базовой формы "Книжка".

   Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)".

3 неделя

"Карп"

Знакомство с базовой формой "Рыба".

   Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

О.Г. Курицына  "Оригами. Игрушки из бумаги",  с.169.

4 неделя

"Карась"

Закрепление  базовой формы "Рыба".

   Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

 Составление композиции "У реки"

О.Г. Курицына  "Оригами. Игрушки из бумаги",  с.176.

5 неделя

"Сова"

  Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 33-34.

Апрель

1 неделя

"Клоун"

  Закрепление умения складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 44,48.

2 неделя

"Ракета"

 Закрепление умения складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 47, 50.

3 неделя

"Медведь"

  Закрепление базовой формы "Треугольник".

Закрепление умения складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

С.В. Соколова "Оригами для старших дошкольников", с. 19-21.

4 неделя

"Неваляшка"

   Закрепление умения складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 44,46.

Май

1неделя

"Божья коровка"

    Закрепление базовой формы "Воздушный змей".

    Закрепление умения складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

С.В. Соколова "Оригами для старших дошкольников", с. 47.

2 неделя

"Разноцветные рыбки"

   Закрепление базовой формы "Треугольник".

   Закрепление умения складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 11-12.

3 неделя

"Скалярия"

   Знакомство с базовой формой "Двойной квадрат".

   Закрепление умения складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

   Составление композиции "Аквариум".

Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)".

4 неделя

"Клубника"

   Закрепление базовой формы "Двойной квадрат".

   Закрепление умения складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений.

   Составление композиции "Ягоды на тарелочке".

Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)".

Список используемой литературы:

   1. Афонькин С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой (текст) / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. - СПб.: Химия, 1994. - 64с.

   2. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов. / - Ярославль: «Академия развития», 1998.

   3. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка (текст)/ Т.И. Тарабарина. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 224с.

  4.  Светлана Соколова - Оригами. Большая настольная книга для всей семьи. 240 лучших проектов для совместного творчества. - М.: Эксмо,2009. - 688 с.

  5.  Соколова С. «Сказка оригами» Игрушки из бумаги. Академия «Умелые руки»,  Москва Эксмо 2004г.

  6.  Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСВО – ПРЕСС, 2009.

  7.  Соколова С.В. Оригами для самых маленьких: Методическое пособие для воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.

  8.   Соколова С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги (текст)/ С.В. Соколова. - М.: Эксмо, 2003. - 246 с.

Интернет - ресурсы:

http://childpictures.ru/raskraski/dlya-devochek/origami/origami-9-3789.html

https://ladyvapm.com/house/origami-iz-bumagi-skhemy.html 

https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-bumagoplastika-1657438.html 

http://www.podelkidetkam.ru/origami-dlya-malenkix-detej

https://www.toysew.ru/iz-bumagi/sdelat-pingvina.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя ДОУ для детей от 6 до 7 лет по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы (6 до 7лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой   дошкольного образования    «Программ...

Рабочая программа воспитателей подготовительной группы детей с нарушением слуха

Рабочая программа воспитателей (далее Программа) построена с учетом общих закономерностей развития детей старшего дошкольного возраста с  6 до 7 лет и направлена  на обеспечение разносторонн...

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...

Рабочая программа воспитателей старшей группы детей дошкольного возраста

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят глобальные изменения. Они связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российско...

Рабочая программа воспитателя по развитию детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи.

Рабочая программа воспитателя по развитию детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи  разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой  МАДОУ детского сада комбинир...

Рабочая программа воспитателей разновозрастной группы детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Рабочая программа воспитателей разновозрастной группы детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет...

Рабочая программа воспитателя по самообразованию. Тема: "Игра, как средство образовательной деятельности у дошкольников."

План самообразования воспитателя подготовительной к школе группы. Тема: "Игра, как средство образовательной деятельности дошкольников"....