Рабочая программа воспитателя по самообразованию дети 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа)
Работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_origami.docx | 255.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи профессионального саморазвития:
- Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу обучения детей искусству оригами.
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.
- Изучить процесс развития творческого воображения.
- Изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей в процессе занятий по обучению оригами.
- Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития творческих способностей детей.
- Расширить знания о приемах конструирования из бумаги.
- Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.
- Разработать перспективный план работы с детьми.
- Разработать рекомендации для родителей по развитию творческих способностей детей.
Основные направления реализации программы
- Изучить литературу по теме, познакомиться с передовым опытом, внедрить полученные знания в работу с детьми, поделиться опытом с другими педагогами.
- Расширение образованности.
- Повышение педагогической и психологической компетентности.
- Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков.
Предполагаемый результат:
- Пополнение и конкретизация знаний по теме.
- Подбор эффективных приемов в работе.
- Раскрытие творческого потенциала.
Актуальность:
Эта тема важна тем, что ручной труд значим в большей степени в развитии творческих способностей детей.
Работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.
Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов. Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, так как детей даже самые простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка стараться и добиваться успеха.
Кроме того, в процессе создания бумажных шедевров у детей развивается пространственное воображение и конструктивное мышление, формируется художественный вкус. Развитие памяти с помощью оригами связано не только с мелкой моторикой. Память ребенка тренируется при запоминании, какие действия, в какой последовательности нужно совершить, чтобы листок бумаги превратился в объемную фигурку.
Полученные фигурки дети используют по прямому назначению – для игр, в том числе ролевых, а также для создания сюжетно-тематических композиций. При этом фигурки можно разукрасить красками или фломастерами, аппликацией, что само по себе является развивающим занятием.
Также при работе над игрушкой дети получают представления о геометрических фигурах и различиях между ними, узнают новые понятия (сторона, угол, параллельная линия, диагональ). Оригами дает возможность объяснить детям наглядно, что такое целое и его части, а также учит разбивать целое пополам, на три, четыре и более частей. На примере сложенного листа бумаги педагог может легко объяснить детям, что такое половина, одна треть или четверть и как та или иная часть соотносится с целым.
Содержание работы по изучаемой теме
Цель:
развитие конструктивного мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами бумажной пластики и оригами.
Задачи:
обучающие:
- Знакомство детей с техникой оригами, различными приемами и способами действия с бумагой, основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Формирование умения следовать устным инструкциям.
- Обучение различным приемам работы с бумагой.
- Создание композиций, иллюстраций к литературным произведениям с изделиями, выполненными в технике оригами, правильно располагая предмет на плоскости листа.
развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Развивать пространственное воображение.
воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Расширение коммуникативных способностей детей, способствовать созданию игровых ситуаций.
- Совершенствование трудовых навыков, формирование культуры труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Формы работы:
- Проведение тематических занятий.
- Оформление серии выставок для детей.
- Изготовление поделок.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
- Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
- Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
- Работа с методической литературой.
Приемы и методы:
• Словесный
• Практический
• Наглядный
• Продуктивный
• Проблемный
• Частично-поисковый
• Метод формирования сознания (рассказ, беседа)
• Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример)
Общие правила при обучении технике оригами
- Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
- Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
- Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
- При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
- Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
- Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
- Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
- После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Ожидаемые результаты:
- дети научатся различным приемам работы с бумагой, создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- дети будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами, будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- познакомятся с искусством оригами;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Диагностика обследования уровня развития детей:
- Читают чертежи;
- Работают по показу;
- Работают по аналогии;
- Выполняют без помощи взрослого;
- Интерес к занятию.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ПО ОРИГАМИ
"ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ БУМАГИ"
(средняя группа)
МЕСЯЦ | НЕДЕЛЯ | ТЕМА | ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ | ЛИТЕРАТУРА |
Сентябрь | 1 неделя | "В некотором царстве, в некотором государстве" | Знакомство с техникой "Оригами", ее происхождением. Знакомство со свойствами бумаги. | |
2 неделя | "Волшебное превращение бумаги" | Учить складывать бумагу в разных направлениях. Получение квадратов разного размера. | О.Г. Курицына «Оригами. Игрушки из бумаги", с.15-17. | |
3 неделя | "Листочек" | Знакомство с базовой формой "Треугольник". Знакомство с условными обозначениями. | С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 14-15. | |
4 неделя | "Гриб" | Закрепление базовой формы "Треугольник". Составление композиции "Грибочки". | С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 17-18. | |
Октябрь | 1неделя | "Воздушный змей" | Знакомство с базовой формой "Воздушный змей". | О.Г. Курицына "Оригами. Игрушки из бумаги", с. 24. |
2 неделя | "Еж" | Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях. Учить читать схемы с помощью условных обозначений. | С.В. Соколова "Оригами для старших дошкольников", с. 22-23. | |
3 неделя | "Яблоко" | Закрепление базовой формы "Воздушный змей". Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях. Составление композиции " Еж с яблоками". | Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)". | |
4 неделя | "Облако" | Знакомство с базовой формой "Книжка". Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. | Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)". | |
Ноябрь | 1 неделя | "Горы" | Закрепление базовой формы "Книжка". Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. | Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)". |
2 неделя | "Домик" | Знакомство с базовой формой "Дверь". Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. | Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)". | |
3 неделя | "Жилет и юбка" | Закрепление базовой формы "Дверь". Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. Составление композиции "Моя мамочка". | Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)". | |
4 неделя | "Солнце" | Знакомство с базовой формой "Блинчик". Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. Составление композиции "Природа". | Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)". | |
5 неделя | "Котик" | Закрепление базовых форм "Треугольник", "Блинчик". Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. | С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 39-40. | |
Декабрь | 1 неделя | "Елочка" | Закрепление базовой формы "Треугольник". Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. | С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 28. |
2 неделя | "Дед Мороз" | Закрепление базовой формы "Треугольник". Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. | С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 28. | |
3неделя | "Снегурочка" | Закрепление базовой формы "Треугольник". Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. | С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 27-28. | |
4 неделя | "Снеговик" | Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. Составление композиции "Новогодняя". | Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)". | |
Январь | 2 неделя | "Еловая ветка" | Закрепление базовой формы "Треугольник". Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. | С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 26-27. |
3 неделя | "Снегирь" | Закрепление базовой формы "Треугольник". Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. Составление композиции "На ветке" | С.В. Соколова "Оригами для старших дошкольников", с. 31-32. | |
4 неделя | "Дом" | Знакомство с базовой формой "Дом". Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. | О.Г. Курицына "Оригами. Игрушки из бумаги", с.26-27. | |
Февраль | 1 неделя | "Дерево" | Закрепление базовой формы "Воздушный змей". Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. | Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)". |
2 неделя | "Луна" | Закрепление базовой формы "Воздушный змей". Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. Составление композиции "Вечерний пейзаж" | Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)". | |
3 неделя | "Двухтрубный кораблик" | Закрепление базовой формы "Блинчик". Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. | О.Г. Курицына "Оригами. Игрушки из бумаги", с.53. | |
4 неделя | "Избушка Баы-Яги" | Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. | С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 28,31-32. | |
Март | 1 неделя | "Букет для любимых мам и бабушек" | Закрепление базовых форм "Блинчик", "Воздушный змей". Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. | Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)". |
2 неделя | "Пеликан" | Закрепление базовой формы "Книжка". Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. | Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)". | |
3 неделя | "Карп" | Знакомство с базовой формой "Рыба". Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. | О.Г. Курицына "Оригами. Игрушки из бумаги", с.169. | |
4 неделя | "Карась" | Закрепление базовой формы "Рыба". Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. Составление композиции "У реки" | О.Г. Курицына "Оригами. Игрушки из бумаги", с.176. | |
5 неделя | "Сова" | Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. | С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 33-34. | |
Апрель | 1 неделя | "Клоун" | Закрепление умения складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. | С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 44,48. |
2 неделя | "Ракета" | Закрепление умения складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. | С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 47, 50. | |
3 неделя | "Медведь" | Закрепление базовой формы "Треугольник". Закрепление умения складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. | С.В. Соколова "Оригами для старших дошкольников", с. 19-21. | |
4 неделя | "Неваляшка" | Закрепление умения складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. | С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 44,46. | |
Май | 1неделя | "Божья коровка" | Закрепление базовой формы "Воздушный змей". Закрепление умения складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. | С.В. Соколова "Оригами для старших дошкольников", с. 47. |
2 неделя | "Разноцветные рыбки" | Закрепление базовой формы "Треугольник". Закрепление умения складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. | С.В. Соколова "Оригами для самых маленьких", с. 11-12. | |
3 неделя | "Скалярия" | Знакомство с базовой формой "Двойной квадрат". Закрепление умения складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. Составление композиции "Аквариум". | Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)". | |
4 неделя | "Клубника" | Закрепление базовой формы "Двойной квадрат". Закрепление умения складывать бумагу в разных направлениях, читать схемы с помощью условных обозначений. Составление композиции "Ягоды на тарелочке". | Альбом "Фигурки из бумаги (схемы)". |
Список используемой литературы:
1. Афонькин С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой (текст) / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. - СПб.: Химия, 1994. - 64с.
2. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов. / - Ярославль: «Академия развития», 1998.
3. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка (текст)/ Т.И. Тарабарина. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 224с.
4. Светлана Соколова - Оригами. Большая настольная книга для всей семьи. 240 лучших проектов для совместного творчества. - М.: Эксмо,2009. - 688 с.
5. Соколова С. «Сказка оригами» Игрушки из бумаги. Академия «Умелые руки», Москва Эксмо 2004г.
6. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСВО – ПРЕСС, 2009.
7. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких: Методическое пособие для воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.
8. Соколова С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги (текст)/ С.В. Соколова. - М.: Эксмо, 2003. - 246 с.
Интернет - ресурсы:
http://childpictures.ru/raskraski/dlya-devochek/origami/origami-9-3789.html
https://ladyvapm.com/house/origami-iz-bumagi-skhemy.html
https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-bumagoplastika-1657438.html
http://www.podelkidetkam.ru/origami-dlya-malenkix-detej
https://www.toysew.ru/iz-bumagi/sdelat-pingvina.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя ДОУ для детей от 6 до 7 лет по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы (6 до 7лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Программ...
Рабочая программа воспитателей подготовительной группы детей с нарушением слуха
Рабочая программа воспитателей (далее Программа) построена с учетом общих закономерностей развития детей старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет и направлена на обеспечение разносторонн...
Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год
Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...
Рабочая программа воспитателей старшей группы детей дошкольного возраста
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят глобальные изменения. Они связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российско...
Рабочая программа воспитателя по развитию детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи.
Рабочая программа воспитателя по развитию детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ детского сада комбинир...
Рабочая программа воспитателей разновозрастной группы детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Рабочая программа воспитателей разновозрастной группы детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет...
Рабочая программа воспитателя по самообразованию. Тема: "Игра, как средство образовательной деятельности у дошкольников."
План самообразования воспитателя подготовительной к школе группы. Тема: "Игра, как средство образовательной деятельности дошкольников"....