Проект для детей младшего дошкольного возраста «Цветная неделя»
учебно-методический материал (младшая группа)
Актуальность проекта: Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. Наша жизнь состоит из множества цветов. И дети устанавливают связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдение, мышление, обогащает речь.
Работая с детьми, обратили внимание на то, что детям значительно легче различать цвета, чем их называть и даже чем отбирать цвета, названные взрослыми. Зная названия ряда цветов, дети часто не умеют еще достаточно хорошо пользоваться этими знаниями. Для этого было решено провести «цветную неделю».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt_tsvetnaya_nedelya_dlya_detey_vtoroy_gruppy_mladshego_vozrasta.docx | 139.03 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Саратовская область, город Балашов
Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Юбилейный» города Балашова Саратовской области» | ||
| 412309, Саратовская область, г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2 Телефон: (884545) 4-26-54 эл. почта: Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru |
Образовательный проект
для детей младшего дошкольного возраста
«Цветная неделя»
Разработали и реализовали воспитатели:
Полькина Т.Н., Юдинцева Н.Е.
Балашов - 2024 г.
Актуальность проекта: Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. Наша жизнь состоит из множества цветов. И дети устанавливают связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдение, мышление, обогащает речь.
Работая с детьми, обратили внимание на то, что детям значительно легче различать цвета, чем их называть и даже чем отбирать цвета, названные взрослыми. Зная названия ряда цветов, дети часто не умеют еще достаточно хорошо пользоваться этими знаниями. Для этого было решено провести «цветную неделю».
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность: краткосрочный – 1 неделя.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Цель проекта: создать условия для формирования представлений об основных цветах.
Задачи проекта:
Для детей:
- формировать умение различать и правильно называть основные цвета, умение находить предметы заданного цвета вокруг себя;
- учить группировать предметы по заданным признакам;
- формировать умение отвечать на поставленные вопросы;
- развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму и цвет;
- развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память), мелкую моторику;
- развивать речь и активизировать словарь;
- воспитывать способность слушать и слышать воспитателя.
Для педагогов:
- создать условия для детской самостоятельной и совместной с взрослым деятельности;
- повысить уровень педагогической компетентности по данной теме.
Для родителей:
- вовлечь в совместную деятельность с детьми;
- повысить компетентность в вопросах развития познавательной сферы ребёнка;
- создать условия для эффективного сотрудничества с педагогами.
Форма проведения итогового мероприятия: выставки творческих работ, презентация.
Этапы работы над проектом:
1) Организационно - подготовительный:
- поиск проблемы и определение темы проекта;
- формулировка цели и определение задач;
- подбор оборудования и материалов по теме проекта;
- составление плана основного этапа проекта.
2) Основной: проведение комплекса мероприятий по теме проекта. Включает в себя:
1.Работа с детьми.
Каждый день недели соответствует определенному цвету. Для поднятия эмоционального настроения каждого из детей предлагается одеть в цвет дня. Деятельность детей в группе также подчинена определенному цвету.
Понедельник – желтый день,
вторник – красный день,
среда – синий день,
четверг– зеленый день,
пятница – разноцветный день.
2.Работа с родителями.
3)Заключительный:
- выставка совместных творческих работ детей и родителей, детей и воспитателей.
Продукты проекта:
- дидактические игры, сделанные руками родителей;
- выставки творческих работ;
- презентация проекта на родительском собрании.
Содержание проекта «Цветная неделя»
День недели/цвет | Содержание деятельности | Работа с родителями |
Понедельник - Желтый день | - Утренняя зарядка (с ленточками желтого цвета), - Пальчиковая гимнастика «Дай нам, солнышко, тепла», - Рисование (коллективная работа) «Солнышко» (ладошкой), - Д/игра «Прищепки» (собери лучики для солнышка), - Чтение сказки «У солнышка в гостях» (словацкая народная сказка, пер. и обраб. С. Могилевской и Л. Зориной), - П/игра «Наседка и цыплята» | - Анкетирование родителей «Развитие художественно – эстетических способностей детей в раннем возрасте» - Консультация на тему «Учим различать цвета легко и весело» |
Вторник - Красный день | -Утренняя зарядка (без предметов), -Д/игра «Найди красный цвет на одежде друга», - Чтение стихов про красный цвет, - М/подвижная игра «Передай мяч по кругу», - П/игра «Карусель» | - Помощь в создании дидактического материала для реализации проекта - Семейная творческая деятельность «Слепи что-нибудь красного цвета» |
Среда - Синий день | - Утренняя зарядка (с мячиками синего цвета), - Конструирование «Строим башни», - П/игра «Попади в круг» (синий обруч, синие мячики), - Чтение стихов про синий цвет, - «Нарисуй шарик синего цвета», - Д/игра «Собери цветок» (из мозайки), - Работа с водными раскрасками | - Семейная творческая деятельность «Нарисуй что-нибудь синего цвета» |
Четверг - Зеленый день | -Утренняя зарядка (с кубиками зеленого цвета), - Д/игра «Найди зеленый цвет на одежде друга», - Чтение стихов про зеленый цвет, - «Нарисуй что-нибудь зеленого цвета», - Работа с водными раскрасками, - П/игра «Лягушки- попрыгушки» | - Семейная творческая деятельность «Слепи что-нибудь зеленого цвета» |
Пятница - Разноцветный день | - Д/игра «Какого цвета не стало?» (с флажками), - М/подвижная игра «Собери игрушки по цветам», - П/игра «Пройди по дорожке», - Д/игра «Разноцветные прищепки», - Трудовое поручение «Разложи карандаши по цветам», - Д/игра «Разноцветные дорожки», - Конструирование «По замыслу», - Творческая мастерская «Подарки для мам» | - Семейная творческая деятельность (рисунок по замыслу), - Выставка работ (совместная работа детей и родителей) |
Приложение.
Пальчиковая гимнастика “Дай нам, солнышко, тепла”.
Мы ладони протянули
И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх – вниз.)
Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе. )
Наши пальчики – малютки
Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
Тук – тук, молоточками, (Наклоняются и поочередно ритмично стучат кулачками по коленям.)
Хлоп – хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)
Прыг – прыг, словно зайки,
Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)
Дидактическая игра «Какого цвета не стало?»
Цель. Выделение и название цвета.
Оборудование. Несколько флажков разного цвета.
Ход игры. Педагог показывает детям флажки и просит называть их цвет. После этого детям предлагается закрыть глаза. В это время педагог убирает один из флажков. Дети открывают глаза и называют цвет отсутствующего флажка.
Дидактическая игра «Разноцветные прищепки"
Цель: Закреплять умение различать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Развивать пространственную ориентировку.
Ход игры
1 вариант: ребёнок самостоятельно выбирает и прикрепляет прищепки на край цветного поля, соответственно цвету. Прищепки лежат в отдельных баночках по цветам. Можно усложнить задачу разместив все прищепки разных цветов на одном подносе.
2 вариант: ребёнок выбирает и прикрепляет к краю круга прищепки того цвета, который называет взрослый. Возможно выбрать в игре ведущим ребёнка, который будет давать задания и контролировать правильность выполнения.
М/подвижная игра: «Передай мяч по кругу»
Ход игры: мяч передается по кругу под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается мяч, называет (показывает) любой предмет, фрукт, овощ и т.д. того цвета, какого цвета мяч.
М/подвижная игра: «Собери игрушки по цветам»
Ход игры: Разбрасываем по полу игрушки. На стул ставим корзинку или коробку и предлагаем по сигналу, собрать игрушки того цвета, который назову.
М/подвижная игра «Пройди по дорожке»
Ход игры: Стелим на пол куски ткани разных цветов (как вариант, детскую игру «Твистер») и даем задание пройти сначала по желтой, потом по красной и т.д. дорожке.
Подвижная игра «Наседка и цыплята»
Цель: Формирование выразительности движений.
Задачи:
- Учить детей реагировать на сигнал, изменяя движения.
- Формировать умения ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга.
- Воспитывать дружеские отношения.
Оборудование: стульчики или лавочка.
Материал: маски, корзина.
Ход игры:
(Ставлю лавочку, детские маски лежат в корзине рядом, надеваю на голову маску курочки и негромко пою, сопровождаю пение с соответствующими движениями.)
Вышла курочка гулять,
Стала деток своих звать,
Где мои, ребятки,
Где мои цыплятки?
Цып-цып-цып, ко мне идите,
Цып-цып-цып, ко мне бегите.
(Дети подходят, обнимаю их.)
Вот мои ребятки,
Вот мои цыплятки!
(Называю детей по имени, надеваю на голову маски.)
«Цыпленок» Ваня, «цыпочка» Таня…
«Цыплятки», за мной, за «курочкой-наседкой» встаем и дружно домой идем. Не отставайте, друг друга не толкайте.
Вот наш дом, здесь мы живем.
(Усаживаю детей на стульчики, сама сажусь рядом.)
Какие у меня «цыплятки» красивые, маленькие, желтенькие.
Какие цыплятки? Маленькие, желтенькие, красивые.
А что цыплятки умеют делать?
(Помогаю детям ответить или обобщаю ответы детей, сопровождаю показом.)
Цыплятки умеют пищать. Как они пищат?
Цыплятки умеют зернышки клевать. Как они зернышки клюют?
(Стучат пальцами по коленям или по полу.)
Цыплятки умеют крылышками махать. Как они крылышками машут?
Цыплятки умеют бегать и летать. Как, покажите.
(Дети бегают по залу, машут руками…)
Я гляжу, гляжу, гляжу,
Деток я не нахожу,
Где мои, ребятки,
Где мои, цыплятки?
Цып-цып-цып, домой бегите,
Цып-цып-цып, домой идите.
(Дети подходят, садятся на стульчики.)
Вот мои маленькие, желтенькие цыплятки,
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!
Курочка-наседка устала, глаза закрыла и задремала,
(Прикрываю глаза, проговариваю.)
А непослушные цыплятки побежали на улицу,
Стали пищать, летать, зернышки клевать.
(Действия детей постепенно усложняются, «курочка-наседка» открывает глаза, завет «цыплят».)
Где мои ребятки, где мои цыплятки?
Цып-цып-цып, домой идите,
Цып-цып-цып, домой летите.
Вот мои непослушные цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко.
(Игра повторятся, постепенно усложняется-добавляю действия и слова.)
Как дружно и весело мы играли, бегали, прыгали, руками -«крыльями» махали. Молодцы! Сегодня вы играли дружно. Миша никого не толкал, Света внимательно слушала. Какие вы хорошие, какие вы пригожие. Давайте теперь маски в корзину положим они нам еще нужны будут.
Подвижная игра «Карусель»
Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.
Описание. Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему красными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
Дети останавливаются.
Подвижная игра «Лягушки-попрыгушки»
Цель: упражнять детей выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед, перепрыгивание через лежащий на полу шнур.
Ход игры: На одной стороне зала на полу лежит шнур – это «болотце». Дети
– «лягушки – попрыгушки» становятся на другой стороне зала в одну шеренгу на исходную линию. Воспитатель говорит: Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки, ква-ква, ква-ква-ква, скачут вытянувши ножки.
В соответствии с ритмом стихотворения дети выполняют прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед (примерно 16 прыжков) до «болотца» и прыгают через шнур, произнося: «Плюх!». После паузы игровое упражнение повторяется. Если группа детей большая, то построение производится в две шеренги и во избежание травм расстояние между шеренгами составляет примерно 1,5 – 2м. Дети второй шеренги вступают в игру чуть позже и только по сигналу воспитателя.
Стихи для изучения цвета
Это ЖЕЛТЫЕ цыплята посмотри — бегут куда-то,
Видно мама во дворе, червячка нашла в траве.
В. Косовицкий
Желтый видим в небе круг,
Оживает все вокруг.
Это солнце – желтый цвет
Дарит нам тепло и свет.
Вот зеленый карандаш:
Летний чудный с ним пейзаж!
Нарисует травку он
И листву со всех сторон,
А на стройной елочке
Зеленые иголочки.
В. Косовицкий
Цвет зеленый у листочка,
Подо мхом зеленым кочка,
И зеленые иголки
Целый год растут на елке.
Л. Разумова
А огурчик и петрушка,
Травка, листики, лягушка,
У меня сомнений нет,
Любят лишь зеленый цвет.
Вот ЗЕЛЕНЫЕ лягушки и зеленая трава
На болоте у опушки слышно дружное ква-ква.
Я у бабушки в саду много КРАСНОГО найду
Это красная малина, рядом красная калина
И созрели у забора два красавца помидора.
Красный цвет – он очень яркий.
Помидор и перец сладкий.
Яблоко. Арбуз внутри
Красный, красный – посмотри!
Н. Иванова
В синем небе – облака,
Ярко-синяя – река,
И веселый колокольчик
Тоже синей краски хочет.
М. Янушкевич
Синее небо над синей рекой,
Синее море за синей горой
Синий китенок нам машет хвостом
Синие волны – родной его дом!
СИНИЙ шарик над дорожкой уплывает в облака
Помаши ему ладошкой, до свидания, пока.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемый родитель!
Просим Вас принять участие в опросе на тему
«Развитие художественно – эстетических способностей детей в раннем возрасте»
1. Задумывались ли вы о том, как влияет изобразительная деятельность
на развитие личности ребёнка?
_______________________________________________________________
2. Как Вы думаете, с какого возраста надо развивать творческие способности детей?
_______________________________________________________________
3. Считаете ли вы необходимым осуществлять руководство детской изобразительной деятельностью? ___
4. Чем любит Ваш ребёнок заниматься дома?
- лепка
- рисование
- …
5. Какие материалы есть у ребёнка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью?
- бумага (белая, цветная)
- краски
- пластилин
- цветные мелки
- наборы цветных карандашей
- фломастеры
- …
6. Доступны ли для ребёнка имеющиеся материалы?
- берёт, когда сам пожелает
- по разрешению взрослых
7. Имеется ли у ребёнка специальное место для занятий изобразительной деятельностью и хранения соответствующих материалов? ___
8. Часто ли ребёнок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?
- часто
- иногда
- никогда
9. Кого в основном просит ребёнок?
- …
10. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребёнка порисовать с ним?
- предлагаете самому порисовать
- обещаете порисовать в другой раз
- включаетесь в творческий процесс по его просьбе
11. Рассматриваете ли вы с ребёнком иллюстрации детских книг?
- да
- нет
- ….
12. Как вы оцениваете результаты изобразительного творчества вашего ребёнка в саду?
- ….
Благодарим за сотрудничество!
Консультация для родителей
«Учим различать цвета легко и весело»
Родители часто беспокоятся, что ребенок в 3 года никак не запомнит цвета. Способность ориентироваться и правильно называть цвета может формироваться до 5 лет! Все не так просто, а взрослые подзабыли, им тоже было не легко.
Сначала малышу необходимо научиться отделять нужный цвет от других, затем группирует оттенки одного цвета, а только затем учиться называть цвета.
Как же научить ребёнка различать и называть цвета?
Самый действенный способ - это превратить изучение цвета в игру.
1)Показывайте окружающие вещи, игрушки и называйте их цвет.
2)Приводите дополнительные сравнения для запоминания. Например, «Мяч желтый, как солнышко», «Крокодил зелёный, как трава» и т.д.
3)Рассказывайте, что одни и те же предметы бывают разных цветов. Яблоки бывают красные (лучше показать, а бывают и зеленые, как трава (подключили пункт номер2)).
4)Далее начинаем производить действия. Принеси бабушке красную чашку, отнеси папе синее полотенце…
5)Перемешайте в коробке небольшие предметы разного цвета. Попросите отсортировать по цвету красное к красному, жёлтое к жёлтому и т.д.
6) Рисуйте вместе с малышом! Давайте задания. Закрась ручеек голубым, домик коричневым…После спросите, какого цвета у тебя солнышко на рисунке, а домик…
7)Устраивайте «цветные дни»: зеленого, синего, красного, желтого -цветов. Обращайте в течении дня внимание ребенка только на предметы одного цвета.
Делайте всё не спеша и без нажима. Не получилось что-то с первого раза не беда! Успехи впереди!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста "Цветные ленточки"
Почему игры шнуровки полезны1) Игры шнуровки развивают мелкую моторику.2) Игры шнуровки развивают координацию движения ручек (сенсомоторная координация).3) Игры шнуровки развивают усидчивость, терпени...
Творческий проект для детей младшего дошкольного возраста (3-4лет) «Книжкина неделя»
Творческий проект «Книжкина неделя» детей младшего дошкольного возраста (3-4лет)Вид проекта: творческийПродолжительность проекта: одна неделяУчастники проекта:второй младшей группы дети (в возрасте 3-...
Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста "Цветные часики"
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обу...
ПРОЕКТ для детей младшего дошкольного возраста «Мы дружные ребята» (краткосрочный 1 неделя)
РЕЦЕНЗИЯна разработку социально-значимого проекта по теме «Давайте дружить!» для детей младшего дошкольного возраставоспитателя МБДОУ д/с № 42 «Золотая рыбка...
Краткосрочный проект для детей младшего дошкольного возраста "Разноцветная неделя!
Краткосрочный информационно-творческий проект для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) "Разноцветная неделя"Цель: Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного...
Парциальная программа детей младшего дошкольного возраста «Цветные ладошки»
Программа составлена с использованием парциальной Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А «Цветные ладошки»,...
Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Разноцветная неделя»
Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный в...