Использование мнемотехники в развитии связной речи детьми старшего дошкольного возраста
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Использование мнемотехники в развитии связной речи детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemoteknike_v_razvitii_svyaznoy_rechi.pptx | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевые проблемы детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи . Скудный словарный запас. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Нарушение звукопроизношения. Неспособность грамматически правильно построить предложение .
Актуальность темы Исследования детей с ОНР показали что : 1. Объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы , остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. 2. Заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. При экспериментальном обследовании дошкольников (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин ) выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений. Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании сохранных возможностей ребенка с речевой патологией и постепенной активизации нарушенных функций. Эффективным коррекционным средством при обучении дошкольников с ОНР служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников преобладает наглядно-образная память: они лучше запоминают факты предметы, явления, события близкие их жизненному опыту.
Мнемотехника Мнемотехника (от греч. mnēmē — память иtéchnē — искусство, мастерство) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи. В своей работе, при обучении детей составлению рассказов-описаний, я использую схемы В.К. Воробьевой (сенсорно-графические схемы) и предметно - схематические модели Т. А. Ткаченко, которые беру за основу, изменяю и совершенствую .
Мнемотехника помогает развивать: словарный запас а ссоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание связную речь воображене
Задачи : I. Познавательные: Формировать и систематизировать знания детей о предметном мире через освоения приемов работы с моделями. Освоить в практической деятельности умение работать по алгоритму. II. Развивающие: Увеличивать объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации. Развивать умение анализировать, оперировать символами, развивать внимание, воображение. Расширять и обогащать словарный запас детей. Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа. III. Воспитательные: Воспитывать навыки самостоятельности. Воспитывать умение работать индивидуально и в группе , сотрудничать друг с другом.
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы: 1.Принцип развивающего обучения , в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка. 2. Принцип доступности и индивидуального подхода . Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений. 3. Принцип связи речи с психическими процессами . Все психические процессы у ребёнка – память, внимание, воображение, мышление,– развиваются при непосредственном участии речи. Ребёнок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность её качественно усваивать, благодаря использованию нетрадиционных форм работы.
Структура мнемотехники
Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией. Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков расположенных линейно; Образцы мнемоквадратов : Образцы мнемодарожек : скажи наоборот четвертый лишний символ человека солнце, тепло, радость, лето.…
В работе с мнемотаблицами можно выделить 3 этапа: 1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап : Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап : После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
Мнемотаблицы на однокоренные слова
Мнемотаблицы к стихотворениям и загадкам
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
Автоматизация звуков Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Для автоматизации звуков на этапе работы с небольшими стихотворениями можно использовать заранее нарисованные мнемотаблицы . Для этого подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки, на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков.
Творческий этап работы с мнемотаблицами Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации. 1.Совместное кодирование информации. 2.Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта. 3. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.
В рамках ФГОС использование технологии мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;
Результаты работы В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц : улучшается восприятия текста литературного произведения; расширяются знания об окружающем мире; обогащается словарный запас; ускоряется процесс дифференциации и автоматизации поставленных звуков, формирование грамматического строя речи; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек , скороговорок, загадок; совершенствуются функции основных психических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения); Мнемотехника может успешно использоваться педагогами-дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, мышление, воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ
Статья о методике мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи....
Консультация для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей". Старшая группа
quot;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он усвоит на лету" К.Д.Ушинский....
Выступление на педсовете "«Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету&r...
Презентация "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста"
презентация...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ детей старшего дошкольного возраста.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и восп...
«Использование мнемотехники для развития связной речи старших дошкольников»
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Проблема развития связной речи детей хорошо известна педагогам. Ясная, правильная речь – это залог...
«Использование мнемотехники для развития связной речи старших дошкольников» Приложение
Очень хорошо использовать мнемотехнику в работе по формированию у детей связной речи:-для обогащения словарного запаса,-при обучении составлению описательных рассказов,-при обучении переска...