Конспект ООД по развитию связной речи (составление описания предмета с использованием мнемотехники) в среднем возрасте.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Чичеватова Ольга Михайловна

Данное занятие проводится с группой детей среднего возраста. На занятии мы учим ребят описывать овощи и фрукты с использованием мнемотехники, развиваем аналитические способности, память и воображение, воспитываем правильное отношение к полезной пище. Занятие включает в себя развивающие задания с применением наглядного материала – мнемотехники.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syurpriz_dlya_buratino.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи (составление описания предмета с использованием мнемотехники) в среднем возрасте.

                                                            Тема: «Сюрприз для Буратино»

Программное содержание:

  1. Учить составлять короткое описание объекта с использованием мнемотехники (опорные карточки, мнемотаблицы);
  2. Активизировать словарь детей: обобщающие слова «фрукты», «овощи», названия фруктов и овощей, прилагательные- определения к заданным словам (кислый, круглый, овальный и др.)
  3. Развивать грамматический строй речи: умение составлять полные распространительные предложения.
  4. Развивать аналитические способности, память, воображение.
  5. Воспитывать правильное отношение к полезной пище, желание помочь герою, попавшему в проблемную ситуацию.

Методы и приемы: мнемотехника ( карточки-опоры, мнемотаблицы), проблемная ситуация, игровой персонаж, дидактическая игра малой подвижности.

Материал: кукла Буратино, муляжи овощей и фруктов, игрушечный телефон, опорные карточки и мнемотаблицы, корзинка с фруктами.

Предварительная работа: речевые дидактические игры «Угадай, что съел», «Во саду ли в огороде», чтение художественной литературы: Ю.Тувим «Овощи», Н.Егоров «Редиска. Морковка. Лук. Горох.», театрализованная деятельность (сценка «Спор овощей»).

                                                                             Ход занятия:

Ребята, я предлагаю вам поиграть в одну игру. Вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч и задавать вопросы. (Игра «Овощ или фрукт»: кидаю по очереди в руки мяч, дети называют сначала разные овощи, затем фрукты. Затем играем наоборот: дети стараются правильно определить, что назвал воспитатель- овощ или фрукт.

(После игры дети садятся на стулья)

- Ребята, посмотрите, я сегодня принесла разные овощи и фрукты. Давайте рассмотрим их. (достаю корзинку с муляжами)

- Что это?

- Какое по цвету?

Какой формы? (круглый, овальный)

- Какого размера? (не большой, маленький)

- Какой фрукт (овощ) на вкус? (сладкий, кислый)

- Что можно из него сварить, приготовить?

С каждым вопросом выставляется соответствующая карточка. Дети дополняют ответы друг друга, называют более точное слово-определение (небольшой, продолговатый, вытянутый, приятный и т.д.)

Рассматривается 3 разных овоща-фрукта.

Раздается телефонный звонок. Звонит Буратино, хочет прийти в гости к ребятам и принести угощение.

Буратино: А чем можно угостить ребят? Что они любят?

- Буратино, наши ребята будут очень рады тебя видеть. И они очень обрадуются, если ты им принесешь фрукты. Ведь они очень полезные.

Буратино: Фрукты? А что это такое? Как они выглядят?

- Ребята, Буратино ничего не знает про фрукты. Давайте ему расскажем про них.

Дети подходят по одному к телефону, берут в руки муляж любого фрукта и описывают его, используя карточки – опоры (рассказывают 3-4 человека).

Примерный рассказ:

- Это яблоко. Оно зеленого цвета, круглой формы, небольшого размера. Оно сладкое на вкус, растет на дереве. Из него можно сварить варенье, компот, джем.

-Буратино, ты все понял? (да)

-Пока мы ждем Буратино, давайте с вами поиграем.

Проводится физкультминутка:

                                                          Мы большой арбуз купили,

                                                           Быстро мы домой пошли,

                                                           Дома мы его намыли,

                                                           Чашку на шкафу нашли.

                                                           Мы разрезали арбуз,

                                                           Очень вкусный он на вкус.

Приходит Буратино, здоровается с ребятами, показывает свое угощение (корзина с настоящими фруктами).

Буратино: Я все купил, о чем вы мне рассказали: вот и яблоко, апельсин, морковка.

- Но в магазине так много других овощей и фруктов, что я даже растерялся, когда их увидел. Как же вы их запоминаете?

- Буратино, наши ребята знают многое о фруктах. Посмотри, у меня есть карточки, на которых нарисованы схемы. Ребята попробуют догадаться, что за фрукт здесь «заколдован».

Детям предлагаются мнемотаблицы, по которым они называют признаки и угадывают фрукт или овощ.  Показываю карточки с двумя, тремя и четырьмя признаками.

(примерный вариант ответа детей: этот фрукт желтого цвета, он круглый и кислый. Это лимон!)

Буратино: - Какие ребята молодцы! Как много они знают. Я с удовольствием хочу их угостить.

- Спасибо, Буратино, только ребята сейчас помоют руки.

Дети моют руки и за столом угощаются фруктами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление описательного рассказа с использованием схемы"

Конспект занятия по развитию связной речиу детей подготовительной группыТема:  "Составление описательного рассказа использованием схемы"       ...

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление рассказа по плоскостным изображениям" (средняя группа).

У детей в возрасте 4-5 лет намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Однако нужно помнить, что в психическом развитии переходным моментом является середина года. Это ...

конспект занятия по развитию связной речи. Составление рассказа с использованием картинно-графического плана

занятие для подготовительной группы коррекционной направленности 5 вида...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»

Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»

Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...

Конспект занятия по развитию связной речи: Составление рассказа-описания «Городок» по опорным предметным картинкам

Тема: Составление рассказа-описания «Городок» по опорнымпредметным картинкам.Задачи:1. Составление распространенных пред­ложений.2. Усвоение степеней сравнения прилагательных.3. Развит...

Конспект ООД по развитию связной речи (составление синквейна) Составление рассказа «Вот, какой снеговичок!» с элементами творчества.

Конспект ООД по развитию связной речи  (составление синквейна)    Составление рассказа «Вот, какой снеговичок!» с элементами творчества....