План по Самообразованию педагога 2 мл.гр
рабочая программа (младшая группа)

Носова Нина Витальевна

"Игровой массаж и самомассаж детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovanie_samomassazh.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»

 «Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

Детский сад №;8 «Зоряночка»

______________С.Ю. Месикова

31 августа 2023г

План по самообразованию педагога

Тема: «Игровой массаж и самомассаж во 2 мл.гр».

Воспитатель

высшей квалификационной категории:

Носова Нина

Витальевна

г. Ессентуки

Дата начало работы над темой: 01.09.2023г

Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2024г

Цель:

Укрепление и сохранение психического и физического здоровья детей.

Профилактика различных заболеваний.

Приобщение детей к основам здорового образа жизни.

Воспитывать бережное отношение к своему телу, учить любить себя.

Учить вызвать ощущение внутренней радости.

Задачи:

-Познакомить детей с приемами игрового самомассажа по методу А. Уманской и К. Динейки.

- Обеспечить детям дошкольного возраста возможность сохранения здоровья.

-Сформировать у детей необходимые знания, умения, навыки по приобщению их к здоровому образу жизни;

-Научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.

Актуальность:

Игровой самомассаж в ДОУ является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.

Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления, - это массаж выполняемый самим ребенком.

Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.

Самомассаж помогает детям лучше рефлексировать ощущения, получаемые от разных частей тела.

Самомассаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие,

Самомассаж помогает детям лучше рефлексировать ощущения, получаемые от разных частей тела.

В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. И возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем, дошкольном возрасте. Одной из основных задач, стоящих перед нами - педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. Одним из таких направлений является самомассаж. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Виды самомассажа

- Хлопковый самомассаж

- Точечный (по А. Уманской).

- Самомассажи стоп, кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи.

- С массажными мячиками.

- С пробковыми массажёрами

- Бумажный

- Карандашный.

- Рукавичкой.

Приемы массажа: надавливание, поглаживание, постукивание, разминание, растирание, прищипывание.

Этапы реализации:

1 Подготовительный этап.

-Изучение методических материалов, материалов из Интернет-ресурсов.

-Обозначение актуальности проекта.

-Постановка целей и задач.

-Подготовка картотеки самомассажа.

-Составление плана реализации.

2.Организационно – диагностический этап.

Беседа «Мое тело» (знакомство со строением тела человека)

Занятие «Айболит спешит на помощь» (развитие понимания необходимости заботиться о своем здоровье)

Обучение приемам самомассажа:

- поглаживание;

- растирание;

- разминание;

- вибрация.

3. Результативный – итоговый.

Открытое занятие по познавательному развитию с использованием самомассажа «Быть здоровыми? Легко!»

- Презентация проекта для педагогов ДОУ.

Методы и формы работы:

Предполагаемые итоги реализации:

Выбирая технологии здоровьесбережения для работы с детьми, основываясь на медицинских показаниях, возрастных особенностях и диагностике физического развития детей, я пришла к выводу, что игровой самомассаж вполне уместен в водной и заключительной части физкультурных занятий, а также между выполнением определенных основных движений для снятия напряжения. Самомассаж позволяет усилить эффект занятия положительными эмоциями, вызвать интерес к заботе о личном здоровье, формировать привычку здорового образа жизни.

Важно научить детей выполнять массирующие движения мягко, без усилий, слегка поглаживая, или легко надавливая на части тела.

Ожидаемые результаты применения массажа.

Образовательные задачи

-усвоение правил выполнения самомассажа

-владение простейшими проемами самомассажа

Оздоровительные задачи

-улучшение кровообращения

-улучшение обменных процессов

-укрепление свода стопы

-положительное влияние на центральную нервную систему

Воспитательные задачи

-побуждение активности

-развитие творческих способностей

-развитие положительных эмоций

Методическая работа:

  • Выбор и определение темы самообразования
  • Планирование работы по теме самообразования
  • Определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета
  • Диагностика зннаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции
  • Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста
  • Знакомство, изучение, анализ литературы, видео и аудиоматериалов

Перспективный план «Игровой массаж и самомассаж» с детьми

во 2 младшей группе на 2023-2024учебный год.

Месяц

Тема

Содержание работы

Форма работы

Работа с родителями

Сентябрь

Массаж стоп

Цель: осуществлять профилактику плоскостопия, укреплять свод стопы, улучшать кровообращение, развивать мелкую моторику пальцев.

сжимание и разжимание пальцев ног

ходьба по массажным коврикам

ходьба по ребристым дорожкам

ходьба на носках, на пятках

«Божьи коровки»

«Дедушка Егор»

«Медведюшка»

«Пальчики на ножках»

«Козленок»

Консультация для родителей «Закаливание как способ укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ»

Октябрь

Массаж пальцев и ладоней

Цель: научить детей самостоятельно согревать руки в холодное время года, снимать напряжение рук и пальцев, способствовать улучшению кровообращения, развивать мелкую моторику.

вытягивание каждого пальца с легким надавливанием

легкое растирание каждого пальца без скручивания (как бы надевая колечко)

различная пальчиковая гимнастика

растирание ладоней хлопки в ладоши

Самомассаж «Мы погреем наши ручки»

«Очень весело живем»

«Наши ручки отдохнут»

«Где же ручки»

Анкетирование родителей на тему «Физкультурно оздоровительная работа»

Ноябрь

Массаж рук

Цель: воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, вызвать ощущение легкости и радости.

поглаживание рук от кистей к плечам

постукивание рук от кистей к плечам

растирание предплечий

поочередно массировать круговыми движениями каждый палец

«Гусь»

« Подарок маме »

« Плотник »

«Ладошки»

Консультация для родителей «Игровые самомассажи как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми».

Декабрь

Массаж шеи

Цель: улучшает питание кровью кожи лица, успокаивает головную боль, снимает усталость глаз.

Поглаживать шею ладонями сверху

вниз.

Указательными пальцами растирать

крылья носа

Пальцами поглаживать лоб от середины

к вискам.

Раздвинуть указательный и средний

пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха.

«Утка и кот »

«Петух»

«Лук»

«Кто пасется на лугу»

Презентация-консультация для родителей по самомассажу

Январь

Массаж спины

Цель: расслаблять мышцы спины, улучшать кровообращение, оказывать помощь друзьям

при помощи гимнастической палки

используя дружескую помощь

движения по тексту

похлопывание ладонями по спине

Самомассаж «Веселый дождик»

Самомассаж «Два веселых гуся»

Самомассаж «Черепаха»

Самомассаж «Про лягушат»

Памятка для родителей «Массаж и самомассаж»

Февраль

Массаж тела

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма, стимулирует его способность к естественному исцелению.

пощипывания за бока

поглаживание живота легкими круговыми движениями по часовой стрелке

поглаживание центральной линии груди движениями снизу-вверх

выполнение движения соответствующие тексту

«Чтобы не зевать от скуки»

«Мы устали»

«Пироги»

«Жарче»

Развлечение «С массажем дружим, ведь для здоровья он нам нужен!»

Март

Массаж головы

Цель: научить детей снимать напряжение, восстанавливать внимание, способствовать улучшению кровообращения

поглаживание головы руками сверху вниз

выполняют поглаживающие движения двумя руками от лба к затылку

нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы

совершает спиралевидные движения пальцев от виска к затылку

Самомассаж «Ежик»

«Борода»

«Грибной дождик»

«Лягушата»

Буклеты для родителей «Игровой самомассаж»

Апрель

Массаж лица 

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма

На физкультурных занятиях недопустим, так как руки детей могут быть не чистыми.

поглаживание лица

массаж висковых впадин указательными пальцами круговыми движениями

постукивание пальцами по щеке

Приставить ладони козырьком колбу

«Летели утки»

«Мельник»

«Деревья»

«Зайка»

Консультация «Роль массажа в укреплении здоровья дошкольников» Примеры использования массажей в стихотворной форме

Май

Массаж глаз

Цель: вызывает активную циркуляцию в глазах крови, стимулирует нервные окончания и дает прекрасный отдых утомленному зрению)

Совершать круговые движения зрачками глаз вправо и влево

Поднять руку и опустит, ь прослеживая взглядом

Вытянуть руку вперед и коснуться пальцем кончика носа

Развести поочередно руки в стороны и проследить за ними взглядом

«Наши глазки»

«Лиса»

«Солнышко »

« Снежинки »

Мастер-класс для родителей «Самомассаж как средство для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ»

Вывод:

Игровой массаж вполне уместен в водной и заключительной части физкультурных занятий, а также между выполнением определенных основных движений для снятия напряжения. Самомассаж позволяет усилить эффект занятия положительными эмоциями, вызвать интерес к заботе о личном здоровье, формировать привычку здорового образа жизни.

Литература

1.Амосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми         

нарушениями //

2.Александрова Е.Ю. «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» Волгоград:

Учитель 2007.

3.Банникова Л.П. рограмма оздоровления детей в дошкольных  образовательных учреждениях.- ТЦ Сфера, 2007-51с.

4.Доскин В.П., Голубева А.Г. Растим детей здоровыми.– М.:Мозаика-синтез, 2005.-96 с.

5.Елизарова С. В. Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства речевого развития ребенка с ограниченными  возможностями здоровья [Текст] // Педагогка:

6.Кузнецова М «Современные пути оздоровления дошкольников»     

Дошкольное воспитание №62002.

7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Москва. Сфера.2005.

8.Лобанова Т.И.,Лоншакова Н.Ю.Занятия с массажным мячиком

9.Новиковская О.А.Сборник развивающих игр с водой и песком для  

дошкольников.—СПб.,2005.

10.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., О. В. Узорова. Пальчиковая гимнастика. М.:Астрель, Т.А. Ткаченко. Веселые пальчики. Развиваем мелкую моторику. М.:Эксмо,Т.В. Гордеева Пальчиковая гимнастика с предметами. Москва2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию педагога «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ С СЕМЬЕЙ»

 Очень важна роль семьи в воспитании ребенка, особенно для ребенка с особыми потребностями в обучении. Наличие у родителей опыта систематических самостоятельных занятий является одним из важных услови...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «Как оформить план по самообразованию педагога»

Консультация для педагогов«Как оформить план по самообразованию педагога»            В начале учебного года каждый педагог разра...

Консультация для педагогов «План по самообразованию педагога»

Работа педагога по теме самообразования – это самостоятельная (индивидуальная) деятельность педагогического работника по преодолению профессиональных затруднений в организации профессиональной д...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2019 - 2022 уч.г. на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАна 2019 - 2022 уч.г.на тему«Здоровьесберегающие  технологии в  работе педагога – психолога ДОУ»...

Консультация для педагогов "Как оформить план по самообразованию педагога"

Консультация для педагогов«Как оформить план по самообразованию педагога»В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный ...