проект . Вместе со сказкой " Гадкий утенок"
методическая разработка (старшая группа)
. Сказка в занимательной форме развивает у дошкольника интеллектуальную и эмоциональную сферу, интерес к занятиям, к процессу обучения, вовлекает ребенка в решение проблем взаимодействия с окружающим миром природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta.docx | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта «Вместе со сказкой. Гадкий утенок»
Подготовительная группа «Б»
Воспитатель: Юрова Л.И. дата: сентябрь 2021 по май 2022г
Актуальность:
« Сказка ложь, да в ней намек ! Добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает , знакомит дошкольников с окружающим миром, добра и зла. Она удивительный учитель. Сказка в занимательной форме развивает у дошкольника интеллектуальную и эмоциональную сферу, интерес к занятиям, к процессу обучения, вовлекает ребенка в решение проблем взаимодействия с окружающим миром природы. Обсуждение поведения персонажей сказок будет способствовать становлению экологических и социальных навыков ребенка, компонентов его личности готовности к школьному обучению и общению со сверстниками и взрослыми.
Цель: Формировать представление детей о разнообразии птиц в природе .
Задачи:
1.Расширить представление о взаимосвязи жизни птиц и сезонных изменениях в природе.
2.Формировать знания о домашних и диких птицах.
3.Познакомить с стадиями развития птенцов.
4 Познакомить с условиями , необходимыми для появления птенцов на свет.
5 Формировать умение описывать предметы окружающего мира ( внешний вид, образ жизни, место обитания).
6. Формировать экологически грамотного , безопасного поведения дошкольника в природе.
Тип проекта: Информационно-практико-ориентированные.
Состав участников: групповой .
Продолжительность проекта: средней продолжительности.
Социальные партнёры: родители воспитанников, воспитатели группы .
Возраст детей: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет),
Формы реализации проекта:
-НОД
-игры ( дидактические, экологические, речевые, подвижные, настольно-печатные);
-беседы о жизни домашних, диких птиц;
-изобразительная деятельность;
- лэпбук « Птицы»
- буклет «Птицы родного края»
- макеты гнезд домашних и диких птиц. ( макеты лап )
-рассматривание иллюстраций внешнего вида птиц,
- прослушивание пение птиц;
-экскурсии на место массовых гнездований птиц.
- драматизация отрывков сказки « Гадкий утенок»
- мультимедийные презентации.
- чтение худ. литературы
-работа с родителями, педагогами.
Предполагаемый результат:
Этапы работы над проектом .
1 этап (целеполагание, постановка проблемы)
• Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями (консультации, рекомендации, памятки, анкеты, информационные листы)
- Беседа « Что мы знаем о домашних.диких птицах?»
- Цикл наблюдений за домашней птицей летом.
- Цикл целевых прогулок в места массового гнездования птиц( лето ,осень).
- Анкетирование родителей « Экологическое воспитание дошкольников»
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
2 этап (разработка проекта)
Составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями:
-подбор материала и оборудования для ОД, бесед, разнообразных игр и других видов деятельности;
-подбор художественной литературы, музыкальных игр, физминуток, связанных с тематикой проекта;
-использование фотоальбома по теме проекта, подборка информации, иллюстраций, литературы;
-беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
3 этап (выполнение проекта)
Мероприятия с детьми:
- занятие « Орнитологи в детском саду»( см Приложение)
- занятие по развитию речи " Вместе со сказкой. Гадкий утенок»
( см. Приложение)
-чтение художественной литературы Г Х Андерсена « Гадкий утенок»»
- беседы: « Что такое птичий двор?»». «Этапы развития птенеца» , « Строение ног птиц». « Что объединяет домашнюю , дикую утка , лебедя?»
- просмотр фильма « Появление птенца»
- исследование содержимого яйца ( желток. белок )
- чтение В. Зотова « Лесная Мозаика»
-моделирование из геометрический фигур большого лебедя и маленькой утки;
-опытно – экспериментальная деятельность « Что помогает утки плыть?»
- изобразительная деятельность –лепка птиц на птичьем дворе по сказке « Гадкий утенок»
- работа по учебному пособию ( тетрадь ) « Гадкий утенок».
- Игровая деятельность:
Дидактические игры « Домашние – дикие птицы», « Чье гнездо?» « Кто лишний ?», «Найди отгадки на картинках», « Чьи ноги?», « Чей клюв?», « Времена года», « Разложи по порядку». « Кто из героев сказки исчез?».
Мероприятия с педагогами:
Подбор демонстрационного и раздаточного материала, в соответствии с темой проекта;
Создание и использование мультимедийных презентаций;
Изготовление пособий для ОД, ( атрибутов , раскрасок, заданий)
Мероприятия с родителями:
Печатные консультации по темам: «В союзе с природой », Памятка «Азбука поведения в природе» ( См Приложение)
Индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в проекте.
4 этап подведение итогов:
Фотовыставка «Природа со автор сказки »
Инсценирование отрывка из сказки « Гадкий утенок»
НОД." Гадкий утенок"
Презентация проекта на педсовете.
Ожидаемый результат:
• Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни птиц ,которые обитают на территории района.
• Заинтересованность детей совместно с родителями в наблюдении за птицами .
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
• Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: «Орнитологи в детском саду»
Цель: Познакомить детей с наукой орнитологией , работой – орнитологов.
Задачи:1. Уточнять представление детей о признаках осени.
2.Дать представление о полете птиц ( клин, косяк ,стая, шеренга)
3 Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
4.Учить классифицировать птиц по заданным признакам.
5.Закрепить счет в пределах 8, цифры 3,4,5.6
6.Упражнять в подборе слов с определенным звуком.
7. Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
8. Воспитывать у детей любовь к природе;
9. Прививать христианские добродетели: скромность, милосердие, сострадание.
Оборудование:
Проектор, слайды с изображение птиц, раздаточные листы с заданиями, перья гусиные, карандаши, замок – « молния», эмблема орнитолога .
Ход НОД.
- Беседа. ( дети около окна)
- Обратите внимание ,какая погода за окном ? Какое время года? Как называется последний месяц осени?
- Почему стало мало птиц?
- Почему птицы улетели?
- Птицы улетают по одному или группой ?
2. Рассматривание полета птиц.( подходят к проектору)
– Птицы во время полета выстраиваются в определенный порядок ( слайд № 1). Журавли летят клином , прощаются издают звуки –курлычат, ( слайд №2) грачи и мелкие птицы собираются в стаи ласточки издают звуки - щебечат, ( слайд № 3) , утки выстраиваются дугой, крякают, ( слайд № 4) гуси летят шеренгой , гогочат.
3 Беседа ( около проектора) - Есть такая наука, которая занимается изучением жизни птиц - орнитология. А учёных, занимающихся этой наукой -называют орнитологами. Орнитологи изучают внешний вид, повадки птиц. Тщательно исследуют их место обитания, особенности их питания и выведения птенцов. Они даже знают о продолжительности жизни птиц. А как же всё это они узнают? Для того, чтобы получить все эти знания учёные много путешествуют по всему миру. Они наблюдают за птицами, фотографируют их. А ещё учёные – орнитологи кольцуют птиц, ( показ слайда) т. е. надевают на лапку птицы колечко с номером. Потом птичку отпускают на волю. Кольцуют птиц для того, чтобы узнать пути их перелёта, места зимовок. А нужно изучать жизнь птиц? (Нужно. Потому что они приносят пользу). А какую пользу? (Уничтожают в лесах, полях и садах вредных насекомых. Ловят мышей и вредных грызунов, которые наносят вред полям и разносят болезни. Птицы переносят семена. Они красиво поют и радуют нас своей красотой).
- Мы с вами также можем быть орнитологами и изучать птиц, для этого отправимся в экспедицию , каждый получит эмблему орнитолога ( ребенок закрепляет эмблему).
переход в лабораторию
- Работа в лаборатории.
- Обратите внимание на строение пера. Это маховое перо птиц, мы видим стержень и прикрепленное к нему опахало .
- Посмотрите как оно падает, быстро или медленно? ( опыт) Почему оно медленно , плавно кружится ( перо легкое, так как внутри стержня – пустота)
- Возьмите по одному перу, помашем пером , что происходит когда птица машет крыльями ( перо эластичное пружинит, не расцепляя волоски, сохраняя поверхность).
- Рассмотрим опахало через лупу. На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут прочно и легко совмещаться между собой , как бы застегивая поверхность пера. ( показ опыта)
- Вот как на замке « молния» - Такое строение махового пера позволяет держаться птице в воздухе.
- У птиц, есть пуховое перо ( показ ) – Чем оно отличается от махового пера? ( пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру).
- Зачем птицам такие перья? ( они служат для сохранения тепла .)
5. ( работа за столами) - Продолжаем исследование птиц. Если мы орнитологи , то должны уметь считать. Посчитаем и отметим сколько птиц в каждой клетке, ответ запишем. ( работа на листах)
- Следующее задание необходимо, дорисовать зерна, чтобы у каждой птице их стало поровну – по восемь.
6.Физминутка. «Птичка ожила».
Птичка крыльями взмахнула,
Птица перья отряхнула,
Крылья убрала назад,
Сделав очень важный взгляд.
Посмотрела вправо — влево,
Удивилась, что за дело?
Нет тут птицы ни одной,
Полечу-ка я домой.
7 - Есть птицы в названии которых есть звук «С»
Определим птиц, в которых мы слышим звук « С»
( изображение –ласточка, аист. грач, воробей, снегирь, синица, ворона)
- Где находится звук «С» в слове аист ,синица ,ласточка?
8. Дид\ игра « Четвертый лишний» ( изображение на экране)
- гусь, сорока, воробей, скворец. – Почему гусь лишний ?– гусь домашняя птица.
- соловей, жаворонок, скворец, грач . - Почему грач? – грач не певчая птица.
- воробей, синица, ворона, грач . - Почему грач? - грач перелетная птица.
- сорока, синица, воробей, ворона, галка, снегирь. - Кто лишний? - лишних нет все зимующие птицы.
9 Итог ( звуки птиц) - Вот и подошла к концу наша экспедиция.- Кем мы были сегодня?Чем занимаются орнитологи?
- Что было для вас интересным в экспедиции?
Продолжительность 20 -25 мин.
Памятка: «Азбука поведения в природе»
Лес – это верный наш помощник в борьбе за урожай. Деревья хранят влагу, поддерживают полноводность наших рек, смягчают климат, останавливают жаркие пески, рост оврагов, являются могучими зелеными лабораториями, вырабатывающими кислород. Охрана леса – долг и обязанность каждого человека.
Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
Берегите лес! Раны на стволе дерева – двери для проникновения и размножения множества вредителей и болезнетворных микроорганизмов.
Не повреждайте кору деревьев!
Срывая для букета самые крупные и красивые цветы, мы уносим с луга самые лучшие семена, а из-за этого может исчезнуть луговая красота. Не рвите в лесу, на лугу, в поле большие охапки цветов! Для букетов хороши цветы, выращенные своими руками! Лекарственные растения – это общее достояние, наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела.
Не рвите бесцельно цветы!
Муравьи – санитары леса. Они разносят семена растений, рыхлят почву, спасают лес от пожара, уничтожают массу вредных насекомых.
Не разрушайте муравейники!
Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их – браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг – не луг.
Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей, пчел!
Животные в природе – не потерянные и не брошенные, они своей жизнью. Никто не создаст им необходимых условий для роста и развития, кроме родителей.
Не ловите животных и птиц, не уносите их домой!
Ягоды – источник пищи не только для человека, но и для животных. Сбор ягод в букетики дорого обходится растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть.
Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки!
Несъедобными плодами бузины, рябины, крушины, жимолости кормятся птицы.
Не обрывайте ягоды дикорастущих растений бесцельно!
Ядовитые растения опасны для человека только тогда, когда он их ест, берет в руки и нюхает.
Не трогайте ядовитые растения руками, научитесь различать их!
Мухоморы и поганки нужны лесу: их грибница питает влагой и азотом корни деревьев, с которыми они растут рядом. Нужны грибы и животным, они ими лечатся.
Не сбивайте несъедобные грибы, ими лечатся животные!
Грибы не только украшают лес, но необходимы ему. Кто будет жарить один гриб? Никто! Так зачем же срывать?
Не срывайте ради забавы одиночные грибы!
Если поранить весной ствол березы, из него начинает сочиться по каплям прозрачная, чуть сладковатая жидкость – березовый сок. Это вредно для дерева. Растение истощается, так как лишается своих запасов, необходимых для образования молодых побегов и листвы (сок несет питательные вещества для этих органов). Через ранку попадают микробы, которые вызывают различные заболевания дерева. Сама рана долго не заживает.
Не собирайте березовый сок!
Дождевые черви существенно улучшают структуру и увеличивают пористость почвы.
Не уничтожайте дождевых червей!
Много личинок, гусениц вредителей истребляют пауки.
Не обрывайте в лесу паутину, не убивайте пауков!
Птицы – враги вредных насекомых. Они уничтожают их в огромных количествах, особенно в период выкармливания своих прожорливых птенцов.
Не подходите близко к гнездам птиц и не разоряйте их!
Отдыхая в лесу, помните, что вы находитесь в гостях у природы. Всегда ли вы приводите в порядок то место, на котором отдыхали? Брошенная бумага разлагается в течении 2-х лет, консервная банка не менее – 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать сотни лет, так как нет бактерий, которые могут его разложить.
Не оставляйте после себя мусор!
Никогда не выбрасывайте его в водоем! Когда в лес приходит много людей, сильно уплотняется верхний слой почвы,где находится основная масса тонких всасывающих корней растений. При уплотнении почвы корни «задыхаются», испытывают недостаток влаги.
Не разрешайте детям бегать, где попало!
Оставляйте нетронутые островки природы!
Большой вред лесу причиняют костры. Непогашенный костер может стать причиной страшного бедствия – лесного пожара, Если пламя находится поблизости от стволов деревьев, оно сильно их нагревает. Высокая температура вызывает гибель дерева. Огонь отпугивает зверей, птиц.
Не разводите в лесу костров, будьте осторожны с огнем!
В тех местах, где разведение костров разрешено, новый костер, как правило, разжигают на старом месте, чтобы причинять наименьший вред лесу. Чтобы восстановить травяной покров полностью нужно 15-20 лет.
Не устраивайте новых кострищ, пользуйтесь старыми!
Брошенные осколки банок, бутылок способны, как мины, «срабатывать» даже через 1000 лет. Сколько уже людей получили травмы из-за стекол, которые прорезают обувь? В солнечную погоду осколки стекол способны сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
Не бросайте банки, бутылки в лесу, уносите их с собой!
Включенные на полную мощность транзисторы тревожат зверей и птиц, они покидают свои гнезда и норы. При этом молодь не поспевает за взрослыми, теряется и нередко гибнет. От колебаний воздуха, издаваемых транзисторами и магнитофонами, чистотой более 600 герц, не могут подняться в воздух шмели, жуки, пчелы и другие насекомые.
Консультация для родителей
«В союзе с природой»
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.
В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»
И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.
Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий до свиданья!
Защитил ты нас от зноя
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.
Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.
В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.
Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.
Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.
Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.
А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать.
Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим ( не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.
Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошою
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе с использование ЭОР Тема: «Пересказ сказки "Гадкий утенок"»
открытое занятие по познавательно - речевому развитию ФЭМП во второй младшей групп...
осенний праздник для старшей группы по мотивам сказки "Гадкий утенок"
Сценарий содержит стихи и песни осенней тематики , а также игры и танцы. Можно использовать в работе с детьми логопедических групп....
осенний праздник для старшей группы по мотивам сказки "Гадкий утенок"
Сценарий содержит стихи и песни осенней тематики , а также игры и танцы. Можно использовать в работе с детьми логопедических групп....
Музыкальная сказка "Гадкий утенок". ОСЕНЬ.
Сценарий для детей старшего дошкольного возраста по мотивам сказки Г.Х.Андерсена "Гадкий утенок". Это очень добрая и красивая сказка для детей,которую можно поставить на осенний праздник или отд...
Презентация к музыкальной сказке "Гадкий Утенок".
Презентацию можно использовать на музыкальных занятиях, развлечениях и театрализованных представлениях....
Конспект открытого педагогического мероприятия по ознакомлению с художественной литературой с элементами интеграции (развитие речи, рисование) на тему «Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок»
Тема. Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок».Цель: выявить уровень усвоения программного материала по направлениям: ознакомление с...
Проект " Вместе со сказкой"
Инновационный подход дает возможность в занимательной игровой форме развивать у дошкольников интеллектуальную и эмоциональную сферу, интерес к процессу обучения. Вовлечение детей в р...