Конспект открытого педагогического мероприятия по ознакомлению с художественной литературой с элементами интеграции (развитие речи, рисование) на тему «Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Тема. Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок».
Цель: выявить уровень усвоения программного материала по направлениям: ознакомление с художественной литературой и развитие речи; рисование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
27_konspekt_mamedova_e.a.docx | 102.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Ваховский детский сад «Лесная сказка»
Конспект
открытого педагогического мероприятия
по ознакомлению с художественной литературой с элементами интеграции (развитие речи, рисование)
на тему «Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».
Пейзаж к сказке «Гадкий утенок»
Воспитатель: Мамедова Е.А.
п. Ваховск, 2016 г.
Тема. Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок».
Цель: выявить уровень усвоения программного материала по направлениям: ознакомление с художественной литературой и развитие речи; рисование.
Образовательные задачи:
- обучать связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Развивающие задачи:
- формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль правильности составления пересказа, последовательности и полноты передачи содержания;
- формировать связную монологическую речь с использованием графических схем;
- продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;
- развивать связную речь, активизировать и обогатить словарный запас детей по теме;
- развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение, эмпатию;
- развивать умения выполнять рисунок в нетрадиционной технике рисования – ладонью, зубной щеткой, ватной палочкой;
-закреплять навыки работы с гуашью.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать интерес и любовь к художественной литературе;
- воспитывать эстетическое отношение к природе через изображения лебедей на водоеме;
-воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Предварительная работа. Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» (до слов «И утенок ушел. Он плавал и нырял, но все животные по-прежнему презирали его за его безобразие»). Знакомство со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (чтение, рассказывание сказки воспитателем, просмотр диафильма, мультфильма); изображение предметов в НТР.
Лексико-семантическая работа.
Суровая (зима) — очень холодная, морозная.
Чудо — внезапная радость, волшебство.
Отражение — это то, что можно увидеть в зеркале или в воде, когда ты в него смотришь.
Оборудование. Книга-сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Карта Сказочной страны. Письмо. Послания. Зеркало с осколками. Ковер-самолет. Графические схемы для пересказа. Адаптированный текст последней части сказки. Корзиночка со «снежинками». Игрушки утята, лебеденок. Пьеса Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных».
Ход НОД:
I.Орг. Момент
II.Игровая мотивация
Встаньте рядышком друг с другом,
Словно месяц – полукругом.
Я дарю улыбку вам.
А вы – мне, друзьям, гостям!
- Ребята, а это что? Откуда здесь корзина?
- Давайте, посмотрим, что в ней? Утенок. Он очень опечален и говорит, что в корзине лежали утиные яйца, а теперь… они превратились …в снежинки.
Педагог снимает с корзинки салфетку и ахает, достает и показывает детям снежинки.
- Кто же это зло так подшутил, в снежинки яйца превратил?
- Посмотрите, ребята, да тут еще есть письмо. Прочитаем его.
Трепещите все малые дети!
Несчастье случилось в сказочном свете!
Волшебное зеркало разлетелось на части,
И в сказке вашей будет несчастье.
Ненавижу все живое,
Холод люблю и все ледяное.
Это я превратила яйца в снежинки,
В холодные белые льдинки.
В гадкого утенка превратила птенца одного
Он таким и останется,
Ему не поможет никто!
- Ребята, кто же это очень злой, любящий снег и холод, мог написать такое письмо? (Снежная королева)
-Как вы думаете, как смогла Снежная королева попасть к нам? (Обе сказки, «Гадкий утенок» и «Снежная королева», написал один писатель - Г.Х. Андерсен.)
- Давайте вспомним сказку «Гадкий утенок». Боюсь, что Снежная королева не даст утенку стать счастливым. Утенок сообщил, что захватил карту Снежной королевы. Если мы сможем выполнить по ней все задания – зеркало снова станет целым и никому не навредит. Хотите помочь утенку и его будущим братьям? (Да.)
- Чтобы отправиться в сказочную страну, нам нужен волшебный предмет. Какие волшебные предметы вы знаете?
- Отправимся на волшебном ковре-самолете.
Сядем мы на ковёр – самолёт,
Мы помчимся в далёкие страны.
Пусть он по ветру нас понесёт,
Через горы, моря, океаны.
III.Пересказ сказки по схемам
- Ребята, мы приближаемся к заколдованному Снежной королевой озеру.
Итак, 1 пункт назначения по карте - заколдованное озеро.
К озеру мы все пойдем.
Друг за дружкою гуськом.
1 задание, которое нам предстоит выполнить: «В отражение посмотри – про что сказка расскажи».
(схема спрятана в озере)
- Посмотрите, ребята! Заколдовала Снежная королева сказку, но оставила схему - подсказку. Хочет нас запутать. Постарайтесь вспомнить, как начиналась история гадкого утенка.
1) Работа со схемой № 1
- Какой стоял день? (Стоял теплый тихий летний денек.)
- Где сидела на яйцах утка? (Утка сидела на яйцах в зарослях лопуха.)
- Какие вылупились у нее утята? (Все утята были маленькие, хорошенькие, желтые, пушистенькие, только один утенок был огромный, серый и некрасивый.)
- Как отнеслись обитатели птичьего двора к этому утенку? (Куры, утки, петухи и индюки называли его гадким и безобразным. Они смеялись над ним, плевали и толкали его, не пускали его к еде.)
- Почему утенок убежал с птичьего двора? Как он это сделал? (Все обижали утенка. Вот он и убежал. Он перелетел через изгородь и пустился наутек, сам не зная куда.)
Воспитатель достает осколок зеркала (заранее спрятанный под озером)
- Вот и 1 осколок зеркала. Нам нужно поспешить собрать все осколочки, чтобы зеркало не причинило никому вреда!
2) Пальчиковая гимнастика
Педагог показывает карту и подводит детей к следующему пункту маршрута (чудо-мостик). Дети двигаются по очереди через мостик.
Здесь, дружок, не торопись!
Ты по мостику пройдись!
2 задание - «Через мостик ты пройди – пальчиками сказку расскажи!»
- Наши умные пальчики покажут, как утенок убежал с птичьего двора.
Много маленьких утят поклевать еду хотят. Зерен, крупки и жучка и, конечно, червячка. | По очереди соединяют большой палец с другими пальцами, начиная с указательного (сначала на правой, потом на левой руке) |
Одного утенка обижали | Дети грозят пальчиком. |
И к еде не подпускали. | Стучат кулачками. |
Он взлетел на забор, И покинул птичий двор. | Машут ладонями, как крылышками. |
- Ребята, вы – молодцы. А вот и 2 осколок зеркала нашелся!
Воспитатель
- Следующий объект на карте – болото.
- Ребята, Снежная королева оставила нам послание: «С вашей помощью гадкому утенку удалось убежать с птичьего двора. Но теперь вам уж точно ему не помочь - с болота ему не выбраться!»
3 задание «С кочки на кочку перейдите – сказку дальше расскажите!»
- Ну, это мы еще посмотрим!
Ноги выше поднимаем,
На кочки мы не наступаем.
Снова по дорожке
Мы весело шагаем.
- Давайте, вспоминать, ребята, сказку дальше.
3) Работа со схемой № 2
- Как отнеслись к утенку дикие утки, которые жили на болоте? Почему? (Диким уткам утенок не понравился, потому что он был некрасивым.)
- Кого испугался утенок? (Утенок испугался охотников, которые стреляли в диких уток. И еще большой охотничьей собаки, которая подбежала к нему.)
- Что сделал утенок после встречи с собакой? (Утенок долго прятался, потом встал и пустился бежать дальше по полям и лугам.)
- Много натерпелся птенец.
- А вот и 3 осколок зеркала.
4) Игра-импровизация «Гадкий утенок»
- Ребята, мы приближаемся к Поляне превращений. И снова Снежная королева оставила нам послание:
4 задание «Вокруг себя повернись и в утенка превратись!»
- Закройте глаза и представьте себя гадким утенком.
Дети под музыкальное сопровождение импровизируют.
Покажите утенка, который испугался громкой пальбы охотников. | Дети выполняют задание |
Покажите утенка, к которому кинулась собака и оскалила на него острые зубы. | |
Покажите утенка, который хочет понравиться уткам на птичьем дворе, своей маме, братьям и сестрам. | |
Что вы чувствовали, когда были утенком? | Ответы детей |
- Ребята, вот и 4 осколок зеркала нашелся.
5) Работа со схемой № 3
- Ребята, какой следующий объект изображен на карте? (Кот)
-Ребята, все понятно: Снежная королева хочет отдать утенка на съеденье коту. Нужно выполнить ее задание.
6 задание «Коту сказку расскажи, дальше путь ты свой держи!»
- Сильна Снежная королева. Но мы сильнее. Вспомним, что было дальше?
- Кто жил в бедной избушке, до которой добежал утенок? (В бедной избушке жила старушка с котом и курицей.)
- Почему старушка решила оставить утенка? (Старушка решила, что это утка, которая будет нести ей яйца.)
- Как отнеслись кот и курица к утенку? Почему? (Кот и курица постоянно поучали и ругали его, потому что считали себя очень умными.)
- Почему ушел утенок? (Утенок ушел, потому что увидел, что здесь его никто не любит.)
- Ребята, кот вернул 5 осколок зеркала. Поскорее заберем его! Попробуем собрать зеркало, может, уже все осколочки нашлись!
Дети соединяют части зеркала.
-Нужно поторопиться!
- Ребята, мы приближаемся к Снежной горе. Еще пуще колдует Снежная королева…
Дети импровизируют под музыку (релаксация)
7 задание «Вокруг себя вы обернитесь и в снежинки все превратитесь!»
- Снежная королева совсем рассердилась, что вы утенку помогли, по сказке провели. Говорит, что заморозит его - зиму на него напустит!
- Что же делать? Мы не читали конец сказки, и если не узнаем, что случилось дальше, утенка нам не спасти. (Дочитать книгу)
- Верно, давайте, дочитаем сказку и расскажем ее конец. Расколдуем схемы-подсказки Снежной королевы!
IV. Чтение заключительного фрагмента сказки. Показ презентации фрагмента сказки
- Сейчас мы с вами прочитаем конец сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утенок». Слушайте внимательно.
«Убежал утенок на озеро. Он плавал и нырял, но так и не нашел себе друзей.
Наступила зима — холодная-прехолодная. Утенок совсем замерз. Много бед случилось с ним за эту суровую зиму.
Наконец пришла весна. И тут случилось чудо. Утенок увидел целую стаю прекрасных больших птиц. Это были лебеди. Утенок по-прежнему считал себя гадким и безобразным. Он поплыл к чудесным птицам, чтобы они заклевали его.
Бедняжка низко опустил голову и вдруг увидел в воде свое отражение. Он стал таким же прекрасным лебедем, как эти великолепные птицы.
На берег прибежали дети. Они увидели его и закричали: „Новый лебедь лучше всех. Он красивый и молодой". А лебедь думал: „О таком счастье я и не мечтал, когда был гадким утенком"».
- Молодцы, ребята! А вот и 6 осколок зеркала.
V. Работа со схемой 4
Воспитатель показывает карту и называет очередной пункт маршрута - Заколдованный лес.
- Ребята еще сильнее рассердилась Снежная королева, говорит, что с эти заданием мы уж точно не справимся!
8 задание «Подробно сказку вспоминайте, я начну - вы продолжайте!»
- Что делал утенок на озере? Нашел ли он себе друзей? (Ответы детей.)
- Что случилось с утенком зимой?
- Кого увидел утенок весной?
- Как бедняжка узнал, что он стал прекрасным лебедем?
- Что кричали дети, которые прибежали на берег?
- Какими словами заканчивается сказка?
VI. Повторное чтение отрывка сказки воспитателем.
- Прочитаем еще раз этот фрагмент сказки (чтение сказки по книге).
VII. Пересказ отрывка детьми с использованием схемы-модели № 4
- Ребята, расскажем окончание сказки по схеме-подсказке.
- Молодцы, ребята! А вот и 7 осколок зеркала.
VIII. Обобщение.
Воспитатель с участием детей называет очередной пункт маршрута - Гора мудрости и читает задание.
- Ребята, рассердилась Снежная королева, говорит, что это задание мы уж точно не выполним!
8 задание «Вот так сказочный герой, расскажите он какой?»
- Ребята, мы с вами очень переживали за маленького гадкого утенка, сочувствовали ему. А как вы думаете, если бы гадкий утенок с самого рождения знал, кто он на самом деле, его жизнь сложилась бы по-другому? Ему не пришлось бы скитаться? (Гадкий утенок нашел бы своих родственников - лебедей, и они бы о нем позаботились)
- Ребята, а как вы думаете, почему так могло получиться, что яйцо лебедя оказалось в гнезде утки?
Дети высказывают свои предположения.
- Дело в том, что все водоплавающие птицы чаще всего строят гнезда на земле, у воды. Обычно они выстилают гнездо пухом, который выщипывают у себя на брюшке. Вспомните, где сидела на яйцах утка в сказке Андерсена: «...В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то и сидела на яйцах утка». Ребята, а если гнезда утки и лебедя находились рядом, что могло произойти? (Птицы могли просто перепутать гнезда, и яйцо лебедя могло случайно попасть в гнездо утки)
- Молодцы, ребята! А вот и 8 осколок зеркала. Осталось собрать последний осколочек. Давайте, поторопимся!
IX. Рисование пейзажа к сказке «Гадкий утенок»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на карте нарисован какой-то сундук. Где он может находиться?
Дети указывают на место в группе.
- Нужно выполнить следующее задание.
«В сундучке что угадайте, к делу быстро приступайте!»
Что-то здесь лежит для вас,
Угадайте-ка, сейчас!
Для чего ж вам, дети,
Нужны предметы эти?
Дети вытаскивают из сундука зубные щетки, краски, альбомные листочки.
- Ребята, мы должны нарисовать гадкого утенка, ставшего красивым белым лебедем, используя эти предметы. Да вот кистей у нас нет. Что можно нарисовать щеткой, ватной палочкой? Чем же еще можно рисовать? (Ладошкой и пальчиками)
Посмотрите на ладошку
На кого она похожа?
На лебедя похожа
Присмотрись немножко!
- Ладошка похожа на лебедя. Но не хватает несколько деталей. Каких? (Клюв; глаз)
- Используя какие предметы можно нарисовать клюв и глаз?
Дети рисуют пейзаж под музыку Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных»
- Молодцы, ребята! Вот и 9 последний осколок зеркала. Соберем волшебное зеркало!
X. Итог
- Все закончилось очень хорошо. Вы молодцы!
- Ребята, посмотрите, а ведь вы уже собрали волшебное зеркало.
- Посмотрите в зеркало. Кого вы увидели в нем?
- Какими вы видите себя в зеркале? Радостными, счастливыми)
- Почему? (Потому что мы сделали общее доброе дело – помогли утенку и его братьям)
- Гадкий утенок тоже обрел свое счастье.
- Как вы думаете, что такое счастье? (Это - когда тебя все любят. Когда вокруг друзья. Когда все здоровы.)
- Ребята, посмотрите, снежинки растаяли, а братья нашего утенка, тоже стали красивыми утятами.
Наше сказочное путешествие подошло к концу.
Сказки с вами мы читали,
к ним рисунки рисовали.
А теперь скажите дружно:
Победило добро и дружба!
- Чему научила вас эта сказочная история?
- Эта сказка очень поучительная, нельзя оскорблять, унижать других, надо быть более чутким, добрым друг к другу.
- Именно потому, что мы с вами были дружными, добрыми и смелыми, нам удалось победить злое волшебство Снежной королевы. Ведь любое зло в сказках наказывается, а побеждает добро! Всё закончилось очень хорошо. Вы ребята молодцы! Гадкий утенок теперь стал прекрасным лебедем. Он передал для вас, ребята, волшебное яйцо. А в этом яйце вас ждет сюрприз (конфетки).
Вот и всё, сказки мы закрываем страницу.
В волшебном путешествии быстро время мчится.
Были вы, друзья, отважны, не боялись злых героев.
В жизни, верьте, очень важно за добро стоять горою!
Ну, а если захотите в сказку снова возвратиться,
То чудесные мгновенья могут снова повториться.
В этом вам поможет книга, стоит в руки её взять –
И любимые герои с вами встретятся опять!
- А нам пора возвращаться в детский сад. Садимся на наш ковёр – самолёт, закрывайте глаза, полетели!
Сядем мы на ковёр – самолёт,
Пусть он в группу нас несёт!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста на тему "Большие буквы" (игра-путешествие по сказкам К.И.Чуковского).
Программное содержание:Продолжать развивать у детей интерес к творчеству К.И. Чуковского.Продолжать учить детей называть слова с определенным звуком.Закрепить умение читать слоговую таблицу.Закрепить ...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи посредством художественной литературой. Тема: «Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». (Пересказ от лица героев сказки). (два занятия)
1) Обучать детей связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. 2) Формировать связную монологическ...
Конспект открытого педагогического мероприятия по ознакомлению с художественной литературой. Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок»
Педагогическое мероприятие поможет педагогам обучить воспитанников связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событи...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ» В РАМКАХ ГМО МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОРОДА УСТЬ – ИЛИМСКА ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА»
Занятие на тему экологии с элементами интеграции и социального партнёрства....
План-конспект открытого занятия НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе-рассказывание рус.нар.сказки"Кораблик" с использованием настольного театра.
ТАБЛИЦА-НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "РАСКАЗЫВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ "КОРАБЛИК" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА....
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с элементами театрализованной деятельности в старшей группе « ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ « ТЕРЕМОК»
Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность....